Экология и мораль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2011 в 22:10, реферат

Описание

Экологические проблемы относятся к числу глобальных проблем, требующих немедленного решения

Содержание

Введение
1. Экология и мораль
2. Формирование экологической культуры
3. Экология и право
3.1 Понятие экологического контроля
3.2 Виды экологического контроля
Вывод
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

реферат экопсих.doc

— 71.00 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение 

1. Экология  и мораль 

2. Формирование  экологической культуры 

3. Экология  и право 

3.1 Понятие  экологического контроля 

3.2 Виды  экологического контроля 

Вывод

Список  литературы  

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

      Экологические проблемы относятся к числу глобальных проблем, требующих немедленного решения.

      Для решения экологической проблемы необходимо:

1. Изучение экологических закономерностей и их учет в активно-преобразовательной деятельности.

2. Рациональное, экономное использование природных богатств.

3. Забота о восстановлении и возобновлении функционирования нарушенных производственной деятельностью экосистем.

4. Выработка и усвоение новых принципов и норм нравственного отношения человека, общества к природным объектам, к природе в целом.

      Последний пункт один из важнейших. Это отношение  человека определяется характером доминирующих в обществе социально-экономических  отношений, ценностно-мировоззренческих  установок.

      Отношение современного человека к природе  недостаточно включается в сферу деятельности морального сознания. Долг не осознается как нравственный долг. Нанесение повсеместного ущерба природе не вызывает чувство вины. Человек относится к природным существам как к низшим по сравнению с человеком и к природным явлениям как противостоящим общественным, культурным. В последней четверти нашего века начинается экологизация морали. Этот процесс отражает все более и более глубокую осознаваемую зависимость, самого существования общества от сохранения определенного уровня состояния природы.

      С ростом возможностей преобразования окружающего  мира у человека растет чувство ответственности  за природную среду - ее сохранение и улучшение. Общество не выживет  без экологического сознания. Это  сознание должно проникнуть во все  области науки, техники и производства и изменить их так, чтобы они способствовали выживанию человечества, а не его гибели. Сущность экологического сознания является отражением реально-практических отношений общества. Обществу необходимо знать экологические нормы, правила поведения, иметь высокий уровень экологической культуры.

      Цель  данной работы: Проанализировать взаимоотношения  экологии и культуры, права, морали.

      Задачи  работы:

1. Изучить взаимодействие экологии и морали.

2. Рассмотреть формирование экологической культуры.

3. Проанализировать взаимовлияние экологии и права.

4. Сделать выводы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. ЭКОЛОГИЯ  И МОРАЛЬ 

      Предшествующие  экоэтике этические учения  исходили из предпосылок, что при всей активности человека, природа, ее системы остаются неизменными; действия, направленные на нечеловеческий мир, должны оставаться этически нейтральными; вся традиционная этика была, в основном, антропоцентрична.

      С усилением хозяйственной деятельности в Древней Греции в общественном сознании происходил процесс отделения богов от природы. Деятельность человека все больше приобретала характер утилитарного пользования. Возникает поиск норм человеческого поведения в мире самого человека. Соответственно, в классический период античной культуры стало складываться новое отношение к природе. В позднеантичную эпоху римляне продемонстрировали способность использовать ресурсы природы в своих интересах. Они рассматривали природную среду так, как если бы она была одной из захваченных ими провинций.

      В миропредставлениях восточных мудрецов природа оказывается громадным животным, наделенным собственной волей и развитой нервной системой. Под влиянием этих воззрений известный японский специалист по молекулярной биологии Д. Икеда выдвинул идею, что рано или поздно вся Земля должна быть признана сверхорганизмом. Согласно буддизму — все в одном, один во всем. Идея единства, целостности многообразного природного мира и его фрагмента, части является фундаментальной для философии древних. Среда обитания представляется при таком подходе как проявление Будды. Древнекитайское общество поощряло наблюдательное отношение к природе. Человек в таком обществе старался проникнуть как можно глубже в суть естественного мира и использовать в природе источники энергии, до минимума сводя своё вмешательство в природные механизмы.

      Реализация  принципа «у-вэй» (невмешательства) оставляет  вещи в покое, позволяет природе  идти своим путём, извлекает пользу из природы вещей без их изменения, даёт знания о том, как обойтись без  вмешательства. Термин «у-вэй» - великое правило даосизма, пронизывающее восточное миропонимание .

      В религиозной японской традиции «синто»  нет нравственных заповедей, норм праведного поведения или предостережения  против грехов. Синто был порождён обожествлением природы. Особенностью традиционного отношения к природе в Японии является концепция «Человек – дитя природы». Японский термин «природа» («содзэм») означает «быть, как это есть» или «гармонировать со средой». Японцы никогда не противопоставляли себя природе. Именно синтоистская вера воспитала в них чуткость к природе, умение наслаждаться её бесконечной переменчивостью, радоваться её многоликой красоте.

      В арабо-мусульманской культуре в  снятом виде сохранилось древневосточное  преклонение перед природой, и  в то же время её было присуще относительно активное (по сравнению с древними цивилизациями) использование природных реалий. Эта культура отличалась определённым динамизмом, и в какой-то степени прагматическим подходом к действительности.

      В Средние века духовная жизнь определялась библейскими нормативами. Они призывали человека жить в самоотречении, дабы попасть в рай. Основными чертами отношения человека к природе, которое присуще иудео-христианской традиции, являются противопоставление духа человека его телу, представлению о том, что Бог санкционировал господство человека над всеми живыми существами.

      В современном мире природные факторы  имеют ценность лишь в контексте  прогрессивного развития человечества. Объектом моральной оценки и регуляции  является не природа сама по себе, а отношение к ней.

      Благодаря экологической этике в сферу  нравственных отношений «человек-человек», «человек – общество» справедливо  включается и целый ряд аспектов в отношении «человек — природа», «общество — природа». Это не означает полной натурализации оснований морали, которая имеет социоприродную сущность, так как определяющие ее критерии не могут быть только природными. Они вбирают в себя наряду с общественными и экологические регулятивы.

      Экологическая этика изучает нравственное отношение  человека к природе с целью гуманизации и гармонизации в системе отношений «человек — природа», «общество — природа». Основное свойство, присущее экологической этике, связано с тем, что приоритетной в ней остается забота о природных условиях существования будущих поколений.

      Экологическая этика ставит вопрос, обращая внимание по существу на мировоззренческую проблему. Какой смысл существования человека во Вселенной и Вселенной в  человеке? Конкретным преломлением этой фундаментальной мировоззренческой  проблемы являются вопросы: должны ли принципы экологической этики основываться на признании внутренней ценности природных систем? Или объектом моральной оценки и регуляции является не природа сама по себе, а отношение к ней?

      Недавно такая постановка вопроса показалась бы надуманной, поскольку каждому было ясно, что природа дана человеку в естественном виде, она существовала задолго до возникновения самого человека и продолжает существовать независимо от него. Однако в наши дни считается, что в систему социальных ценностей должны быть включены не только явления общественной жизни, но и природные явления, составляющие естественную среду жизни общества. Тем самым существенно расширяется сфера социального мира и делается заявка на преодоление того антропоцентризма, который составлял непременную ось всей прежней культуры .

      Прежний антропоцентризм исчерпал себя, в  силу своей односторонности стал серьезной помехой на пути преодоления  экологических трудностей человечества, так как если человек по-прежнему будет сосредотачивать внимание на себе самом и своих потребностях, то разрушаемая им природа будет мстить человеку за недостаточное внимание к ее нуждам. 

 

2. ФОРМИРОВАНИЕ  ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 

      Экологическая культура выступает как норма  и идеал, ставящий экологически целесообразные ограничения на пути человеческого эгоизма. Понятием «экологическая культура» охватывается такая культура, которая способствует сохранению и развитию системы «общество — природа».

      Отношение к природе как самоценности культивирует высшие тончайшие проявления человеческой субъективности, дает возможность наиболее полного, универсального развития человека. Чем более развивается мир человека, тем глубже и шире становятся его связи с природой. Человеческое отношение к природе ради нее самой, составляющее суть экологической культуры, противостоит человеческой ограниченности, формирует способность соизмерять свое человеческое существование, свои потребности с природными возможностями .

      В целом можно проследить две основные группы ценностных установок в отношении к природе, которые в отдельные периоды человеческой истории доминировали в общественном сознании, но полностью не исключали одна другую .

      Первая  группа ценностных установок противопоставляет  человека природе. Она присутствует в общественном сознании, начиная с поздней античности, но стала доминирующей в жизни общества с Нового времени благодаря идеологии христианства и становлению капиталистической формации. Основоположники классической науки и рационалистически ориентированного гуманизма представляли природу как машину, рассматривали ее как средство, позволяющее достигнуть социального благополучия.

      Ориентация  на потребительство в конечном итоге  привела к истощению и деградации природной среды. Природу следует  рассматривать как непреходящую ценность, имеющую для человеческого существования фундаментальное значение. Безумное потребительство оборачивается деградацией и природы, и человеческой личности.

      Вторая  группа ценностных установок на природу  заключается в поклонении природе  ее романтизации. Она исторически более древняя, всегда была представлена в общественном сознании и являлась доминирующей в древних культурах.

      При всей полярности указанных ориентации в ценностных установках природа в них рассматривается как нечто внешнее по отношению к человеку. Коэволюция общества и природы предполагает, что в окружающей природе видят ценность культуры. То есть «гуманизм как форма общественной связи между людьми приобретает завершенную форму только тогда, когда он станет одновременно формой связи между человеком и природой» .

      Гуманизм, признающий ценность отдельного человека как личности, его право на свободу, счастье и проявление своих способностей, немыслим без самого главного права человека жить в чистой природной среде.

      Вот почему впервые в истории вполне правомерно рассматривать природную  среду как продолжение культуры, включенное в систему социальных ценностей, а не просто как реальность, существующую независимо от людей.

      Такое понимание в какой-то мере следует  из философии Декарта, в которой  представлены две взаимно независимые  субстанции — мертвая протяженная  материя и дух, способный мыслить . Под ее влиянием обычно принималось  положение, что знания о мире и человеческая производственная деятельность внутренне не связаны с нравственными ценностями и духовным призванием человека.

      Важным  признаком экологической культуры является отказ от непосредственного  наивного антропоцентризма и переход  к системе взглядов, которая строится биосфероцентристски. Конечно, целью такого подхода является человек. От того, насколько будут грамотны, обоснованны и экологически культурны человеческие действия, зависит, быть или не быть Земле, природе, пригодной для жизни. Следовательно, экологическая реальность означает, что только человек должен своей деятельностью обеспечить нормальный круговорот вещества на планете. Тем самым он выполнит свою главную биосферную функцию сохранения жизни. 

Информация о работе Экология и мораль