Анализ территориального развития региона на примере Ульяновской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 18:15, реферат

Описание

Площадь территории Ульяновской области - 37.2 тыс. кв. км (0,22% от площади РФ). Протяженность Ульяновской области составляет 250 км с Севера на Юг и 280 км с Запада на Восток. Население Ульяновской области на 1 января 2011 года составляет 1289.85 тыс. человек. На долю городских жителей приходится 73.5% населения, что соответствует общероссийскому уровню (73.8%), но выше, чем в целом по ПФО, где доля городского населения составляет 70.9%.

Содержание

Введение________________________________________________________3
1. Общая характеристика региона_____________________________________5
2. Анализ исторического освоения территории региона___________________8
3. Характеристика современного состояния,
размещение производительных сил в регионе________________________11
4.Общая характеристика социально-экономического развития региона____16
5.Анализ проблем и перспективы развития региона_____________________23
Заключение_____________________________________________________27
Список литературы______________________________________________28

Работа состоит из  1 файл

реферат Емадаков.doc

— 147.00 Кб (Скачать документ)

Для продвижения интересов  региона на федеральном уровне Правительству  Ульяновской области в рамках работы по внедрению проектов Ульяновской  области в мероприятия, предусматриваемые  федеральными целевыми программами  и федеральными адресными инвестиционными программами необходимо Ваше, Уважаемые Депутаты содействие.

По-другому говоря, это  «лоббирование» интересов Ульяновской  области в процессе привлечения  максимального объема федеральных  средств при минимизации софинансирования из областного бюджета.

7) В сфере регулирования цен и тарифов основными задачами на перспективу являются выявление резервов оптимизации себестоимости ЖКУ и повышение экономической обоснованности тарифов, создание экономических стимулов, обеспечивающих использование ресурсосберегающих технологий в производственных процессах; установление тарифов на регулируемые виды деятельности с учетом программ по энергосбережению и энергоэффективности.

Правительство Ульяновской  области неоднократно направляло свои предложения о внесении изменений в федеральное законодательство по вопросу государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, коммунальные услуги. Так, например,  до настоящего времени на федеральном уровне не урегулирован вопрос об установлении тарифов для организаций коммунального комплекса, приступающих к регулируемой деятельности в течение календарного года. Остается не разрешённым вопрос о регулировании тарифов на горячее водоснабжение.

8) В сфере размещения  заказов основными проблемами  являются частые и существенные изменения законодательства о размещении заказов, недобросовестная конкуренция (сговор) со стороны некоторых поставщиков. Также существенной проблемой, тормозящей развитие системы государственных закупок является недостаточная оснащённость материально-технической базы и слабая, недостаточная степень профессиональной подготовки специалистов- заказчиков для работы в системе государственных закупок.

а)  Переход на единый общероссийский сайт для размещения информации о размещении заказов  – www.zakupki.gov.ru. Все региональные и муниципальные сайты с 01.01.2011 не будут являться официальными, соответственно опубликование информации о размещении заказов (конкурсы, котировки) должно осуществляться уполномоченными органами регионального и муниципального уровня (заказчиками) только на сайте www.zakupki.gov.ru.

б)  Изменение процедуры  регистрации государственных контрактов. В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ, вступившей в  силу с 01.01.2011, органом, уполномоченным на ведение реестра государственных контрактов, заключенных от имени РФ, субъектов РФ, муниципальных контрактов, заключенных от имени муниципального образования, а также гражданско-правовых договоров федеральных бюджетных учреждений, бюджетных учреждений субъектов РФ, муниципальных бюджетных учреждений, будет являться федеральное казначейство.

в) Расширение сотрудничества и взаимодействия с контрольно-надзорными органами (Ульяновским УФАС России, Прокуратурой Ульяновской области  и др.) в целях профилактики нарушений  антимонопольного законодательства и законодательства о размещении заказов.

г) Повышение эффективности  расходования бюджетных средств  из, размещение заказов способами, позволяющими достигнуть заданных результатов с  использованием наименьшего объема бюджетных средств (проведение открытых аукционов в электронной форме),

д) Совершенствование  системы закупок. Практика применения Закона №94-ФЗ как в Ульяновской  области, так и в других регионах, дает основания сегодня поставить  вопрос о том, что регулирование  госзакупок должно стать более адекватным и назрела необходимость перехода всей системы госзакупок на новый этап развития.

Сформировав и обобщив  проблемы Закона №94-ФЗ и деловой  практики в области государственных  закупок, просим Вас, Уважаемые Депутаты, рассмотреть наши предложения по внесению изменений в Закон №94-ФЗ (приложение № 5) и оказать административную и консультационную помощь для их вынесения на федеральный уровень в качестве законодательной инициативы.

 

9) В сфере предпринимательства:

а) Поддержка инновационных  компаний и предприятий, модернизирующих  свои производственные процессы (начиная  с 2011 года, 30% от общего объёма средств  получаемых в рамках софинансирования из федерального бюджета должны будут направлены на развитие инновационного сектора и модернизацию);

б) Поддержка бизнесов, связанных с пищевой переработкой, развитием сервисных технологий (ресторанного и гостиничного бизнеса), индустрии въездного внутреннего  туризма;

в) Оказание поддержки  субъектам малого и среднего предпринимательства, производящим и реализующим товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта (размещение производств, франшиза);

г) Развитие финансовых технологий для малого и среднего бизнеса, увеличение капитализации гарантийных фондов, микрофинансирование  организаций, формирование новых финансовых инструментов;

д) Стимулирование развития муниципальных программ в сфере  малого и среднего предпринимательства (формирование полноценной инфраструктуры и инструментария на территориях);

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Анализ проблем и  перспективы региона.

 

Ульяновская область  обладает значительным научным, техническим  и инновационным потенциалом, который  позволяет осуществлять технологические  разработки, конкурентоспособные на мировом рынке. Сейчас проводить научные исследования и разработки на территории области могут 8 научных, научно-исследовательских и научно-производственных организаций, 7 вузов, более 10 крупных и 70 средних и малых предприятий. Общая численность работников в организациях науки составляет более 8 тыс. человек, в том числе около 250 докторов и 1400 кандидатов наук. Область стабильно удерживает 6-7-е место среди регионов Приволжского федерального округа в научном рейтинге и в течение последних пяти лет не опускается ниже 20-го места в России. На протяжении последних 10 лет внутренние текущие затраты на НИР на душу населения почти в 2 раза выше, чем в среднем по стране. Регион занимает лидирующее положение в округе по количеству поданных вузами заявок на объекты интеллектуальной собственности и полученных вузами патентов. Все это свидетельствует о заслугах ученых области, а также перспективном научном потенциале.

Однако следует признать, что проявляются внешние и  внутренние проблемы использования  научного потенциала региона: низок удельный вес инновационно активных предприятий; недостаточно развито сотрудничество вузов и предприятий; не отлажена связь перспективных программ инновационного развития отдельных секторов экономики; малочисленны реальные заказы на проведение НИОКР от предприятий; слабо распространены механизмы стимулирования инновационной деятельности (венчурные фонды, системы инкубации инновационных компаний); отдельные предприятия области куплены иностранными и отечественными юридическими и физическими лицами с целью вытеснения местной продукции с внешнего и внутреннего рынков; ограничены финансовые ресурсы региона для поддержки инновационной сферы; не продумана государственная политика по защите инновационного сектора при вступлении в ВТО; высок уровень конкуренции на мировых рынках технологий, что обусловливает трудности выхода с инновационной продукцией на мировой рынок; не хватает инновационных менеджеров.

Исходя из этого главной  целью научно-технической политики области в стратегии развития региона до 2020 г. должно стать эффективное использование инновационного потенциала на основе: кооперации научных подразделений, вузов, НИИ и коммерческих научных групп, осуществляющих отраслевые научные разработки и исследования; формирования и утверждения на заседании правительства области регионального заказа на целевые научные разработки и инновационные решения в основных сферах и отраслях общественного производства; финансирования инновационной деятельности, стимулирования и поддержки венчурного финансирования; создания системы учета и информационного доступа к результатам интеллектуальной деятельности, полученным организациями области.

Приоритетными направлениями  развития науки, технологий и техники  с учетом структурных макроэкономических преобразований на ближайшие годы являются: информационно-телекоммуникационные технологии и электроника; технологии авиастроения; новые материалы на основе нанотехнологий; новые технологии машиностроения, в том числе сельскохозяйственного; новые транспортные технологии; технологии ядерной медицины и атомной энергетики; экология и рациональное природопользование; энерго- и ресурсосберегающие технологии.

Концентрация всех ресурсов области на ключевых направлениях научного развития и содействие этому органов  государственной власти области  в определяющей мере зависят от степени интегрированности хозяйствующих субъектов, способных эти направления реализовать. Поэтому в области должна быть расширена практика поддержки, в том числе с использованием мер экономического стимулирования, объединения организаций в рамках общей инновационной деятельности, независимо от их ведомственной принадлежности, организационно-правовой формы и величины. Это может быть осуществлено посредством формирования научно-производственных объединений, технопарков, территориальных производственных комплексов, зон экономического роста, бизнес-инкубаторов. Особое внимание следует уделить развитию малого и среднего предпринимательства в сфере производства и инноваций, расширению процессов кооперации малых и средних предприятий с крупными.

Учитывая важное значение аграрного сектора в экономике  региона, в стратегии развития следует  предусмотреть решение задач, проработку которых предстоит осуществить  научному сообществу на основе регионального  целевого заказа: формирование эквивалентных  ценовых пропорций сельского хозяйства с другими отраслями; использование межотраслевых ценовых соглашений; расширение кооперационных связей по цепочке технологического передела - от производителей до покупателей; рационализация системы землепользования; увеличение объемов производства продукции, потенциально конкурентоспособной на федеральном и межрегиональных рынках; разработка мер по сокращению сельской безработицы и увеличению числа занятых в несельскохозяйственных видах деятельности на селе, включая развитие местных ремесел; эффективное развитие личных подсобных хозяйств; формирование системы адресной социальной поддержки и социальной защиты малообеспеченных слоев сельского населения; организация мер профилактики и борьбы с антисоциальными явлениями на селе; создание в районных центрах инфраструктурных узлов, систем транспортного обслуживания; развертывание системы стимулирования хозяйств, осуществляющих природоохранный режим использования сельскохозяйственных угодий и определение зон экологически чистого производства продукции растениеводства и животноводства, пригодной для выработки детского и диетического питания.

С учетом современного состояния  АПК области, особенностей его развития наиболее востребованными исследованиями являются освоение малозатратных систем ведения производства и внедрение прогрессивных и ресурсосберегающих технологий, позволяющих адекватно реагировать на колебания рыночной конъюнктуры и погодные условия сельскохозяйственного производства. В связи с этим наиболее актуальными становятся стратегические исследования: по эффективным изменениям в структуре материально-технической базы АПК; рациональному использованию трудовых, материальных, энергетических ресурсов и техники на межхозяйственном и межрайонных уровнях; совершенствованию биологического потенциала продуктивности современных сортов и агроэкологических ресурсов, племенной работы, а также по сортоиспытаниям и сортообновлению.

В перерабатывающей промышленности наряду с перевооружением действующих  предприятий потребуются полное использование наличных мощностей отрасли, совершенствование логистики, формирование собственной сырьевой базы, вертикальная и горизонтальная интеграция на основе объединения смежных сельскохозяйственных производств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение:

 

В Ульяновской области 14 государственных заказников, из них 2 федерального значения (Староку-латкинский и Сурский), 95 памятников природы регионального, и 19 местного значения, множество природных объектов, привлекающих внимание туристов (Реликтовое Белое озеро, Юловскии пруд и др.).

Сохранились оборонительные сооружения XVII в. (земляные валы) Симбирской засечной черты. Памятники архитектуры  — церковь XVIII в. в пос. Канадей, усадьбы XIX в. в селах Анненково и Кезьмино.

Работают 29 музеев, большая  часть которых находится в Ульяновске: Краеведческий музей им. Гончарова, Музей-мемориал В.И. Ленина, Государственный историко-мемориальный заповедник «Родина В.И. Ленина», музей «Симбирское купечество», литературный «Дом Языковых», музей «Метеорологическая станция в Симбирске», музей писателя Ивана Гончарова, городского быта «Симбирск конца XIX — начала XX вв.», народного творчества, современного изобразительного искусства им. А.А. Пластова.

На территории области  действуют 135 учреждений курортно-оздоровительного комплекса, первое место среди которых принадлежит курорту Ундоры (санатории «Дубки», «Имени Ленина»). Курорт Ундоры расположен на берегу Куйбышевского водохранилища, ширина акватории которого здесь достигает 40 км. Особую ценность курорту придают слабоминерализованные воды с высоким содержанием органических веществ. На территории России — единственное месторождение с естественным выходом воды такого типа.

Основные туристские предпочтения. Самодеятельные походы: пешие, лыжные, водные, автомобильные  по Приволжской возвышенности, долинам рек Сура, Свияга, Большой Черемшан.

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

 

1.Пименова Р.А. Ульяновская область: Экономико-географическая характеристика. - М.: Мысль, 2004. – 228 с.

2.Лукашова Е.Н. Поволжье. - М, 2005. – 113 с.

3.Ульяновская область. Экономические связи в 2006 году: Ежегодный справочник. – М, 2006. – 190 с.

4.Социально-экономическая география мира / Под ред. В. В. Вольского. – М.: КРОН-ПРЕСС, 2004. – 592 с., с ил.

5.Ханина Т.А. Промышленность Поволжья. – М, 2005. – 144 с.

6.Шакиров А. Р. Экономика Ульяновской области в 2006 г. // Мировая экономика и международные отношения. – 2006. – №1.

7.Щеголев Б.Н. Поволжье: экономическое развитие и проблемы внешней торговли. – М, 2006. – 138 с.

8.Родионова И. А., Бунакова Т. М. Экономическая география: Учебно-справочное пособие. – М.: Московский Лицей, 2005. – 496 с.

9.Малая энциклопедия стран и народов мира.//Сост. Акчурин А.П., Семенова Н.А. – М.: Экономика, 2005. – 436 с.

Информация о работе Анализ территориального развития региона на примере Ульяновской области