Экология Чувашии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 22:59, контрольная работа

Описание

Не стоит спорить об актуальности проблем, связанных с экологией в современное время: необходимость повышения экологической культуры человека; необходимость постоянного сохранения и улучшения условий жизни человека на Земле; необходимость решения актуальных проблем, связанных с уменьшением жизненного пространства, приходящегося на одного человека; необходимость сохранения и восстановления, рационального использования и приумножения природных богатств; низкий уровень восприятия человеком экологических проблем как лично значимых. Ученые утверждают, что примерно с 60—70-х годов XX ст. изменения окружающей среды под воздействием человека ста­ли всемирными, то есть затрагивающими все без исключения страны мира, поэтому их стали называть глобальными. Среди них наиболее актуальны:

Работа состоит из  1 файл

экология Чуашской Республике.doc

— 200.00 Кб (Скачать документ)

       В большинстве населенных пунктах функционируют очистные сооружения канализации, которые нуждаются в срочной реконструкции и капитальном ремонте. Используемая технология не обеспечивает очистку сточных вод до установленных нормативов.

       В республике в настоящее время имеются 22 действующих объекта размещения твёрдых бытовых отходов, вместимость многих из них исчерпана, основная часть объектов не соответствует экологическим и санитарным требованиям. Наибольшую озабоченность вызывает санкционированная свалка г. Чебоксары у д. Пихтулино, эксплуатируемая с 1962 года и исчерпавшая свой ресурс уже много лет назад. Из этой проблемы вытекают трудности со строительством и заселением проекта «Новый Город».

       По словам Н.В. Федорова  для решения данной проблемы требуется строительство новых полигонов для твердых бытовых отходов. Главной проблемой в организации самого крупного в республике полигона ТБО и мусоросортировочного комплекса остается отсутствие инвесторов, готовых вложить свои средства на приемлемых для республики и муниципальных образований условиях, и достаточных финансовых средств в бюджетах муниципальных образований. Низкие тарифы на сбор, вывоз и утилизацию ТБО (около 82 копеек с 1 квадратного метра жилого помещения или 1,5% от стоимости всех жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых населению; из них только 5 копеек – на утилизацию (размещение) ТБО на свалке- на 01.01.2010), не могут даже частично компенсировать затраты на строительство полигона ТБО. Без изменения тарифной политики и поддержки со стороны государства решить проблему безопасного и эффективного обращения с отходами на территории крупных муниципальных образований в ближайшее время будет крайне сложно.[4]

       В силу высокой плотности населения республики, распаханности и расчлененности территории овражно-балочной сетью и игнорирования практикой сельскохозяйственного производства принципов адаптивно-ландшафтного подхода к использованию природных ресурсов в последние десятилетия наблюдается нарастание негативных процессов: потеря земель в результате плоскостной и овражной эрозии, снижение уровня потенциального и эффективного плодородия почв, деградация природных кормовых угодий, загрязнение грунтовых вод и водоемов, ухудшение общей фитосанитарной обстановки сельскохозяйственных угодий.

       В сложившейся экологической обстановке все более многосторонней представляется роль лесов, расположенных на территории Чувашской Республики (632 тыс. га), они становятся средством сохранения окружающей среды, самой жизни на земле, выполняют средообразующие, климаторегулирующие, почвозащитные, санитарно-гигиенические и другие полезные функции. Лесистость Чувашской Республики находится на нижнем пределе и составляет 32,7%.

       Особую озабоченность вызывает состояние дубрав, занимающих в республике одну пятую часть покрытых лесной растительностью земель (118,3 тыс. га) и являющихся большой ценностью для природы республики. На протяжении более трех десятилетий наблюдаются прогрессирующая деградация и массовое отмирание дубрав по всему ареалу их произрастания, включая и нашу республику, что вызвано неблагоприятными климатическими условиями, повреждением вредными насекомыми и болезнями.

 

2.1. Экологические проблемы г. Чебоксары и анализ финансовой поддержки окружающей среды, согласно бюджетов города на 2007-2010гг.

       Урбанизация рассматривается как процесс  повышения роли городов в развитии общества, вызывающий изменения в социальной и демографической структуре общества, образе жизни, культуре, экологии.

        Население Чебоксар, в доле всего городского населения республики, составляет 85% (444,4 тысячи человек - на 01.01.2010). Население Новочебоксарска -127,2 тысячи человек. Растет число жителей поселков вблизи городов Чебоксары и Новочебоксарск. Таким образом, создается Чебоксарская агломерация.

        Основными проблемами Чебоксарской агломерации остаются экологические проблемы. Основными экологическими проблемами, имеющими федеральное значение, являются: неудовлетворительное качество воды в Чебоксарском  водохранилище, утилизация и размещение отходов производства и потребления, ликвидация или конверсия существующих мощностей бывшего производства боевых отравляющих веществ в ОАО «Химпром».

       Экологическое состояние Чебоксарского водохранилища вызывает особое беспокойство. Неудовлетворительное качество воды в водохранилище, являющемся источником водоснабжения городов Чебоксары и Новочебоксарск, обусловлено трансграничным переносом загрязняющих веществ, в первую очередь, по рекам Волга и Сура из соседних с Чувашской Республикой регионов. Продолжается загрязнение водохранилища нефтепродуктами и другими веществами, идет процесс аккумуляции тяжелых металлов, ухудшается кислородный режим.

        В республике не решены, а потому обостряются проблемы размещения и утилизации отходов. Особенно остро проблемы со складированием и захоронением промышленных и бытовых отходов стоят в городах Чебоксары и Новочебоксарск.

        Источником повышенного экологического риска для Новочебоксарска является ОАО «Химпром». С 1972 года  по 1987 год здесь производилось боевое отравляющее вещество (БОВ) и осуществлялось снаряжение им боеприпасов, что оказало существенное влияние на окружающую природную среду, выразившее в загрязнении атмосферного воздуха и почвы, и на здоровья населения г. Новочебоксарск и близлежащих населенных пунктов. Кроме того, это предприятие является крупнейшим в регионе производителем хлора и хлорорганических продуктов. Сточные воды предприятия от работающих с высокой нагрузкой, а иногда и с перегрузкой , очистных сооружений, после завершающего  процесс очистки хлорирования, сбрасываются в реку Волга. Как можно предположить, проблемы выброса вредных веществ, пусть и двадцать лет назад, не могут  пройти бесследно для города.

        Основными источниками загрязнения атмосферного воздуха в городе Чебоксары являются предприятия электроэнергетики, металлургической и химической промышленности, машиностроения и металлообработки, коммунальные хозяйства, а также транспорт. В  Чебоксарах наибольшее загрязнение в атмосферу воздуха вносят такие предприятия, как ТЭЦ-2, ПО им. В.И. Чапаева, ОАО «Промтрактор», «Гортеплосеть», кондитерская фабрика «Акконд», Чебоксарская нефтебаза, «Завод Строительных материалов». Выполненная гигиеническая оценка и зонирование городского пространства, показали, что наиболее оптимальным для проживания является Север-Западный микрорайон Чебоксар. Так как он отвечает гигиеническим требованиям и санитарным нормам. Ново-Южный микрорайон, как часть Калининского района, менее оптимален для проживания населения из-за действия  промышленных токсикантов на здоровье людей. Это обусловлено  расположением в данном районе  основных предприятий – загрязнителей: ТЭЦ-2, ОАО «Промтрактор», «Гортеплосеть», городская свалка.

        Выброс предприятиями – загрязнителями оксидов азота, углерода, аммиака может привести к образованию смога и кислотных дождей, поэтому при проектировании заводов должна  предусматриваться санитарная зона, которая должна предотвратить воздействие выбросов на окружающие территории.

        В последнее  время пальма первенства загрязнения  атмосферы переходит к автомобильному транспорту. Автомобиль загрязняет  не только токсичными компонентами отработанных газов, парами топлива, но и продуктами износа шин, тормозных накладок. В городские водоемы и почву попадает не только топливо и масло, но и моющие средства и грязная вода после мойки.

        В борьбе с воздушным загрязнением окружающей среды возрастает роль озеленения городов. Каждое дерево за год поглощает в среднем 30-40 кг пыли, а при активной кроне – до 65 кг. Однако, следует заметить, что власти Чебоксар и Новочебоксарска недостаточно внимания уделяют этому вопросу. И, вместо того, чтобы создать на территории городов, какие- либо парки, предпочитают более плотно застраивать город,  что напрямую, опять же, влияет на экологическое состояние.

        Нормальное состояние окружающей среды невозможно без поддержки человека. В связи с этим в бюджете города Чебоксары предусмотрена статья «Расходы на окружающую среду». Наглядно сумма поддержки городским руководством города показана на рисунке 1 и в таблице.

Таблица 1

Анализ динамики расходов бюджета по статье «Расходы на окружающую среду» в 2007-2010 гг.

Наименование расходов

2007 год

2008 год

2009 год

2010 год

ВСЕГО: ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

 

19418,2

28264,3

36986,9

15520,2

Охрана растительных и животных

видов и среды их обитания

11647,5

7000,0

21186,9

11520,2

Состояние окружающей среды и природопользования

6978,6

7000,0

13895,0

6000,0

Природоохранные мероприятия

6978,6

7000,0

13895,0

6000,0

Природоохранные учреждения

4668,9

-

7291,9

5520,2

Обеспечение деятельности подведомственных учреждений

 

4668,9

-

7291,9

5520,2

Другие вопросы в области охраны

окружающей среды

7770,7

15222,0

15800,0

4000,0

Целевые программы муниципальных

образований

7770,7

15222,0

15800,0

3000,0

Муниципальная программа «Экологическая программа г.Чебоксары на 2005-2007 годы и на  период до 2010

года»

7770,7

15222,0

15800,0

3000,0

Природоохранные мероприятия

 

7770,7

11722,0

11850,0

3000,0

Городская целевая программа «Малые реки города Чебоксары на 2010-2012 годы и на период до 2015 года»

-

-

-

1000,0

Природоохранные мероприятия

-

-

-

1000,0

        Из таблицы мы можем видеть изменение бюджетных средств, выделяемых на расходы, связанные с окружающей средой. К месту будет отметить, что такая статья расходов, как « Расходы на окружающую среду» появилась лишь в бюджете на 2003 год. До этого функционировал экологический фонд. Сумма средств выделяемых данному внебюджетному фонду на осуществление предоставляемых мероприятий ежегодно росли (например, 2000 млн. рублей – в 2000 году, 10625 млн. рублей в 2003 году).

 

рис.1 Анализ динамики расходов бюджета по статье «Расходы на окружающую среду» в 2007-2010 гг.

 

        Вернемся к анализу статьи «Расходы на окружающую среду». В 2007-2009 годах наблюдается рост предусмотренных денежных средств с 194182000 до 369869000 рублей соответственно.

       Законопроектом по разделу «Охрана окружающей среды» на 2010 год планируются расходы в сумме 15520,2 тыс. рублей и по сравнению с 2009 годом они сократятся в 1,7 раза.

       В соответствии с ведомственной структурой расходы республиканского бюджета по разделу будет осуществлять Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики.

       По подразделу «Охрана объектов растительного и животного мира и среды их обитания» на 2010 год намечается финансирование в сумме 11520,2 тыс. рублей, или на 9666,7тыс. рублей меньше предусмотренного уровня 2009 года. В основном средства планируется направить на обеспечение деятельности подведомственных учреждений в сумме 5520,2 тыс. рублей и на природоохранные мероприятия в размере 6000,0тыс. рублей.

       На 2010 год расходы по подразделу «Другие вопросы в области охраны окружающей среды» предполагается произвести в сумме 4000,0 тыс. рублей, или в 4 раза меньше, чем в 2009 году. [18]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Пути и способы решения экологических проблем Чувашии и основные экологические организации  Чувашской Республики.

        Для решения проблем, связанных с недостатком качественной питьевой водой с 2005 года по Указу первого Президента республики – Николая Федорова, реализуется республиканская целевая программа «Обеспечение населения Чувашской Республики качественной питьевой водой».

        За счет строительства и реконструкции объектов водоснабжения в 19 муниципальных образованиях Программа позволила обеспечить централизованными системами водоснабжения более 34 тыс. жителей 57 сельских населенных пунктов, а также улучшить качество и надежность водообеспечения отдельных микрорайонов 7 городских поселений Чувашской Республики.

        В центральных и южных районах республики, где отсутствуют подземные воды, пригодные для использования в качестве источника хозяйственно-питьевого водоснабжения, завершено строительство двух крупных водохранилищ  поверхностных вод на реке «Малый Цивиль» в Вурнарском районе и реке «Карла» в Шемуршинском районе. В текущем  году начинается строительство станций водоподготовки и магистральных водоводов.

        Реализация данных проектов позволит обеспечить ещё более 90 тыс. жителей 128 населенных пунктов качественной питьевой водой.

        С 2009 года реализация Программы вышла на новый качественный уровень, срок ее действия продлен до 2020 года.

        При выполнении программных мероприятий уже на стадии проектирования нам необходимо предусмотреть инновационные технологии очистки питьевой воды, максимально используя потенциал предприятий республики. Кроме этого следует прививать самым широким слоям населения навыки экономного водопользования, оздоровлять экологическое состояние водных объектов и проводить их мониторинг, снижать объем использованной воды на единицу продукции.

        Как уже говорилось, в большинстве населенных пунктах функционируют очистные сооружения канализации, которые нуждаются в срочной реконструкции и капитальном ремонте. Используемая технология не обеспечивает очистку сточных вод до установленных нормативов.

        Для снижения негативного воздействия на водные объекты в рамках реализации республиканских целевых программ «Повышение экологической безопасности в Чувашской Республике на 2006–2011 годы» и «Обеспечение населения Чувашской Республики качественной питьевой водой на 2009–2020 годы» введены в эксплуатацию новые очистные сооружения сточных вод в 8 населенных пунктах республики, еще в  четырех ведутся реконструкция и строительство.

        В 2010 году планируется начать реконструкцию биологических очистных сооружений для гг. Чебоксары и Новочебоксарска, которые обеспечивают очистку более 80% объема сточных вод, образующихся в республике.

        Процесс биологической очистки сточных вод сопровождается образованием значительного количества осадков. В Чувашской Республике в 2009 году ГОУ ВПО «ЧГПУ им. И.Я. Яковлева» и ГУ «НИИ экологии и природопользования» Минприроды Чувашии начаты экспериментальные исследования по использованию биотехнологий (гидробионтов) для доочистки сточных вод, что позволит повысить эффективность очистки до 99% и снизить количество избыточного ила в 5-7 раз. Научно подтверждено, что очищенные таким способом стоки интенсифицируют самоочищение водотоков.

        В связи с тяжелой ситуации в отношении утилизации твердых бытовых отходов предполагается строительство полигонов (полигонов ТБО) с рекультивацией существующих свалок. Строительство же межмуниципального полигона твердых бытовых отходов для гг. Чебоксары, Новочебоксарска, Чебоксарского района и рекультивация столичной свалки являются первоочередной задачей.

Информация о работе Экология Чувашии