Экологический мониторинг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2011 в 15:22, реферат

Описание

Научно-техническая деятельность человечества в конце ХХ века стала ощутимым фактором воздействия на окружающую среду. Тепловое, химическое, радиоактивное и другие загрязнения окружающей среды в последние десятилетия находятся под пристальным вниманием специалистов и вызывают справедливую озабоченность, а иногда - и тревогу общественности.

Содержание

Введение

Понятие мониторинга
Проектирование систем мониторинга как основа их
эффективного функционирования

Единая государственная система экологического мониторинга
Правовая, нормативная и экономическая база
Заключение

Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Мониторинг.doc

— 135.00 Кб (Скачать документ)

     4. Разработка системы получения данных! информации и представления информации потребителям. На этом этапе определяются особенности иерархической структуры получения и сбора информации: пункты наблюдений - региональные информационные центры - общенациональный информационный центр. Планируется разработка банков данных по качеству воды, и определяются виды и условия представления информационных услуг, выполняемых с их помощью. Дается детальная характеристика основных информационных форм, публикуемых в виде докладов, отчетов, обзоров и описывающих состояние качества воды на территории страны за определенный период времени. Предусматриваются также процедуры контроля точности и правильности получения данных на всех этапах работ.

     5. Создание системы проверки полученной  информации на соответствие исходным требованиям и пересмотра, при необходимости, системы мониторинга. После создания системы мониторинга и начала ее функционирования появляется необходимость проверить, отвечает ли полученная информация исходным требованиям к ней, можно ли на основе этой информации эффективно управлять качеством водных объектов? Для этого необходимо наладить взаимодействие с организациями, осуществляющими управлением качества воды. Если получаемая информация соответствует предъявляемым к ней требованиям, систему мониторинга можно оставить без изменений. В случае если эти требования не выполняются, а также при появлении новых задач система мониторинга нуждается в пересмотре.

 

     Единая  государственная система экологического мониторинга 

     В государственной системе управления природоохранной деятельностью в Российской Федерации важную роль играет формирование единой государственной системы экологического мониторинга (ЕГСЭМ).

     ЕГСЭМ включает в себя следующие основные компоненты:

  • мониторинг источников антропогенного воздействия на окружающую среду;
  • мониторинг загрязнения абиотического компонента окружающей природной среды;
  • мониторинг биотической компоненты окружающей природной среды;
  • социально-гигиенический мониторинг;
  • обеспечение создания и функционирования экологических информационных систем.

     При этом распределение функций между  центральными органами федеральной  исполнительной власти осуществляется следующим образом.

     Госкомэкологии (бывш. Минприроды России): координация деятельности министерств и ведомств, предприятий и организаций в области мониторинга окружающей природной среды; организация мониторинга источников антропогенного воздействия на окружающую среду и зон их прямого воздействия; организация мониторинга животного и растительного мира, мониторинг наземной фауны и флоры (кроме лесов); обеспечение создания и функционирования экологических информационных систем; ведение с заинтересованными министерствами и ведомствами банков данных об окружающей природной среде, природных ресурсах и их использовании.

     Росгидромет: организация мониторинга состояния атмосферы, поверхностных вод суши, морской среды, почв, околоземного космического пространства, в том числе комплексного фонового и космического мониторинга состояния окружающей природной среды; координация развития и функционирования ведомственных подсистем фонового мониторинга загрязнения окружающей природной среды; ведение государственного фонда данных о загрязнении окружающей природной среды.

     Роскомзем: мониторинг земель.

     Министерство  природных ресурсов (включая бывш. Роскомнедра и Роскомвоз): мониторинг недр (геологической среды), включая мониторинг подземных вод и опасных экзогенных и эндогенных геологических процессов; мониторинг водной среды водохозяйственных систем и сооружений в местах водосбора и сброса сточных вод.

     Роскомрыболовство: мониторинг рыб, других животных и растений.

     Рослесхоз: мониторинг лесов.

     Роскартография: осуществление топографо-геодезического и картографического обеспечения ЕГСЭМ, включая создание цифровых, электронных карт и геоинформационных систем.

     Госгортехнадзор России: координация развития и функционирования подсистем мониторинга геологической среды, связанных с использованием ресурсов недр на предприятиях добывающих отраслей промышленности; мониторинг обеспечения промышленной безопасности (за исключением объектов Минобороны России и Минатома России).

     Госкомэпиднадзор  России: мониторинг воздействия факторов среды обитания на состоянием здоровья населения.

     Минобороны  России: мониторинг окружающей природной среды и источников воздействия на нее на военных объектах; обеспечение ЕГСЭМ средствами и системами военной техники двойного применения.

     Госкомсевер России: участие в развитии и функционировании ЕГСЭМ в районах Арктики и Крайнего Севера.

     Технологии  единого экологического мониторинга  (ЕЭМ) охватывают разработку и использование средств, систем и методов наблюдений, оценки и выработки рекомендаций и управляющего воздействия в природно-техногенной сфере, прогнозы ее эволюции, энерго-экологические и технологические характеристики производственной сферы, медико-биологические и санитарно-гигиенические условия существования человека и биоты. Комплексность экологических проблем, их многоаспектность, теснейшая связь с ключевыми отраслями экономики, обороны и обеспечением защиты здоровья и благополучия населения требует единого системного подхода к решению проблемы.

     Структуру единого экологического мониторинга  можно представить сферами получения, обработки и отображения информации, сферами оценки ситуации и принятия решений.

     Структурными  звеньями любой системы ЕЭМ являются:

  • измерительная система;
  • информационная система, включающая в себя базы и банки данных правовой, медико-биологической, санитарно-гигиенической, технико-экономической направленности;
  • системы моделирования и оптимизации промышленных объектов;
  • системы восстановления и прогноза полей экологический и метеорологических факторов;
  • система принятия решений.

     Построение  измерительного комплекса систем ЕЭМ  основывается на использовании точечного  и интегрального методов измерений  с помощью стационарных (стационарные посты наблюдения) и мобильных (автомобили-лаборатории и аэрокосмические средства) систем. Следует отметить, что аэрокосмические средства привлекаются лишь при необходимости получения крупномасштабных интегральных показателей о состоянии окружающей среды.

     Получение информации обеспечивается тремя группами приборов, измеряющими: метеорологические  характеристики (скорость и направление  ветра, температуру, давление, влажность  атмосферного воздуха и пр.), фоновые  концентрации вредных веществ и концентрации загрязняющих веществ вблизи источников загрязнения окружающей среды.

     Использование в измерительном комплексе современных  контроллеров, решающих вопросы сбора  информации с датчиков, первичной  обработки и передачи информации потребителю с помощью модемной телефонной и радио связи или по компьютерным сетям, значительно повышает оперативность системы.

     Региональная  подсистема ЕЭМ предполагает работу с большими массивами разнообразной  информации, включающими данные: по структуре энергопроизводства и энергопотребления региона, гидрометеорологических измерений, о концентрациях вредных веществ в окружающей среде; по итогам картографирования и аэрокосмического зондирования, о результатах медико-биологических и социальных исследований и др.

     Одной из основных задач в этом направлении является создание единого информационного пространства, которое может быть сформировано на основе использования современных геоинформационных технологий. Интеграционный характер геоинформационных систем (ГИС) позволяет создать на их основе мощный инструмент для сбора, хранения, систематизации, анализа и представления информации.

     ГИС имеют такие характеристики, которые  с полным правом позволяют считать  эту технологию основной для целей обработки и управления мониторинговой информацией. Средства ГИС намного превосходят возможности обычных картографических систем, хотя, естественно, включают и все основные функции получения высококачественных карт и планов. В самой концепции ГИС заложены всесторонние возможности сбора, интеграции и анализа любых распределенных в пространстве или привязанных к конкретному месту данных. При необходимости визуализировать имеющуюся информацию в виде карты с графиками или диаграммами, создать, дополнить или видоизменить базу данных пространственных объектов, интегрировать ее с другими базами — единственно верным решением будет обращение к ГИС.

     Только  с появлением ГИС в полной мере реализуется возможность целостного, обобщенного взгляда на комплексные  проблемы окружающей среды и экологии.

     ГИС становится основным элементом систем мониторинга.

     Система единого экологического мониторинга  предусматривает не только контроль состояния окружающей среды и  здоровья населения, но и возможность  активного воздействия на ситуацию. Используя верхний иерархический  уровень ЕЭМ (сфера принятия решения), а также подсистему экологической экспертизы и оценки воздействия на окружающую среду, появляется возможность управления источниками загрязнения на основании результатов математического моделирования промышленных объектов или регионов. (Под математическим моделированием промышленных объектов понимается моделирование технологического процесса, включая модель воздействия на окружающую среду.)

     Система единого экологического мониторинга  предусматривает разработку двухуровневых  математических моделей промышленных предприятий с различной глубиной проработки.

     Первый  уровень обеспечивает детальное моделирование технологических процессов с учетом влияния отдельных параметров на окружающую среду.

     Второй  уровень математического моделирования обеспечивает эквивалентное моделирование на основе общих показателей работы промышленных объектов и степени их воздействия на окружающую среду. Эквивалентные модели необходимо иметь прежде всего на уровне администрации региона с целью оперативного прогнозирования экологической обстановки, а также определения размера затрат на уменьшение количества вредных выбросов в окружающей среде.

     Моделирование текущей ситуации позволяет с  достаточной точностью выявить  очаги загрязнения и выработать адекватное управляющее воздействие на технологическом и экономическом уровнях.

     При практической реализации концепции  единого экологического мониторинга  не следует забывать: о показателях  точности оценки ситуации; об информативности  сетей (систем) измерений; о необходимости разделения (фильтрации) на отдельные составляющие (фоновые и от различных источников) загрязнения с количественной оценкой; о возможности учета объективных и субъективных показателей. Данные задачи решает система восстановления и прогноза полей экологических и метеорологических факторов.

     Таким образом, единая государственная система  экологического мониторинга, несмотря на известные трудности, обеспечивает формирование массива данных для  составления экологических карт, разработки ГИС, моделирования и  прогноза экологических ситуаций в различных регионах России.

     Правовая, нормативная и экономическая  база.

     Правовое  обеспечение охраны окружающей среды  и здоровья человека от воздействия  загрязняющих веществ реализуется  различными отраслями законодательства: конституционного, гражданского, уголовного, административного, здравоохранительного, природоохранительного, природоресурсного, а также нормативно - правовыми актами, международными конвенциями и соглашениями, ратифицированными Россией.

     Конституцией  России закреплено право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Информация о работе Экологический мониторинг