Этапы развития экологии как науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 00:13, контрольная работа

Описание

Существование цивилизации на нашей планете неразрывно связано с природными условиями. Она возникла тогда, когда человек научился использовать огонь и другие средства и орудия, позволявшие ему изменять среду обитания. Экология приобрела практический интерес уже на заре человечества. Первобытный человек, борясь за выживание, должен был иметь определённые знания о видах животных, их повадках, местах обитания.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...……3
Первый этап развития экологии как науки……………………………………4
Второй этап развития экологии как науки……………………….……………9
Третий этап развития экологии как науки………………………………...…13
Заключение……………………………………………………………………….17
Список литературы………………………………………………………………19

Работа состоит из  1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ.doc

— 105.50 Кб (Скачать документ)

В конце XX- начале XXIвв. Наметился новый период, который требует гармоничного взаимоотношения «человек – природа». Антропогенное воздействие на природу достигло таких масштабов, что возникли проблемы глобального характера, о которых в начале XXв. Никто не мог даже подозревать. Если оставить в стороне экономические аспекты, а говорить только о природе, то можно назвать следующие глобальные экологические проблемы, находящиеся в поле зрения человечества в начале XXI столетия: глобальное потепление климата, истощение озонового слоя, истребление лесного покрова Земли, опустынивание обширных территорий, загрязнение Мирового океана, уменьшение видового разнообразия фауны и флоры, угроза крупномасштабных катастроф и аварий, нехватка продуктов питания и т.д. Технические и технологические реальности XXв. Изменили быт человека, заставили его иначе осознать место, которое он занимает в мире.

XXI век должен стать рубежным, разделяющим эпоху безумного уничтожения уникальной природы Земли и эпоху её возрождения. В этом состоит великая миссия людей в XXI веке. Успех этой миссии зависит от доброй воли мирового содружества, которое может и обязано предотвратить эту действительно реальную угрозу «конца света» на своей планете.

Тогда человечество будет встречать не только третье, но и все последующие тысячелетия.

Таким образом, история становления и развития охраны природы в России свидетельствует, что масштабы хозяйственной деятельности и преобразования природных условий, воздействие их на окружающую среду (воздух, воду, почву, растительный и животный мир), на здоровье человека требует ещё более эффективного и целенаправленного осуществления научных, технических и экономических мероприятий в области рационального природопользования, охраны и улучшения окружающей среды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Экология своими корнями уходит в далёкое прошлое. Потребность в знаниях, определяющих «отношение живого к окружающей его органической и неорганической среде», возникла очень давно. Достаточно вспомнить труды Аристотеля (384-322 до н. э.), Плиния Старшего (23-79 н. э.), Р. Бойля (1627-1691) и др., в которых обсуждалось значение среды обитания в жизни организмов и приуроченность к определённым местообитаниям, чтобы убедиться в этом.

В истории развития экологии можно выделить три основных этапа.

I этап – Зарождение и становление экологии как науки (до XIX в.) На этом этапе накапливались данные о взаимосвязи живых организмов со средой их обитания, делались первые научные обобщения. Проводятся крупномасштабными ботанико-географическими исследованиями в природе.

II этап – оформление экологии в самостоятельную отрасль знаний (60е гг. XIX в. – 50е гг. XX в.) Начало этапа ознаменовалось выходом работ русских учёных К. Ф. Рулье (1814-1858), Н. А. Северцова (1827-1885), В.В. Докучаева(1846-1903), впервые обосновавшихся ряд принципов и понятий экологии, которые не утратили своего значения и до настоящего времени.

III этап - (40-50е гг. XX в. – до настоящего времени) – превращение экологии в комплексную науку, включающую в себя науки об охране природной и окружающей человека среды. Из строгой биологической науки экология превращается в «значительный цикл знания, вобрав в себя разделы географии, геологии, химии, физики, социологии, теории культуры, экономики….». в начале 20 века происходит «экологизация» науки. Это связано с осознанием огромной роли экологических знаний, с пониманием того, что деятельность человека зачастую не просто наносит вред окружающей среде, но и воздействует на неё отрицательно, изменяя условия жизни людей, угрожает самому существования человечества.

В настоящее время стихийное развитие взаимоотношений с природой представляет опасность для существования всего человечества.

Это объясняется тем, что человек тесно связан с живой природой происхождением, материальными и духовными потребностями, но, в отличие от других организмов, эти связи достигли таких масштабов и форм, что это может привести к практически полному вовлечению живого покрова планеты (биосферы) в жизнеобеспечение современного общества, что поставило человечество на грань экологической катастрофы.

Остановить стихийное развитие событий помогут лишь знания о том, как ими управлять и, в случае с экологией, эти знания должны «овладеть массами», по крайне мере, большей частью общества, что возможно лишь через всеобщее экологическое образование людей. Экологическое знания необходимы каждому человеку, чтобы сбылась мечта многих поколений мыслителей о создании достойной человека среды.

 


Список литературы

 

  1. Общая экология: Учебник для вузов А.С. Степановских- 2-е изд. дополн. и перераб. – М.: Юнита- Дана 2005-687с.
  2. Воронков Н.А Экология общая, социальная, прикладная: Учебник для студентов высш. учебн. завед. – М: АГАР 1999г. – 424с.
  3. Колобкин В.И, Передельский Л.В Экология - Ростов на Дону: изд-во «Феникс». 2001-575с.
  4. Прикладная экология: охрана окружающей среды. Учебник для вузов-М: Юнити-Дана, 2003-751с.
  5. Экология: Учебник для вузов / Н.И Николайкин, М.Е. Николайкина, О.П. Мелехова-М: Дрофа. 2003-624с.

 

2

 



[1]Общая экология: Учебник для вузов А.С. Степановских- 2-е изд. дополн. и перераб. – М.: Юнита- Дана 2005. С. 12

 

[2] Общая экология: Учебник для вузов А.С. Степановских- 2-е изд. дополн. и перераб. – М.: Юнита- Дана 2005. С. 15

 

[3] Общая экология: Учебник для вузов А.С. Степановских- 2-е изд. дополн. и перераб. – М.: Юнита- Дана 2005. С. 17

 

[4] Экология: Учебник для вузов/ Н.И Николайкин, М.Е. Николайкина, О.П. Мелехова-М: Дрофа. 2003. С 45

 

[5] Экология: Учебник для вузов/ Н.И Николайкин, М.Е. Николайкина, О.П. Мелехова-М: Дрофа. 2003. С. 46

 


Информация о работе Этапы развития экологии как науки