Эволюция человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 19:08, реферат

Описание

Фундаментальные процессы генетической изменчивости, адаптации и отбора, которые лежат в основе огромного разнообразия органической жизни, определяют также ход эволюции человека. Изучением процессов становления человека как вида, а также внутривидовых вариаций, анатомических и физиологических, занимается антропология (во многих странах эту науку называют физической антропологией, отличая от культурной антропологии, к которой относят лингвистику, доисторическую археологию и этнографию).
В 1739 шведский естествоиспытатель Карл Линней в своей Системе природы (Systema Naturae) классифицировал человека - Homo sapiens - как одного из приматов.

Работа состоит из  1 файл

ЭВОЛЮЦИЯ ЧЕЛОВЕКА.docx

— 101.65 Кб (Скачать документ)

В понятиях часто отражаются такие предметы и их свойства, которые  невозможно представить в виде наглядного образа. При помощи понятий отображаются фрагменты как актуальной действительности, так и явлений в их исторической ретроспективе. Такой подход облегчает видение и осознание процесса постоянного изменения и развития изучаемой действительности и явлений, что способствует углублению наших знаний о них, помогает экстраполировать ход их дальнейшего развития, предвидеть БУДУЩЕЕ.

И. Кант утверждал также: "Чтобы познать a priori (т.е. заранее, независимо от опыта) возможность определенных природных вещей, требуется еще, чтобы было дано соответствующее понятию априорное созерцание, т.е. чтобы понятие было конструировано. Но познание разумом, основанное на конструировании понятий, есть познание математическое. Следовательно, чистая философия природы вообще, т. е. такая, которая исследует лишь то, что составляет понятие природы вообще, хотя и возможна без математики, но чистое учение о природе, касающееся определенных природных вещей (учение о телах и учение о душе), возможно лишь посредством математики; и так как во всяком учении о природе имеется науки в собственном смысле лишь столько, сколько имеется в ней априорного познания, то учение о природе будет содержать науку в собственном смысле лишь в той мере, в какой может быть применена в нем математика."

Деление на понятия в сущности произвольное, но приживаются только те, которые оказались практически  наиболее полезными, часто употребляемыми. По мере понимания и осознания  бытия все время вводятся новые  понятия, поэтому очень важно, чтобы  их вводили в практику или хотя бы подвергали экспертизе, обобщали специалисты  по тем или иным аспектам бытия, с  философско-филологическими способностями. Это достаточно сложный и кропотливый  труд.

Понятия непосредственно  закрепляются и выражаются в языковой форме - в виде отдельных слов и  словосочетаний, своего рода их ярлыков, надписей на них ("стол", "атом", "человек", "любовь", "добро", "совесть", "интересная книга", "специальные знания" и т.д.). Иногда для разъяснения того или иного понятия требуется целое объяснение, для чего создаются толковые словари (например, толковый словарь В. Даля), энциклопедии. Знание любого иностранного языка означает знание идентичности понятий на обоих языках. В то же время на языках многих малочисленных народов отсутствуют многие понятия, особенно новые, современные. Поэтому национальное обособление некоторых народов, их нежелание пользоваться более развитыми языками тормозит развитие их национального сознания, а следовательно, их общий прогресс, суживает их бытие и жизненную перспективу, чего не понимают их националистические лидеры, да и сами эти народности.

Разница в знаниях людей  образуется вследствие неодинакового  освоения (и усвоения) ими общеизвестных  понятий, уже не говоря о новых, более современных, как в количественном, так и в качественном выражении. Разногласия между людьми часто также возникают из-за неправильного трактования ими тех или иных понятий, непонимания хода развития обозначаемых с их помощью событий и явлений.

Таким образом, понятие стало и является не только ключевым инструментом каждодневного пользования каждого человека, благодаря которому он может существовать в обществе себе подобных, оно, по сути, обеспечивает весь ход дальнейшего развития этому существованию. Поэтому так важно, чтобы люди не только пользовались всем набором известных понятий, но и изучали новые, понимали их одинаково, совершали одинаковые алгоритмы действий, соответствующие каждому из них, уточняли, сверяясь с ними, свои нормы и правила поведения.

На протяжении всей своей  истории человечество создает, собирает, уточняет и доводит до совершенства каждое понятие, приспосабливая его  к использованию как можно  большим числом членов общества. Существо понятий затрагивает все аспекты  как реальной, так и виртуальной  действительности, начиная от природы  самого человека, его каждодневной практической деятельности и заканчивая самыми глубинными сторонами его  внутреннего и внешнего миров. При  этом важно достичь такого состояния, чтобы мироощущение, миропонимание  максимально совпадало у большинства  членов любого данного сообщества, а в итоге - у человечества в  целом. В этих целях каждый человек получает школьное, а затем и высшее образование, пишутся учебники, толковые словари, энциклопедии, правила поведения, кодексы, законы, конституции, всеобщие Декларации, созываются международные форумы и конференции, работают воспитатели, преподаватели, профессоры, функционируют арбитражи, суды всех инстанций вплоть до Международного.

Здесь необходимо коснуться  одной из самых интересных и до сих пор до конца неразгаданных  категорий бытия, каковым является время, т.е. то, с чем каждый из нас без исключения также сталкивается ежедневно, ежечасно, ежеминутно, ежесекундно, каждое мгновенье, каждую долю мгновенья...

Время, относящееся к разряду  глобальных категорий, нельзя остановить. Поэтому мы постоянно следим за ним  по часам, пытаясь угнаться за его  ходом, а оно не ждет и неумолимо  движется вперед со скоростью 24 часа в  сутки, перенося каждую минуту, каждый час, каждый день и т.д. из нашего БУДУЩЕГО в наше невозвратимое ПРОШЛОЕ. Мало кто из нас по-настоящему осознает, что все мы, люди, как и вся  окружающая нас природа, размещены  на острие секундной стрелки часов, представляющей актуальную действительность, с которой перемещаемся сквозь события и явления бытия в течение всей своей жизни. Размеры актуальной действительности сколь угодно малы и фактически равны величине 1/ (единице, деленной на бесконечность).

(где AD - точка Актуальной действительности, являющаяся точкой отсчета, перемещающейся по ординате времени t в сторону +t со скоростью 24 часа в сутки, преобразующей будущее +t в прошлое -t. Точка AD всегда характеризуется конкретным, присущим только ей временным обозначением - "датой", включающим обозначение года, месяца, числа, дня недели, часа, минуты, секунды, миллисекунды и т.д., которое в целях упрощения часто произносится не полностью)

В связи с этим еще в  глубокой древности люди заметили и зафиксировали в виде истины следующее положение:

"TEMPORA MUTANTUR, ET NOS MUTANTUR IN ILLIS",

что в переводе с латинского означает: "Времена меняются, и мы меняемся с ними".

В чем же собственно происходят изменения, что меняется в бытии  со временем? Прежде всего, идет изменение осознания человеком (в общем, собирательном смысле этого слова) понятий, из которых состоит бытие, т.е. количественный (путем добавления новых) и качественный (путем их совершенствования, углубления) их рост. Понятия сами по себе не есть что-то застывшее, раз и навсегда устоявшееся. Каждое понятие развивается в сторону его истинности, которая, в свою очередь, все больше приближается к действительной реальности. Истина - русское слово. Им обозначается то, что есть, что верно, подлинно, точно, справедливо. Иными словами, то, что на самом деле есть, и есть истина.

Для упрощения пользования  понятиями человек придает им мерность и соразмерность путем  шкал, сравнений. Так Кант, например, предложил свою "шкалу субъективной истинности": "Признание истинности суждения, или субъективная значимость суждения, имеет следующие три ступени в отношении убеждения (которое имеет также объективную значимость): мнение, веру и знание. Мнение есть сознательное признание чего-то истинным, недостаточное как с субъективной, так и с объективной стороны. Если признание истинности суждения имеет достаточное основание с субъективной стороны и в то же время считается объективно недостаточным, то оно называется верой. Наконец, и субъективно и объективно достаточное признание истинности суждения есть знание. Субъективная достаточность называется убеждением (для меня самого), а объективная достаточность - достоверностью (для каждого)."

Однако предложенная Кантом шкала не отражает развития во времени  объективной достоверности суждения или понятия. Поэтому для каждого  понятия существует своего рода "шкала объективной истинности", базирующаяся на ординате времени, отображающая этапы развития понятия или суждения на пути к истине:

0) неведение о предмете понятия 1) первое представление о предмете понятия 2) более углубленные знания (относительная истина) 3) полные знания о сути понятия (абсолютная истина).

 


Людям, имеющим способности  овладеть каким-либо понятием на этапе 2-й или 3-й ступени шкалы, нулевая  и первая ее ступени представляются как устаревшие знания. Однако при  этом необходимо всегда помнить о принципе соответствия, который вносит в развитие каждого истинного понятия строгую каскадность по нарастающей.

Кроме того, развитие понятия  может пойти вообще по ложному, ненаучному, часто тупиковому пути. Такого рода отклонения от верного, правильного направления поиска истины приводят, как правило, к бреду. Вследствие этого в жизни имеет место столько недопонимания между отдельными людьми, целыми народами, доходящего до агрессивного антагонизма, причиной чему оказывается всего лишь нахождение на разных ступенях познания тех или иных понятий, или вообще чье-то движение в ложном, бредовом или глубоко устаревшем направлении поиска их смысла, или неудовлетворительное состояние тех или иных наборов знаний. Рассудочные способности человека, его разум, логика мышления поэтому являются мерилом, критерием истины и означают умение определять верное направление поиска необходимых понятий, выбирать из них позитивные, наиболее истинные, а если нужно, создавать (при определенных условиях) новые и оперировать только и именно ими.

В качестве классического  примера хочется напомнить случай с Аристотелем, который, развив изначально изложенное Платоном понятие о первооснове  мира, наполнил его новым, более верным содержанием. В итоге он был вынужден расстаться со своим учителем, продолжавшим настаивать на устаревшей точке зрения по этому вопросу. Именно тогда родилось известное изречение: "Платон мне  друг, но истина дороже!" В то же время Аристотель указывал: "Наука, практичность, мудрость и разум суть те средства, которыми мы достигаем истины и благодаря которым никогда не ошибаемся относительно того, что актуально и изменчиво, но превыше всего здесь следует считать разум."

Существует немало понятий, про которые нельзя со 100% уверенностью сказать, что они "абсолютные истины" в данной сфере, т.е. что впредь не будут выявлены в этом направлении  знаний новые понятия, для которых  они могут стать в положение "относительной истины". В этом случае такие понятия следует  квалифицировать как "предельно  познанная абсолютная" или относительная "истина". Это означает, что  выше, чем данные понятия, в поисках  истины в этом направлении знаний на данный момент пока еще не существует, но не исключено, что со временем это  положение может позитивно измениться и появятся новые понятия, более приближенные к абсолютной истине, либо в существующее понятие будет вложен более правильный и больше соответствующий реалиям действительности смысл. Таким образом, понятия как бы "живут" своей жизнью.

Вместе с тем, наряду с  основной, позитивной группой понятий, переводимых на большинство широко используемых языков мира, существуют еще две специфические группы понятий. К первой из них относятся понятия узкоспециализированные, узконаучные, становящиеся предметами псевдонаучного китча, а также групповые, жаргонные - так называемая "феня" и т.п., т.е. понятийный мусор, который осложняет работу сознания, прежде всего общественного. Поэтому культурная, интеллигентная, строго научная среда общества такого рода понятия избегает, не воспринимает или игнорирует.

Кроме того, существует большая  группа понятий ложного, ненаучного направления, означающих далекие от истины понятийные изыски, которые  уводят знания индивида в неверную сторону, способствуя созданию ложных представлений, искривленного понимания  действительности. Сюда же относятся  понятия, противные разуму, отражающие негативные стороны бытия. К такого рода понятиям можно отнести, например, такие, как "наркотик", "черт", "привидение", "ад", "мазохизм", "война", "фашизм", "террорист", "убийца", "фанатик", "шизофрения", "трансвестит" и т.п. Всю указанную группу можно назвать негативными понятиями или негапонятиями.

Религии всех направлений, имеющие  в своих учениях немало негапонятий, тем не менее, во все времена выражали преклонение перед всем истинным. В качестве подтверждения можно привести слова Пророка Мухаммеда: "Аллах - это ясная истина". А никакая не вера. Мусульманин может и должен склониться только перед ИСТИНОЙ. Точно так же, как и христианин. По словам Христа: "Бог есть дух и ИСТИНА". А не "любовь". Молиться Богу в буквальном смысле означает "постигать истину".

Итак, все человечество в  целом, как и каждый человек в  отдельности, живет по понятиям (также негапонятиям), т.е. определениям и одинаковому пониманию всего того, что любого человека (и человечество в целом) окружает в повседневной жизни. Для всех понятий характерно: 1) движение к истине (от неведения к абсолюту); 2) структурирование и дальнейшая детализация на составляющие, или поясняющие элементы (субпонятия); 3) масштабирование или математическое описание (для измерения или сравнения); 4) функциональная полярность (позитивное, негативное, нейтральное).

Каждое понятие (негапонятие), если оно задействовано, отражается в сознании человека и влечет за собой в реальной жизни то или иное действие индивида, производимое по определенному порядку, т.е. алгоритму. И все это развивается в определенной последовательности во времени, качестве и пространстве. Мировоззрение и кругозор людей формируются, а нередко меняются под влиянием тех или иных вновь обретенных (познанных) понятий (негапонятий).

Информация о работе Эволюция человека