Контрольная работа по "Геополитике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 06:26, контрольная работа

Описание

Имя шведского ученого Юхана Рудольфа Челлена(1864–1922) неразрывно связано со становлением геополитики как науки. Именно ему принадлежит пальма первенства в употреблении самого понятия «геополитика», как и многих других геополитических терминов. Юрист и государствовед Челлен – профессор истории и политических наук Гётеборгского (1901–1916) и Уппсальского (1916–1922) университетов. Он изучал системы управления с целью выявления путей создания сильного государства. Кроме того, он активно участвовал в политике, являлся членом парламента. Челлен не был профессиональным географом и рассматривал геополитику, основы которой он развил, как часть политологии, отталкиваясь от работ Ратцеля (которого он считал своим учителем).

Содержание

Вопрос 1. Геополитические воззрения Р. Челлена.
1. Личность Р.Челлена в мире науки…………………………………………3
2. Суть исследований ученого………………………………………………...3
3. Пять сторон изучения деятельности государства:
геополитика………………………………………………………4
экополитика………………………………………………………5
демополитика……………………………………………………..6
социополитика………………………………………………….....7
кратополитика……………………………………………………..8
4.Заключение……………………………………………………………………9
Вопрос 2. Проблемы интеграции в рамках СНГ.
1. Вопросы изучения экономической интеграции…………………………..10
2. Формирование новых взаимоотношений стран СНГ…………………….10
3. Создание интеграционных процессов, взаимная торговля........................12
4. Союзы, объединения………………………………………………………..12
5. Перспективы экономической интеграции…………………………………14
6. Основные задачи интеграции стран СНГ………………………………….14
Вопрос 3. США в мировой экономике и политике.
1.Положение США на мировой арене………………………………………..16
2. Пять определений, утверждающих «единство сверхдержавы»………..…17
3.Участие США в процессе глобализации мировой экономики…………….18
4. Последствия мирового кризиса в экономике США………………………..20
5. Заключение……………………………………………………………………22
Список используемой литературы……………………………………………..23

Работа состоит из  1 файл

Геополитика контрольная.docx

— 54.61 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ  
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ХАБАРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ  АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

ФАКУЛЬТЕТ «МЕНЕДЖЕР»

КАФЕДРА  ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

 

 

 

 

Контрольная работа

Дисциплина «ГЕОПОЛИТИКА»

ВАРИАНТ 5

 

 

Выполнила: студентка 4 курса

Специальность: «Государственное и муниципальное управление»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Хабаровск, 2011

Содержание

Вопрос 1. Геополитические воззрения Р. Челлена.

1. Личность Р.Челлена в  мире науки…………………………………………3

2. Суть исследований ученого………………………………………………...3

3. Пять сторон изучения  деятельности государства:

геополитика………………………………………………………4

экополитика………………………………………………………5

демополитика……………………………………………………..6

социополитика………………………………………………….....7

кратополитика……………………………………………………..8

4.Заключение……………………………………………………………………9

Вопрос 2. Проблемы интеграции в рамках СНГ.

1. Вопросы изучения экономической интеграции…………………………..10

2. Формирование новых  взаимоотношений стран СНГ…………………….10

3. Создание интеграционных  процессов, взаимная торговля........................12

4. Союзы, объединения………………………………………………………..12

5. Перспективы экономической  интеграции…………………………………14

6. Основные задачи интеграции  стран СНГ………………………………….14

Вопрос 3. США в мировой экономике и политике.

1.Положение  США на  мировой арене………………………………………..16

2. Пять определений, утверждающих  «единство сверхдержавы»………..…17

3.Участие США в процессе глобализации мировой экономики…………….18

4. Последствия мирового  кризиса в экономике США………………………..20

5. Заключение……………………………………………………………………22

Список используемой литературы……………………………………………..23

 

 

 

Вопрос 1. Геополитические воззрения Р. Челлена.

Имя шведского ученого Юхана Рудольфа Челлена(1864–1922) неразрывно связано со становлением геополитики как науки. Именно ему принадлежит пальма первенства в употреблении самого понятия «геополитика», как и многих других геополитических терминов. Юрист и государствовед Челлен – профессор истории и политических наук Гётеборгского (1901–1916) и Уппсальского (1916–1922) университетов. Он изучал системы управления с целью выявления путей создания сильного государства. Кроме того, он активно участвовал в политике, являлся членом парламента. Челлен не был профессиональным географом и рассматривал геополитику, основы которой он развил, как часть политологии, отталкиваясь от работ Ратцеля (которого он считал своим учителем).

 

Своими работами и наблюдениями он старался доказать, что все великие державы направлены на расширение зоны обитания, зоны влияния своего государства, в то время, как малые страны стремятся удержать существующее или существовавшее на определённый момент фактическое или правовое положение. Малые страны, в силу своего размера и в зависимости от географического положения обречены на подчинение великим державам. Сущность великих держав заключается в их воле к увеличению своей мощи по отношению к другим державам. Великие державы, согласно Челлену, делятся на две категории: собственно великие державы и мировые державы. К первой категории он относил Францию, Австро-Венгрию и Италию. Мировые державы по Челлену – это Британская, Российская, Германская империи и США. Среди мировых и великих держав он рассматривал Германию и Россию как восходящие силы, а Англию и Францию – как нисходящие. Челлен также противопоставлял континентальные и морские державы. В данном спектре, на одном полюсе была Россия как континентальная держава, на другом - Англия как морская держава, Германия и Франция находились посередине. Будущее, по Челлену, принадлежало не морским, а континентальным державам.

По мнению Р. Челлена, государство осуществляет свою деятельность как внутри себя, так и вовне – в отношении окружающей его среды: здесь оно приходит в постоянное соприкосновение с другими государствами, причем ему приходится вести борьбу за существование, которая поглощает значительную часть его сил и влечет за собой постоянные более или менее сильные трения с его окружением. Таким образом, Р.Челлен признает государство за особое органическое целое, находящееся в процессе постоянного развития. Согласно этой схеме при изучении государства, его жизни и деятельности Челлен предлагает различать пять различных его сторон: территорию, хозяйство, народ, общество и власть. В соответствии с этим наука о государстве должна быть разделена на пять подразделений или наук: геополитику, экополитику, демополитику, социополитику и кратополитику. Р.Челлен подчеркивает, однако, что между названными пятью сторонами жизни и деятельности государства существует самая тесная, неразрывная связь и что лишь для целей изучения они могут быть друг от друга отделены, поэтому и граница между науками носит условный характер.

Таково основное подразделение  науки о государстве, и этим предопределяется и ее содержание. Но затем каждая из пяти перечисленных наук в свою очередь распадается на дальнейшие подразделения или главы. В результате этой  сложной классификации у  Р. Челлена получается следующая  схема:

I. Геополитика (Geopolitik – от слова geo – земля) есть учение о государстве как территории. В ее состав входят части:

а) топополитика (Topopolitik – от слова topos – место) изучает внешнее положение государственной территории,  для нее важно лишь установить, лежит ли данное государство в пределах населенной части или за ее пределами. Топополитика интересуется политическим окружением данного государства, его соседями, оказываемом давлении со стороны соседей. По мнению Челлена, оказываемое соседями давление усиливается или облегчается политическими союзами и иными подобными соглашениями, которые поэтому также должны приниматься во внимание и также должны изучаться топополитикой. Поэтому она может быть признана „ключом ко всей политике”.

б) морфополитика (Morphopolitik – от слова morphos – форма) есть учение о форме государственной территории, Ее, по мнению Р. Челлена, можно было бы назвать и картополитикой. Главное ее внимание должно быть обращено на изучение внешних очертаний этой территории, т.е. на изучение государственных границ. Сюда же относится вопрос о самой величине государственной территории, эта величина также определяется государственными границами, учитывая, что пути сообщения сокращают расстояния и тем самым усиливают внутреннюю спаянность территории.

в) физиполитика (Phisipolitik – от слова phisis – природа), которая является учением о государственной территории с точки зрения ее содержания или, как говорит P. Челлен, учением о „доминиуме”. Предметом физиполитики является физическое заполнение расположенной в пределах государственных границ территории. Здесь приобретают важное значение и широта, и долгота; здесь же изучаются рельеф и естественные богатства.

II. Экополитика (Ockopolitik – от слова ockos – дом) имеет своим предметом изучение хозяйственной жизни данного государства. В ее состав входят следующие части:

а) эмпорополитика (Emporopolitik – от слова emporoi – крупные торговцы) изучает внешнюю сферу хозяйства данного государства или положение государства в мировом хозяйственном обороте аналогично тому, как топополитика изучает положение данной государственной территории среди окружающих ее других государств. Основным предметом изучения эмпорополитики является выяснение вопроса о том, какие у данного государства имеются данные для хозяйственного развития и с какими другими государствами у него имеются наиболее тесные отношения. Менять рынки снабжения или сбыта легче, чем менять политических соседей. Однако и хозяйственным отношениям, как они исторически сложились, присуще некоторое постоянство, выражающееся, например, в хозяйственной зависимости одного государства от другого, зависимости, которая может стать решающим фактором всей политики.

б) автаркополитика (Avtarkiepolitik – от слова avtarkie – самодовление), которая изучает хозяйственное состояние государства с точки зрения, характеризующей его степени самодовления, от которой зависит способность государства существовать с помощью имеющихся на его территории собственных источников. Другими словами, задачей автаркополитики является установление степени хозяйственной независимости данного государства, ее степень определяется прежде всего внутренним производством.

в) экономическая политика (Oekonomiepolitik – от слова oekonomia хозяйство) изучает хозяйственную жизнь. В противоположность эмпорополитике и автаркополитике, имеющим своими задачами выяснение внешнего положения и степени внутреннего развития хозяйства данного государства, экономическая политика ставит вопрос о том, каково отношение народа к государственной власти, к внешнему и внутреннему хозяйству государства, в какой степени они сознают слабые стороны этого хозяйства, обращают свои взоры на имеющиеся для их устранения возможности и обладают решимостью эти возможности использовать. Экономическая политика – заявляет Челлен – очень богата актуальными проблемами; к числу последних он относит проблему свободы торговли и проблему современной колонизации, основанной на стремлении к отысканию новых источников сырья и рынков сбыта.

III. Демополитика (Demopolitik – от слова demos – народ) изучает население государства. В состав ее входят следующие части.

а) этнополитика (Ethnopolitik – от слова ethnos – племя) изучает положение населяющего данное государство народа с точки зрения его племенного состава, т.е. положение его среди других племен той же расы и среди других рас. Если население государства состоит из разных племен, такое изучение должно быть сделано в отношении каждого из них, причем, ему должен предшествовать общий обзор племенного состава населения государства.

б) плетополитика (Plethopolitik – от слова plethos, означающего число, массу, количество) изучает, по словам P. Челлена, „тело народа”. Предметом ее изучения является численность населения (причем плетополитика приводит ее в связи с территорией и хозяйством государства, устанавливая степень населенности последнего и степень удовлетворения потребностей населения, далее физические свойства населения и его движение).

в) психополитика (Psychopolitik – от слова psyche – душа) изучает народную душу, психологический облик народа или его национальный характер. P. Челлен называет психополитику также психологией, поставленной на государственную точку зрения и рассматриваемой с этой государственной точки зрения. Предметом психополитики является также и деятельность государства в области морального и интеллектуального воспитания народа.

IV. Социополитика (Sociopolitik) изучает государство как общество. Она должна быть строго отличаема от социальной политики, под которой разумеется известная практическая деятельность, с одной стороны, и изучающая эту практическую деятельность прикладная дисциплина – с другой.

а) филополитика (Fylopolitik – от слове file, означающего „общественную ячейку”) изучает общественную форму. Основным здесь явялется изучение коммунальной организации, а затем изучение классовых организаций (как, например, организаций рабочих).

б) биополитика (Biopolitik – от слова bios – жизнь) изучает жизнь общества: дух, душу, систему.

V. Кратополитика  (Kratopolittk – от слова kratos – властитель) изучает организованную государственную власть.

а) номополитика (Nomopolitik – от слова nomos – норма, правило) изучает форму или организацию государственной власти, объединяя в этом отношении как государственный строй, так и государственное управление.

б) праксиполитика (Praxipolitik – от слова praxis, которым обозначалось

государственное управление) изучает „государственную жизнь”, т.е. деятельность государства. Сюда относятся все факторы, в которых специально проявляется власть: управление юридическое, военное, полицейское и внешнеполитическое, со всеми сторонами их, которые не воплотились в формальную организацию, а следовательно, и общие задачи государственных органов. Сюда относятся и практика работы законодательных учреждений, и внутренняя жизнь партий (их программы и т.д.). Основным считается вопрос об образовании правительства,  как важнейшая из всех функций в пределах осуществления власти.

в) архополитика (Archopolitik – от слова arche – власть). Эта глава имеет своим предметом изучение границ государственной власти и предоставленной индивидууму за пределами этих границ свободы. Сюда относятся такие вопросы, как, свобода совести, свобода печати, свобода собраний и другие предоставленные гражданам права, а также лежащие на гражданах обязанности-  платить налоги, воинская повинность, обязательное школьное обучение и т.д.

«Приступая к своей работе, – говорит Челлен в заключении к своей системе, – я находился под впечатлением, что политика, или наука о государстве, представляет собой пустое место. А так как человеческая любознательность в такой же степени боится пустоты, как и природа, то, естественно, в это пустое место проник целый ряд других наук: философское учение о государстве, политическая история, политическая география, политическая экономия, социология, государственное право. Чтобы выйти из этого положения, было необходимо объединить науку о государстве в одно целое: для этого нужно было дать ей особый самостоятельный объект, далее обратно отвоевать потерянные ею области и, наконец, органически объединить эти области в особую систему». «Для разрешения первой задачи, – продолжает Челлен, – политика должна была сделать центральным местом своего изучения исторически сложившееся государство как организацию власти. Вторая задача повела к отграничению политики от ряда других наук. Затем уже на отвоеванной и закрепленной таким образом территории была произведена та организационная работа, которая завершилась созданием законченной системы с относящимися к ней методами и категориями».1

Информация о работе Контрольная работа по "Геополитике"