Демографическое развитие в мире и в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 10:54, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы: провести анализ демографического развития в мире и демографического развития в России на мировом фоне, выявить особенности развития России по отношению к другим странам и рассмотреть все возможные пути улучшения демографического положения России.
Задачи курсовой работы:
1. изучить теоретические аспекты демографического развития;
2. провести анализ демографического развития в мире;
3. провести анализ демографического развития в России на мировом фоне;
4. выявить основные изменения мирового демографического контекста, выгодного для России и провести анализ возможностей изменения демографического положения России
5. определить основные направления демографической России
6. Подвести результаты анализа.

Содержание

Введение 2
ГЛАВА I. Теоретические аспекты демографического развития 3
1.1. Предмет, задачи и методы демографии. Значение изучения демографического развития стран 3
1.2. Разработка демографических прогнозов, их стадии и временные горизонты 9
1.3. Основные факторы и показатели демографического развития 10
ГЛАВА 2. Анализ демографического развития в мире и в России 13
2.1. Анализ демографического развития в мире 13
2.2. Анализ демографического развития России на мировом фоне 17
2.3. Изменения мирового демографического контекста, выгодные для России и анализ возможностей изменения демографической ситуации в России 20
2.5. Новая роль миграции, как фактора демографического развития в мире и в России 34
2.6. Идеология и направления демографической политики России 40
ГЛАВА 3. Результаты анализа демографического развития в мире и в России 42
3.1. Результаты анализа демографического развития в мире и в России 42
Заключение 46
Библиографический список 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 50
Пороговые значения демографического роста в 2006-2025 гг. 50
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Этапы стратегии демографического развития России до 2025 г. 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Прогноз продолжительности жизни населения России 52

Работа состоит из  1 файл

Демографическое развитие в мире и в России.doc

— 903.50 Кб (Скачать документ)


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение

ГЛАВА I. Теоретические аспекты демографического развития

1.1. Предмет, задачи и методы демографии. Значение изучения демографического развития стран

1.2. Разработка демографических прогнозов, их стадии и временные горизонты

1.3. Основные факторы и показатели демографического развития

ГЛАВА 2. Анализ демографического развития в мире и в России

2.1. Анализ демографического развития в мире

2.2. Анализ демографического развития России на мировом фоне

2.3.  Изменения мирового демографического контекста, выгодные для России и анализ возможностей изменения демографической ситуации в России

2.5. Новая роль миграции, как фактора демографического развития в мире и в России

2.6. Идеология и направления демографической политики России

ГЛАВА 3. Результаты анализа демографического развития в мире и в России

3.1. Результаты анализа демографического развития в мире и в России

Заключение

Библиографический список

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Пороговые значения демографического роста в 2006-2025 гг.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Этапы стратегии демографического развития России до 2025 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Прогноз продолжительности жизни населения России

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Население – основное богатство любой страны, без него жизнь государства невозможна. Но в последнее десятилетие демографические процессы, происходящие в нашей стране и в ряде других стран, имеют ярко выраженный  негативный  характер. Низкая  рождаемость в сочетании с высокой смертностью привели к эффекту депопуляции, выразившемуся в естественной убыли населения в подавляющем большинстве регионов страны и в России в целом. По сути, Россия столкнулась с ужасающим по своим масштабам и приближающимся последствиям глобальным кризисом. По прогнозам Госкомстата Российской Федерации численность населения России в 2015 году составит 130 млн. чел, то есть снизится на 7,8% по сравнению с 2008 годом. Есть опасность, что к 2050 году численность населения России достигнет отметки в 100 млн. В условиях бескомпромиссной борьбы за природные ресурсы (до 42% которых от всех мировых запасов сосредоточено в Российской Федерации), долговременное существование гигантской территории с быстро уменьшающимся населением не представляется возможным.

В настоящее время демографическая ситуация в России стала  одной  из самых злободневных социально-экономических проблем нашего общества. Стало очевидно, что демографический кризис не решится сам собой и даже если прилагать значительные усилия в области выхода из кризиса, результат будет достигнут по прошествии многих лет или десятилетий. Это говорит об актуальности темы работы «Демографическое развитие в мире и в России».

К настоящему времени существует большое количество литературы, посвященной проблемам демографии, на протяжении долгого времени изучением демографического развития занимались такие авторы, как: Ахилл Гийяр, Жак Бертийон, Е. Анучин, А.В. Фортунатов, Ю. Крупнов, Медков В.М. , А. Вишневский и др., но, не смотря на все, проблема демографического развития, как в России, так и в мире остается открытой и требует особого внимания.

Цель курсовой работы: провести анализ демографического развития в мире и демографического развития в России на мировом фоне, выявить особенности развития России по отношению к другим странам и рассмотреть все возможные пути улучшения демографического положения России.

Задачи курсовой работы:

1.      изучить теоретические аспекты демографического развития;

2.      провести анализ демографического развития в мире;

3.      провести анализ демографического развития в России на мировом фоне;

4.      выявить основные изменения мирового демографического контекста, выгодного для России и провести анализ возможностей изменения демографического положения России

5.      определить основные направления демографической России

6.      Подвести результаты анализа.

 

Объект исследования – демографическое развитие в мире и в России.

 

Предмет исследования – население в России и в мире в целом.

 

Методы исследования, используемые в курсовой работе: статистические, математические и социологические.

 

ГЛАВА I. Теоретические аспекты демографического развития

1.1. Предмет, задачи и методы демографии. Значение изучения демографического развития стран

 

Слово «демография» образовано из двух греческих слов: «демос» — на­род — и «графо» — пишу, то есть, если трактовать это словосочетание бук­вально, оно будет означать «народоописание», или описание населения. Но демография с самого начала своей истории никогда не ограничивалась лишь описанием, ее предмет всегда был шире и глубже.

 

1. Краткая история становления демографии

В отличие от многих других наук демография имеет точную дату рождения. Она ведет свое начало с января 1662 г., когда в Лондоне вышла в свет книга английского купца и капитана, впоследствии майора городской милиции, ученого-самоучки Джона Граунта (1620—1674) имевшая длин­ное название: «Естест­венные и политические наблюдения, перечисленные в прилагаемом оглав­лении и сделанные на основе бюллетеней о смертности. По отношению к управлению, религии, торговле, росту, воздуху, болезням и другим изменениям названного города. Сочинение Джона Граунта, гражданина Лондо­на». Уже из названия книги виден широкий социальный замысел ее авто­ра. В те времена, когда она писалась, в Англии нередко свирепствовала чума и прочие заразные болезни, поэтому бюллетени о смертности имели практическое назначение и публиковались в Лондоне еженедельно. Их читали многие, с тем чтобы при первых же признаках угрозы для своей жизни быстро покинуть город. Граунт первым увидел в скорбных бюллетенях по­льзу для науки. Изучив ведомости о смертях и рождениях в Лондоне за 80 лет, он обратил внимание на существование в населении целого ряда зако­номерностей.

В частности, он установил, что мальчиков рождается больше, чем дево­чек, причем соотношение полов среди родившихся — постоянно и состав­ляет для Лондона 14 к 13. Он заметил также, что и среди умерших больше мужчин, чем женщин, что в Лондоне смертность превышает рождаемость и население города растет только за счет переселенцев, что в провинции, напротив, рождаемость выше смертности, что каждый брак в среднем дает 4 рожде­ния, что по числам рождений и смертей можно определить численность населения города, а по возрастной структуре умерших — возрастную структуру населения. Уже одно это было важно, ведь ни переписей населения, ни какой-либо другой статистики (кроме церковной) еще не существовало. Наконец, Граунт был первым, кто построил первую математическую таб­лицу (модель) смертности, описывающую закономерное увеличение веро­ятности смерти по мере старения людей. Ныне такая модель является од­ним из главных орудий в арсенале демографии, причем используется для анализа не только смертности, но и брачности, рождаемости, возрастной структуры населения, для разработки прогнозов численности и структуры населения. Методологические принципы той же модели находят примене­ние и в других науках. Она применяется и в исследованиях миграционных процессов, и в социологии при изучении и прогнозировании социальной мобильности, и в экономике труда при изучении текучести рабочей силы, и в здравоохранении для прогнозирования заболеваемости. На ней базиру­ются и финансовые расчеты по страхованию жизни.

Книга Граунта была встречена тогдашней интеллектуальной элитой очень хорошо. В течение трех лет она переиздавалась еще четыре раза, причем второе издание было осуществлено уже в конце того же года, что и первое. Книга так понравилась королю Карлу II, что уже через месяц после ее опубликования Граунт был принят в Королевское общество (т.е. в переводе на наш язык — в академики). Более того, король распорядился, если отыщутся еще купцы, подобные Граунту, незамедлительно всех их при­нять в Общество (то есть в Академию).

Книжка Граунта послужила зачатием не одной, а сразу трех наук: статистики, социологии и демографии. Но сначала прямым «потомком» книги Граунта явилась политическая арифметика — наука, стремившаяся изучать количественные (точнее, статистические) закономерности общественных явлений и процессов. В течение последующих столетий к демо­графическим аспектам жизни общества проявляли интерес выдающиеся ученые и общественные деятели: экономисты и политики, астрономы, физики, математики, биологи, медики, священнослужители и др. Наконец, в XIX в. появилось и название науки, которое дал ей бельгийский ученый Алтай Гийяр (1799—1876), энтомолог по специальности. В 1855 г. в Пари­же он опубликовал книгу «Элементы человеческой статистики или Сравнительная демография...», в которой определил демографию очень широ­ко — как «естественную и социальную историю человеческого рода» и как «математическое познание человеческих популяций, их общего движения, их физического, гражданского и морального состояния». Так же широко определял круг интересов демографии другой выдающийся ученый XIX в. — Жак Бертийон (по другой транскрипции — Бертильон) (1851—1922, кстати сказать, внук А. Гийяра). В 1880 г. он писал в книге «Статистика движения населения во Франции»: «Демография занимается изучением коллективной жизни. Цель ее состоит в изучении причин, в силу которых общества развиваются, восстанавливаются и в конце концов приходят в упадок и погибают. Она рассматривает как физический, так и нрав­ственный склад каждого народа; рассматривает, какие занятия доставляют ему средства к жизни; она исследует, как и почему люди вступают в брак, в каком количестве они размножаются и как воспитывают своих детей и пр. Она указывает, наконец, при каких обстоятельствах, в каком возрасте и в силу каких причин люди умирают». Из этих определений можно видеть, что и А. Гийяр, и Ж. Бертийон (а также многие другие выдающиеся уче­ные) включали в круг вопросов, изучаемых демографией, очень широкий спектр явлений, изучаемых многими науками. И такой широкий взгляд на демографию сохранялся очень долго, вплоть до конца 70-х гг. уже нынеш­него века. Да и сейчас еще, пожалуй, не прекратились споры между отдель­ными учеными о предмете демографии и о ее праве на самостоятельное су­ществование среди других общественных наук.

Во второй же половине XIX в. возобладал взгляд на демографию как на синоним статистики либо как на раздел статистики (статистики населения). В немалой степени при­чиной этого было, как представляется, быстрое становление статистики как самостоятельной и универсальной науки, охватывающей своими мето­дами все области общественного бытия, и возрастание спроса на статистические данные о населении в связи с разви­тием капиталистического рынка.

В дальнейшем становление демографии как науки происходило в двух направлениях. С одной стороны, ее предмет постепенно сужался, точнее, конкретизировался, с другой — расширялся круг, воздействующих на этот предмет факторов, которые демография включала в поле своего рассмотрения.

К середине 1960-х гг. большинство специали­стов стали ограничивать предмет демографии вопросами так называемого естественного движения населения. Движение населения здесь понима­ется не в физическом, а в более общем виде, как изменение. Различают два вида движения населения: естественное и механическое (миграционное).

Естественное движение населения — это непрерывное изменение численности и структуры населения в результате рождений, смертей, бра­ков и разводов. В естественное движение населения включаются также и изменения половозрастной структуры населения ввиду тесной взаимосвя­зи ее изменений со всеми демографическими процессами.

Итак, население непрерывно изменяется, находится в движении. Люди рождаются, умирают, вступают в брак или разводятся, меняют профессию, место работы, жительства и проч. В результате непрерывно меняется численность населения и его структура. За счет рождений население непрерывно растет и одновременно за счет смертей — непрерывно убывает. Одно поколение сменяется следующим. Такого же рода процессы роста и убыли происходят непрерывно и одновременно во всех структурах населения: по возрасту, брачному состоянию, семейному положению, социаль­ной принадлежности и т. п. В зависимости от соотношения чисел родив­шихся и умерших, или, в более общем виде, между вступлением людей в те или иные социальные группы и выбытием из них, численность этих групп, или населения в целом, либо увеличивается, либо уменьшается, либо оста­ется неизменной (если число прибывших равно числу выбывших).

Непрерывный процесс возобновления населения (который математически может быть как со знаком плюс, так и со знаком минус) происходит всецело под воздействием законов развития общества, является неотъем­лемой частью общественной жизни и потому имеет социальный характер. Рождение большего или меньшего числа детей в семье, продолжитель­ность жизни, вступление в брак или безбрачие — все эти социальные фак­ты подвержены действию общественных законов, являются частью функ­ционирования общественного организма, или, правильнее будет сказать, общественного воспроизводства (воспроизводства общественной жизни). Демографическая сфера является составной частью (подсистемой) обще­ственной жизни, результатом деятельности людей. Поэтому вместо возоб­новления населения правильнее говорить о его воспроизводстве, что под­черкивает и его социальный характер, и активную роль социальных механизмов в изменениях численности населения и его структуры.

 

2. Предмет демографии

 

Предметом демографии являются законы естественного воспроизводства населения.

Население в демографии также понимается специфически. Это не любая совокупность людей, это достаточно большая численность людей, обладающая богатой структурой, необходимой для непрерывного возобновления этой совокупности. Способность к самовоспроизводству — главное качество, определяющее население именно как демографическую категорию, отличающее его от других совокупностей людей, например, та­ких, как производственный коллектив, жильцы дома и т. п.

Наиболее спорным, очевидно, может показаться исключение из предмета демографии миграционных процессов. Почти все учебники по демо­графии, как отечественные, так и зарубежные, содержат разделы о мето­дах исследования миграции населения. Однако это лишь пережиток времен универсальной статистики, пытавшейся охватить все общество целиком. Фактически же включение миграции в предмет демографии всегда было лишь декларативным. На деле всегда существовало зримое «разделение труда» между учеными, изучавшими естественное воспроизводство населения, и теми, кто изучал миграционные процессы. Между миграцией и воспроизводством населения есть существенные качественные различия, обуславливающие соответствующие различия и в методах исследования, и в профессиональной подготовке исследователей. Эти процессы различа­ются и по характеру воздействующих на них факторов. Так, в миграцион­ных процессах значительно сильнее, чем в воспроизводственных, роль гео­графических факторов (природных условий, климата, размещения производства, социальной инфраструктуры и т. п.). В воспроизводствен­ных же процессах более значительна по сравнению с миграционными про­цессами роль биологических факторов. Миграция населения — это прежде всего миграция рабочей силы. Поэтому при изучении миграционных про­цессов очень важны знания в области экономики и социологии труда, кото­рые при изучении воспроизводства населения малоприменимы. В целом же, конечно, между миграционными и воспроизводственными процессами существует взаимодействие (как между предметом и фактором, воздейст­вующим на предмет исследования). Миграция оказывает влияние на рож­даемость, брачность, здоровье и смертность мигрирующих масс людей и в этом качестве изучается в демографии как один из факторов воспроизводства населения. В свою оче­редь уровень рождаемости, семейный состав населения, уровень здоровья и жизнеспособности населения оказывает влияние на его миграционную подвижность.

Тесно переплетается предмет демографии с другой близкой ей наукой — социальной гигиеной — главным образом при изучении проблем смертно­сти и продолжительности жизни. Многие выдающиеся специалисты-медики были и являются выдающимися учеными и в области проблем демографии (С.А. Новосельский, В.В. Паевский, С.А. Томилин, П.И. Куркин, А.М. Мерков, Е.А. Садвокасова, М.С. Бедный и др.). Тем не менее различие между предметами двух смежных наук — социальной гигиены и демографии — су­ществует, и оно достаточно четко. Демография изучает воспроизводство на­селения, социальная гигиена — его здоровье. Соответственно различаются и цели изучения смертности. В демографии она изучается как компонент вос­производства населения, в социальной гигиене — как обратный показатель здоровья населения. Конечно, размежевание предметов наук — не самоцель; естественно, на каких-то участках познания их интересы могут пересекать­ся, но если при этом происходит взаимообогащение знаниями, то такое пере­сечение наук можно только приветствовать.

Информация о работе Демографическое развитие в мире и в России