Создание благоприятных
общих условий для развития
деловой активности.
К таким
условиям следуют отнести рыночную
инфраструктуру, наличие земли и
соответствующих прав на нее для
развития нових видов экономической
активности, хорошо развитые транспорт,
связь, офисное хозяйство и др.
Регулирование деловой
активности. Администрация формирует
побудительные мотивы предпринимателей
с целью принятия ими необходимых для
развития данного региона решений. Это
достигается, в частности, путем уменьшения
местных налогов либо предоставления
дешевого капитала с помощью инструментов
займа, субсидий, гарантий и даже прямых
заимствований.
Глава
III. Организация управления
экономикой региона.
3.1
Сущность организации
управления экономикой
региона.
Организационная структура управления
является социально-экономической
категорией, характеризующей отношения
совокупности звеньев аппарата управления
и существующих между ними организационных
связей, выражающих взаимодействие и координацию
элементов внутри данной системы.
Структура отражает состав элементов,
внутреннюю форму организации
системы, ее статику, тогда как организационные
отношения обеспечивают тесноту и эффективность
структурных связей.
Организационные структуры управления
имеют три сферы применения: государственную,
коммерческую и общественную. Государственная
сфера в свою очередь имеет
три уровня: федеральный, региональный
и казенных предприятий. Коммерческая
сфера управления охватывает
различные уровни корпоративного
управления: малого, среднего и крупного
предпринимательства в различных
организационных формах. Это субъекты
хозяйствования – кооперативы,
концерны, холдинги и др.
Общественная сфера в настоящее
время приобретает экстраординарный
характер. Если раньше органы
общественного самоуправления имели
определенные и ограниченные
функции, то теперь общественными
структурами являются как представительные
и судебные органы, государственные
общественные фонды, органы самоуправления,
так и структуры попечительского
характера и вспомоществования, политические
движения и партии.
Такая типизация организационных
структур обусловливает и соответствующие
организационные формы управления:
министерства, ведомства, комитеты, ассоциации,
акционерные общества, муниципальные
образования, частные и казенные предприятия,
банки, фонды и т.д.
Элементы организационной структуры
в совокупности образуют организационное
единство для реализации общей
цели.
Каждый элемент наделяется соответствующими
функциями. Нет и не может
быть чистых функций без их
субстанциональных носителей, равно как
и не принадлежащих определенной структуре.
Поэтому естественны и необходимы изменения
в структуре, если меняются функции ее
отдельных компонентов.
Формирование рыночной экономики
предполагает создание новых
организационных отношений и
структур управления.
Во-первых,
характерным становится перераспределение
функций между различными органами государственного,
коммерческого и общественного управления,
делегирование функций не только сверху
вниз, но и снизу вверх. Стремление региональных
и муниципальных образований к расширению
управленческой самостоятельности имеет
под собой убедительные основания. Одно
из них – невозможность центральной власти
как прежде централизовать доходы от налогов
и прибыли; другое – то обстоятельство,
что центральная власть фактически не
может обеспечить сохранение и развитие
социальных стандартов в регионах, в силу
чего не только уступает в этом прерогативу
местным органам власти, но настоятельно
делегирует им функцию социальной поддержки
и защиты.
Во-вторых, со временем происходит моральное
старение структуры управления, следствием
чего становится неизбежной замена структур,
не способных мобилизовать организационные
резервы. Формируются перспективные организационные
структуры. Среди последних важнейшими
являются те, которые являются адекватными
социально-рыночной среде экономического
развития России, создают условия для
качественных преобразований в системе
общественных отношений; через структуры
стимулируются интенсивные факторы роста
социальной и экономической эффективности.
Факторы влияющие на организационные
структуры. На организационные
структуры влияет ряд факторов.
С одной стороны, они объектовно
обусловливают и предопределяют
процесс их преобразования, а
с другой – подчиняют эти
структуры волевому воздействию
полномочных органов и ответственных
лиц.
Среди объективных факторов, влияющих
на организационную структуру
производства, особое и все возрастающее
значение приобретает научно-экономический
процесс. Он является катализатором
социальных, экономических, управленческих
и других организационных изменений
в системе отношений участников
процесса производства. Достижения
НТП влияют на состав элементов
организационных структур производства
и управления.
В прошлом дискретный и зачастую
случайный процесс формирования
организационных структур объясняется
тем фактом, что в условиях
командно-административной системы
управления была непомерно велика
роль субъективного фактора. При
этом руководствовались волевыми решениями
отдельных ведомств, государственных
и хозяйственных организаций, субъективным
мнением политических лидеров.
3.2
Типы организационных
структур.
Общими предпосылками
создания качественно
новых организационных
структур управления
интенсивного типа являются:
- Перевод социально-экономических
функций министерств и ведомств, региональных
структур управления, предприятий и организаций,
всех существующих и создающихся, формирующихся
государственных, коммерческих и общественных
организационных структур на социально
ориентированные рыночные отношения;
- Реализация
социальных целей большим количеством
государственных, региональных, муниципальных,
коммерческих структур. Акценты расставляются
таким образом, что бы все элементы, составляющие
социальный комплекс, были задействованы
при решении текущих и перспективных социальных
задач.
Разнообразные духовные и физические
запросы человека становятся
тем общественным индикатором,
с помощью которого определяются
направления инвестиционной, научно-прикладной,
экономической и технической
политики. Критерием качества организационных
структур производства и управления
выступает наибольший конечный
социально-экономический и даже
психологический результат.
Экстенсивный тип структур управления
имеет ряд качественных признаков:
- Недостаточная
гибкость и восприимчивость к изменениям,
вызванным научно-техническим и социальным
прогрессом;
- Слабая разработанность
стратегии развития организационных структур.
В производстве отсутствуют приоритеты,
связанные с НТП; в управлении организационная
структура ориентирована на решение оперативных
(текущих) задач и др.
- Затратный
принцип стимулирования совершенствования
организационной структуры. В производстве
он характеризуется слабой заинтересованностью
в ресурсосбережении, а в управлении –
экономией только с помощью сокращения
численности аппарата;
- Административно-правовые,
командно-директивные методы управления,
превалирующие над экономическими и коллегиальными,
что сдерживает предпринимательскую инициативу
и поиск эффективных методов работы коллективов,
отдельных членов общества;
- Слабая адаптивность
организационных структур управления
к меняющимся условиям производства, рыночному
механизму хозяйствования.
- Неадекватность
роли органов местного самоуправления
их возможностям в решении социальных,
экономических технологических территориальных
проблем;
- Отсутствие
социально-политической и экономической
стабильности, развитых отношений собственности,
способных стимулировать многообразие
организационных структур управления.
Нельзя не видеть, что управленческие
структуры по всей вертикали власти приспосабливаются
к происходящим изменениям. На уровне
Федерации и региона укрепляются исполнительные
органы власти, все отчетливее доминирует
авторитарный принцип руководства. В тоже
время многие социально-экономичесике
проблемы жизни населения передаются
общественным органам управления – муниципальным
образованиям.
Заключение.
Делая
вывод, опираясь на данный материал,
можно сформулировать ряд основных
задач региональной экономики:
- Межрегиональный
обмен и производственно – техническое
взаимодействие;
- Построение
экономики региона на политэкономическом
осмыслении макроэкономических
процессов при развитии рыночных
отношений;
- Изучение
региональных факторов и условий
формирования рынка;
- Демографическое
исследование для прогнозирования
развития и функционирования
потребительского рынка;
- Распределение
населения и территории региона,
обоснование схемы рыночного «тяготения»
населения, разработка единой комплексной
схемы размещения как оптовых, так
и розничных предприятий;
- Развитие
воспроизводственных процессов
осуществляющихся в регионе: воспроизводство
регионального продукта, капитала,
природных ресурсов, движение материальных
и финансовых потоков между
основными агентами экономики региона:
предприятиями, домашними хозяйствами,
государствами учреждениями;
- Соблюдение
внутренней хозяйственной целостности
региона, для потенциальной способности
рынка развития за свой счет;
- Обеспечение
развития производительных сил
территории, на основе не возникновения
значительных внутрихозяйственных
диспропорций и сохранения способности
самостоятельно осуществлять динамическое
развитие собственной экономики,
всесторонне используя имеющиеся
ресурсы (природные, трудовые, финансовые);
- Развитие
и структурирование хозяйственного
комплекса региона (производственная,
непроизводственная сферы );
- Сохранение
экономического потенциала регионов
и его основных составляющих:
природно – ресурсный потенциал; население
и трудовые ресурсы, производственный
потенциал;
- Развитие
комплекса обслуживающих отраслей,
создание производственной, социальной
и рыночной инфраструктур;
- Использовать
новые тенденции в развитии
межрегиональных и международных
экономических связей, создание
совместных предприятий, развитие
свободных экономических зон.
Цифрами
на карте обозначены
| 1.Белгородская
область
2.Владимирская
область
3.Ворнежская
область
4.Ивановская
область
5.Калужская
область
6.Костромская
область
7.Курская
область
8.Липецкая
область
9.Московска
область
10.Орловская
область
11.Рязанская
область
12.Тамбовская
область
13.Тульская
область
14.Ярославская
область |
15.Волгоградская
область
16.Новгородская
область
17. Республика
Адыгея
18.Республика
Ингушетия
19.Кабардино-Черкесская
республика
20.Карачаево-Черкеская
республика
21.Республика
Северная Осетия-Алания
22.Чеченская
республика
23.Краснодарский
край
24.Ставропольский
край
25.Республика
Башкортостан
26..Республика
МарийЭл |
27.Республика
Мордовия
28.Теспублика
Татарстан
29.Удмуртская
республика
30.Чувашская
республика
31.Кировская
область
32.Нижегородская
область
33.Пензенская
область
34.Пермский
край
35.самарская
область
36.Саратовская
область
37.Ульяновская
область |
- Данные
рассчитаны по субъекту,
включая АО
- Список
литературы:
- Бусыгина
И.М. Регионы Германии.- М., 2000.- 352с.
- Гранберг
А.Г. Основы региональной экономики: Учебник
для вузов.- М., 2000. - 495с.
- Гуськов Н.С.,
Зенякин В.Е., Крюков В.В. Экономическая
безопасность регионов России.- М., 2000.
- 288с.
- Игнатов В.Г.,
Бутов В.И. Региональное и управление –
М., 2000. - 416с.
- Комаров М.П.
Инфраструктура регионов мира: Учебник.-
СПб., 2000.- 347с.
- Королевская
В.И., Хохлов С.Н. Управление региональной
экономикой в условиях рынка: Учебное
пособие для вузов.- М., 2001. - 64с.
- Чачугиев
М.Ч., Соколов М.М. Регионы, экономика и
управление.- М.,2001. – 271с.