Исполнительную 
власть  в области охраны природы 
осуществляет правительство РФ (ст. 5 ЗРФООС).
      Правительство 
РФ может осуществлять и иные полномочия 
в соответствии с настоящим законом.
      Основным 
государственным исполнительным органом, 
претворяющим в жизнь конституционные 
принципы и законодательные акты в области 
ООС является Министерство Природных 
ресурсов.
      К 
основным контрольным природоохранным 
структурам относятся Государственный 
комитет санитарно-эпидемиологического 
надзора (Госкомсанэпиднадзор); Федеральный 
горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор); 
Федеральный надзор за ядерной и радиационной 
безопасностью (Госатомнадзор).
      В 
областных городах созданы Комитеты по 
охране ОС и природных ресурсов (н. при  
администрации Ростовской области).
      Видовое 
разнообразие органов, а также характерные 
особенности предоставленных им полномочий 
позволяют выделить следующие системы 
органов управления:
  - Органы общей 
  компетенции (общие органы управления).
 
  - Специальные 
  органы управления в области ООС.
 
  - Ведомственно-отраслевые 
  органы охраны ОС;
 
  - Внутрихозяйственные 
  органы.
 
  - Общественные 
  и частные организации занимающиеся прироохрантельной 
  деятельностью.
 
  - Международные 
  организации в области ООС.
 
      I. 
Органы общей компетенции. Их 
полномочия в сфере природоохранной 
деятельности:
      К 
общим органам управления относится 
Правительство РФ. В соответствии 
с Федеральным конституционным законом  
«О правительстве РФ» и законом «Об охране 
ОС» Правительство обеспечивает (ст. 5):
  - Проведение 
  единой государственной политики в области 
  ООС и экологической безопасности;
 
  - Обеспечивает 
  разработку и реализацию государственных 
  экологических программ России, межгосударственных 
  и региональных экологических программ;
 
  - Обеспечивает 
  координацию деятельности министерств, 
  ведомств и других учреждений на территории 
  РФ;
 
  - Организует 
  подготовку и распространение ежегодного 
  государственного доклада о состоянии 
  ОС;
 
  - Принимает 
  меры по реализации прав граждан на благоприятную 
  ОС;
 
  - Организует 
  деятельность по охране и рациональному 
  использованию ПР, регулированию природопользования 
  и развитию МСБ РФ;
 
  - Устанавливает 
  порядок разработки и утверждения экологических 
  нормативов выбросов и сбросов ЗВ;
 
  - Принимает 
  решения об организации особо охраняемых 
  природных территорий;
 
  - Установление 
  порядка осуществления гос. Мониторинга;
 
  - Установление 
  федеральных органов исполнительной власти 
  осуществляющих государственное управление 
  в области ООС;
 
  - Установление 
  порядка взимания  платы за загрязнение;
 
  - Организация 
  и проведение государственной экспертизы;
 
  - Установление 
  порядка ограничения, приостановления 
  и запрещения хозяйственной и иной деятельности, 
  осуществляемой с нарушением законодательства 
  в области ООС;
 
  - Предъявление 
  исков о возмещении вреда ОС причиненного 
  в результате нарушения законодательства;
 
  -  Экономическая 
  оценка воздействия хозяйственной и иной 
  деятельности на ОС;
 
  - экономическая 
  оценка природных ресурсов и т.д.
 
      II. 
Полномочия  органов государственной 
власти субъектов РФ в области охраны 
ОС (Комитет по охране ОС и ПР администрации 
Ростовской области) (ст. 6 ЗРФ)
      К 
их полномочиям относятся:
  - определение 
  основных направлений единой  экологической 
  политики, разработка и реализация территориальных 
  программ в области ООС;
 
  - координация 
  природоохранной деятельности органов 
  государственного управления,  предприятий, 
  учреждений, организаций по выполнению 
  мероприятий в области ООС;
 
  - государственный 
  контроль в области ООС за объектами хозяйственной 
  и иной деятельности, независимо от форм 
  собственности, находящихся на территории 
  субъекта РФ;
 
  - экономическая 
  оценка воздействия на ОС хозяйственной 
  и иной деятельности; ведение учета объектов 
  и источников негативного воздействия 
  на ОС на территории субъекта;
 
  - осуществление 
  экологической паспортизации;
 
  - выдача разрешений 
  на право использования природной среды 
  и ее ресурсов, на выброс, сброс ЗВ.
 
   III. 
Полномочия органов местного самоуправления.
      Управление 
в области ОС осуществляется органами 
местного самоуправления в соответствии 
с Федеральным законом «Об охране окружающей 
среды»  2002 г.; другими федеральными 
законами и иными нормативными актами 
субъектов РФ; уставами муниципальных 
образований и нормативными правовыми 
актами органов местного самоуправления.   
      К 
ведению отнесены:
  - разработка 
  и реализация муниципальных программ 
  в области природопользования и ООС;
 
  - обеспечение 
  мероприятий по охране ОС;
 
  - управление 
  и контроль в области использования и 
  охраны земель, вод, лесов, недр, атмосферного 
  воздуха и т.д.
 
  - регулирование 
  эксплуатации водных объектов местного 
  значения, МПИ, а также недр для строительства 
  подземных сооружений местного значения;
 
  - благоустройство 
  и озеленение территории муниципального 
  образования;
 
  - обеспечение 
  соблюдения санитарных правил, норм и 
  гигиенических нормативов;
 
  - информирование 
  населения об экологической обстановке.
 
 
   IV. 
Система специальных государственных  
органов России в области ООС.
      Наряду 
с органами общей компетенции 
весомую роль в природоохранной 
деятельности играют специальные государственные 
органы: в соответствии с законом их возглавляет 
Министерство природных ресурсов, которое 
в соответствии с законодательством решает 
вопросы в области ООС по согласованию 
или совместно специально уполномоченными 
органами России.
      Министерство 
природных Ресурсов РФ является федеральным 
органом исполнительной власти, осуществляющим 
межотраслевую координацию и функциональное 
регулирование в сфере ООС, обеспечения 
экологической безопасности. Несет ответственность 
за оздоровление и улучшение качества 
ОС. 
      Министерство 
природных ресурсов координирует деятельность 
остальных специально уполномоченных 
органов России в данной области – Министерство 
сельского хозяйства; Федерального агентства 
по лесному хозяйству и рыболовству; Федерального 
агентства по гидрометеорологии и мониторингу 
ОС; Федерального агентства геодезии и 
картографии а также других федеральных 
органов исполнительной власти и их территориальных 
органов, которые в соответствии с законодательством 
России решают вопросы в области ООС и 
ПР или совместно со специально уполномоченными 
государственными органами России.  
   Основные 
задачи:
  - разработка 
  Положений по основным направлениям государственной  
  экологической политики в области ООС 
  и в сфере использования, воспроизводства 
  и охраны недр и других природных ресурсов.
 
  - Разработка 
  и реализация федеральных и межгосударственных 
  целевых программ и экологических проектов; 
 
  - Организация 
  и проведение государственной экспертизы;
 
  - Формирование 
  нормативно-правовой и инструктивно-методической 
  базы в области ООС;
 
  - Обеспечение 
  государственного экологического контроля;
 
  - Ведение учета 
  объектов загрязняющих природную среду;
 
  -   Руководство 
  созданием и функционированием единой 
  государственной системы экологического 
  мониторинга;
 
  - лицензирование 
  видов деятельности в области недропользования, 
  водопользования, использования других 
  природных ресурсов;
 
  - составление 
  и ведение государственного баланса запасов 
  п/и; водохозяйственного баланса; обеспечивает 
  лесоустройство, государственный лесной 
  кадастр, и т.д.
 
 
   VI. 
Ведомственно-отраслевые органы управления 
в области охраны ОС.
      Это 
в первую очередь органы управляющие 
сферами обороны, МПС, железнодорожного 
транспорта; строительства, и обслуживания 
автомобильных дорог, топливно-энергетического 
комплекса (ТЭК). На них возлагаются следующие 
полномочия:  ведение учета и внутриведомственного 
перераспределения земельных и лесных 
территорий, мониторинга, определение 
(по согласованию с другими специально 
уполномоченными органами) санитарно-охранных 
зон, ведомственный контроль за использованием 
и охраной данных территорий. 
     VII. 
Внутрихозяйственные органы управления.
      В 
связи с усилением государственного 
контроля за соблюдением норм экологического 
законодательства и мер ответственности 
за экологические правонарушения повышается 
заинтересованность самих предприятий, 
учреждений, организаций в проведении 
превентивных мер с целью предотвратить 
нерациональное природопользование, засорение 
ОС.
      Это 
касается, в первую очередь, тех предприятий, 
которые представляют повышенную экологическую 
опасность, либо связаны с природопользованием. 
Поэтому они стали создавать внутрихозяйственные 
экологические службы (отделы по охране 
ОС, экологические службы в которые входят 
экологические, химические и биологические 
лаборатории).
      С 
помощью этих служб предприятия 
получают необходимую информацию о 
результатах вредного воздействия своей 
деятельности на ОС и принимают меры к 
его уменьшению. Они осуществляют совместно 
с органами управления предприятием:
  - внутрихозяйственный 
  учет объемов потребления природных ресурсов, 
  сбросов ЗВ, отходов;
 
  - осуществляет 
  внутрихозяйственный контроль за загрязнением 
  ОС, выполнением требований законодательства;
 
  - ведут локальный 
  мониторинг;
 
  - осуществляют 
  экологическую паспортизацию;
 
  - составляют 
  отчеты о природоохранной деятельности.
 
 
   Федеральный 
закон от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединения» 
предусматривает  создание общественных 
структур в одной из следующих форм: общественная 
организация; общественное движение и 
общественное учреждение.
         Наиболее распространение 
в России получили: движение «КЕДР»; 
Союз по спасению реки Волги; экологические 
движения и организации «Зеленых».
   Общественные 
организации имеют право в 
соответствии с законом «об охранеОС»:
  - разрабатывать, 
  пропагандировать и реализовывать в установленном 
  порядке программы в области ООС;
 
  - оказывать 
  содействие органам государственной власти 
  РФ; и органам государственной власти 
  субъектов РФ в решении вопросов ОС;
 
  - организовывать 
  собрания, митинги, демонстрации и т.п.;
 
  - обращаться 
  в соответствующие органы о получении 
  достоверной информации касающейся состояния 
  ОС; хозяйственной деятельности создающей 
  угрозу для ОС и т.д.;
 
  - участвовать 
  в принятии хозяйственных решений которые 
  могут привести к негативному воздействию 
  на ОС;
 
  - обращаться 
  в органы управления ОС с жалобами, заявлениями, 
  исками, предложениями по вопросам охраны 
  ОС;
 
  - организовывать 
  общественную экологическую экспертизу 
  или участвовать в проведении государственной 
  экологической экспертизе;
 
  - предъявлять 
  иски о возмещении вреда ОС, и т.п.