Экологическое состояние водных ресурсов Алтайского края

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 21:27, реферат

Описание

Изменение естественного баланса экосистемы планеты началось одновременно с появлением и развитием человечества. Бурное развитие науки и техники в последние сто лет лишь ускорило это процесс, неумолимо протекающий на протяжении тысячелетий, до такой степени, что изменения экосистемы стали проявляется уже в течение жизни одного поколения и очевидны всем.

Работа состоит из  1 файл

Введение.doc

— 669.00 Кб (Скачать документ)

    * - критический показатель загрязненности 

   Рассматривая  картину загрязненности поверхностных  вод нельзя не рассматривать и влияние гидрологических особенностей. В 2009 году большой расход (высокий уровень) сохранялся вплоть до ледостава, а из-за повышенного водонаполнения реки практически на протяжении всего периода, за счёт талых и дождевых вод, произошло разбавление и некоторое «улучшение» по отдельным показателям. В 2010 году затяжной характер весны с возвратами холодов, наложением на волны половодья дождевых паводков способствовал неорганизованному выносу загрязняющих веществ в водные объекты, вследствие чего величины УКИЗВ, определяющие класс качества воды, выросли на большинстве рассматриваемых водных объектов. Исключение составляют р.Каменка (с.Советское) и р.Песчаная (с.Точильное).

   Однако трудно сделать корректный вывод об улучшении ситуации в том или ином створе, т.к. снижение средних и максимальных концентраций одних ингредиентов может сопровождаться ростом концентраций других. Так По величине коэффициента УКИЗВ для р. Каменка (с.Советское): в 2009 г. УКИЗВ = 4,02 (4А грязная вода), в 2010 г. УКИЗВ = 2,67 (3А загрязненная вода) можно сделать вывод об улучшении качества воды, однако при рассмотрении выясняется, что снижение коэффициента происходит за счет отсутствия превышений ПДК в 2010 г. по аммонийному и нитритному азоту, легкоокисляемой органике, уменьшения средних концентраций железа общего с 5,9 ПДК до 2,5 ПДК, химического потребления кислорода с 1,5 ПДК до 0,9 ПДК – это бесспорное улучшение, но при этом с 0,8 ПДК до 9,7 ПДК возросли концентрации нефтепродуктов, достигнув сразу критического показателя загрязненности. Аналогичная ситуация и для р.Песчаная (с.Точильное) – снизилась средняя концентрация по железу общему (с 4,1 до 3,3 ПДК), но увеличились концентрации нефтепродуктов, средняя достигла 7,2 ПДК.

   Общий анализ ситуации качества поверхностных  вод позволяет сделать вывод  о том, что при планировании деятельности, проведении водоохранных мероприятий и др. необходимо обращать особое внимание на вещества, которые вносят основной вклад в загрязнение поверхностных водных объектов края, это: нефтепродукты, железо общее, фенолы летучие, соединения меди. 

2. Гигиена водоснабжения 

  На  территории Алтайского края функционирует 2885 источников централизованного водоснабжения, из них 3 поверхностных. В городах Барнауле, Рубцовске, Камне-на-Оби в качестве источника питьевого водоснабжения используют поверхностные воды.

  У всех 3-х городских водопроводов с поверхностными водоисточниками  имеются типовые сооружения по очистке  и обеззараживанию питьевой воды. Технологическое оборудование очистных сооружений в рабочем состоянии и эксплуатируется в соответствии с технологическими регламентами водоочистных сооружений. Нарушений технологии водоподготовки, а также несоответствие по микробиологическим показателям качества питьевой воды после очистных сооружений перед поступлением в распределительную сеть городских водопроводов за период с 2006г. по 2010 г. не регистрировалось. Несоответствие нормативам по санитарно-химическим показателям объясняется высокой общей минерализацией (6,1%); 15,7% проб не соответствует требованиям гигиенических нормативов по органолептическим показателям (цветность, мутность) из-за материала разводящих водопроводных сетей (чаще всего железо). Распределительная сеть водопроводов в 40-80 % имеет недопустимую изношенность.

  В 2010г. было зарегистрировано 795 аварий на водопроводах, средний срок устранения аварии 1-3 дня. После устранения аварий проводились дезинфекция и промывки сетей; исследовались более 2,8 тыс. проб питьевой воды.

  Для обеззараживания воды используется жидкий хлор. Фактическая производительность водоочистных сооружений не превышает проектной. Лабораториями Водоканалов городов Барнаула, Рубцовска, Камня-на-Оби в соответствии с программами производственного контроля осуществляется контроль за эффективностью очистки воды, а также за остаточными количествами используемых в процессе водоподготовки реагентов.

  Из 1583 населенных пунктов (2490714 чел.) хозяйственно-питьевые общепоселковые водопроводы, т.е. централизованное водоснабжение, имеется в 1137 населенных пунктах, в т.ч. в 100% городов и районных центров и 78% сельских населенных пунктов с количеством населения более 2 тыс. человек. Обеспечено централизованным водоснабжением около 85% населения края. 

                      Таблица 3

Удельный  вес водопроводов из подземных источников,

не соответствующих санитарным правилам и нормативам

Показатели 2006 2007 2008 2009 2010
Количество  водопроводов 1341 1385 1421 1446 1446
Число водопроводов, не отвечающих СанПиН, в том числе: 68 (5,1%) 62 (4,5%) 35 (2,5%) 31 (2,1%) 30 (2,2%)
из-за отсутствия зон санитарной охраны 33 34 9 13 12
из-за отсутствия необходимого комплекса очистных сооружений     18 18 18
 

   Количество  водопроводной воды на 1 человека в сутки в последние 5 лет неизменно и составляет (в литрах): в городах от 250 до 350; в районных центрах от 180 до 200; в сельских населенных пунктах от 20 до 100 литров.

   К водопроводам отнесена централизованная система питьевого водоснабжения: комплекс устройств, сооружений и трубопроводов, предназначенных для забора, подготовки или без нее, хранения, подачи к местам потребления питьевой воды.

   За  период 2006-2010 годов число водопроводов, не отвечающих санитарным нормам и правилам, уменьшилось с 5,1 % до 2,2 %, в том числе за счет организации зон санитарной охраны водозаборных сооружений и водопроводов.

   Количество  населения обеспеченного доброкачественной  питьевой водой увеличилось в 2010 г. по сравнению с 2008 г. с 89,7% до 90,9%. Удельный вес населенных пунктов края, обеспеченных доброкачественной питьевой водой, в 2010 г. увеличился по сравнению с 2008 г. с 70,6 % до 76,2 %.

   Около 15% населения Алтайского края обеспечено нецентрализованным водоснабжением. К  нецентрализованной системе питьевого  водоснабжения относятся устройства и сооружения, предназначенные для забора питьевой воды без подачи ее к местам потребления (трубчатые колодцы, каптажи родников). Общественных источников нецентрализованного водоснабжения по Алтайскому краю - 244: из них в городе - 29, село - 215. Кроме того, население использует для питьевых целей воду из индивидуальных трубчатых колодцев. Качество питьевой воды нецентрализованных источников (трубчатые и шахтные колодцы, каптажи родников) в 2010г. по санитарно-химическим показателям в 1,5 раза хуже качества воды источников централизованного водоснабжения (Рис. 1).

   

Рис 1. Удельный вес проб питьевой воды водопроводов и нецентрализованных источников водоснабжения, не соответствующих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям. 

   Отсутствует централизованное водоснабжение в  селах Ключевского, Кулундинского, Табунского, Курьинского, Волчихинского, Славгородского, Бурлинского, Завьяловского, Баевского, Петропавловского, Солонешенского, Чарышского, Тальменского, Курьинского районов.

   Качество  питьевой воды водопроводов в Алтайском  крае по микробиологическим показателям остается стабильным на протяжении 2005 - 2010 г. и не превышает среднероссийский показатель. Удельный вес проб питьевой воды, не соответствующей гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям, снизился с 3,64 % в 2006г. до 3,5% в 2010 г.

   В структуре вспышечной заболеваемости прослеживается превалирование вспышек «водного характера». В 2006-10гг. в крае зарегистрировано 29 вспышек с водным фактором передачи с общим числом пострадавших 585 человек. Водные вспышки характеризовались, в основном, употреблением воды из разводящих сетей централизованных источников водоснабжения или были связаны с «безводным» фактором. В целом по краю, удельный вес проб питьевой воды, не соответствующей гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, снизился с 16,7 % в 2006г. до 16,28 % в 2010 г., хотя превышает аналогичный показатель (16,0 %) по Сибирскому Федеральному округу.

   Неудовлетворительное качество воды по санитарно-химическим показателям связано с тем, что ряд районов практически не имеет артезианских вод с оптимальным солевым составом. В связи с этим, в указанных районах регистрируется повышенная заболеваемость среди населения мочекаменной, желчекаменной, гипертонической болезнями с превышением краевых показателей в 1,2-3 раза (по данным краевого управления мед. статистики).

   Для Алтайского края основной проблемой  является несоответствие качества питьевой воды по санитарно-химическим показателям. Причинами неудовлетворительного качества питьевой воды являются факторы природного характера: повышенное содержание в воде водоносных горизонтов железа и марганца, сухого остатка, жесткости, хлоридов, сульфатов, бора и недостаточного содержания фтора. Важными факторами, влияющими на качество воды, подаваемой потребителю, является отсутствие локальных очистных сооружений при использовании подземных источников, низкое санитарно-техническое состояние существующих водопроводных сетей и сооружений, отсутствие в селах специализированных служб по эксплуатации водопроводных сооружений, нестабильная подача воды, отсутствие лабораторного контроля за качеством питьевой воды со стороны эксплуатирующих организаций, отсутствие или ненадлежащее состояние зон санитарной охраны. Установки по умягчению питьевой воды имеются в р.п. Степное озеро Благовещенского района.

   На  территории г. Барнаула также актуален вопрос снабжения населения п. Южный питьевой водой, соответствующей гигиеническим нормативам по химическим показателям. 

     3. Государственная экологическая политика 

   Состояние системы государственного регулирования, контроля и надзора в природоохранной сфере, а также нормативно-правовое обеспечение этой деятельности в Алтайском крае типично для большинства регионов России. Множественность органов, осуществляющих контрольно-надзорные, разрешительные и другие функции в сфере охраны окружающей среды исключает единство в осуществлении государственной экологической политики. До настоящего времени законодательно не закреплены многие, уже реально сложившиеся, экономические механизмы управления окружающей природной средой. Отсутствие необходимых нормативно-методических документов по расчету ущерба от загрязнения природных объектов, не позволяет принимать исчерпывающие меры по пресечению экологических правонарушений. Продолжается административная реформа, сопровождающаяся перераспределением полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды и природопользования.

   В целях реализации Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в Алтайском крае сформировано действенное организационно-правовое поле. Основой проводимой политики в сфере обращения с отходами является закон Алтайского края от 11.02 2008 № 11-ЗС «Об обращении с отходами производства и потребления в Алтайском крае».Формирование данного инструмента государственного управления позволит перейти на качественно иной уровень при принятии управленческих, хозяйственных и иных решений и создать современную экологически обоснованную систему обращения с отходами производства и потребления на территории Алтайского края.

   В 2010 году в Администрации края утверждены следующие нормативные правовые акты в сфере охраны окружающей среды:

   от 25.02.2010 № 61 «Об утверждении Порядка  использования финансовых средств на проведение государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня на территории Алтайского края»;

   от 31.05.2010 № 233 «О Порядке утверждения проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов и установления границ и режима зон охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения»;

   от 06.08.2010 № 348 «Об утверждении Порядка  взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации г. Барнаула».

   Ведомственная целевая программа «Обеспечение населения Алтайского края питьевой водой» на 2008–2010 годы» (утв. постановлением Администрации Алтайского края от 26.11.2007 № 547) и краевая целевая программа «Модернизация жилищно-коммунального комплекса Алтайского края на 2007–2010 годы» (утв. законом Алтайского края от 07.07.2006 № 70-ЗС) предусматривают модернизацию котельных установок тепловых станций, строительство станций по очистке воды на водозаборах, реконструкцию очистных сооружений.

   Ежегодно  в рамках Краевой адресной инвестиционной программы финансируются мероприятия по модернизации канализационных очистных сооружений, капитальному ремонту биологических очистных сооружений, строительству локальных очистных сооружений в городах и районах края.

   В сфере охраны водных объектов и защиты населения от вредного воздействия вод в 2010 году согласованы и реализованы мероприятия, финансируемые из федерального  бюджета с общим объемом инвестиций                          69,8 млн. рублей. Для снятия в весенний период негативного воздействия вешних вод проведены расчистки русел рек в Советском, Косихинском, Калманском районе.

Информация о работе Экологическое состояние водных ресурсов Алтайского края