Экологические проблемы развитых и развивающихся стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 11:30, реферат

Описание

Современное "индустриальное" загрязнение в развивающихся странах обуславливается переводом многих загрязняющих производств из развитых стран в развивающиеся, в "третий мир", прежде всего - строительством металлургических и химических заводов. В период 1970-90-х гг. были предприняты, причем довольно успешные, попытки создания "экологических оазисов" в отдельных развитых странах путем экологического государственного регулирования, экономических методов, введения жестких экологических законодательных актов.

Работа состоит из  1 файл

РЕФЕРАТ Экологические проблемы развитых и развивающихся стран.doc

— 131.00 Кб (Скачать документ)

Однако, не только истощение месторождений  является проблемой стран-экспортеров нефти: велик и ущерб, наносимый экосистеме. Нефтяная пленка, убивающая все живое, во многих местах покрывает прибрежные воды Персидского залива, сжигание попутного газа (в Кувейте сжигают более 60 % этого ресурса) наносит огромный ущерб атмосфере. Растущие потребности самих развивающихся стран (темп увеличения потребления энергоресурсов там в 2.5 раза выше, чем на западе) грозят существенно усугубить эту проблему.

Добыча каменного угля, способного послужить отличным источником тепла  для жилищ, дешевым и весьма эффективным энергоресурсом для промышленности, вследствие устаревшей технологии выводит из хозяйственного оборота значительную часть земли, чем способствует ее опустыниванию.

 

 

 

Социальный  аспект проблем

 

Одним из факторов, затрудняющих эффективное использование ресурсов, является очень сильный разрыв в доходах населения. Верхушка общества, располагающая громадными (даже по европейским стандартам) средствами тратит сотни миллионов долларов на шикарные автомобили, огромные виллы с бассейном, сверхдорогие украшения и прочие столь же "необходимые" вещи, в то время как подавляющее большинство населения часто не имеет самого элементарного. Для того, чтобы оплатить всю эту роскошь (почти вся она приобретается за рубежом), необходим соответствующий объем экспорта. На экспорт ориентированы не только добывающие отрасли, но и сельское хозяйство (выращивание чая, табака, цитрусовых и др.), а для выращивания хлеба, риса, кукурузы и других сельхозкультур, служащих основной пищей местных жителей, земли хватает не всегда. Для собственника земли внутренний рынок часто оказывается невыгодным: за рубежом он может получить больший доход, чем у себя дома. И что самое неприятное в этой ситуации - насильственно бороться с ней невозможно: весь ход мировой истории от Французской революции до наших дней доказал, что лозунг "мир хижинам - война дворцам" никогда ни к чему хорошему не приводил. Отрадно лишь то, что с развитием общества это явление рано или поздно изживает само себя: почти все европейские страны прошли через это.

Теперь я подхожу, возможно, к  самой спорной части работы, рискуя вызвать большие нарекания "зеленых". Не смотря на всю серьезность проблем, о которых говорилось выше, я считаю, что в данный момент они неизбежны  и с некоторыми из них в течении  определенного периода времени придется мириться. Ситуация в мире такова, что без использования (и на первых порах весьма экстенсивного использования) природных ресурсов Африка и Азия никогда не смогут покончить с бедностью. "Цивилизованному" миру они не нужны - у запада хватает своих проблем, и получить стартовый капитал для развития промышленности они могут только продавая древесину, руду, нефть. Диллема тут такова: либо угроза экологической катастрофы (и миллионов жертв) через несколько десятков лет, либо смерть сотен тысяч людей от голода и болезней сегодня и сейчас. И это не преувеличение: сосредотачивая 60% населения, развивающиеся страны производят всего 30% продовольствия (т.е. в среднем на человека приходится в 3 раза меньше еды, чем на среднего жителя остальной части земли).Каждую минуту один человек в мире умирает от голода - и этот человек ни европеец, ни американец. Особенно неблагополучная ситуация сложилась в Южной и Юго-Восточной Азии, а также в Сахельской зоне Африки (Чад, Гамбия, Мали и др.). Экологическая проблема развивающихся стран имеет глубокие социальные корни, и для ее решения, наряду с собственно природоохранными мероприятиями, необходимы и меры по решению экономических проблем.

 
Пути решения проблем

 

Защита окружающей среды - проблема очень сложная и многогранная, для ее решения не достаточно одних только экологических мер. Неоценимую помощь в этом деле могут оказать внешние инвестиции и экспорт передовых (по крайней мере относительно передовых) технологий: создание новых рабочих мест увеличит благосостояние жителей, а следовательно - и благосостояние государства, и его способность оплачивать экологические программы. Местные товары, благодаря дешевизне рабочей силы и ресурсов, будут для большинства населения привлекательнее импортных, что значительно снизит потребность в экспорте сырья для покрытия внешнеторгового дефицита. И наконец, более современные технологии являются и более экологически чистыми. Но вместе с тем, и технологии, и оборудование должны быть приспособлены к конкретным условиям той или иной страны.

Важным подспорьем в деле защиты природы явилось бы развитие национальной науки и особенно - технических  наук. Многие развивающиеся страны уже осознали это: создается система  высшего образования, появляются специалисты  высокого класса, но недостаток финансирования (в 80-х годах развивающиеся страны расходовали на науку всего 3% общемировых затрат) не позволяет радикально изменить ситуацию. И главной задачей стран третьего мира является не столько проведение исследований, сколько эффективное использование уже накопленных знаний.

Охрана природы невозможна без  активной помощи государства, и в  этом вопросе нельзя не заметить позитивных сдвигов: во многих странах (Индия, Нигерия, Филиппины и др.) уже действуют  государственные учреждения по экологии, в прграммах социально - экономического развития, принятых рядом развивающихся стран, появился тезис об эффективности природопользования. Особенно последовательную программу проводит Индия. Однако в большинстве стран Азии, Африки и Латинской Америки экологическое законодательство либо отсутствует, либо действует неэффективно. Отчасти это объясняется недостатком средств, отчасти - несовершенством системы управления, а во многом - боязнью отпугнуть инвесторов. Без радикальных изменений в данной сфере решить экологическую проблему невозможно.

Использование альтернативных источников энергии могло бы значительно  снизить остроту энергетической проблемы, позволив уменьшить потребление  угля и нефти, сократить вырубку  лесов. Азиатские страны, сосредотачивая 30% мирового гидроэнергетического потенциала, используют его только на 7.5%. Африка, способная производить 19% мировой гидроэлектроэнергии, использует свой потенциал всего на 1.5%. Но вряд ли стоит переоценивать перспективность этого направления: неизбежная потеря земель в зоне затопления может обернуться издержками, превышающими выгоду.. Более перспективным представляется использование геотермальной, солнечной энергии и энергии ветра. В некоторых странах хорошие результаты дало применение биогаза.

Очень серьезным подспорьем для эколологии стала бы демиллитаризация экономики (особенно это касается стран Латинской Америки). Военные расходы съедают огромную долю национального продукта, требуют большого импорта, а сами военные заводы наносят невосполнимый вред окружающей среде.

Необходимо законодательное регулирование  экспорта природных ресурсов и согласованность  действий различных государств при  проведении экспортной политики. И  опыт 1973 года, когда странам-членам ОПЕК удалось заставить развитые государства считаться с их интересами, говорит о многом. Однако, проведение такой политики требует большой взвешенности: можно очень легко потерять старые рынки. После трехкратного повышения цен на нефть страны Запада стали изыскивать внутренние источники, одновременно сокращая потребление энергии, и в 1986 г. цены на нефтепродукты снова упали.

Для эффективного использования природных  ресурсов ряд советских ученых предлагал  создать территориально - производственные комплексы по примеру Сибири, что  уменьшило бы транспортные расходы, позволило бы на месте перерабатывать отходы, принося не только экономический, но и серьезный экологический эффект. Рациональнализм в этом предложении, безусловно, есть, но затраты, связанные с осуществлением этого проекта, вряд ли окажутся в ближайшее время по силам развивающимся странам.

Создание обширных национальных парков позволит спасти от вымирания многие виды животных. Значительной будет  и экономическая отдача: туристов всегда привлекала южная экзотика, а парк сможет им эту экзотику предложить в самом лучшем виде. Опыт некоторых африканских стран позволяет смотреть на это направление с оптимизмом.

И наконец, охрана природы развивающихся  стран невозможна без внешней  помощи. Экосистема Земли едина, и  последствия экологических катаклизмов  не ограничатся рамками одного региона. Если сейчас многие развитые страны по-хищнически относятся к Востоку, то через некоторое время неизбежно придет понимание того, что нельзя строить собственное экономическое благополучие за счет других стран.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ГЕРМАНИИ

 

Наиболее угрожающие размеры приняло загрязнение атмосферы, связанное с поступлением в нее диоксида углерода, диоксида серы, оксидов азота, различных аэрозолей. Ежегодно выбросы диоксида углерода (СО2) в Германии составляли в конце 90-х гг. около 860 млн. т, а выбросы углерода из расчета на одного жителя достигали 5-10 т/год. Загрязнение атмосферы диоксидом серы (SO2) и оксидом азота (NO) в количественном отношении значительно меньше, чем СО2. По эмиссии NO Германия является лидером в Европе. Однако, распространение выбросов также значительно. Источниками выбросов диоксида серы являются ТЭС, различные промышленные предприятия, объекты коммунально-бытового хозяйства, а главным источником выбросов диоксида азота - автотранспорт.

Отрицательные последствия  эмиссии соединений серы и азота  выражается в первую очередь в  возникновении таких негативных явлений как смог и кислотные  осадки. Так, например, зимний или черный смог часто можно наблюдать в  Берлине, Штутгарте, Лейпциге. Кислотные осадки выпадают в виде дождя и снега и вызывают подкисление водоемов, почвенного покрова, угнетение лесной растительности, разрушение зданий и сооружений.

Шумовое загрязнение —  более всего связано с атмосферой. В Германии миллионы людей живут  в условиях постоянного превышения допустимых норм шума и в условиях, когда шум смолкает только лишь в ночное время.

Загрязнение     гидросферы     под     воздействием промышленной, сельскохозяйственной и коммунально-бытовой деятельности достигло крупных размеров. Это относится и к физическим, и к химическим загрязнениям среды, причем как речной, так и морской. Главной угрозой для водных ресурсов рек служат сточные воды (первое место занимают промышленные стоки, второе -коммунально-бытовые, третье - сельскохозяйственные). Как уже было отмечено, подкисление в результате выпадения кислотных осадков также отрицательно сказывается на качестве речных и озерных вод. Наиболее загрязненными являются, так называемые, международные река - Дунай, Рейн, Эльба, Одер. Для таких рек очень характерен трансграничный перенос загрязнений. Так, например, загрязнение Эльбы в верхнем течении в наибольшей мере сказывается именно в ФРГ.

Рейн считался до последнего времени  самой загрязненной рекой Европы. На его берегах живет около 25 млн. чел. и находится основная часть тяжелой промышленности ФРГ, ведется активное земледелие, плодоводство, виноградарство. Международный рейнский флот насчитывает более 10 тыс. грузовых судов. В результате в Рейн поступает непосредственно или с притоками коммунально-бытовые стоки от населенных пунктов с 50 млн. жителей. Специальная комиссия ООН, которая обследовала Рейн в 70-х гг., признала эту реку пригодной лишь для судоходства. Воду из Рейна было запрещено употреблять не только для питья, но и для поливки садов и огородов.

Антропогенное загрязнение морской  среды происходит в основном двумя  путями: с суши (прежде всего стоки  рек) и в результате деятельности в морских акваториях (эксплуатационные сливы и аварийные выбросы  с морских судов, последствия аварий на буровых платформах, подводных трубопроводах). Источниками загрязнение Северного и Балтийского морей являются интенсивное судоходство, нефтедобычи и особенно речные выносы. Реки ежегодно выносят сотни тонн хлоридов, фосфатов и нитратов. В результате, в прибрежных участках морей участились случаи бурного разрастания ядовитых водорослей, вызывающих так называемые «красные приливы». Впервые такие «приливы» были обнаружены при помощи космических снимков еще в 1970г. Они представляют собой полосу загрязнений протянувшуюся вдоль южного берега Северного и Балтийского морей, ширина ее колебалась от 7-10 до 100-120 км вблизи наиболее крупных источников загрязненных стоков суши. Для Североморского побережья Европы характерны также «черные приливы», которые вызываются катастрофами супертанкеров у берегов.

Загрязнение почвенных  покровов большим количеством промышленных, горнопромышленных, сельскохозяйственных и бытовых отходов, постоянно возрастающей металлизацией и химизацией окружающей среды. Только городские отходы ежегодно в Германии составляют более 20 млн. тонн. Такое негативное влияние приводит к значительной деградации почв.

 

Меры по охране окружающей среды в Германии

 

Ухудшение экологической ситуации в регионе Западная Европа привело  к тому, что уже в 60—70-х гг. XX в. во многих странах начались поиски новых концепций природопользования, путей совершенствования экологической политики. Деятельность государства выразилась прежде всего в принятии новых природоохранных законов, как общих законов об охране природы, так и относящихся к охране вод, воздуха, земельных, лесных и других ресурсов. Основополагающий принцип этих законов: «Платит тот, кто загрязняет». Были увеличены также государственные расходы на НИОКР в области охраны окружающей среды. Постепенно стали расти и расходы частного капитала — прежде всего на создание очистных сооружений.

Чрезвычайно активизировались и различные  общественные движения. Большое значение во многих странах приобрели партии «зеленых», ориентирующиеся в первую очередь на некоторые городские агломерации и университетские города. Эти партии завоевали достаточно прочные позиции и в бундестаге ФРГ.

В Германии была принята специальная  программа защиты климата, предусматривающая  сокращение до 2005 г. выбросов СО2 на 25% по сравнению с 1990 г. Уже к 2000 г. эти выбросы (источниками их на 36% служит сжигание нефти и нефтепродуктов, на 21 — бурого угля, на 20 — каменного угля и на 23% — природного газа) были уменьшены на 15%. Очистке подвергаются почти все сточные воды. Утилизируется 90% сельскохозяйственных отходов, 98% корпусов выбрасываемых автомобилей. Такие успехи были достигнуты в результате двух основных направлений природоохранной деятельности.

Во-первых, это законодательное  направление. Оно выражается в том, что конституция ФРГ защищает права граждан «на здоровую естественную основу жизни». В 1999 г. был введен в действие закон об экологической налоговой реформе, сущность которого заключается в учреждении нового налога на потребление    электроэнергии    и    повышенного    налога    на    использование нефтепродуктов.

Во-вторых, это технологическое  направление. За последнее время  Германия создала крупнейшую в Европе «экоиндустрию», в которой занято около 1 млн человек. Страна превратилась в ведущего мирового экспортера очистного оборудования. Это позволило ей также широко внедрить в производство экологически чистые технологии, доступные не только крупным, но и средним, и мелким фирмам. Кроме того, ФРГ располагает лучшими экспертами в области защиты окружающей среды.

Информация о работе Экологические проблемы развитых и развивающихся стран