Экологическая оценка Москвы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2011 в 18:08, реферат

Описание

Москва – столица Российской Федерации, один из крупнейших городов мира и самый большой по площади и численности населения город России. Только два города России – Москва и Санкт-Петербург – являются самостоятельными субъектами Федерации. Москва – один из крупнейших промышленных центров России, предприятия Москвы дают 5,6% объема промышленной продукции всей страны, ее вклад в валовой национальный продукт составляет 13,8%. Такой объем производства не может не накладывать отпечаток на экологическое состояние территории города.

Работа состоит из  1 файл

Экологическая оценка Москвы.doc

— 236.00 Кб (Скачать документ)

Экологическая оценка Москвы

Москва –  столица Российской Федерации, один из крупнейших городов мира и самый  большой по площади и численности  населения город России. Только два  города России – Москва и Санкт-Петербург  – являются самостоятельными субъектами Федерации. Москва – один из крупнейших промышленных центров России, предприятия Москвы дают 5,6% объема промышленной продукции всей страны, ее вклад в валовой национальный продукт составляет 13,8%. Такой объем производства не может не накладывать отпечаток на экологическое состояние территории города. Прежде всего, это сказывается на состоянии воздушного бассейна, ведь по объему выбросов загрязняющих веществ в атмосферу Москва занимает 11 место среди городов России, “опережая” по этому показателю многие промышленные центры. За последнее десятилетие Москва стремительно меняет свой облик, превращаясь в уникальный по степени насыщенности и разнообразию административной, научно-культурной и промышленно-транспортной инфраструктуры мегаполис. Сейчас на ее территории, занимающей свыше 1000 квадратных километров, проживает более 8,6 млн. человек. Около 300000 предприятий и учреждений (в том числе около 2 800 крупных заводов и фабрик), 16 ТЭЦ и 4 ГРЭС, разветвленная сеть автобусных, трамвайных и троллейбусных линий, 3 млн. автомобилей - все это оказывает большое влияние на условия жизни населения и формирование экологической обстановки. Став признанным лидером социально-экономических реформ, Москва резко увеличила свою долю (до 36,1%) в поступлении налоговых платежей и других доходов в Федеральный бюджет. При этом приоритетной задачей современного этапа социально-экономического развития является повышение качества жизни москвичей. Это находит свое отражение в резком увеличении автомобильного парка (особенно персональных автомобилей), строительстве и реконструкции жилья, транспортных магистралей, объектов культурно-развлекательного, коммунально-бытового и других видов обслуживания. Так, ежегодный прирост количества автомобилей в последние годы составил 100-130 тыс. единиц, а общее их число достигло 3 млн. Отметим, что значительная часть прироста, особенно легкового авто транспорта, приходилась на подержанные автомобили, не отвечающие современным экологическим стандартам. Бурный рост количества автомобилей и систематические заторы в автомобильном движении привели к резкому обострению экологической ситуации во многих районах города, особенно в центральной его части, и сделали необходимой реконструкцию существующих и строительство новых транспортных магистралей.

Выбросы загрязняющих атмосферу веществ предприятиями в крупнейших промышленных центрах России (тыс. тонн в год)

(по данным Госкомстата РФ)

Так, на принципиально  новом уровне реконструирована Московская кольцевая автодорога, быстрыми темпами строится третье транспортное кольцо (в 2001 году уже введен в действие участок между Ленинским проспектом и Звенигородским шоссе), построена эстакада и запущен в действие скоростной участок по проспекту Мира и Ярославскому шоссе. Все эти меры существенно снижают напряженность транспортной проблемы и улучшают экологическую обстановку в городе. С выбросами промышленных предприятий связаны наиболее опасные с медико-гигиенической точки зрения токсические вещества – фенолы, формальдегид, тяжелые металлы (прежде всего ванадий, хром, цинк, свинец и др.), а также пыль. На долю автотранспорта следует отнести загрязнение окисью углерода, двуокиси азота. В суммарном выбросе вредных веществ в атмосферу города в настоящее время более 90% занимают выбросы автомобильного транспорта и менее 10% - выбросы промышленных предприятий, хотя еще 7-10 лет тому назад на автотранспорт приходилось 60-70%, а на промышленность – 40-30%. Эти структурные изменения связаны как с резким ростом численности автотранспорта, так и с сокращением объема производства вследствие экономического кризиса, перепрофилированием многих предприятий, выносом ряда производств за пределы Москвы.

Постоянное население г. Москвы (тыс. чел) (по данным Мосгоркомстата)

По результатам  ежегодно проводимых в последние  годы социологических опросов москвичей  среди наиболее острых проблем города все чаще называются экологические проблемы. Сравнительная динамика основных экологических показателей за ряд лет позволяет выявить тенденции развития окружающей среды и качества жизни москвичей.

Экологическое благополучие территории Москвы

Окружающая среда  современных индустриальных городов в значительной степени является искусственной: в химическом составе атмосферного воздуха, воды, почв, растительности имеется большое количество примесей, резко их отличающих от природного фона; уровень шума электромагнитного излучения и другие факторы также далеки от природных условий. Москва является примером сложной городской экосистемы, где качество среды зависит от взаимодействия различных природных и антропогенных факторов. При осуществлении экологической оценки для каждого муниципального района был проведен сопряженный анализ основных характеристик, определяющих состояние окружающей среды. Результаты статистического анализа данных по каждому компоненту оценки (функциональное использование территории, транспортная нагрузка, состояние атмосферного воздуха и т.д.) усреднялись по муниципальным районам, что нашло отражение в ряде специальных тематических картосхем, помещенных в настоящем разделе экологического альбома-справочника. Картосхема “Экологическое состояние муниципальных районов” отражает итоговую “суммарную” оценку качества окружающей среды на территории Москвы. В качестве основных критериев экологической оценки муниципальных районов были использованы следующие показатели:

  • Важное значение имеет преобладающий тип планировки муниципальных районов (тип 1 - регулярная планировочная структура с вынесенными за пределы жилых кварталов промышленными предприятиями, организованными в промзоны; тип 2 - хаотичное сочетание жилой и промышленной застройки), класс опасности промышленных предприятий, степень озелененности районов и пр.
  • Переходным (от архитектурно-планировочных к геохимическим) показателем является оценка транспортной нагрузки на территорию. При проведении оценки экологического воздействия транспорта учитывались как физические (шум), так и химические (суммарный показатель загрязнения) факторы воздействия транспорта на городскую экосистему. Третью группу составляют собственно эколого-геохимические показатели: качество атмосферного воздуха, загрязнение почв, состояние растительного покрова.

Влияние транспорта на экологическое состояние территории Москвы

Транспорт - наиболее интенсивно развивающаяся часть хозяйства города. Рост деловой активности населения привел к резкому увеличению потребности в транспортных услугах, при этом значительные изменения произошли в соотношении перевозок общественным и личным транспортом, что выразилось, в частности, в уменьшении перевозок пассажиров автобусами и росте обеспеченности населения Москвы личными автомобилями. Влияние транспорта - автомобильного, железнодорожного, воздушного - на окружающую среду происходит постоянно в двух формах воздействия: физической и химической. Автомобильный транспорт занимает лидирующее место по вкладу в загрязнение городской среды по всем видам воздействия. Так, объем валовых выбросов в атмосферу в 1997 составил 1200 тыс. тонн/год, что составило 90% от общего количества выбросов. Это связано с том, что за последние два десятилетия автомобильный парк Москвы вырос более чем в 3 раза. Существующая транспортная инфраструктура слабо приспособлена к такому количеству автомобилей, хотя в последнее время идет интенсивная реконструкция. В связи с этим на крупных магистралях города в часы “пик” постоянно образуются пробки, а средняя скорость движения на них составляет 10-12 км/час.

Динамика перевозок автобусами и личным  
транспортом (по данным Мосгоркомстата)

перевозки населения автобусами (млн. чел.)

обеспеченность населения собственными легковыми автомобилями на 1000 чел. 

 
Это соответственно приводит к увеличению количества выбросов отработанного горючего вблизи магистралей. Физическое (шумовое) воздействие - одна из серьезнейших экологических проблем  многих участков городской территории, вызванная воздействием транспорта. Зоны акустического дискомфорта представляют собой участки территории (вместе с застройкой), в пределах которых уровни звука превышают допустимые по санитарным нормам величины. Эти территории находятся в непосредственной близости к крупнейшим авто- и железным дорогам, а также вблизи аэропортов. Комплексная информация по оценке шумового режима территории города отсутствует, но экспертная оценка показывает, что около 1/3 населения города проживает в условиях акустического дискомфорта. В большинстве случаев (территории, непосредственно прилегающие к жилым домам, зданиям школ, поликлиник и т.п.) допустимый уровень звука составляет 55 дБА в дневное время и 45 дБА в ночное время.

Состояние атмосферного воздуха

Для оценки степени  загрязнения атмосферы используют гигиенические критерии качества воздуха - предельно-допустимые концентрации: максимальные разовые (ПДКмр) и среднесуточные (ПДКсс). Контроль наблюдения за состоянием атмосферного воздуха осуществляется на 16 постах Московского городского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Росгидрометеоцентра. Оценка состояния атмосферного воздуха проводится по данным о поступлении загрязняющих веществ в атмосферу от различных источников, т. е. по химическому воздействию (суммарный показатель загрязнения от автотранспорта, индекс загрязнения атмосферы, загрязнение снежного покрова) от стационарных (промышленные предприятия, ТЭЦ), передвижных источников загрязнения (транспорт) и строительных объектов с учетом повторяемости неблагоприятных метеоусловий (НМУ) в различных районах города. Самым крупным источником негативного воздействия на окружающую природную среду в Москве продолжает оставаться автомобильный транспорт. По данным постов наблюдения уровень загрязнения атмосферного воздуха в городе Москве оценивается как высокий, индекс загрязнения атмосферы ИЗА=11.55. Наибольшее его загрязнение зафиксировано в ЮАО, ЮВАО, ВАО и ЦАО. Загрязнение атмосферного воздуха углеводородами обусловлено их выбросами с отработанными газами автотранспорта, производства моторного моторного топлива на территории города и с крупными автотранспортными предприятиями, а также стоянками автотранспортных средств. В последнее время в отдельных зонах города наблюдается улучшение атмосферного воздуха за счет падения объемов производства, выполнением общегородских природоохранных мероприятий, относительно благоприятными погодными условиями - обильные осадки, сильные ветры способствуют очищению атмосферы. Атмосферный воздух города наиболее загрязнен диоксидом и оксидом азота, аммиаком, формальдегидом.

Выбросы в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных источников (по данным Мосгоркомстата)

Годовой ход  примесей в воздухе характеризуется  летним максимумом аммиака и формальдегида  и весенне-осенним максимумом диоксида и оксида азота. По условно выделенным жилым, промышленным и магистральным постам рассчитанные концентрации основных примесей показывают, что концентрации азота составляют 2.8-3.5 ПДК, в жилой зоне 2-2.8 ПДК, оксид углерода не превышает ПДК во всех зонах. Анализ данных по среднему уровню загрязнения атмосферного воздуха города и ПЗА показывает тенденцию к заметному росту концентраций углеводородов, диоксида и оксида азота, аммиака и хлористого водорода. Рост концентраций по первым трем показателям связан с выбросами от автотранспорта.

Загрязнение почв

Почвенный покров города испытал длительную эволюцию, прежде чем сформировался в современном виде. Исходные почвы Москвы - подзолистые и дерновоподзолистые почвы, сформированные на пестрых по литологическому составу отложениях. До настоящего время они сохранились лишь на территориях лесопарков. Городские почвы представляют собой сложные и быстро развивающиеся природно-антропогенные образования. Их основные отличия от природных обусловлены интенсивным накоплением в течение длительного времени “культурного слоя” особого состава и строения.  
Рост транспортной нагрузки, промышленного производства, строительства приводят к изменениям в почвенном покрове, наличие которых выражается в проявлении таких процессов как подкисление, подщелачивание, засоление, обогащение тяжелыми металлами, и в результате почвенный покров деградирует или полностью уничтожаются. Попадание в почву элементов-загрязнителей происходит различными путями: за счет атмосферных осадков, поверхностных сбросов твердых бытовых отходов, жидкого стока с растворенными и взвешенными токсичными соединениями. Все это приводит к изменению качественного состава почв, проявляющегося в приобретении токсических свойств. Опасность загрязнения почв для человека проявляется в том, что элементы-загрязнители, обладая миграционной способностью, проникают в природные воды, поглощаются растениями, поступают в пищевые цепи и организм человека, представляя угрозу для его здоровья, особенно детей.  
Карта загрязнения почв дает представление о характере и интенсивности загрязнения почвенного покрова тяжелыми металлами. Очаги техногенного загрязнения (тяжелыми металлами) почв представляют собой избыточную концентрацию в почвах не одного, а целого комплекса химических элементов, и интенсивность загрязнения оценивается по суммарному показателю загрязнения (СПЗ), т.е. концентрации химических элементов в почве. По структуре аномалий можно выделить три основные источника их формирования. Локальные, небольшие по площади точечные аномалии, особенно при ограниченной ассоциации элементов, обычно формируются за счет бытового мусора и мелких (часто несанкционированных) свалок. Аномалии промышленных зон формируются на ограниченных участках вокруг этих зон. Наиболее широкий спектр элементов при их запредельных концентрациях фиксируют промышленные отстойники гальванических производств, а также поля фильтрации бытовых и промышленных стоков канализационной сети. Площадь распространения фоновых, наименее загрязненных областей очень незначительна, основная их часть сосредоточена на западе города и локально в виде пятен на востоке и юго-востоке города.

Информация о работе Экологическая оценка Москвы