Экофеминизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 18:10, реферат

Описание

Базисным принципом экологии является принцип, который подчеркивает, что все живые организмы должны рассматриваться в отношении к их природному окружению. Экосистема, окружающая любой живой организм, накладывает ограничения на условия его существования. Неспособность человечества уважать свои экологические пределы приводит к современному экологическому кризису.

Содержание

Введение 3
1 Понятие экофеминизма 4
2 Возникновение и теоретические источники современного экофеминизма 5
3 Основные концепции и направления 8
3.1 Женщины и природа 8
3.2 Патриархальная двойственность 9
Заключение 11
Список использованных источников 12

Работа состоит из  1 файл

Экофеминизм.docx

— 28.42 Кб (Скачать документ)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. Н. П. ОГАРЕВА»

 

 

Факультет географический

Кафедра экологии и природопользования

 

 

 

РЕФЕРАТ

Экофеминизм

 

                                                             

                                                         Выполнил: студент 301 гр.

                                               Цыганов А.Ю.

                                                              Проверил: к.с.н., доцент

                                               Тарасова О.Ю.

                                          

 

 

 

Саранск

2012

Содержание

 

Введение                                                                                                         3

1 Понятие экофеминизма                                                                                      4

2 Возникновение и теоретические источники современного экофеминизма 5

3 Основные концепции и направления                                                                8

3.1 Женщины и природа                                                                                8

3.2 Патриархальная двойственность                                                             9    

Заключение                                                                                                             11

Список использованных источников                                                                   12

 

Введение

Базисным принципом экологии является принцип, который подчеркивает, что все живые организмы должны рассматриваться в отношении  к их природному окружению. Экосистема, окружающая любой живой организм, накладывает ограничения на условия  его существования. Неспособность  человечества уважать свои экологические  пределы приводит к современному экологическому кризису.

Экофеминизм вводит проблематику пола/гендера в экологию: он основывается на утверждении, что потребительское отношение к природе и притеснение женщин в культуре тесно взаимосвязаны. Экофеминизм подчеркивает богатство отношений женщин как к природе, так и к обществу, поэтому он приобрёл распространение в самых различных областях знания и в различных контекстах: от экономики до спиритуализма, от прав животных до прав человека.

Экофеминистки рассматривают женщин в качестве силы, играющей ключевую роль в переходе к стабильному миру.

Размеры и влияние  экофеминизма зависят от того, как широко его толковать. Узкое определение охватывает тех женщин (и мужчин), которые открыто идентифицируют себя как экофеминисты. Многие из них являются учеными, стремящимися утвердить его и как вид научной деятельности, и как движение. Широкое определение экофеминизма включает всех женщин (и мужчин), которые проводят кампании по вопросам окружающей среды, даже если феминистские или экофеминистские убеждения ими специально не подчеркиваются.[6] 

1 Понятие экофеминизма

На  сегодняшний день отсутствует какое-либо отдельное определение экофеминизму. Однако есть такое понятие: «Экофеминизм — это теория, основанная на базовом принципе о вреде патриархальной философии для женщин, детей, и всего живого».

Экофеминизм соглашается с тем, что доминирование женщин и доминирование природы очень сильно взаимосвязано, а также с тем, что экологические усилия являются неотъемлемой частью той работы, которая проводится для того, чтобы преодолеть притеснение женщин. Первичными целями экологического феминизма являются приблизительно те же цели, которые типично связывают с либеральным феминизмом. Различие экологического феминизма заключается в том, что в данном случае не ищется равенство с мужчинами, а экологический феминизм стремиться к освобождению женщины, чтобы женщина, наконец, стала женщиной. Основным действием, которое приведет к данному освобождению, является признание ценности действий, традиционно связанных с женщинами – материнство, очаг и так далее.[7]

Экофеминизм - направление общественной мысли, соединяющее экологическую этику и феминизм, полагающее, что освобождение женщин от “тирании” мужчин должно быть связано с освобождением природы от тирании человека. (Дюбон) [1]

 

2 Возникновение и теоретические источники современного экофеминизма

Экофеминизм как идеологическое движение и теоретическое направление в экологии возник в начале 70-х годов сначала во Франции и США, а затем во многих других странах. Он основывается на утверждении, что потребительское отношение к природе и притеснение женщин тесно взаимосвязаны.

История экофеминизма отражена в текстах, ему посвященных, в широком вовлечении женщин в рассмотрение вопросов, касающихся окружающей среды, в развернувшемся во всем мире.

В 1974 г. французская исследовательница  Дюбон (именно с ее именем связывается появление самого слова "экофеминизм") призвала женщин к экологической революции во имя спасения жизни на земле. Она попыталась доказать, что мужской контроль над производством и женской сексуальностью приводит к двойному кризису: Во-первых, к разрушению окружающей среды посредством сверхприбыльного производства. И, во-вторых, к демографическому кризису посредством искусственного манипулирования процессом рождаемости. Очевиден факт влияния Дюбон на все последующее развитие экофеминизма. Она коснулась ряда вопросов, которые стали центральными для экофеминистского движения: кризис современности как экологический счет, предъявленный прогрессу; критика (западной) патриархатной системы как причины этого кризиса; призыв к женщинам и мужчинам, разделяющим идеи экофеминизма, добиваться социальных и экологических изменений.

Хотя экофеминизм появился в разных странах приблизительно в одно и то же время, однако Соединенные Штаты доминировали на ранних этапах развития экофеминистского мышления.

В ранних работах, посвященных экофеминизму, отсутствовало различие между академическим и поэтически-спиритуалистическим подходами.

По мере того, как экофеминизм становился более зрелым, работы, ему посвященные, становились более академичными, хотя не менее вдохновенными. Потеряв некоторую поэтическую энергию ранних работ, они вместе с тем теоретически более ясно обосновывали связь феминистской и экологической проблематики. В течение последних двадцати пяти лет экофеминизм разработал четкую и очень ценную теоретическую перспективу связей между обществом и его природным окружением. Она имеет как социально-теоретическое, так и практическое значение.

В частности, экофеминизм соединил воедино элементы феминистского движения и движения зеленых, вдохнув новые силы в каждое из них. Он взял от зеленых заботу о последствиях человеческих действий в природном мире, а от феминизма — критику гендерной асимметрии в обществе. Если философию феминизма характеризуют как ориентированную на практику, то в еще большей степени это касается экофеминизма. 

Представители движения зеленых, в свою очередь, делятся  на тех, кто признает, что общество, используя свою технологическую  и техническую изобретательность, способно преодолеть экологические  проблемы или адаптироваться к ним (light ecology), и тех, кто считает, что человечеству необходимо фундаментально переосмыслить свое отношение к природному миру (deep ecology).

Экофеминизм склоняется к точке зрения глубинной экологии (deep eсology). Природный мир и человечество рассматривается в его рамках как взаимосвязанное и взаимозависимое целое. Преодоление сложившейся тенденции развития этой целостности связано с пересмотром оснований и принципов взаимодействия её частей.

Различный исторический опыт мужчин и женщин обусловил то, что женщины осваивали причинность  в мире целостно и интуитивно, а  мужчины развивали логический, линейный и разумный способ мышления. Иногда это объясняется как результат  разделения функций головного мозга. Человеческие цивилизации с мужским  доминированием были чрезвычайно творческими  и разнообразными. Однако это разнообразие и творчество сейчас стало разрушительным и угрожающим человеческому виду, а поэтому требует переосмысления. Вместе с тем и аргументы об исключительности женского опыта как  основы новых тенденций познания являются проблематичными, особенно с  позиций постмодернистских перспектив.  
Экофеминизм, с одной стороны, разделяет с постмодернизмом эпистемологическую критику западного дуализма как познавательной основы модернизации в науке и технологии, с другой - критикует его за недостаточное обращение к вопросам биологии и к природе, которые поднимаются экофеминизмом. Отдавая онтологическое предпочтение культурной борьбе внутри человеческого сообщества, или более точно внутри языка и культуры, постмодернистский феминизм не может поднять вопрос об отношении между человечеством и природой. Он сконцентрирован на человеке и отдает приоритет радикальной конструктивистской перспективе. И вместе с тем в теории экофеминизма приветствуется критика постмодернизмом «единого субъекта» и дуалистической логики эпохи Просвещения, а также позитивная разработка концепций множественности, которые способствуют деконструкции патриархального символического мира и дают шанс для поиска новых тенденций взаимодействия общества и природы. Делая акцент на женщинах и женском опыте, экофеминизм имплицитно и эксплицитно принимает перспективу этой точки зрения.[2]

 

 

3 Основные концепции  и направления

3.1 Женщины  и природа

Женщины и природа. Достаточно часто в западном обществе женщина рассматривается как нечто низшее, как по отношению к мужчинам, так и по отношению к культуре. Достаточно мужчины чувствуют свое превосходство, не только по отношению к женщине, но и по отношению к окружающей среде. Если проанализировать то, что было связано с природой, изображалось в женском обличье. Считается, что женщина ближе по своему характеру к природе, чем мужчина. Так происходит к тому, что традиционная роль женщины, которая была связана с рождением детей и материнством, частично достаточно близко ассоциировалась именно с природой. Ежемесячный менструальный цикл женщины, который связан с лунными циклами, также является косвенным доказательством женской близости к природе и естественным ритмам. Наше культурное восприятие символизирует эту ассоциацию между женщинами, телом, природой и иррациональным числом. Экологический феминизм «говорит» на это, что таким образом обесцениваются и угнетаются обе женщины – непосредственно женщина и природа. Экологический феминизм выдвигает теорию о том, что патриархальное общество построено на четырех взаимосвязанных столбах - дискриминация по полу, расизм, классовая эксплуатация и экологическое разрушение. Проведенный анализ показывает, что, конечно же, такому давлению подвергаются не только женщины, которые изображаются, как наиболее приближенные к природе, также угнетаемые расы, социальные классы также достаточно близко связаны с природой. Если мы хотим наконец-то избавиться от всех этих притеснений, необходимо теоретизировать все вместе – пол, социальное положение, раса и природа. Если мы будем знать, как же притеснение сосредотачивается на воплощении, то, таким образом, мы можем также теоретизировать другие связанные притеснения, например, притеснения, связанные с возрастом человека или с его сексуальными предпочтениями. Экологическим феминизмом был сделан особенно полезный анализ отношений власти, именно поэтому экологический феминизм отклоняет любую форму иерархии.

3.2 Патриархальная  двойственность

Большинство форм экологического феминизма полагается на исторический анализ идеологии. Согласно проведенному анализу, притеснение  природы и женщин появилось с  созданием западной идеологии, которая  был названа патриархатом. Эта  идеология возникла приблизительно пять тысяч лет назад. Западные патриархальные взгляды базируются на «двойственности», в мировом представлении распоряжение миром должно происходить в противопоставлении пары понятий или концепций. Например, мышление раздроблено в зависимости  от того, кто мыслит – мужчина  или женщина, культура зависит от характера природы. Таким образом, одно понятие в каждой паре считается  более приоритетным, чем другое. Это «другое» понятие иногда демонизируется, в любом случае, к нему всегда предвзято относятся. Понятия с  обеих сторон связаны в сложные  отношения, которые становятся взаимно  укрепленными. Группы, которые угнетаются в нашем обществе, часто связываются  с телом (мужским или женским) и могут изображаться как интуитивные, но излишне эмоциональные. Классическая форма этой парадигмы создает  иерархию ценности следующим образом:

1. Бог;  
2. Мужчина;  
3. Женщина;  
4. Дети;  
5. Животные;  
6. Природа.

Эта иерархия ясно показывает обычное предубеждение  и дискриминацию по половому признаку. Достаточно много аспектов расизма, классицизма и империализма работают приблизительно по такой же иерархии. Патриархальная система веры в различные «мужские» качества ума и анализа, тем самым характеризует интуитивные, эмоциональные «женские» качества как пассивные, слабые и иррациональные и поэтому низшие. Такие качества как пассивность, слабость и нелогичность не плохи сами по себе, однако они являются частью идеологии «Патриархальной двойственности». Именно поэтому, иногда достаточно познавательно обратить внимание на наши собственные чувства о таких качествах.[5]

 

 
 

 

Заключение

Экофеминизм порой рассматривается как постулирование биологически детерминированного единства между женщинами и природным миром, которое противопоставляется миру мужчин. Критики утверждают, что такая перспектива является реакционной. Она представляет ложно обобщенный образ «женщины», который игнорирует различия и неравенство между женщинами. Хотя все женщины имеют общие черты, свидетельствующие об их подчиненном положении в обществе (зависимость, подчиненность, домашний труд, сексуальная эксплуатация), они также разделены между собой, потому что одновременно интегрированы в различные структуры угнетенных и угнетателей.[4]

Все сторонники экофеминизма сходятся на том, что доминирование природы неразрывно связано с доминированием женщины.

Пока ещё действительно  этим миром правят мужчины. И не стесняясь  самокритики, могу сказать, что у  мужчин это дело получается из ряда вон плохо. Поэтому роль женщин в  системе управления социальными  процессами растёт, и будет расти. Это касается как мира в целом, так и нашей страны в частности.

 

Список использованных источников

1 http://biospace.nw.ru/ecoethics/dictionary/18.html

2 http://ecoethics.ru/upl/gezh02-vyp-1-tom-4/8.html

3 http://feministki.livejournal.com/301498.html

4 http://genderpage.ru

5 http://prostoblog.ucoz.ru/load/1-1-0-67

6 http://www.kozlam.net/ru

7 http://www.litsa.com.ua/articles/2520/ekofeminizm.htm

 

 


Информация о работе Экофеминизм