Водные ресурсы, их рациональное использование и охрана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 10:59, контрольная работа

Описание

Уральский федеральный округ (далее – УрФО) был образован 13 мая 2000 года. В его состав входят 6 субъектов Российской Федерации: 4 области (Свердловская, Челябинская, Курганская, Тюменская) и 2 автономных округа (Ханты-Мансийский – Югра, Ямало-Ненецкий). Общая площадь территории округа составляет 1818,5 тыс. В. километров (почти 11 % площади Российской Федерации) и превышает площадь территорий Германии, Франции, Великобритании и Испании вместе взятых. Административный центр УрФО – город Екатеринбург. По данным на 1 января 2009 года в составе УрФО насчитывается 115 городов, 119 районов и 80 посёлков городского типа.

Содержание

1. Административно-территориальное деление, численность населения и природно-климатические условия Уральского федерального округа.
2. Специализация Уральского федерального округа в области промышленности и сельского хозяйства.
3. Социально-экономическая характеристика Уральского федерального округа.
4. Проблемы и перспективы развития Уральского федерального округа
Картосхема. Уральский федеральный округ.
Список использованных источников.

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа Малышева Д.С..doc

— 156.50 Кб (Скачать документ)

Отдельно необходимо остановиться на том факте, что УрФО – крупная золоторудная провинция, перспективы которой постоянно расширяются. Доминирующие геолого-промышленные месторождения включают собственно золоторудные с долей запасов 43% и долей добычи 52%, комплексные золотосодержащие – 42% и 31% соответственно; россыпные месторождения 15% и 17%. Государственным балансом на 1.01.2009 г. в Сердловской области учтены запасы по 232 месторождениям, в том числе: собственным – 11, россыпным – 205 и комплексным – 16 с общими запасами категорий А+В+С1 – 182 600 кг, С2 – 128 912 кг, забалансовыми – 54 384 кг. В Свердловской области сосредоточено 47,6% общих запасов золота по УФО, в том числе 63,5% в коренных месторождениях, 23,4% - в комплексных месторождениях, 75,8% - в россыпях. В Челябинской области 29% запасов приходится на россыпное, 71% - на рудное золото.

Машиностроительный комплекс УрФО – крупная отрасль его рыночной специализации. Опорой инновационного развития в округе являются предприятия оборонно-промышленного комплекса. Здесь развито тяжелое машиностроение (производство горнометаллургического оборудования), энергетическое (производство турбин, паровых котлов и др.), транспортное, сельскохозяйственное машиностроение, тракторостроение. Машиностроение представлено и автомобильной промышленностью (25,5 %), тракторным и сельскохозяйственным (16,6 %), остальную часть составляет металлургическое, строительно-дорожное, электротехническое, горношахтное и горнорудное машиностроение, станкостроение и приборостроение. Основные центры тяжелого машиностроения: Екатеринбург («Уралмаш», «Уралхиммаш», «Уралэлектротяжмаш», заводы металлургического и бурового оборудования и др.), Карпинск (производство и ремонт горного оборудования) и др. Предприятия машиностроительного комплекса производят 15,3 % промышленной продукции области. Ведущими предприятиями отрасли являются ОАО «Челябинский тракторный завод» и ОАО «Уральский автомобильный район». В Троицке и Тюмени производится оборудование для нефтяной и газовой промышленности. Урал – не только металлургическая база для тяжелого машиностроения, но и крупный потребитель его продукции. Ведущий центр производства турбин – Екатеринбург. Сельскохозяйственное машиностроение и тракторостроение развито в Челябинске (тракторный завод, производство автотракторных прицепов и пр.), Кургане («Кургансельмаш») и др. Транспортное машиностроение представлено вагоностроением (Нижний Тагил, Усть-Катав), производством большегрузных автомобилей (Миасс), автобусов (Курган), мотоциклов (Ирбит), судостроением (Тюмень, Тобольск). Крупным промышленным предприятием является АОЗТ «Уральский автомоторный завод» в Новоуральске. Предприятия приборостроения, станкостроения, электротехнической промышленности работают во многих промышленных центрах округа – Екатеринбурге, Челябинске, Кургане и др. Химическая промышленность УрФО представлена всеми важнейшими производствами: минеральных удобрений, синтетических смол и пластмасс, синтетического каучука, соды, серной кислоты и т.д. Промышленность минеральных удобрений округа включает производство азотных и фосфатных удобрений. Развита в округе и химия органического синтеза, в том числе производство синтетических смол и пластмасс (Екатеринбург, Нижний Тагил, Тюмень), шин (Екатеринбург) и другой продукции.

Лесопромышленный комплекс УФО работает на собственной сырьевой базе и представлен всеми стадиями производства, начиная от заготовок древесины до выпуска конечной продукции (бумаги, спичек, фанеры, мебели, домостроения и др.). В Свердловской области расположены важнейшие центры лесной и деревообрабатывающей промышленности (Серов, Североуральск, Верхотурье, Сосьва и др.), а также целлюлозно-бумажной промышленности (Новая Ляля и др.).

Электроэнергетика представлена преимущественно тепловыми электростанциями. Наиболее крупные ГРЭС в регионе – Сургутские ГРЭС-1 и ГРЭС-2, Уренгойская и Нижневартовская ГРЭС в Тюменской области, Рефтинская ГРЭС, Среднеуральская, Серовская, Нижнетуринская ГРЭС в Свердловской области, Южно-Уральская ГРЭС в Челябинской области и др. На Урале есть атомная электростанция – Белоярская – с мощным реактором на быстрых нейтронах.

В УрФО создана мощная строительная индустрия, опирающаяся на собственную сырьевую базу. Это один из ведущих регионов по производству цемента, который вырабатывается на основе, как природного сырья, так и отходов черной металлургии. Крупнейшие центры цементной промышленности – Магнитогорск, Еманжелинск (Челябинская область), Сухой Лог (Свердловская область).

В составе легкой промышленности УрФО выделяется кожевенно-обувная, поострены также предприятия текстильной промышленности. Получила распространение швейная промышленность.

Специализация агропромышленного комплекса УрФО – это зерно (яровая пшеница, рожь, овес) и продукция животноводства (молоко, мясо, шерсть). Обеспеченность теплом и влагой, наличие больших площадей черноземных почв являются благоприятными факторами для развития сельскохозяйственного производства в Курганской области и на юге Тюменской области, в том числе и для выращивания озимых и яровых зерновых культур, овощей, картофеля, ранних гибридов кукурузы, производства говядины, свинины, продукции птицеводства. В северных регионах Тюменской области развиты оленеводство, пушной промысел. Наличие больших площадей сенокосов и пастбищ создает благоприятные условия для молочно-мясного животноводства, в юго-восточной части Курганской области – овцеводства. Пищевая промышленность представлена мукомольными и молочными заводами и комбинатами, мясокомбинатами. Основную роль играют мясная (в западной части округа) и рыбная (Сургут, Тобольск, Тюмень и др.) отрасли.

 

 

 

 

 

 

3. Социально-экономическая характеристика Уральского федерального округа

 

Доля промышленного производства УрФО в экономике России составляет 23,9% - это высший показатель. По денежным доходам (по данным за 2008 год) в среднем на душу населения округ занимает 2 место в России после Центрального федерального округа.

Валовой региональный продукт УрФО в 2007 году составил 4 276 047,3 млн. рублей. По данному показателю УрФО занимает третье место в Российской Федерации после Центрального федерального округа и Приволжского федерального округа.

По уровню производства продукция сельского хозяйства УрФО находится на 5 месте среди других федеральных округов. Объём производства равен 170 771 млн. рублей, что в свою очередь составляет 7 % того же показателя по российской Федерации.

Весьма высок рейтинг УрФО и по таким показателям, как наука, искусство и культура. Число лиц с высшим образованием приближается к общероссийскому показателю и составляет в среднем 10,7% (по РФ примерно 11%). Отмечается также высокая активность избирателей во время проведения выборных кампаний различного уровня.

Существенным является показатель оборота организаций с иностранным капиталом, который возрос с 2006 года к 2009 году с 1765,9 млрд. рублей до 2248,4 млрд. рублей. В этом факторе отражается активная позиция государства по привлечению иностранных инвестиций в развитие экономики.

Численность экономически активного населения по данным выборочных обследований населения по проблемам занятости в среднем за 2008г. составила 6705 тыс. человек, а занятых в экономике – 6104,5 тыс. рублей, данный показатель незначительно (на 0,3%), но вырос по сравнению с 2007 годом.

Уровень благосостояния населения определяется, прежде всего, денежными доходами населения, которые в расчете на душу населения в целом по УрФО в 2008 году составили 18 726 рублей (в среднем по России – 14 939 рублей).

 

 

Таблица 1. Основные показатели, характеризующие уровень жизни населения в 2008 году, в расчете на душу населения; в среднем за месяц, рублей

 

Денежные доходы

Потребительские расходы

Российская Федерация

14 939

11 070

Уральский
федеральный округ

18 726

13 280

Курганская область

11 161

7 985

Свердловская область

17 171

13 072

Тюменская область

27 612

18 019

в том числе:

Ханты-Мансийский авт.округ

32 872

20 569

Ямало-Ненецкий авт.округ

38 133

21 569

Челябинская область

14 161

10 413

 

Таким образом, в 2008 году УрФО занимал 2-е место среди федеральных округов по уровню денежных доходов и потребительских расходов населения.

 

4. Проблемы и перспективы развития Уральского федерального округа.

 

Характеризуя проблемы и перспективы развития УрФО, прежде всего, необходимо отметить существование проблемы пространственного развития округа в российской и европейской перспективе. Решение проблемы пространственного развития округа способно привести к устойчивому развитию отдельных жизненно важных отраслей экономики и, в первую очередь, должно способствовать достижению приемлемого уровня жизни населения.

Геоинформационные системы – это инструмент анализа проблем и методов пространственного развития, наиболее соответствующий поставленным задачам. Согласно основным принципам пространственного развития УрФО пространственное развитие является одним из компонентов стратегии устойчивого развития[4].

К важнейшим тематическим направлениям пространственного развития относятся: демографическая эволюция (укрепление региональной самобытности и многообразия местных сообществ), вопросы охраны окружающей среды, экологической безопасности и равновесного природопользования, транспортное развитие (в том числе обеспечение транспортной доступности отдаленных районов), организация энергоснабжения, градостроительство (развитие городских и сельских территорий), сохранение и приумножение исторического и культурного наследия, развитие промышленности (в том числе возрождение депрессивных зон), создание единого информационного и телекоммуникационного пространства, интеграция социально-экономического согласия через политику пространственного развития.

Большинство городов УрФО имеют свою историю и культуру. Эти каркас и потенциал развития, которые не могут быть утеряны ни при каких обстоятельствах, и служат залогом того, что города «не умирают», но, напротив, при правильном и бережном обращении служат локомотивом развития регионов.

Для того, чтобы политические и управленческие задачи федеральных округов были выполнены, они должны быть обеспечены соответствующим подходом. Таким культурно обоснованным и современным подходом является пространственное планирование и развитие.

В отличие от традиционной социально-экономической доктрины, концепция пространственного развития предполагает сосредоточение внимания не столько на самих физических объектах, сколько на функциональных, социальных, культурных, информационных связях между территориальными сообществами. Пространственное планирование и развитие предполагает создание наилучшей комбинации в использовании преимуществ экономической глобализации и интенсификации использования локальных ресурсов, ресурсов мест проживания людей. Для пространственного развития в равной степени значимы и программы кооперации между крупнейшими городами, и программы развития малых поселений и сельских районов, расположенных на периферии регионов округа, и программы развития межселенной инфраструктуры.

Пространственное развитие и планирование направлено на достижение более высокого пространственного согласия через развитие эффективных городских систем и транспортно-телекоммуникационных сетей так же, как через возрождение депрессивных зон, укрепление региональной самобытности и многообразия. В результате реализации пространственного планирования можно рассчитывать на становление системы управления, адекватной задачам экономической глобализации и сохранению локальной идентичности и устойчивости.

Согласно материалам Центра стратегических исследований Уральского федерального округа положение дел в населенных пунктах, находящихся на небольшом расстоянии друг от друга в разных субъектах Федерации, может существенно отличаться. Одни субъекты Федерации сосредоточили свое внимание на одном или нескольких центрах, другие ведут сбалансированную политику, постоянно поддерживая периферийные районы, не допускают закрытия школ, больниц, библиотек, заботятся о создании новых рабочих мест. В одних субъектах Федерации и муниципальных образованиях активно используется культурно-исторический потенциал места, в других на него не обращают внимания. Где-то развивается инфраструктура дорог и связи, уже доступен Интернет в сельских школах, а где-то об этом знают лишь понаслышке. Фактически различия между субъектами Федерации оказываются ниже, чем различия внутри субъектов.

Таким образом, можно выделить основные задачи пространственного развития и становления пространственного планирования.

Первейшая задача – выделить общие закономерности и специфику территориально-управленческих задач. И на этой основе определить стратегические перспективы развития округа и его место в развитии страны.
Со временем может стать целесообразным вменение органам государственной власти субъектов Федерации и органам местного самоуправления специальной управленческой задачи по планированию пространственного развития.

При этом должны быть решены вопросы:

а) рационального размещения производства;

б) сбалансированного и устойчивого развития регионов;

в) выявления процессов развития и интеграции регионов;

г) эффективного территориального разделения труда между регионами и в пределах их территории;

д) восстановления ландшафта.

Все это в результате должно привести к повышению конкурентоспособности регионов на внешних и внутренних рынках без потери их национальных и культурных особенностей.

Отмечается необходимость проведения инвентаризации (аудит) состояния дел и проблем, имеющих отношение к вопросам территориального планирования и пространственного развития. На основе результатов аудита формируется общее для федерального округа поле проблем. Список проблем появляется не только в результате работы экспертов, а в первую очередь как публичное признание их общими всеми заинтересованными сторонами. После такой процедуры можно будет перейти к поиску решений.

Информация о работе Водные ресурсы, их рациональное использование и охрана