Экологическое воспитание и образование детей за рубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 08:29, реферат

Описание

Экологическое образование - непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.

Содержание

1. Основные понятия
2. Экологическое образование за рубежом:
• США
• Англия
• Швеция
• Германия
• Япония

Работа состоит из  1 файл

доклад.docx

— 40.64 Кб (Скачать документ)

Перелом в мировоззрении людей начался в конце 1980-х -1990-е годы. Этому способствовали успех на выборах партии «зеленых» и глобальные экологические катастрофы — аварии с танкерами, везущими нефть, гибель морских животных (тюленей, китов), озоновые дыры, парниковый эффект, уничтожение и вымирание лесов, а также катастрофа в Чернобыле. В это же время вполне реальной становится проблема крушения респектабельного западного общества потребления — всерьез встал вопрос о политическом и экономическом выживании богатых стран, а в итоге — о выживании человечества на планете.

На  сегодняшний день защита и сохранение окружающей природной среды, ликвидация нанесенного природе ущерба являются основными задачами немцев. Широко развернувшиеся программы очистки воды и воздуха, экологическое восстановление водоемов, мероприятия по землеустройству, ландшафтное планирование дают свои первые результаты. Это дает право профессору Райнхольду Е. Лобу на основе его международного опыта утверждать: «Немцы в международном сравнении являются образцовыми защитниками окружающей среды и занимают в этом деле первое место».

За  широким освещением темы в прессе, исследованиями в области окружающей среды настороженно наблюдали предприниматели, бизнесмены. Лишь в 1990-е годы после крупных экономических форумов, на которых рассматривались различные аспекты экологии в экономике, началась разработка вопросов менеджмента и маркетинга в области окружающей среды, а руководители крупнейших фирм (Mercedes, ABB) выступили в защиту природы. В это время начинается качественно новый этап в развитии идей экологического образования, который означает пересмотр сложившейся у значительной части населения планеты (население богатых преуспевающих стран) позиции безудержного потребления, переход к поиску способов экономного расходования ресурсов планеты.

На  основе нового взгляда, отражающего  связь экономики с экологией, начинает складываться новая отрасль  предпринимательства — разные виды услуг в вопросах охраны окружающей среды. В настоящее время в Германии существует много инициатив, акций по защите окружающей среды в экономической области. Итогом становится всеобщее внимание к проблеме отходов, бытовых и производственных, — действительно глобальной экологической проблеме планеты.

В 1991 г. в одном из земельных округов начинает действовать образовательная программа «Просвещение в области рекуперации отходов». На специально организованных семинарах для различных категорий населения обсуждаются вопросы утилизации отходов, у слушателей вырабатывается готовность к экологически правильному поведению на предприятии, дома, на отдыхе, стремление к уменьшению отходов. Обсуждается качество товаров: покупая изделие, продукт, каждый должен позаботиться об утилизации упаковки, поэтому рекомендуется отказаться от покупки дешевых одноразовых товаров — в итоге они оказываются дороже и создают больше отходов. Программой достигается согласованность в обществе: организуются пункты по сбору и сортировке отходов, создаются предприятия по их переработке, на товарах проставляется специальный знак «зеленый пункт».

Параллельно с этими мероприятиями идет обучение: готовятся предприниматели по утилизации отходов, консультанты для предприятий, в школах и в звене профессиональной подготовки вводятся специальные программы. С учащимися проводятся осмотры предприятий по утилизации отходов, места складирования мусора, станций для перегрузки и сортировки. На уроках прорабатываются темы «Макулатура и производство бумаги», «Закладывание компоста», «Экологичные подарочные упаковки», «Экологичный школьный портфель и его содержимое» и др. Создается театр окружающей среды — 2500 детей участвуют в этой игре. Школьники осваивают идею круговорота вещей и материалов.

Специальная программа для детских садов  отсутствует, но они сами включаются в общее движение: с детьми проводятся доступные их возрасту специальные занятия на те же темы, акции, экологические игры, утренники «Жить без мусора», «Мы и окружающий мир». Для воспитателей детских садов организуются курсы повышения квалификации, выпускаются брошюры и буклеты на тему отходов.

 

    • Швеция

Интересная  форма приобщения детей к природе  имеется в Швеции, где уже 40 лет работают лесные школы — школы Мулле, созданные по инициативе Густава Фрома. Главная задача таких школ — длительное пребывание детей на воздухе, жизнь в согласии с природой. Главные принципы лесной школы — развитие детей средствами природы, укрепление физического и психического здоровья. Воспитатели проводят с детьми наблюдения в природе, опыты с растениями и природным материалом, игры. Во всех затеях участвует лесной мальчик Мулле —символ школы. Школа включает три ступени: 1-я (дети 1,5— 4 лет) — это «божьи коровки», они открывают для себя мир и переживают это открытие, получая разные впечатления; 2-я (дети 4— 7 лет) — это и есть собственно «школа Мулле», в которой дети занимаются исследованием окружающей природы; 3-я (дети 7— 10 лет) — это «лесные туристы», они ходят по лесу и ищут ответы на вопросы «почему?», «как?» Методика «лесных школ» стала популярной и вышла за пределы Швеции: школы Мулле теперь есть в Норвегии, Японии, Прибалтике и даже в России (в окрестностях Санкт-Петербурга), они хорошо подходят для сельской местности, где дети могут много времени проводить в лесу.

 

    • Япония

Интенсивное движение за чистку окружающей среды  проводится в Японии. Это разоренное Второй мировой войной государство относительно быстро встало на ноги: уже в 1970-е годы бурное развитие экономики стало ощутимым для окружающей среды. Японцы осознают, что необходимы очистка воды, воздуха, экономное расходование энергии, природных материалов, переработка отходов. Они подсчитали, что утилизация 70 кг отработанной бумаги сберегает 1,5 дерева, достигших 8 м высоты и 14 см в диаметре; утилизация алюминиевых банок и стеклянных бутылок существенно экономит расход природных материалов. В настоящее время 50% всей бумаги в Японии получают из отходов, прекрасные почтовые открытки создаются из переработанных картонных молочных пакетов. Экологическое сознание людей в Стране восходящего солнца становится элементом обыденного сознания: домохозяйки используют специальные бумажные фильтры, чтобы вода от мытья посуды не загрязняла животными жирами источники питьевой воды, покупают экономичные, с точки зрения расходования электроэнергии и воды, стиральные машины и холодильники.

Правительство поддерживает и поощряет предпринимателей, которые выпускают товары с соблюдением законов экологии в экономике. Такие товары имеют специальные эко-знаки — наклейка обозначает: «Я — изделие, внимательное к окружающей среде». Именно поэтому в стране уже достаточно продукции, поддающейся биохимическому разложению (моющие средства и др.), выпускаются аэрозоли, не содержащие фреонов, губительных для озонового слоя Земли. Большая доля электроэнергии в Японии получается от солнечных батарей.

Высокая экологическая культура национального  хозяйства Японии была достигнута не без участия образовательных программ в области окружающей среды, которыми охвачены школы, скаутские объединения, высшие и средние учебные заведения профессиональной подготовки. В городе Итикава, например, сотрудники префектуры придумали два волшебных талисмана, дали им ласковые имена. Назначение талисманов — помогать учителям проводить интересные уроки по темам окружающей среды.

Экологическое сознание в целом, в том числе  чистота окружающей среды и природы, для японцев имеет особый смысл, ибо большое по численности население проживает на относительно маленькой территории, а забота о здоровье людей, переживших атомные бомбардировки, находится в числе приоритетных задач. Кроме того, японцы, как никто в мире, любят природу и тонко чувствуют ее красоту. В.Овчинников пишет, что на сравнительно небольшом пространстве можно увидеть природу различных климатических поясов. Сочетание муссонных ветров и теплых морских течений создает в стране особый климат, при котором все сезоны ярко выражены и очень четко сменяют друг друга. Жителям Японии присуще стремление жить в согласии с природой, в полной гармонии с ней. С молоком матери они впитывают любовь к красоте природы, наклонность наслаждаться ею, тонко чувствовать изящество линий, форм, композиций, сочетание цветовых оттенков. Японцы малорелигиозны — это место в их сознании занимает культ красоты: в каждом доме вместо иконы имеется как бы алтарь красоты — ниша, в которой стоит ваза с цветами, икебана, висит картина. Вместо церковных богослужений они создали обычай, который помогает развить художественный вкус, — коллективное любование природой.

Отношение японцев к природе, интенсивное развитие экологического сознания в индустриальный период — это не только результат географического положения страны, это особая национальная психология, в основе которой лежит «групповое сознание». В.Т. Нанивская, изучавшая систему морального воспитания в японской школе и анализировавшая воспитательно-образовательную работу с детьми в японском детском саду, подчеркивает, что уже у четырехлетних детей воспитатели начинают развивать чувство общественного долга. В пятилетнем возрасте у дошкольников развивают навыки общения и совместной деятельности, умение действовать самостоятельно, но согласованно с другими, проявлять дисциплинированность и стремление к достижению поставленной цели и общего результата. Это и есть начальная стадия формирования «группового сознания», которое за короткий исторический промежуток позволяет достигнуть значительных результатов.

 

Таким образом, западное (в широком смысле) общество осознает экологические проблемы планеты, осознает — или только начинает осознавать — экологические проблемы частного капитала, сложившейся системы предпринимательства, ориентированной на постоянное увеличение прибыли. Оно начинает понимать расточительный характер экономики и психологию потребления, возникшую у людей в рамках данной экономической системы. Именно поэтому во всех развитых странах уже сложилась и продолжает развиваться система образования в области окружающей среды, которая расширяет представление людей о планете, ее кризисном состоянии. Чаще всего образовательные программы ориентированы на практический результат: они прививают людям навыки нового — экологически целесообразного — поведения в социальной и природной среде, экономного отношения к ресурсам Земли. Начальным звеном экологического образования чаще всего является первая ступень школьного обучения.


Информация о работе Экологическое воспитание и образование детей за рубежом