Географическое направление в социальной мысли Европы (Шарль Монтескье, Генри Бокль, французская школа, Л.И.Мечников)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2011 в 11:29, реферат

Описание

В соответствии с классическими, восходящими к глубокой древности представлениями географического детерминизма считалось, что развитие человеческого общества зависит исключительно от географических факторов, а установление государственных границ основывается на праве сильного и целиком зависит от завоеваний. Вопрос о влиянии географической среды (в первую очередь климата) на обычаи, нравы, образ правления и некоторые общественно-исторические процессы рассматривали уже античные авторы.

Содержание

1. ВВЕДЕНИЕ 3
2. ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В СОЦИАЛЬНОЙ МЫСЛИ ЕВРОПЫ 4
2.1. ФРАНЦУЗСКАЯ ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ШКОЛА. 4
2.2. БОКЛЬ, ГЕНРИ ТОМАС. 11
2.3.МЕЧНИКОВ ЛЕВ ИЛЬИЧ. 12
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 17
4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 19

Работа состоит из  1 файл

Геополитика. Экзамен. 4-7.doc

— 103.50 Кб (Скачать документ)

     «Поссибилизм» Видаль де ла Блаша был воспринят большинством геополитических школ как коррекция жесткого географического детерминизма предшествующих геополитических авторов [7].

      Центральным элементом концепции Видаль де ля Бланша является понятие локальности  развития цивилизации, основу которого составляют отдельные ячейки, очаги. Эти первичные клетки, элементы цивилизации представляют собой очень небольшие общности людей, которые складываются во взаимодействии человека с окружающей природой "Географическая индивидуальность", писал Видаль де ля Бланш, не есть что-то данное заранее природой, она лишь резервуар, где спит заложенная природой энергия, которую может разбудить только человек. Эти "ячейки", "первичные элементы" взаимодействуя между собой, постепенно образуют ту ткань цивилизации, которая, расширяясь, охватывает большие территории [5].

      Существенный  вклад в социогеографию внесла Амстердамская социологическая школа, представители которой, критикуя географический детерминизм, делали главный акцент на исследовании связей между социологией и географией. Задачу социогеографии они видели в изучении географического контекста жизни социальных групп, считая, что различие между нею и географией ландшафта состоит в том, что последняя изучает не группы, а ландшафт. Л. Февр обращал внимание на отличие социальной морфологии, изучающей то, как географически выражено социальное состояние, от географии, анализирующей действия человека на географическое окружение. Близкой точки зрения придерживался М. Сорр, считавший, что социогеография, так же как и социология, исследует активность социальных групп, однако ее предметом является экстериоризация (внешнение) деятельности человека в предметах ландшафта [6].  Не ограничиваясь исследованием влияния человека, его деятельности на природный ландшафт, социогеография включает в круг своих проблем социальное пространство, отношения между населением и территорией, зависимости социальной жизни от окружающего природного мира, влияние освоения природы на развитие внутриобщинных и межобщинных связей, а также отношения человека и пространства, роль пространственно-географических факторов в социальной жизни [7].

2.2. Бокль, Генри Томас.

      В XIX веке сторонники географической школы уже не ограничиваются исследованиями влияния только климата на общественное развитие. Сама жизнь, успехи науки и техники ставили под сомнение господствующие в то время взгляды прошлого. В общей системе географической школы формируется второе направление, представители которого пытаются установить значение не только климата, но и плодородия почв, влияние транспортных магистралей и на жизнь общества. Особенно яркое воплощение данное направление получило в трудах англичанина Генри Томаса Бокля (1821 — 1862).

      Профессор географии Лондонского университета Бокль был разносторонним ученым. Работы Бокля дают право отнести его к сторонникам географической школы, хотя он и не был типичным ее представителем. В своей книге «История цивилизации в Англии» Бокль, дополняя учение Монтескье о климате, выдвинул идею о совокупности условий географической среды, влияющей на жизнь общества. В результате он выделил четыре группы: «климат, пищу, почву и общий вид природы»[6]. От первых трех факторов непосредственно зависит «производство богатства», т. е. материальное положение человека. Причем у менее цивилизованных народов приращение «богатства» идет главным образом от внешних природных сил («плодородия почвы»), а у более цивилизованных — от субъективной, рациональной деятельности, ведущей к накоплению знаний. Первое приращение имеет предел, у второго такой предел отсутствует, это снимает отграничения на дальнейшее ускоренное развитие. К другим законам влияния среды на уровень развития и характер народа Бокль причислил потребность в разнокалорийной пище людей жаркого и умеренного климата («пища кислородная» и «пища углеродная»), разную степень социальной дифференциации обществ [4].

        Однако он не ограничивался данными компонентами и признавал, например, влияние развитого человеческого разума на исторический процесс Бокль, в отличие от Монтескье, подчеркивал основное влияние не климата, а ландшафта. Уделяя первостепенную роль географическим условиям (климату, плодородию почвы, ландшафту) как стимулу общественного развития, Бокль, вместе с тем, подчеркивал, что достигнутый уровень экономического благосостояния «зависит не от благости природы, а от энергии человека», которая безгранична в сравнении с ограниченностью и стабильностью естественных ресурсов. Ландшафт, значение которого Бокль особенно подчеркивает, «действует на накопление и распределение умственного капитала». Бокль различает ландшафты, возбуждающие воображение (различные виды «грозной природы»), и ландшафты, способствующие развитию рассудка, логической деятельности. Первый тип характерен для тропиков и прилегающих к ним регионов. Это — места возникновения всех древнейших цивилизаций, в которых преобладающее воздействие имели силы природы. Одни из них вызвали неравное распределение богатства, другие — «неравномерное распределение умственной деятельности, сосредоточив все внимание людей на предметах, воспламеняющих воображение. Вот почему, принимая всемирную историю за одно целое, мы находим, что в Европе преобладающим направлением было подчинение природы человеку, а вне Европы — подчинение человека природе».

2.3.Мечников  Лев Ильич.

      Всплеск развития русской школы географического  детерминизма приходится на XIX — начало XX века. Следует отметить, что русские исследователи не занимались простым переводом на родной язык идей западноевропейских ученых.

      Большой вклад в изучение влияния географической среды на человека и общество внес российский географ и статистик Лев Ильич Мечников (1838–1888).

      В последний год жизни Л.И. Мечников, профессор кафедры сравнительной географии и статистики академии Невшательского кантона Швейцарии (с 1884), приступил к работе над историей человечества от подневольных союзов до будущих свободных союзов и их связи с географической средой. Однако ухудшение здоровья заставило его ограничиться исследованием периода подневольных союзов.

      Ученый  пришел к выводу, что цивилизация зарождается в специфических географических условиях. В центре осваиваемой территории всегда река – река-кормилица, заставлявшая население объединять свои усилия в общей работе, солидаризироваться враждовавшие группы населения. Это вело к объединению людей, зарождению цивилизаций. Древние цивилизации Египта, Месопотамии, Индии и Китая Мечников относил к эпохе подневольных союзов. Осваивая великие исторические реки – Нил, Тигр и Евфрат, Инд и Ганг, Янцзы и Хуанхэ, цивилизации продвигались, считал Мечников, к средиземным морям, что сопровождалось ростом свободы в обществе: освоение средиземных морей было по силе тем цивилизациям, где в подневольных союзах подчинение постепенно уступало место добровольным и свободным союзам, способным осваивать океаническую среду.

      Главное произведение Мечникова «Цивилизация и великие исторические реки. Географическая теория развития современного общества» было издано. Именно в нем изложены геосоциологические идеи Мечникова. И разделены влияние среды на человека и общество на:

      астрономическое влияние (или астрономическое отношение  Земли к Солнцу, т. е. Земля как часть Солнечной системы);

      влияние физико-географической среды (отношение  между геосферой, гидросферой и  атмосферой);

      влияние растительного и животного мира (антропологических условий).

      В то же время ученый, исследуя влияние  среды на формирование человеческих рас, пришел к выводу, что они совокупный результат наследственно приобретенных  физических и умственных особенностей. В отличие от Ф. Ратцеля, выделявшего «господствующие» и «подчиненные» типы народов, Мечников делил их в зависимости от условий среды обитания на «избранных» и «отверженных», т. е. тех, кому для выживания настоятельно требуются солидарность и сотрудничество. Он вывел общую формулу, позволяющую вычислить взаимную связь между физико-географической средой и различными этапами социальной эволюции, между различными периодами коллективной истории человеческого рода.

      Согласно  формуле Мечникова, четыре древние  цивилизации возникли на великих  реках: египетская – в долине Нила, азиатская – в междуречье Тигра и Евфрата в Передней Азии, индусская – в бассейне Инда и Ганга и китайская – на реках Хуанхэ и Янцзы. Колыбелью первой цивилизации Мечников считал Африку (хотя древнегреческие историки рассматривали Египет составной частью Азии), а остальных – Азию. В своем развитии эти цивилизации прошли три эпохи: речную (Древние века), средиземноморскую (Средние века) и океаническую, или интернациональную (Новое время). По Мечникову, гидрологические системы служили колыбелью для каждой из четырех великих цивилизованных культур древности.

      Л.И. Мечников сделал гениальный вывод-предвидение  о векторе будущих глобальных процессов, о том, что в будущем у человечества других путей, кроме смерти или солидарности, нет: «Если оно не хочет погибнуть, то люди неизбежно должны прибегать к солидарности и к общему коллективному труду для борьбы с окружающими неблагоприятными условиями физико-географической среды. В этом заключается великий закон прогресса и залог успешного развития человеческой цивилизации» [7].

      Ученый  видел основу исторического развития прежде всего в гидросфере. Водные пути, по Мечникову, являясь как бы синтезом географических условий, оказывают гораздо большее влияние на развитие общества, чем другие компоненты среды. В соответствии с тем, что именно составляет основу цивилизации — река, море или океан, — Мечников разделил историю человечества на три периода: [6]

      1) древние века, речной период речной, охватывающий четыре древних цивилизации (Египет на Ниле, Месопотамия на Тигре и Евфрате, Индия на Инде и Ганге, Китай на Янцзы и Хуанхэ); отличительные черты этого периода — деспотизм и рабство;

      2) средние века, средиземноморский период, или средневековый (с основания Карфагена до Карла Великого), характеризующийся крепостничеством, подневольным трудом, олигархическими и феодальными федерациями;

      3) новое время, или период океанический, охватывающий Новое время (с открытия Америки); этот период, по Мечникову, только начинается; в нем должны осуществиться свобода (уничтожение принуждения), равенство (ликвидация социальной дифференциации), братство (солидарность согласованных индивидуальных сил). Этот третий период развития цивилизации, несмотря на свою молодость по сравнению с двумя предыдущими, может быть разделен также на две эпохи:

      1) атлантическая эпоха от открытия Америки до момента «золотой лихорадки» в Калифорнии и Аляске, широкого развития английского влияния в Австралии, русской колонизации берегов Амура и открытия для европейцев портов Китая и Японии;

      2) всемирная эпоха. Это разделение человеческой истории, представляющей в действительности единый процесс, вполне соответствует также и трем последовательным фазисам социальной эволюции, и трем восходящим ступеням органической эволюции в природе [2].

      Таким образом, еще в 80-х гг. XIX в. Л.И. Мечников обосновал великий закон прогресса – глобализацию человеческого общества [7]. 
 
 

 

  1. Заключение.

      Мысль о том, что общественно-исторические явления определяются условиями среды, составляет стержневой элемент материалистического понимания истории. В данном контексте географический детерминизм является частью этого философского направления. Идеи об обусловленности жизни людей и обществ географической средой высказывали еще древние мыслители, такие как Демокрит, Геродот, Страбон, Полибий и др. Подобные идеи выдвигались средневековым арабским мыслителем Ибн Хальдуном.

      Древние греки первыми обратили внимание на влияние географической среды на социальное существование человека. И это был отнюдь не умозрительный интерес — он диктовался сугубо практическими соображениями. Вместе с развитием цивилизации, ростом числа городов-государств и их населения возникали и чисто геополитические проблемы: необходимость расширения жизненного пространства для увеличивающегося населения, колонизация свободных территорий по всему периметру Средиземноморья с целью сброса избыточного населения, пограничные проблемы и др. Решать их приходилось нередко путем войн с соседями. Известный им мир они стали делить в соответствии с климатическими условиями.

      Однако  только в Х1Х веке они получили научное обобщение, во многом благодаря  усилиям именно географической школы. Центральное место в ней занимало географическое положение государства. Исходным принципом в ней служил географический детерминизм.

      Одним из основателей современной географической школы можно считать французского философа и политического ученого XVIII в. Ш.-Л. Монтескье. Монтескье пытался  вывести из географических условий характер, нравы и обычаи народов, их хозяйственный и политический строй. Эту проблематику в тех или иных аспектах затрагивали многие ученые и исследователи XIX в. Немало в этом направлении сделали известный английский историк Г.Т.Бокль, французский географ Р.Элизе, американский географ Э.Хантингтон, известный русский ученый Л.И.Мечников и др.

Информация о работе Географическое направление в социальной мысли Европы (Шарль Монтескье, Генри Бокль, французская школа, Л.И.Мечников)