Геополитическое пространство Африки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 21:17, контрольная работа

Описание

Современная фаза геополитического развития африканских госу¬дарств характеризуется нарастанием глобальных вызовов и угроз, которые континент не в состоянии решить самостоятельно. Обще¬признанным является тот факт, что Африка вошла в XXI в. в качест¬ве маргинальной и наиболее дискриминированной части мирового сообщества.

Содержание

Введение 3
1. Геополитическое пространство Африки 4
2. Геополитические факторы стабильности Африки 6
3. Геополитические интересы США и России в Африке 9
4. Геополитические вызовы и угрозы Африки 11
5. Конфессиональная разобщенность Африканского континента 12
6. Экономическая отсталость 14
7. Миграция 17
Заключение 19
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Контр раб по геополитике.doc

— 87.50 Кб (Скачать документ)

  • содействие в развитии телекоммуникаций и средств свя­зи;

  • составление подробного географического атласа Африки и т.д.

 

4.      Геополитические вызовы и угрозы Африки

 

   Экономическая и технологическая отсталость Африки, сырьевая экономика как следствие колониального прошлого превратили ее в маргинальный сегмент геополитического пространства.

   По данным Детского фонда ООН, на конти­ненте самая высокая детская смертность в мире. Около 50% населения тропической Африки живет менее чем на 40 центов в день. Из 20 самых бедных стран мира 18 находятся сегодня в Африке и с каждым годом становят­ся все беднее. На грани национальной катастрофы находятся Эфиопия, Ангола, Заир, Мозамбик, Либерия, Судан, Сомали.

   Сложилась ситуа­ция, когда Африка самостоятельно не может преодолеть негативные тенденции в своем развитии.

   Африка остается поставщиком преимущественно сырьевых товаров на мировой рынок. Импорт товаров в страны Африки по объему превышает экспорт.

   В географическом отношении внеш­няя торговля стран Африки ориентирована на промышленно разви­тые страны ЕС,  что связано с относительной географической бли­зостью и сложившимися за годы колониализма разносторонними экономическими связями. В товарной структуре экспорта исключительно высока доля нефти и газа, а также продовольствия и сырья растительного про­исхождения и руд металлов. В импорте преобладают готовые изделия (до 70%): средства транспорта, машины и оборудова­ние, а также продовольствие.


5.      Конфессиональная разобщенность Африканского континента

 

   Отсталость дополняется конфессиональным и цивилизационным расколом Африканского континента. Народы Северной и Восточ­ной Африки относятся к исламскому миру, Эфиопия исторически сама по себе составляла особую цивилизацию, а в Южную Африку переселенцы из Европы (преимущественно из Голландии, Франции, Англии) принесли европейскую культуру, распространив христи­анство. В Африке христианство существенно трансформировалось.

   Христианство проникло в Северную и Восточную Африку еще в начале I тыс. В Эфиопии и Эритрее сформировалась и существует поныне од­на из его ветвей - Эфиопская православная церковь. Европейские ко­лонизаторы, начиная с XV-XVI вв., также стремились распространить христианство, преимущественно католичество, в своих владениях.

   В конце XIX в. в странах Африки, за исключением, находящихся в северной ее части, возникли удивительные сплавы христианства и местных верова­ний, которые теперь именуют афрохристианством. Это 7 тыс. разнооб­разных сект. Единственное, что их объединяет, - стремление создать «черное» христианство, противопоставив его «белому». Практически все они провозглашают африканцев народами, избранными Богом; библей­ских пророков и даже Иисуса Христа наделяют негроидной внешно­стью, тогда как дьявол изображается белокожим. Всего в Африке афрохристианства придерживаются более 30 млн. чел.

   Постепенно в Африке сформировались два больших геополити­ческих пространства, разделенных конфессиональными различиями: Северо-Восточная Африка, тяготеющая к мусульманскому миру, и второй -тропическая Африка южнее Сахары с возможным центром в ЮАР. Этот цивилизационный и геополитический раскол привел к нарастанию исламского фундамен­тализма, сторонники которого объявили «священную войну» против светских государств региона Алжира, Египта, Судана.


6.      Экономическая отсталость

 

   Многие аналитики видят причину углубления экономического кри­зиса в Африке в изъянах монетаристской модели развития, навязан­ной международными финансовыми институтами. В соответствии с этими рекомендациями считается, что достижение стабилизации возможно только путем последовательной либерализации экономи­ки, сокращения государственного сектора и развития свободных рыночных отношений. В основе монетаристской концепции государственного регулирования лежит утверждение о том, что главное преимущество рыночной экономики - конкуренция, поэтому госу­дарство должно вмешиваться в рыночные отношения только в том случае, если можно констатировать антиконкурентную   деятельность экономических факторов на рынке.

   Однако критики монетаризма справедливо упрекают неолибера­лизм в недостаточном внимании к социальным проблемам, что при­водит к росту напряженности в обществе и способно спровоцировать социальные взрывы. Сегодня африканские страны уже в полной ме­ре почувствовали разрушительную силу монетаристских эксперимен­тов.

   По оценкам российских экспертов, для обеспечения стабилиза­ции Африканского континента необходимы инвестиции в размере 100 млрд. долл. в год. Сегодня такие деньги предоставить африкан­ским странам не готова ни одна международная организация. Это, по существу, означает, что геополитическая нестабильность Африки будет усиливаться. Африка становится центром антимодернизации современного мира.

   Некоторые геополитики видят в этом новом противостоянии «Севера» и «Юга» не что иное, как «вертикальное», диахронное столкновение цивилизаций. Иначе говоря, они считают, что совре­менный мир столкнется не с теми культурами, которые существуют на планете в проявленном виде и хорошо известны, а с «некой те­нью, призраком цивилизации, нависающей из будущего».

   Такой геополитический прогноз весьма тревожен; труднее всего бороться с теми угрозами, которые четко не идентифицируются.

Хотя Африка богата самыми разнообразными природными ресур­сами, большинство государств континента никак не научатся ис­пользовать их во благо для своих народов. Беззастенчивая корруп­ция и откровенное воровство мешают становлению отечественных экономик, развитию перспективных отраслей. Страны континента остро нуждаются в иностранных инвестициях, но богатые государ­ства Запада, учитывая политическую нестабильность во многих го­сударствах региона, не спешат вкладывать большие деньги в Африку.

   Финансовая глобализация вызывает неоднозначные эко­номические последствия, которые могут нанести ущерб экономиче­ской безопасности африканских стран.

  Отток из страны иностранного и национального валютного капитала в погоне за более выгодными условиями их размещения оказывает деструктивное влияние на экономику. Отток валютных ресурсов не только существенно затрудняет выплату внешнего долга, но и не­редко способствует его дальнейшему росту, поскольку государству приходится прибегать к дополнительным внешним валютным за­имствованиям.

 Либерализация финансовых систем привела к расширению инвестиционной деятельности иностранного банков­ского капитала и усилению контроля международных банковских групп над кредитными и валютными рынками стран Африки. Дорогостоящие банковские займы наряду с частными экс­портными кредитами стали одной из существенной составляющей растущей государственной задолженности и способствовали разви­тию долгового кризиса в странах Африки.

Рост внешнего долга и попытки индустриальных держав сохранить свое политическое и экономическое влияние на государства — участники валютных зон в Африке замедляют раз­витие взаимных валютно-финансовых отношений этих государств и их дальнейшее включение в мировую валютно-финансовую систему. Многие африканские страны сохра­няют привязку курсов своих национальных валют к курсам доллара и евро, что объективно делает их национальную экономику более уязвимой, особенно в период глобальных финансовых кризисов.

   В условиях глобализации и либерализации международной торговли, в структуре которой заметно возросла доля готовых изделий, особен­но высокотехнологичной и наукоемкой продукции, за счет сокраще­ния доли сырья, позиции африканских стран еще более ослабели, усугубились трудности их равноправной интеграции в мировую экономику. Африка вступила в XXI в. как маргинализованная и дискриминируемая часть мирового хозяйства. Вытеснение стран Африки с мирового рынка обусловлено не только изменением структуры международного торгового обмена в пользу товаров высо­ких технологий, общей экономической отсталостью, но и сохраняю­щимся неравноправным положением во внешней торговле.


7.      Миграция

 

Сложные перипетии XXI в. сделали миграцию политиче­ской дилеммой мирового сообщества. Сложности, связанные с ми­грацией, порождаются терроризмом, непрерывными вялотекущими конфликтами, геноцидом (отмеченным в Судане), ростом числа несостоятельных государств, несмотря на «третью волну» демократии, и нищетой на местах. Это вызывает бесконечный приток африкан­цев на Запад в поисках лучших возможностей. Согласно оценке, с 1990 г. ежегодно Африканский континент покидают, по крайней мере, 20 тыс. человек. Южная Африка не составляет исключения в отноше­нии массы проблем для Запада, которые несет с собой миграция.

   Южная Африка - индустриальная страна, которая предоставля­ет много возможностей другим африканским странам, нуждающим­ся в них. Однако в отличие от Запада, Южная Африка несет на себе дополнительное бремя, связанное с ожиданиями африканских ми­грантов, считающих, что в силу истории апартеида Южная Африка обязана предоставлять пристанище экономическим и политическим беженцам. Кроме того, в глазах некоторых африканских стран Юж­ная Африка является «большим братом», который должен прини­мать на себя и разрешать тяжелые проблемы континента и не при­бегать к жесткой иммиграционной политике, проводимой с 2003 г. Сравнение миграционной и иммиграционной политики США и Южной Африки выявляет много общего. Обе страны окружены странами с низким национальным доходом и присущей им полити­ческой нестабильностью. Тем не менее, феномен миграции не представляет собой всецело отрицательного явления для обеих стран. США часто предпринимают широкомасштабные действия с целью массового привлечения высококвалифицированных специалистов из развивающихся стран. Южная Африка также ощущает нехватку квалифицированной рабочей силы внутри страны, что вынуждает ее привлекать иностранцев. С другой стороны, Южная Африка и США ввели у себя иммиграционные законы, которые расцениваются как драконовские, способствующие  криминализации иммигрантской среды.


Заключение

 

   Такое необычайное переплетение всех наиболее острых проблем современности во многом связано с тем, что после окончания хо­лодной войны здесь образовался «вакуум силы», поскольку не толь­ко постсоветская Россия, но и США не стали расходовать средства на стабилизацию ситуации на континенте. Предотвратить и урегу­лировать постоянно растущее число военных конфликтов в Африке не удается даже с помощью ООН. «Голубые каски» ООН все чаще оказываются вовлеченными в боевые действия и попадают в залож­ники к вооруженным группировкам. Одна из проблем состоит в том, что в Африке отсутствуют страны-лидеры, имеющие серьезные региональные амбиции и обладающие необходимым влиянием, чтобы оказать давление на участников конфликтов. Пытаются уча­ствовать в мирном урегулировании неправительственные междуна­родные организации - Всемирный совет церквей и Всеафриканский совет церквей. Посреднические усилия иногда предпринимают новые региональные организации, такие, как Комитет восточноафриканских стран в составе Кении, Уганды, Эфиопии, Эритреи. В столице Танзании Дар-эс-Саламе создан Африканский центр по урегулиро­ванию конфликтов. Но конфессиональные и этнические стереотипы и убеждения, социально-этническая и религиозная психология слу­жат неиссякаемыми источниками нестабильности на континенте. Известно, что демократические принципы сосуществования раз­личных конфессий и этнических групп законодательно закреплены во многих конституциях африканских государств, но на практике они игнорируются.

Задача укрепления безопасности африканских государств не­возможна сегодня без участия международных организаций, реали­зации здесь долговременных планов социально-экономического и социально-политического развития. Механизм раннего предупреж­дения и реакции на возникающие конфликты под эгидой междуна­родного сообщества при непосредственном участии общеафрикан­ских организаций (Африканский Союз), региональных организаций стоит считать неотъемлемой частью системы мер, способных хотя бы в какой-то степени укрепить шаткую структуру национальной и региональной безопасности в Африке.


Список литературы

 

1. Косухин Н.Д. Африка: политизация этничности // Вестник Российского университета дружбы народов. - Серия: Политология. - 2006. -№ 1 (6) - С. 100-108.

 

2. Лебедева Э.Е., Хорос В.Г. Африканская цивилизация в глобализирующемся мире. - М., ИМЭМО РАН, 2008. С. 63

 

3. Маринченко А.В. Геополитика: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 429 с. - (Высшее образование).

 

4. Нартов Н.А. Геополитика: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 1999. - 359 с.

 

5. Нартов Н.А., Нартов В.Н. Геополитика: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям “Государственное и муниципальное управление”, “Международные отношения”, “Регионоведение”. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Единство, 2007.- 527 с.

 

6. Страны Африки. Политико-экономический справочник. М.: Изд-во Института Африки РАН, 2007. С. 45

 

   

  

 

 



Информация о работе Геополитическое пространство Африки