Экология воды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2011 в 07:07, контрольная работа

Описание

Принимая во внимание то значение, которое вода имеет для жизнедеятельности человека и всего живого на Земле, приведенные цифры наглядно подтверждают сакраментальный тезис о том, что вода — одно из самых драгоценных сокровищ нашей планеты.

Содержание

Введение 2
Круговорот воды 2
Поверхностные воды 3
Грунтовые воды 4
Вода в жизни человека 5
Проблемы с водой 7
Загрязнение 10
Загрязнение поверхностных вод 12
Загрязнение подземных вод 15
Цели по экологии водных ресурсов 16
Деятельность по защите и сохранению водных ресурсов 19
Средства осуществления 23
а) Финансирование и оценка расходов 23
б) Научно-технические средства 24
в) Развитие людских ресурсов 25
г) Создание потенциала 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа состоит из  1 файл

Экология воды.doc

— 152.00 Кб (Скачать документ)

Деятельность по защите и сохранению 
водных ресурсов

    Все государства, в зависимости от своих  возможностей и имеющихся ресурсов и через двустороннее и многостороннее сотрудничество, в том числе с Организацией Объединенных Наций и, при необходимости, с другими соответствующими организациями, могли бы осуществить следующие мероприятия:

  1. защита и сохранение водных ресурсов:
    1. создание и укрепление технических и институциональных возможностей в целях выявления и охраны потенциальных источников водоснабжения в рамках всех слоев общества;
    2. определение потенциальных источников водоснабжения и подготовка национальных водных кадастров;
    3. разработка национальных планов защиты и сохранения водных ресурсов;
    4. восстановление важных, но подвергшихся деградации районов водосбора, особенно на небольших островах;
    5. укрепление административных и законодательных мер в целях предотвращения посягательств на существующие и потенциально пригодные к использованию водосборные площади;
  2. предупреждение загрязнения воды и меры по борьбе с загрязнением:
    1. применение там, где это необходимо, принципа "загрязнитель платит" ко всем видам источников загрязнения, включая санитарно-профилактические меры на промышленных объектах и за их пределами;
    2. поощрение строительства очистных сооружений для бытовых и промышленных сточных вод, а также разработка соответствующих технологий с учетом традиционной местной практики;
    3. установление норм в отношении сброса сточных вод и тех вод, в которые они сбрасываются;
    4. применение мер предосторожности при регулировании качества воды там, где это необходимо, с упором на минимизацию и предотвращение загрязнения посредством использования новых технологий, изменения продукции и производственных процессов, сокращения загрязнения у источника и повторного использования сточных вод, рециркуляции и регенерации, очистки и экологически безопасного удаления сточных вод;
    5. обязательная экологическая экспертиза всех крупных водохозяйственных проектов, способных нанести ущерб качеству воды и водным экосистемам, при одновременной разработке надлежащих мер по ликвидации такого ущерба и усилении контроля за новыми промышленными установками, местами сброса твердых отходов и проектами развития инфраструктуры;
    6. принятие решений в данной области на основе оценки риска и регулирования степени риска и обеспечение выполнения принятых решений;
    7. определение и применение наиболее рациональных с экологической точки зрения и относительно недорогостоящих методов с целью предупредить распространение загрязнения, а именно путем ограниченного, рационального и планомерного использования азотных удобрений и других агрохимикатов (пестицидов, гербицидов) в сельскохозяйственной практике; поощрение и стимулирование использования должным образом обработанных и очищенных сточных вод в сельском хозяйстве, аквакультуре, промышленности и других секторах;
  3. разработка и применение экологически чистой технологии:
    1. контроль за сбросом промышленных отходов, включая использование малоотходных производственных технологий и рециркуляцию воды, на комплексной основе и путем принятия мер предосторожности с учетом всестороннего анализа жизненного цикла;
    2. очистка и безопасное повторное использование коммунально-бытовых сточных вод в сельском хозяйстве и аквакультуре;
    3. разработка биотехнологии, в частности для обработки отходов, производства биоудобрений и т.д.;
    4. разработка соответствующих методов борьбы с загрязнением вод с учетом обоснованной традиционной и местной практики;
  4. защита подземных вод:
    1. разработка сельскохозяйственных методов, которые не приводят к деградации подземных вод;
    2. применение необходимых мер в целях уменьшения последствий вторжения соленых вод в водоносные слои малых островов и прибрежных равнин в результате повышения уровня моря или чрезмерной эксплуатации прибрежных водоносных слоев;
    3. предотвращение загрязнения водоносных слоев путем регулирования проникающих в почву токсичных веществ и создания водоохранных зон в районах подпитывания и забора подземных вод;
    4. проектирование и эксплуатация мусорных свалок на основе надежной гидрогеологической информации и экологической экспертизы с использованием наиболее целесообразной и наилучшей имеющейся технологии;
    5. содействие принятию мер по повышению безопасности и сохранности районов расположения скважин и их устьев в целях сокращения количества биологических патогенов и вредных химикатов, проникающих в водоносные горизонты в этих районах;
    6. проведение, по мере необходимости, мониторинга качества поверхностных и подземных вод, на которые могут отрицательно влиять места захоронения токсичных и опасных материалов;
  5. защита водных экосистем:
    1. оздоровление загрязненных и деградировавших водоемов с целью восстановления водной среды и экосистем;
    2. программы восстановления для сельскохозяйственных земель и для других пользователей с учетом эквивалентных мер по защите и использованию ресурсов подземных вод, имеющих важное значение для продуктивности сельского хозяйства и биоразнообразия тропических районов;
    3. сохранение и защита с учетом социально-экономических факторов водно-болотных угодий (по причине их экологической значимости для многих видов в качестве их местообитания);
    4. борьба с вредными акватическими видами, которые могут уничтожать некоторые другие обитающие в водной среде виды;
  6. защита живых ресурсов пресных вод:
    1. контроль и мониторинг качества воды с целью обеспечения устойчивого развития рыболовства во внутренних водах;
    2. защита экосистем от загрязнения и деградации с целью обеспечения развития проектов аквакультуры в пресных водах;
  7. контроль и наблюдение за водными ресурсами и водами, в которые сбрасываются отходы:
    1. создание сетей мониторинга и постоянного контроля за водами, в которые поступают отходы, а также за точечными и рассеивающими источниками загрязнения;
    2. поощрение и более широкое проведение экологических экспертиз географических информационных систем;
    3. наблюдение за источниками загрязнения с целью обеспечения их большего соответствия нормам и положениям в этой области, а также для регулирования выдачи разрешений на сброс отходов;
    4. контроль за использованием в сельском хозяйстве химических веществ, которые могут оказать вредное воздействие на окружающую среду;
    5. рациональное землепользование с целью предупреждения деградации земель, эрозии и заиливания озер и других водоемов;
  8. разработка национальных и международных правовых документов, которые могут потребоваться для сохранения качества водных ресурсов в первую очередь для следующих целей:
    1. мониторинга и контроля за загрязнением национальных и трансграничных вод и его последствиями;
    2. контроля за переносом загрязнителей на большие расстояния через атмосферу;
    3. контроль за случайными и/или произвольными сбросами в национальные и/или трансграничные водоемы;
    4. проведения экологических экспертиз.

Средства  осуществления

а) Финансирование и  оценка расходов

    По  оценкам секретариата Конференции, средняя общая сумма ежегодных  расходов (1993–2001 годы) на осуществление  мероприятий в рамках этой программы составит около 1 млрд. долл. США, включая примерно 340 млн. долл. США, предоставляемых международным сообществом в виде субсидий или на льготных условиях. Эта смета расходов носит лишь ориентировочный и приближенный характер и еще не рассматривалась правительствами. Фактические расходы и условия финансирования, в том числе любые нельготные условия, будут зависеть, помимо прочего, от конкретных стратегий и программ, решение об осуществлении которых будет принято правительствами.

б) Научно-технические  средства

    Государства должны проводить совместные научно-исследовательские  проекты в целях разработки решений  технических проблем, присущих каждому водосборному бассейну или стране. Государства должны рассмотреть возможность укрепления и развития национальных и научно-исследовательских центров, объединенных в сети и поддерживаемых региональными научно-исследовательскими институтами по вопросам водных ресурсов. Следует активно поощрять совместную работу научно-исследовательских центров Севера и Юга, а также полевые исследования международных научно-исследовательских институтов по вопросам водных ресурсов. Крайне важно, чтобы на научно-исследовательские работы выделялась минимальная часть средств, предназначенных для разработки водохозяйственных проектов, особенно финансируемых извне проектов.

    Мониторинг  и оценка комплексных водных систем зачастую требуют проведения многодисциплинарных  исследований, при осуществлении  которых в рамках совместной программы  задействуется ряд институтов и ученых. Такие международные программы в области контроля качества воды, как "ГСМОС-ВОДА", должны быть ориентированы на качество водных ресурсов развивающихся стран. Для обработки, анализа и интерпретации данных мониторинга, а также для подготовки стратегий управления должны разрабатываться дружественные программные продукты и методы эксплуатации Системы географической информации (СГИ) и Базы данных о мировых ресурсах (ГРИД).

в) Развитие людских  ресурсов

    Подготовка  управленческих кадров и специалистов требует использования новых методов, чтобы отвечать меняющимся требованиям и решать возникающие проблемы. Следует развивать гибкость и способность адаптироваться к возникающим проблемам загрязнения водных ресурсов. Периодически должны проводиться мероприятия по подготовке кадров на всех уровнях в тех организациях, которые несут ответственность за управление качеством воды, и следует применять передовые методы при обучении конкретным аспектам мониторинга и контроля качества воды, включая развитие специальных навыков, повышение квалификации непосредственно по месту работы, проведение проблемных семинаров и курсов повышения квалификации.

    Соответствующими  подходами являются укрепление и  улучшение потенциала людских ресурсов местных органов управления в рамках управления процессом охраны, очистки и использования водных ресурсов, особенно в городских районах, и организация в рамках имеющихся учебных заведений, региональных технических и инженерных курсов по вопросам охраны качества воды и контроля за ним, а также учебных и подготовительных курсов по вопросам защиты и сохранения водных ресурсов для лаборантов, специалистов-практиков, женщин и других групп водопользователей.

г) Создание потенциала

    Эффективная защита водных ресурсов и экосистем  от загрязнения требует значительного увеличения имеющихся в настоящее время у значительного числа стран возможностей. Программы управления качеством воды требуют определенного минимального объема инфраструктуры и персонала для поиска и реализации технических решений и осуществления регламентирующих действий. Одна из ключевых проблем нашего времени и будущего — непрерывное функционирование и содержание этих средств. В ряде областей необходимо безотлагательно принять меры, чтобы предотвратить дальнейшее нанесение ущерба ресурсам, образовавшимся в результате предыдущих капиталовложений.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Миру  нужна устойчивая практика управления водными ресурсами, однако мы еще недостаточно быстрыми темпами движемся в правильном направлении. Китайская пословица гласит: "Если мы не изменим курс, то можем прийти туда, куда направляемся". Если не изменить направление движения, многие районы будут по-прежнему испытывать нехватку воды, многие люди будут по-прежнему страдать, будут продолжаться конфликты из-за воды и новые площади ценных сильно увлажненных земель будут уничтожены.

    Несмотря  на то, что кризис с пресной водой  кажется неизбежным во многих районах, где сейчас наблюдается ее нехватка, в других районах эту проблему еще можно решить, если соответствующие политика и стратегии будут сформулированы, согласованы и реализованы в самое ближайшее время. Международное сообщество уделяет повышенное внимание мировым проблемам, связанным с водой, и целый ряд организаций предоставляют финансовые средства и помогают управлять предложением и спросом на водные ресурсы. Возникает все больше механизмов, которые обеспечивают более справедливое распределение этих ресурсов. Страны, расположенные в районах с традиционной нехваткой воды, вводят более совершенные тарифные механизмы, развивают общественные системы управления водными ресурсами и переходят к режимам управления водосборными и речными бассейнами. Между тем, число и масштаб таких проектов должны быть существенным образом увеличены.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Г. В. Стадницкий, А. И. Родионов. «Экология».
  2. Правда-5 / кандидат геогр. наук С. Голубчиков «Журчание лесного ручья заменить будет нечем» / 28 марта – 4 апреля (стр. 6), 1997.
  3. Жуков А. И., Монгайт И. Л., Родзиллер И. Д. Методы очистки производственных сточных вод М.: Стройиздат.
  4. Методы охраны внутренних вод от загрязнения и истощения / Под ред. И.К. Гавич. — М.: Агропромиздат, 1985.
  5. Руководство по контролю качества питьевой воды. 2-е издание., т.1, ВОЗ, Женева, 1994.
  6. Журнал «Инженерная экология», №1, 1999 г.
  7. «Экология, здоровье и природопользование в России» / Под. ред. Протасова В.Ф. - М. 1995/
  8. Н.А. Агаджанян, В.И. Торшин «Экология человека» - ММП «Экоцентр», КРУК 1994
  9. Бернард Небел «Наука об окружающей среде» (В 2-ух томах), «МИР» М. 1993

Информация о работе Экология воды