Экологические проблемы лесов Красноярского края: загрязнение, вырубка, причины и последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 21:16, реферат

Описание

Государство всегда придавало и придает огромное значение водоохранным и защитным лесам, к которым надлежит присоединить и лесопарки, как категорию лесов, которая имеет особое значение для курортов и крупных населенных центров.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Влияние лесистости на величину дождевого склонового стока……………4
2. Экологизация экономики лесного сектора Красноярского края…………..12
3. Лесное законодательство Российской Федерации…………………………14
4. Контроль за ведением лесного хозяйства…………………………………..20
5.Радиоактивного загрязнения лесов Красноярского края……………………22
Заключение……………………………………………………………………….26
Список использованной литературы…………………………………………...28

Работа состоит из  1 файл

Экология. Экологические проблемы лесов КК, загрязнение, вырубка, причины и последствия.docx

— 51.53 Кб (Скачать документ)

Высокая концентрация сульфат-иона в воде ручьев первого участка сохранялась в течение двух лет после пожаров. Важнейшим фактором, определяющим режим сульфатов, являются меняющиеся соотношения между поверхностным и подземным стоками.

Из биогенных элементов  наиболее кратковременное воздействие  пожары оказывают на содержание в  воде рек аммонийного азота. Как  отмечают многие исследователи, быстрое  увеличение концентраций ионов аммония  в почве после пожаров на следующий  год быстро снижается в связи  с процессами нитрификации и другими  потерями, в результате чего концентрация аммонийного азота в воде большинства  ручьев сокращается после первого  послепожарного увеличения их стока.

Можно назвать несколько  источников повышения концентрации нитратов в оде рек в послепожарный период. Прежде всего это диоксид азота. Соединения азота в виде азотной кислоты поступают с осадками на водосборную площадь, где, нейтрализуясь зольными веществами и почвами, фильтруются в грунтовые воды.

Нитрификация, которая ингибируется при низком значении рН, часто стимулируется после пожаров повышенными значениями рН в почве за счет выщелачивания золы и интенсификации микробиологических процессов биогенными элементами. Эта стимуляция заметнее всего в кислых почвах хвойных лесов. Образовавшийся при нитрификации высокоподвижный нитратный ион легко вымывается с поверхности почв в грунтовые воды, с которыми затем поступает в поверхностный сток.

Основной путь обогащения водных потоков соединениями фосфора  вследствие лесных пожаров – их вымывание из золы и обуглившейся подстилки с поверхностным стоком (при весеннем снеготаянии и муссонных  осадках). Практически полностью  отсутствуют фосфаты в подземном  стоке (при оттаивании сезонной мерзлоты и в летний период).

Таким образом, лесные пожары увеличивают концентрации минерального состава подавляющего большинства  компонентов и органического  вещества в атмосферных осадках, снежном покрове, талых водах, но в разной степени. Значительное влияние  на образование и распределение  продуктов горения (главным образом  газообразных и аэрозолей) оказывают  метеорологические условия во время  пожаров.

В результате поступления  минеральных веществ на дневную  поверхность с аэрозолями во время  пожаров и выноса их из золы, сгоревших  и обугленных растительных остатков пирогенно измененных водосборов повышается химический сток рек. В наибольшей степени  после пожаров увеличивается  сток ионов кальция и аммония, сульфатных, фосфатных и нитратных  ионов. Причем для большинства растворенных веществ наблюдается краткосрочное  повышение их содержания в водотоках  во время и после пожаров. Повышенная концентрация нитратных и фосфатных ионов сохраняется в течение двух и более лет после пожаров.

 

2. Экологизация экономики лесного сектора Красноярского края

Благодаря системе государственного управления лесами за прошедшие два  столетия удалось сохранить лесные ресурсы края, которые входят в  перечень главных структур мира, и  профессиональные кадры работников лесного хозяйства.

Механизмы экологизации экономики лесного сектора Красноярского края используются недостаточно эффективно. За последние два десятка лет объёмы заготовки древесины сократились в три раза, значительно снизились объёмы лесохозяйственных мероприятий. Интенсивная вырубка хвойных лесов, крупные лесные пожары, очаги вредителей и болезней леса оказали негативное влияние на состояние лесов.

В последние годы в лесной и деревооорабатывающей промышленности края началось формирование инфраструктуры рыночной экономики и присущих ей механизмов, появились первые признаки конкуренции, начал формироваться механизм спроса и предложения. В тоже время сохраняется кризисное состояние, вызвавшее ухудшение работы предприятий.

Выполненный анализ показал, что такое положение обусловлено  рядом факторов. Значительная часть  лесных предприятий являются градообразующими и имеющими сезонный характер работы, что в значительной степени усугубляет их финансовое положение, особенно в  сложившихся экономических условиях многократного опережающего роста  индекса цен на топливно-энергетические ресурсы и транспортные перевозки.

Негативное влияние на финансовое положение и экономику  лесных предприятий Красноярского  края оказывают инфляция, неплатежи, а также несовершенная налоговая политика. Из-за отсутствия инвестиций заморожено строительство большинства начатых объектов. Уменьшилась валютная выручка от экспорта лесобумажной продукции. Край в значительной степени потерял лесные рынки и престиж на мировой арене.

Экономическую основу для  осуществления неистощительного лесопользования, реализации комплекса лесовосстановительных, природоохранных, экологических, исследовательских мероприятий создаёт рентабельно работающий лесопромышленный комплекс.

Основные причины возникновения  кризисного состояния лесопромышленного  комплекса в крае следующие:

1. Непродуманная приватизация  и полная потеря государственного  управления предприятиями деревообрабатывающего  комплекса, как на федеральном, так и на краевом уровнях.

  1. Сокращение объёма строительства в Красноярском крае (снижение спроса на пиломатериалы).
  2. Потеря значительной части рынка сбыта экспортных пиломатериалов.
  3. Отсутствие у руководителей большинства предприятий опыта работы в условиях рынка.
  4. Неплатёжеспособность деревообрабатывающих предприятий, вызванная государственной политикой в области взаиморасчётов, и другие факторы.

В этой связи необходимо принятие новой лесной политики, ориентированной  на создание эффективного механизма  экологизации экономики лесного комплекса Красноярского края в условиях рыночной экономики.

В процессе исследований решаются следующие задачи:

  • проанализировать отечественные и зарубежные опыты управления лесами, нормативной правовой базы организации ведения лесного хозяйства в Красноярском крае;
  • разработать сценарий устойчивого развития лесного фонда с учётом программ создания и реорганизации сети ООПТ по Красноярскому краю;
  • разработать предложения и практические рекомендации по совершенствованию управления лесами на краевом уровне в условиях рыночной экономики;
  • использовать проекты и предложения, необходимые и применимые для всех территорий;
  • пересмотреть инвестиционную политику с участием иностранного капитала, т.е. развитие экспортного потенциала, привлечение новых технологий, повышение производительности труда и увеличение занятости населения;
  • изменить методы промышленного освоения лесов, технологии лесозаготовок и максимально использовать восстановительный потенциал лесных экосистем;
  • преобразовать плату за лесные ресурсы в экономический регулятор рациональности лесопользования;
  • изучить техническую, экономическую и организационную целесообразность развития энергетики лесной отрасли на базе малоценной древесины и её отходов.

Итак, решение обозначенных выше задач позволит в значительной степени улучшить экономичен скую ситуацию в лесном комплексе Красноярского края.

 

3. Лесное законодательство  Российской Федерации

B соответствии с Конституцией Российской Федерации лесное законодательство Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Лесное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса, других федеральных  законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также  законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Законы и иные нормативные  правовые акты субъектов Российской Федерации, регулирующие лесные отношения, не могут противоречить настоящему Кодексу и принимаемым в соответствии с ним федеральным законам. В  случае противоречия между федеральным  законом, регулирующим лесные отношения, и иным актом, принимаемым в Российской Федерации, действует федеральный  закон.

Нормы лесного права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать  лесному законодательству Российской Федерации.

Государственные органы управления лесным хозяйством могут издавать акты, содержащие нормы лесного права, в случаях и в пределах, предусмотренных  законодательством Российской Федерации.

Задачи и цели лесного  законодательства Российской Федерации

Лесное законодательство Российской Федерации направлено на обеспечение рационального и  неистощительного использования лесов, их охрану, защиту и воспроизводство исходя из принципов устойчивого управления лесами и сохранения биологического разнообразия лесных экосистем, повышения экологического и ресурсного потенциала лесов, удовлетворения потребностей общества в лесных ресурсах на основе научно обоснованного, многоцелевого лесопользования.

Лесное законодательство Российской Федерации и нормы  международного права

Общепризнанные принципы и нормы международного права, международные  договоры Российской Федерации в  области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов являются составной частью правовой системы  Российской Федерации.

Международные договоры Российской Федерации применяются к отношениям, возникающим в области использования, охраны, защиты и воспроизводства  лесов, непосредственно, за исключением  случаев, когда для применения международного договора требуется принятие внутригосударственного правового акта.

Если международным договором  Российской Федерации установлены  иные правила, чем те, которые предусмотрены  настоящим Кодексом, применяются  правила международного договора.

Действие лесного законодательства Российской Федерации во времени

Акты лесного законодательства Российской Федерации не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникающим после введения этих актов в действие.

Действие актов лесного  законодательства Российской Федерации  распространяется на отношения, возникшие  до введения данных актов в действие, только в случаях, если это прямо  предусмотрено законом.

К отношениям, возникшим  до введения в действие актов лесного  законодательства Российской Федерации, они применяются к правам и  обязанностям, возникшим после введения данных актов в действие.

Основные принципы лесного  законодательства

Лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на следующих принципах:

  1. устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала;
  2. сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно- 
    гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду;

3) использование лесов  с учетом их глобального экологического  значения, а также с учетом  длительности их выращивания  и иных природных свойств лесов;

  1. обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах;
  2. воспроизводство лесов, улучшение их качества, а также повышение 
    продуктивности лесов;
  3. обеспечение охраны и защиты лесов;
  4. участие граждан, общественных объединений в подготовке решений, 
    реализация которых может оказать воздействие на леса при их использовании, охране, защите, воспроизводстве, в установленных законодательством Российской Федерации порядке и формах;
  5. использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей 
    среде и здоровью человека;
  6. подразделение лесов на виды по целевому назначению и установление категорий защитных лесов в зависимости от выполняемых ими полезных функций;
  7. недопустимость использования лесов органами государственной 
    власти, органами местного самоуправления;
  8. платность использования лесов.

Отношения, регулируемые лесным законодательством

1. Лесное законодательство  регулирует лесные отношения.

2. Имущественные отношения,  связанные с оборотом лесных  участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Участники лесных отношений

1. Участниками лесных  отношений являются Российская  Федерация, субъекты Российской  Федерации, муниципальные образования,  граждане и юридические лица.

2. От имени Российской  Федерации, субъектов Российской  Федерации, муниципальных образований  в лесных отношениях участвуют  соответственно органы государственной  власти Российской Федерации,  органы государственной власти  субъектов Российской Федерации,  органы местного самоуправления  в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми  актами.

Информация о работе Экологические проблемы лесов Красноярского края: загрязнение, вырубка, причины и последствия