Эколого-экономическая эффективность использования водных ресурсов в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 13:21, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучить основы рационального использования ресурсов вод, описать водные ресурсы республики и их качество.
Задачи курсовой работы:
оценить проблемы водных ресурсов РБ;
оценить качество питьевой и колодезных вод;

Содержание

Введение5
1 Водные ресурсы Земли7
2 Водные ресурсы Республики Беларусь10
2.1 Водообеспеченность Республики Беларусь13
3 Основные источники загрязнения вод16
3.1 Проблема загрязнения вод РБ19
3.2 Анализ питьевой воды21
3.1 Анализ колодезных вод24
4 Рациональное использование водных ресурсов26
5 Определение платы за использование природных ресурсов33
5.1 Плата за землепользование33
5.2 Плата за пользование недрами34
5.3 Расчет сумм платы за воду, забираемую из водопроводных систем и поверхностных источников35
5.4 Эколого-экономическая лесная рента36
6 Расчеты платы за загрязнение окружающей природной среды39
6.1 Расчет платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников39
6.2 Расчет платы за размещение отходов39
7 Значения ущерба, предотвращенного реализацией природоохранных мероприятий (ПОМ)41
7.1 Показатели эффективности природоохранных мероприятий42
7.2 Нормирование выбросов загрязняющих веществ от предприятий в водные объекты44
7.3 Порядок расчета социальной эффективности средозащитных затрат49
Заключение55
Список литературы57
Приложение А58

Работа состоит из  1 файл

расчеты.docx

— 169.85 Кб (Скачать документ)

К физико-химическим методам  очистки сточных вод относятся:

    • электрохимический в электрических полях;
    • электрокоагуляция;
    • электрофлотация;
    • ионный обмен;
    • кристаллизация и др.

Все перечисленные способы  очистки сточных вод имеют  две конечные цели: регенерацию — извлечение из сточных вод ценных веществ и деструкцию — разрушение загрязняющих веществ и удаление продуктов распада из воды. Наиболее перспективными являются такие технологические схемы, осуществление которых исключает сброс сточных вод.

Эффективным методом борьбы с загрязнением водоемов является внедрение повторного и оборотного водоснабжения на промышленных предприятиях. Оборотным водоснабжением называется такое водоснабжение, когда вода, забираемая из природного источника, рециркулирует затем в рамках применяемых технологий (охлаждаясь или очищаясь) без сброса в водоем или канализацию. В настоящее время объем оборотного и последовательного использования воды в процентном отношении к общему объему водопотребления на производственные нужды достигает 90 %.

Правовое регулирование  охраны вод осуществляется «Водным кодексом Республики Беларусь» (1998) и другими нормативно-правовыми актами. [8]

Водный кодекс Республики Беларусь определяет систему контроля за использованием и охраной вод, государственного учета вод, составления водохозяйственных балансов и схем комплексного использования и охраны вод. Государственному учету подлежат все виды вод, которые составляют водный фонд страны, а также их использование для питьевых, хозяйственно-бытовых, лечебных, оздоровительных и других целей. Систематизированные данные о количестве и качестве вод, их использовании содержатся в государственном водном кадастре. Схемы комплексного использования и охраны вод: генеральные, бассейновые и территориальные. Генеральная схема использования и охраны вод разрабатывается для определения основных направлений развития водного хозяйства страны; бассейновая схема — для бассейнов рек и других водных объектов на основе генеральной схемы, региональная — для отдельных регионов страны на основе генеральной и бассейновой схем.

Для предотвращения загрязнения  водных объектов, а также сохранения среды проживания животного и  растительного мира на землях, прилегающих  к речным руслам или акваториям водоемов, устанавливаются водоохранные зоны, а в их пределах выделяются прибрежные полосы строго охраняемого режима. В целях охраны водных объектов, которые используются для хозяйственно-питьевого водообеспечения, в местах водозабора устанавливается зона санитарной охраны.

Прибрежные полосы являются природоохранной территорией с режимом ограниченной хозяйственной деятельности. В них запрещаются:

— распашка земель, садоводство  и овощеводство;

— выпас скота;

— хранение и использование  ядохимикатов и минеральных удобрений;

— размещение садоводческих  товариществ, баз отдыха, палаточных городков, стоянок автотранспорта и сельскохозяйственной техники;

— строительство зданий и сооружений, мойка и техническое  обслуживание транспортных средств и техники.

В ближайшей перспективе  необходимо завершить создание водоохранных зон рек, озер и искусственных водоемов на расстоянии до 500 м от уреза воды на всех малых, средних и крупных водных объектах (в частности, рек длиной более 10 км). Все это должно сопровождаться установлением в защитных зонах жесткого регламента земле- и водопользования, запретом строительства производственных объектов, имеющих выбросы и стоки, благоустройством территории и т.п.

Законодательством Республики Беларусь устанавливается административная, криминальная или иная ответственность за нарушения в области использования и охраны вод. К числу таких нарушений относятся:

— самовольный захват водного  объекта и самовольное водопользование;

— реализация проектов без  положительного заключения государственной экологической экспертизы;

— загрязнение вод или  нарушение режима использования  водоохранных зон и прибрежных полос водных объектов;

— ввод в эксплуатацию промышленных, коммунальных и других объектов без сооружений и устройств, предупреждающих загрязнение вод;

— заборы воды с превышением  установленных лимитов;

— самовольное проведение гидротехнических работ;

— использование водных объектов не по целевому назначению и некоторые другие.

Экономическое регулирование  рационального использования и охраны вод включает:

— планирование и финансирование мероприятий по рациональному использованию и охране вод;

— установление лимитов  водопользования;

—установление нормативов платы за водопользование и водопотребление;

— установление нормативов платы за сбросы загрязняющих веществ  в водные объекты;

— предоставление налоговых, кредитных и других льгот при  использовании малоотходных и безотходных технологий, проведении других мероприятий, когда они дают значительный эффект в области рационального использования и охраны вод;

— покрытие ущерба, нанесенного  водным объектам и здоровью людей по причине нарушения требований водного законодательства.

В экономическом механизме, обеспечивающем рациональное использование и охрану вод, особое место отводится платности водопользования. Причем внесение платы за воду не освобождает водопользователей от выполнения мероприятий по рациональному использованию и покрытию ущерба, нанесенного окружающей среде.

При установлении лимитов  водопользования и определении  прогнозных показателей (объемов водопотребления  и водоотведения) целесообразно  ориентироваться как на технико-экономические параметры производственных мощностей и фактический объем производства, так и на удельные экологические показатели. В качестве нормативов по определению объемов водопользования в целом для Беларуси должны выступать следующие:

    • водоемкость валового внутреннего продукта;
    • интенсивность (коэффициент) водоотведения (отношение объема сброса сточных вод к стоимости ВВП);
    • интенсивность оборотного и повторно-последовательного водопользования (отношение объема оборотного и повторно-последовательного водопользования воды к стоимости ВВП).

Основным резервом повышения  эффективности использования водных ресурсов является сокращение потребления в основных водопотребляющих отраслях, в особенности это относится к свежей воде. Второе направление — ликвидация многочисленных потерь воды на всех этапах ее использования. Большие потери отмечаются также непосредственно у водопотребителей. К ним следует добавить потери воды в коммунальном хозяйстве из-за состояния водопроводных систем (всевозможные испарения, утечки, протечки и т.п.) и в быту — отсутствие водомеров и низкие тарифы на воду для населения стимулируют расточительное использование дорогостоящей питьевой воды.

 

5 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЛАТЫ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

ПРИРОДНЫХРЕСУРСОВ

 

 

 

5.1 Плата за землепользование

 

Исходные  данные для расчета:

Земельный участок площадью 6 га на территории бывшей промзоны, окраина города.

На участке предполагается строительство торгового комплекса.

Рентные факторы должны иметь следующие  веса:

    • положение в транспортной системе – 0,18,
    • уровень шума – 0,10,
    • загрязненность атмосферы – 0,15,
    • наличие инфраструктуры – 0,20,
    • наличие ограничений деятельности – 0,15,
    • потребительский потенциал – 0,18,
    • факторы особой привлекательности – 0,04.

Величины самих рентных факторов для данного участка оценены  следующим образом:

    • положение в транспортной системе – 6,
    • уровень шума – 6,
    • загрязненность атмосферы – 8,
    • наличие инфраструктуры – 7,
    • наличие ограничений деятельности – 1,
    • потребительский потенциал – 8,
    • факторы особой привлекательности – 3.

 Базовая цена 1 га городской  земли принимается равной 4140 руб./га (глава 18 Налогового кодекса, статья 196).

Согласно Приложению 5 к Налоговому кодексу Республики Беларусь ставка земельного налога на производственную зону равна 1,1%.

Цена земли определяется как  произведение площади участка на базовую цену за 1 га, скорректированное с учетом суммы рентных факторов и их весовых коэффициентов.

Ц = S × Cбаз×Skвес i× Fрент i,    (5.1.1)

где Ц – цена участка, у.е.; Cбаз – базовая цена земельного участка, у.е./га; S – площадь земельного участка, га; kвес i – весовой коэффициент для оценки i-го рентного фактора, доли ед.; Fрент i – значение i-го рентного фактора.

Таким образом, для нашего участка:

Ц = 6 га × (4140 руб./га ×1,1%) ×(6 баллов × 0,18 + 6× 0,10 + 8× 0,15 + 7× 0,20 +

+ 1 × 0,15 + 8×0,18 + 3× 0,04) = 27 324 ×5,99 = 163,67 тыс.руб.

Вывод: годовая сумма налога за землю составляет 163,67 тыс. руб.

 

 

5.2 Плата за пользование недрами

 

Налог за использование (изъятие, добычу) природных ресурсов (экологический налог) оплачивается согласно  Налогового кодекса Республики Беларусь  по ставкам налога за использование природных ресурсов и некоторых вопросах его взимания, глава 19 Налогового кодекса, приложение10.

Данные по определению сумм платы за недропользование:

годовой объем добычи песка (строительного  для дорог):

  • всего – 3,1 тыс. тонн

Ставка налога за пользование песком - 191 руб. за 1м

 песок отличается плотностью 1,3 т. в кубическом метре

3,1 тыс.тонн это 2385 м3

Плата за пользование недрами:

Ц = 2385 ∙ 191 = 455,54 тыс. руб.

Вывод: годовая плата за пользование недрами составляет 455,54тыс.руб.

 

 

5.3 Расчет сумм платы за воду, забираемую из водопроводных

систем и поверхностных источников.

 

Плата предприятия за воду определяется по двум направлениям: за водопотребление согласно ставкам Налогового кодекса (приложение 10); за сброс сточных вод в водоемы или в водотоки (приложение 7).

Данные по определению сумм платы  за воду:

водопотребление предприятия, тыс. м :

- забор воды для хозяйственно-питьевого водоснабжения – 42,2

сброс воды, тыс. м :

- в водоемы 52,9

- в водотоки 2,1

Ставка налога:

- за водопотребление для хозяйственно-питьевого водоснабжения – 40 руб. за 1м ;

- за сброс воды:

 в водоемы  520 руб. за 1м ;

 в водотоки 385 руб. за 1м .

Плата за воду, забираемую из водопроводных систем и поверхностных источников:

C=42,2 ∙ 40 + 52,9 ∙ 520 +2,1 ∙ 385 = 1688 + 27508 + 808,5 = 30 тыс. руб.

Вывод: плата за воду, забираемую из водопроводных систем и поверхностных источников, составляет 30 тыс. руб. Так как 92% (27508 руб.) платы за воду приходится на сброс воды в водоемы, предприятию рекомендуется снизить сброс воды в водоемы за счет перехода на  безотходное использование воды, путем внутрипромышленной очистки для дальнейшего полного использования всей забранной из естественных источников воды.

 

 

Вывод по плате за использование природных ресурсов:

 

Вывод: по результатам подсчета, в данном случае, предприятие больше всего платит за пользование недрами.

 

 

5.4 Эколого-экономическая лесная рента

 

Исходные данные для расчета:

  • себестоимость производства конечной продукции лесного комплекса равна 28 700 у.е./м3;
  • цена на конечную продукцию лесного комплекса равна 45 920 у.е./м3;
  • расстояние вывозки – 25 км;
  • древесный запас равен 37 тыс.м3;
  • норматив дисконтирования – 0,4;
  • фактический возраст рубки – 45 лет;
  • возраст конкретного насаждения – 35 лет;
  • коэффициент рентабельности продукции данного лесного комплекса равен 1,8;
  • рентный коэффициент – 1,3;
  • коэффициент хозяйственной ценности древесной породы равен 2,5;
  • коэффициент экологической ценности леса равен 1,7;
  • коэффициент, учитывающий категории крупности древесины – 0,7;
  • коэффициент, учитывающий расстояние вывозки древесины равен 1,1.

Определяем:

Экономическая оценка лесных ресурсов базируется на теории природной  ренты.

1. Эколого-экономическая рента выступает  величиной, производной от прибыли  лесопродукции, ее нижний предел определяется по формуле:

Информация о работе Эколого-экономическая эффективность использования водных ресурсов в Республике Беларусь