Индо-пакистанский конфликт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 22:38, доклад

Описание

Вторая половина XX в. была периодом постепенного осознания старыми колониальными державами непомерности бремени по сохранению заморских владений. Обеспечение приемлемого уровня жизни и порядка в них становилось более дорогостоящим для бюджетов метрополий, доходы от примитивных форм колониальной эксплуатации в абсолютном исчислении росли очень медленно, а в относительном – явно сокращались.

Работа состоит из  1 файл

Индо-пакистанский конфликт.docx

— 26.24 Кб (Скачать документ)

Вторая половина XX в. была периодом постепенного осознания старыми колониальными державами непомерности бремени по сохранению заморских владений. Обеспечение приемлемого уровня жизни и порядка в них становилось более дорогостоящим для бюджетов метрополий, доходы от примитивных форм колониальной эксплуатации в абсолютном исчислении росли очень медленно, а в относительном – явно сокращались. Лейбористское правительство К.Эттли рискнуло по-новаторски подойти к отношениям с заморскими владениями. Оно опасалось восстания индийского населения и не могло игнорировать требования предоставить Индии независимость. После продолжительных обсуждений британский кабинет согласился с необходимостью отмены колониального статуса Британской Индии. {♦} 

К содержанию главы 

Закон о независимости  Британской Индии  и государственное  размежевание в Южной  Азии 

Национально-освободительное  движение в индийских городах  и сельских местностях ширилось. Антибританские выступления начались среди индийских военнослужащих британско-индийской армии. Индийская часть офицерского корпуса, не говоря о рядовом составе, утрачивала лояльность британской короне. Стремясь опередить события, 15 августа 1947 г. британский парламент принял Закон о независимости Индии.  

Британское правительство  в соответствии с планом, разработанным  последним вице-королем Индии  лордом Луисом Маунтбеттеном, разделило в 1947 г. страну по религиозному принципу. Вместо единого государства было создано два доминиона – Пакистан, к которому отошли территории, населенные преимущественно мусульманами, и Индийский Союз (собственно Индия), где большинство населения составляли индуисты. При этом территория собственно Индии клином разрезала Пакистан на две части – Западный Пакистан (совр. Пакистан) и Восточный Пакистан (совр. Бангладеш), которые были разделены 1600 км и населены различными народами (бенгальцы – на востоке, пенджабцы, синдхи, пуштуны и белуджи – на западе). При этом по религиозному принципу был разделен даже целый народ – бенгальцы: исповедующая ислам его часть оказалась в составе Восточного Пакистана, а бенгальцы-индуисты составили население индийского штата Бенгалия. Восточный Пакистан оказался окружен индийской территорией с трех сторон, с четвертой – его граница проходила по водам Бенгальского залива. Раздел сопровождался исключительно кровопролитным переселением миллионов индусов и сикхов в Индию, а мусульман – в Пакистан. Погибло, по разным оценкам, от полумиллиона до миллиона человек.

К содержанию главы 

Первая  индийско-пакистанская война 

Дополнительную  напряженность в ситуацию вносило  предоставление «туземным» княжествам права самостоятельно принимать  решение о вхождении в состав индийского или пакистанского государства. Пользуясь им, наваб крупнейшего княжества Хайдарабад в центре Индии принял решении о присоединении к Пакистану. Индийское правительство, не желая утраты этой территории, в 1948 г. ввело в княжество свои войска, игнорируя протесты Великобритании и США  

Сходным образом  правитель Кашмира, населенного  преимущественно мусульманами и  граничащего с Западным Пакистаном, будучи индуистом по вероисповеданию, заявил о намерении присоединить свое владение к Индии или стать  независимым государем. Тогда в  октябре 1947 г. с пакистанской территории в Кашмир вторглись пуштунские племена, которые желали помешать переходу этой преимущественно мусульманской территории под суверенитет Индии. Правитель Кашмира обратился за военной помощью в Дели и поспешил официально провозгласить присоединение княжества к Индийскому Союзу. {♦}   

К 1948 г. конфликт в Кашмире перерос в первую индийско-пакистанскую войну. Она была непродолжительной, и в январе 1949 г. между сторонами было подписано  соглашение о прекращении огня. Благодаря  деятельности посреднической комиссии Совета безопасности ООН летом 1949 г. была установлена линия прекращения  огня, одна часть которой признана в качестве международной границы, а другая – стала линией фактического контроля (несколько изменившейся позднее в результате второй и третьей индийско-пакистанских войн 1965 и 1971 гг.). Северо-западный Кашмир оказался под контролем Пакистана (впоследствии там было создано образование «Азад Кашмир» (Свободный Кашмир)), формально представляющей собой свободную территорию.  

Две трети прежнего княжества Кашмир перешло под  власть Индии. Эти кашмирские земли  были объединены с сопредельными  районами, заселенными индуистами, и составили индийский штат Джамму и Кашмир. Совет безопасности в 1949 г. принял резолюцию о проведении плебисцита в Кашмире после вывода пакистанских войск из его северо-западной части. Но Пакистан отказался выполнять  требования ООН, и плебисцит был  сорван. Пакистан получил выход к  границе с Китаем благодаря контролю над северо-западным Кашмиром, через  который в 70-80-х годах было проложено  стратегическое Каракорумское шоссе, обеспечившее Пакистану надежную связь с КНР.  

Индийско-пакистанский конфликт из-за Кашмира не был урегулирован. События конца 40-х годов определили базовую антииндийскую направленность внешней политики Пакистана. Пакистанское руководство с той поры стало рассматривать Индию как источник угрозы для независимости Пакистана.  

При этом в самом  штате Джамму и Кашмир в составе  Индии имелись сепаратистские настроения, носители которых выступали против вхождения в Пакистан или Индию  и требовали создания независимого Кашмирского государства. Вдобавок ко всему восточная часть штата  исторически до XI в. была частью Тибета, и ее население до сих пор тяготеет к связям с тибетцами. В связи с этим к кашмирской проблеме стало проявлять интерес руководство КНР, распространившей свой контроль на Тибет после победы китайской революции в 1949 г., тем более что не было ясности в вопросе о линии прохождения границы между тибетскими землями КНР и индийскими владениями в Джамму и Кашмире – в частности, в районе плато Аксайчин, по которому проходила стратегически важная для Китая дорога из Западного Тибета в Синьцзян. В Южной Азии возник очаг хронической напряженности.

Дип отношения с США и СССР

Дипломатические отношения Индии с США и  СССР были установлены еще до провозглашения ее независимости, поскольку статус доминиона позволял сделать это. Но ни с Москвой, ни с Вашингтоном  тесных отношений у Индии не складывалось. Сверхдержавы были поглощены делами в более важных для них регионах – в Европе, Восточной Азии, на Ближнем Востоке. Этот по-своему необычный  и непродолжительный «вакуум  интереса» к Индии отчасти  способствовал формированию специфической  внешнеполитической линии Дели, авторство  которой принадлежит главе первого  правительства независимой Индии  Джавахарлалу Неру.

Ухудшение советско-китайских  отношений в начале 60-х годов  обусловило рост интереса Москвы к  военно-политическому сотрудничеству с Индией, отношения которой с  КНР после двух конфликтов за предшествующие десять лет оставались напряженными. СССР оказывал Индии значительное экономическое  содействие и начал развивать  с ней военные связи. В первой половине 60-х годов масштаб военных  поставок Советского Союза превысил размеры помощи, поступавшие в  Индию из США. Это стало тревожить  Вашингтон. Администрация Дж.Кеннеди ставила цель укрепления отношений с Индией, несмотря на приверженность Дели неприсоединению и нейтрализму. Индию американский президент называл ключом к Азии, полагая, что она сможет при американской помощи стать «витриной» Запада, выиграть экономическое соревнование с Китаем и стать ему мощным противовесом. После китайско-индийского конфликта Индия стала крупнейшим получателем американской экономической помощи, хотя в Вашингтоне раздражались по поводу нежелания Индии активнее сотрудничать с США против Китая.  

Боясь обмануться в расчетах на превращение Индии  в надежного партнера, американская администрация стала больше уделять  внимания сотрудничеству с Пакистаном. После «июльской революции» 1958 г. в Ираке и выхода его в 1959 г. из Багдадского пакта ценность Пакистана  для американской стратегии на Среднем  Востоке возросла настолько, что  в марте 1959 г. Соединенные Штаты  заключили с Пакистаном соглашение, предусматривавшее возможность  использования вооруженных сил США в случае агрессии против Пакистана. С 1965 г. Пакистан стал получать от Соединенных Штатов современные вооружения.  

Но и развитие американо-пакистанских связей не было беспроблемным. США понимали, что противостояние с Индией определяет заинтересованность пакистанского правительства в сотрудничестве с КНР на антииндийской основе. Перспектива китайско-пакистанского блока не устраивала Вашингтон.  

Но такой блок был нежелателен и для Москвы. Вот почему, ориентируясь на сближение  с Индией, Советский Союз стремился  сохранить хорошие отношения  с Пакистаном. Задачей советской  дипломатии было ограничение пакистано-китайского и американо-пакистанского сближения. Советско-пакистанский диалог успешно  развивался.  

Индийско-пакистанские отношения в первой половине 60-х  годов были напряженными. Визит премьер-министра Индии Дж.Неру в Карачи в 1960 г. и шестимесячные двусторонние переговоры по кашмирскому вопросу в 1962-1963 гг. и в первой половине 1964 г. не привели к оздоровлению обстановки. С конца 1964 г. начались вооруженные столкновения на индо-пакистанской границе. Летом 1965 г. они переросли в полномасштабную войну.  

Развитие событий  вызвало обеспокоенность СССР и  США, опасавшихся усиления позиций  Китая в Южной Азии. США, лави-{♦}руя между Индией и Пакистаном, приостановили военную помощь последнему с момента начала военных действий, одновременно выступив с предостережением Китая от вмешательства в индо-пакистанский конфликт.  

Москва оказалась  в позиции, удобной для выполнения посреднической миссии: у нее были дружелюбные отношений и с  Индией, и с Пакистаном. Правительства  обеих стран согласились принять  советское посредничество. США тоже не стали против него возражать. Премьер-министр  Индии Лал Бахадур Шастри и президент Пакистана Мохаммед Айюб-хан прибыли в СССР. В январе 1966 г. в Ташкенте при участии председателя Совета министров СССР А.Н.Косыгина состоялись индо-пакистанские переговоры, которые завершились подписанием совместной Декларации Индии и Пакистана о прекращении войны и восстановлении статус-кво. Формально считалось, что во время переговоров Советский Союз оказывал конфликтующим сторонам «добрые услуги», но фактически миссия СССР, скорее, напоминала «посредничество», поскольку советский делегат непосредственно участвовал в переговорах, что в принципе не предусматривается процедурой оказания «добрых услуг».  

США во время  конфликта занимали нейтральную  позицию. В Пакистане к этому  отнеслись неодобрительно, полагая, что Вашингтон должен был поддержать его более энергично. Отчасти  «в пику» США в октябре 1967 г. президент  Пакистана М.Айюб-хан совершил визит в Москву, во время которого он намекнул на стремление Пакистана ослабить зависимость от США в военно-политической области. В начале 1968 г. власти Пакистана объявили о своей незаинтересованности в продлении соглашения, позволявшего США использовать радарные установки в Пешаваре для сбора информации о военных объектах СССР. Во время визита А.Н.Косыгина в Пакистан в апреле 1968 г. СССР дал согласие на поставки вооружений Пакистану. Это вызвало негодование Индии. Стараясь сохранять добрые отношения и с Индией, и с Пакистаном, Москва в целом была склонна оставаться на стороне Дели.  

Образование Бангладеша и индо-пакистанская война 

На периферии  международных отношений элементы конфронтации были заметней, чем в  Европе. Это было подтверждено развитием  событий в Южной Азии. К началу 70-х годов в Советском Союзе  окончательно утвердились во мнении, согласно которому Индия является надежным партнером СССР на Востоке, поскольку  советско-китайские отношения были предельно натянутыми, а отношения  КНР и Индии – тоже весьма холодными. Правда, Индия не хотела оказаться  втянутой в советско-китайское противостояние. Но она не доверяла Китаю, тем более  что видела желание новой администрации  США пойти на сближение с ним. Индия теряла положение приоритетного  партнера США в регионе, как то было в 60-х годах. {♦} В Дели знали о том, что «исторический противник» Индии, Пакистан, пытается содействовать улучшению американо-китайских отношений, чтобы обесценить для Вашингтона сотрудничество с Индией. Наконец, индийские политики полагали, что существует такой негативный фактор, как «личная нелюбовь Р.Никсона к Индии» и «антииндийский запал» его советника по вопросам национальной безопасности Г.Киссинджера. В начале 70-х годов прежде существовавшее американо-индийское взаимопонимание улетучивалось.  

Правда, ситуация в регионе развивалась бурно  независимо от настроений в Дели. После  раздела Британской Индии государство  Пакистан оказалось состоящим из двух частей – западной и восточной, – которые не соприкасались между  собой и были разделены клином территории Индии. Столица Пакистана  располагалась на западе, а восточная  часть ощущала себя заброшенной  и провинциальной. Ее жители считали, что центральное правительство  не уделяет внимания проблемам Восточного Пакистана и дискриминирует его  в вопросах финансирования, хотя в  восточной части страны проживала  половина населения.  

Информация о работе Индо-пакистанский конфликт