Миграция населения. Особенности современных принципов миграции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 13:46, реферат

Описание

С наступлением во второй половине 60-х годов и продолжавшимся до середины 70-х годов ренессансом в изучении миграции населения связано появление большого количества определений этого явления и попыток классификации. Активизация изучения миграции привела к применению множества различных терминов. Миграцию стали называть территориальным, географическим, пространственным явлением, пытаясь иногда выявить семантические различия там, где их нет. Миграцию стали определять как мобильность или как подвижность, она же - движение, перемещение, переселение, перераспределение и т. д.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Понятие миграции..……………………………………………………………4
2. Виды миграции……………………………………………..……….………...5
3. Функции миграции…………………………………………...…………….…9
4. Особенности современных принципов миграции……………………...….12
Заключение………………………………………………………………………21

Список литературы……………………………………………………………...22

Работа состоит из  1 файл

РЕФЕРАТ ПО ДЕМОГРАФИИ.docx

— 47.42 Кб (Скачать документ)

Эти факторы  явились причиной того, что немалая  часть вынужденных мигрантов  не видит возможности обосноваться в Оренбургской области. Второе. Наблюдается затягивание сроков обустройства и социальной адаптации вынужденных переселенцев и беженцев, ухудшение их материального и социального положения, что способно воспроизводить и поддерживать на высоком уровне негативно-конфликтный потенциал в общественном сознании.

Свидетельством  этого могут служить такие  данные: свое материальное положение  как бедственное оценивают 27% опрошенных переселенцев, а 66% испытывают серьезные  материальные затруднения, когда денег  хватает только на скромную жизнь. Наибольшие потери от переезда понесли работники  здравоохранения, финансово-экономической  сферы и лица, бывшие в ближнем  зарубежье безработными. Негативно оценивают условия жизни и труда, по сравнению с теми, которые они имели на прежнем месте жительства, 46% опрошенных.

Несомненно, что консервация такой ситуации чревата социальным конфликтом. Следует  учитывать, что среди видов помощи, в которой наиболее остро нуждаются  мигранты, преобладают вполне "земные", а не оторванные от реальности фантазии или прихоти. На первом месте стабильно упоминается решение жилищной проблемы (63%), более того, вынужденные переселенцы и беженцы начисто лишены "рваческих" настроении: 25% из них считают, что помощь должна состоять в компенсации стоимости утраченного жилья, 22% -в продаже им жилья в рассрочку, 16% - в выделении льготных кредитов на строительство домов.

 С реальными  трудностями переселенцы сталкиваются и в такой сфере жизненных  интересов, как трудоустройство, которое традиционно стоит на втором месте в иерархии ценностных ориентации. На сегодня 21% из них работают не по специальности, а 17% не имеют работы. Всего же по ранее приобретенной специальности трудятся менее половины квалифицированных работников здравоохранения, образования, финансово-экономической сферы, инженерных кадров.

 Следует отметить довольно низкую оценку переселенцами  деятельности областной миграционной службы, упускающей из сферы своего внимания перемещение мигрантов, учет их проблем, необходимость проведения разъяснения законодательства об их правах и статусе, критериях отнесения  к беженцам и вынужденным переселенцам. Не случайно, называя причины неоформления статуса, многие респонденты отвечали, что, по их мнению, это не повлечет за собой никакого улучшения в условиях жизни (40%), что это сложная бюрократическая процедура (28%), что не знают, как это делать и куда обращаться (19%).

 В немалой  степени низкий авторитет областной  миграционной службы объясняется неудовлетворительным организационно-техническим и финансовым обеспечением. Так, ее бюджет на 1996 г., и  без того покрывающий лишь минимальные  потребности, был профинансирован на 14%.

 Поскольку такая картина характерна для  всех без исключения принимающих  регионов, это, в свою очередь, заставляет переселенцев брать инициативу в  свои руки. В ряде регионов эффективно действуют созданные на базе объединений  вынужденных переселенцев "общественные приемные" (по существу, более продуктивно дублирующие функции местных отделений ФМС), где зачастую и находят себе применение высококвалифицированные юристы, экономисты, психологи и другие специалисты из числа вынужденных мигрантов. Повседневная жизнь заставляет мигрантов объединять усилия, опыт и знания, а иногда и просто поделиться оптимизмом с теми, кто потерял всякую надежду.

 Третье. Социально-экономические трудности в обустройстве вынужденных переселенцев, юридическая, экономическая, социальная непроработанность этих вопросов, негативное отношение определенной части жителей принимающих регионов к этой категории граждан увеличивают вероятность возрастания объема возвратной миграции переселенцев в прежние государства проживания.

 Не  выдерживая социально-экономической  нестабильности ситуации, настороженного, а порой враждебного отношения  к себе, своим детям, часть прибывших  в область переселенцев (12% от общего числа опрошенных) высказывают пожелание сменить место жительства, причем каждый пятый из них даже не исключает возможности вернуться обратно в ту страну, из которой они прибыли. В масштабах одной Оренбургской области это еще сравнительно небольшое число - 8,1 тыс. человек за 1997 г., но 40-60% из них - русские и русскоязычные граждане, вынужденные покидать негостеприимную Родину, возвращаясь в те места, откуда они были еще недавно "выжаты", а то и просто изгнаны. Зафиксированы случаи, когда русские семьи возвращались по этой причине даже в районы Таджикистана, охваченные войной.

Четвертое. Пульсирующая миграционная активность русскоязычного населения стран Центральной Азии имеет тенденции к росту. Можно предположить, что наибольшее число вынужденных переселенцев и беженцев в обозримой перспективе по-прежнему будет прибывать в Россию из государств Центральной Азии. Этот прогноз без учета внутренней миграции на основе уже проявившихся тенденций иллюстрируют данные о том, что миграционный отток из Казахстана вырос с 0,2% в 1993 г. до 61,2% в 1998 г. в общем объеме мигрантов в России. Учитывая, что в этой республике сосредоточено более двух третей россиян, проживающих в Центральноазиатском регионе, резко возросший миграционный поток может усугубить и без того напряженную социально-экономическую ситуацию в приграничных регионах Российской Федерации.

 Так, сегодня особое беспокойство органов  исполнительной и законодательной  властей Оренбургской области вызывает тенденция к увеличению числа  вынужденных переселенцев и беженцев из соседнего Казахстана. Динамику этого процесса характеризует постоянное увеличение удельного веса мигрантов  из этой республики в общем объеме прибывших в область вынужденных  переселенцев (1993 г. - 8,0%, 1998 г. - 65,52%).

 В этой связи этнополитическая ситуация в  Казахстане заслуживает более подробного анализа. По мнению специалистов, скачок в миграционных потоках произошел  в 90-е годы, когда за шесть лет  Казахстан покинули более 2 млн. человек. В 1994 г., например, по официальным данным, из Казахстана уехали свыше 480 тыс. человек, а в 1998 г. произошел еще более мощный всплеск миграции из этой страны.

 Но  аналитики считают, что миграция из Казахстана не является добровольной. Ее причина видится в сочетании взаимодействия социально-экономических и политических факторов. Экономический кризис отбросил большинство населения за черту бедности (по официальным оценкам, ниже черты бедности живут 44% населения, на самом деле это - 70-80%); уровень безработицы, включая скрытую, по экспертным оценкам, составляет 10%, а в регионах с конверсионными предприятиями она достигает 16-18%.

 Новую волну миграции в ближайшие годы может вызвать и уже вызывает принятый закон "О пенсионном обеспечении", который увеличил возраст для  выхода на пенсию гражданам Казахстана (женщинам - до 60 лет и мужчинам - до 65 лет). Фактически этим актом предполагается за счет России, а также за счет людей  предпенсионного возраста, не желающих доживать в Казахстане до 65 лет, чтобы получить потом скудную пенсию, и сейчас уже в 55 - 57 лет покидающих это государство, сократить расходы на содержание ветеранов, которые вложили свой труд в экономику этого государства. По некоторым расчетам демографов, в случае продолжения подобной политики, удельный вес казахов с 44,3% в 1995 г. достигнет 60% в 2000 г., а в 2015 г. - 80% .

 Пятое. Усиливается приток в исконно русские регионы России лиц других национальностей, прежде не характерных для этих местностей, что существенно влияет на этнополитическую ситуацию. Рассмотрим это на примере Оренбургской области, хотя аналогичные факты отмечены практически во всех принимающих регионах страны.

 Как свидетельствует анализ, таджики, составившие  всего 0,5% от общего числа принятых областью мигрантов, едут зачастую целыми "кланами", бывшими во время войны в оппозиции к той или иной противоборствующей стороне. Селиться они предпочитают компактно - с 1994 г. в совхозе "Целинный" Ясненского района, например, проживают 70 таджиков, в Дамбровском районе - 50. А новые компактные поселения представителей национальностей, нетрадиционных для данного региона, в большей мере способны обострить этнокультурные противоречия. Порой приезжие, особенно выходцы из закавказских республик, не настроены на соблюдение общественного порядка, уставов населенных пунктов. По этой причине, к примеру, в Подольском сельсовете Красногвардейского района восьми семьям вынужденных мигрантов было настоятельно предложено выехать на другое место жительства.

 В целом  для области неприязненное отношение  населения к представителям нетрадиционных для Оренбуржья национальностей становится серьезной этносоциальной проблемой. По данным социологических опросов, наибольшая неприязнь отмечена к чеченцам (24,6%) и выходцам из закавказских республик (12,8%). 38% опрошенных отметили, что в их отношении к беженцам играет роль такой фактор, как национальная принадлежность.

 В итоге  необходимо отметить, что приграничным регионам, являющимся по существу "фильтрами" миграционных потоков из ближнего зарубежья, свойственны все основные особенности, наметившиеся в развитии общероссийских процессов вынужденной миграции, причем проявляются они в наиболее острой и болезненной форме, что, в свою очередь, требует конкретного подхода к изучению и решению проблем вынужденной миграции в них.

 Исследование  свидетельствует, что во всей работе по приему, обустройству и социальной адаптации вынужденных переселенцев и беженцев из стран ближнего зарубежья на территории Российской Федерации преобладает формально-механический подход, ориентация на какого-то "усредненного" переселенца. Видимо, федеральную миграционную программу, аналогичные документы на более отдаленную перспективу следует дополнить соответствующими разделами, в которых целесообразно сформулировать блок комплексных мероприятий по учету фактора социальной адаптации вынужденных переселенцев и беженцев. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

  Итак, любое территориальное перемещение, совершающееся между разными  населенными пунктами одной или  нескольких административно-территориальных  единиц, независимо от продолжительности, регулярности и целевой направленности представляет собой миграцию в широком значении этого слова. Трудовые миграции являются определяющими в общей совокупности территориальных перемещений; переселения — это конечный, законченный вид миграции.

  Миграция  населения — общественное явление. Миграция населения — столь же древнее явление, как и человек  — сгусток всех общественных отношений. До появления человека территориально перемещались его человекообразные предшественники. Но эти перемещения предполагали поиск данных природой предметов потребления, а не условий труда для их производства. В этом принципиальная разница между миграциями любых популяций животного мира и миграцией населения.

  Миграция  как пространственное движение населения  свойственна всем человеческим обществам. Однако интенсивность, направленности и состав миграционных потоков, ее социальные, экономические и демографические последствия существенно различаются не только в разные исторические эпохи, но и в странах с разным общественным строем, уровнем экономического развития и его территориальной дифференциацией, природно-климатическими условиями и структурой населения. 
 
 

  Список  литературы: 

1. Переведенцев  В. И.  Методы изучения миграционного  населения. - М., 1975.

2. Хорев Б.С., Чапек В. Н. Проблемы изучения миграции населения. - М., 1978.

3. Хомра А. У.  Миграция населения. - Киев, 1979.

4. Чапек  В.Н.  Миграция и стабилизация  трудовых ресурсов. - Ростов-на-Дону,       1983.

5. Моисеенко  В.М.  Территориальное движение  населения. - М., 1985.

6. Бреев Б.Д.  Подвижность населения и трудовые ресурсы. - М., 1977.

7. Назарова  Е. А. Особенности современных  процессов миграции// Социс. -2000. - N1 – c/ 106-110. 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Миграция населения. Особенности современных принципов миграции