Государственное управление природопользованием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2010 в 20:42, курсовая работа

Описание

Экология и природопользование в РФ

Содержание

Цели и задачи управления экологией и природопользование
Организационные структуры управления экологией и природопользованием в РФ
Органы управления в сфере экологии, природопользования и охраны окружающей среды и их полномочия

Работа состоит из  1 файл

курсовая по СГиМУ.rtf

— 385.84 Кб (Скачать документ)

     Кроме того, в охране окружающей среды немалая роль принадлежит органам исполнительной власти субъектов Федерации, органам местного самоуправления, гражданам и их общественным объединениям (движение "зеленых" и др.).

     Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. №401 "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору"  была утверждено Положение о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору. 

     Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия (в том числе в области обращения с отходами производства и потребления), безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, охраны недр, промышленной безопасности, безопасности при  использовании атомной энергии, безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей), безопасности гидротехнических сооружений на объектах промышленности и энергетики, безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, а также специальные функции в области государственной безопасности в указанной сфере.

     Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является:

     - органом государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии;

     - специально уполномоченным органом в области промышленной безопасности;

     - органом государственного горного надзора;

     - специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы в установленной сфере деятельности;

     - органом государственного энергетического надзора;

     - специально уполномоченным органом в области охраны атмосферного воздуха.

     Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

     - вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к сфере ведения Службы.

     - на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности.

     1 февраля 2006 г. Постановлением Правительства Российской Федерации Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору уполномочена осуществлять государственный строительный надзор.

     Задачи государственного строительного надзора - предупреждение, выявление и пресечение допущенных застройщиком, заказчиком, лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или заказчиком, нарушений соответствия выполняемых в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства работ требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации. 13

 

      Заключение

 

     Цель курсового исследования достигнута путём реализации поставленных задач. В результате проведённого исследования по теме "Государственное  управление в области экологии и природопользования" можно сделать ряд выводов:

     Действующая в настоящее время в Российской Федерации система управления в области охраны окружающей среды и природопользования не может быть признана эффективной. Сохранение такого состояния системы может привести к ухудшению качества окружающей среды, и, как следствие, ухудшение состояния здоровья населения, что не позволит обеспечить конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду.

     Кроме того, создается прямая угроза экологической безопасности Российской Федерации и, следовательно, национальной безопасности.

     Рассматривая несовершенства в управлении природопользованием государственным аппаратом России в середине первого десятилетия XXI века, можно выделить следующие, не исчерпывающие проблему, но определяющие некоторые основные направления для принятия мер по ликвидации изъянов в системе этого управления в целом.

     Структуру органов управления в области охраны окружающей среды и природопользования можно признать несовершенной. Нестабильность государственной стратегии в области охраны окружающей среды и природопользования, неопределенность властных полномочий органов исполнительной власти порождает серьезные проблемы при осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды и обеспечения ее благоприятного качества.

     В управлении природопользованием отсутствует функциональный орган, должный обеспечить единство управления единым объектом пользования; обеспечить биосферный, геосистемный, экосистемный подход к анализу, оценкам и выработке комплексных решений для регулирования природопользования в целом. Никакое, самое дробное покомпонентное управление отдельными видами пользования отдельными элементами природы, не обеспечит системного, комплексного, ответственного, рационального управления развитием ситуации в целом.

     Постоянная реорганизация органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды, несогласованность действий органов управления, отсутствие нормативной правовой и нормативной технической базы не позволяют осуществлять эффективный экологический контроль, как предупредительный (экологическая экспертиза), так и текущий.

     Управлять природопользованием должен один орган управления, поскольку объем управления Природа - один, неразделим, а процесс природопользования, несмотря на видовую дробность - также один. Отдельные, конкретные виды, использования отдельных видов природных ресурсов могут и должны управляться отдельными ведомствами и администрациями предприятиями. Процесс природопользования, то есть использования обществом в целом природы в целом - также целостен.

     Одна из главных функций органа управления природопользованием должна состоять в координации отдельных видов деятельности по использованию отдельных компонентов Природы в рамках единой надведомственной общественно ориентированной государственной политики природопользования. Другая - в разработке и последовательном проведении этой политики.

     Третья - во взаимоувязке двух направлений в управлении природопользованием: оперативного, обеспечивающего текущую экономическую и социальную жизнь в стране и охрану состояния, природной среды; и стратегического, обеспечивающего длительный процесс перехода к рациональному природопользованию, соответствующему фазе «устойчивого развития» человечества.Ориентация на эти, главные функции управления природопользованием в России должна быть одной из основных задач государственной власти в России.

 

      Cписок литературы 

     Конституция Российской Федерации.

     Федеральный закон от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

     Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» от 31.12.2005 г. № 199 - ФЗ.

     Указ Президента РФ № 314 от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».

     Постановление Правительства от 17 июня 2004 г. "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве по недропользованию".

     Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. N 370 "Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации".

     Постановление Правительства от 23 июля 2004 г № 372 "Об утверждении Положения о Федеральной службе  по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды".

       Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. №401 "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору".

     Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. Учебник для вузов. - М.: Зерцало, 2002.

     Домнышева Е. У семи нянек экология без глазу // Парламентская газета. №197. 24 ноября 2006.

     Иванов О.П. Основные направления реформирования современной природно-ресурсной политики России // Использование и охрана природных ресурсов в России, №3, 2006г., с. 40-45.

     Лексин В.П. Административная реформа: федеральный, региональный и местный уровни. Статья 2. Идеология административной реформы и первый этап ее реализации // РЭЖ. №3, 2006

     Попов Л.Л. Административное право. - М., 2005.

     Честин И.Е.. Структура и функции федеральных органов исполнительной власти в сфере использования природных ресурсов и в области охраны окружающей среды: итоги 2004-2005 гг. (Аналитическая записка) - М., 2005.

     Четвериков В.С. Административное право. - М.: ИНФРА-М, 2006.

 

      Приложение

 

     Структура департаментов Министерства природных ресурсов 

     1. Департамент государственной политики и регулирования

     в области

     природопользования

     Директор Департамента

     Заместители директора Департамента

     1. Отдел регулирования основ недропользования

     2. Отдел ресурсов недр континентального шельфа, Мирового океана, Арктики и Антарктики

     3. Отдел геологии и воспроизводства минерально-сырьевой базы

     4. Отдел анализа и прогноза системного природопользования

     5. Отдел нормативного правового регулирования основ лесопользования

     6. Отдел регулирования воспроизводства и охраны лесного фонда

     7. Отдел бассейнового регулирования

     8. Отдел нормативного правового регулирования водных ресурсов

     9. Аналитический отдел  

     2. Департамент экономики и финансов

     Директор Департамента

     Заместители директора Департамента

     1. Отдел бюджетного планирования

     2. Отдел экономики природопользования

     3. Финансовый отдел

     4. Отдел бухгалтерского учета

 

      3. Департамент науки, имущества и информатики

     Директор Департамента

     Заместители директора Департамента

     1. Отдел организации и координации НИОКР

     2. Отдел информационных ресурсов и технологий

     3. Отдел управления имуществом и капитального строительства

     4. Отдел производственного контроля  

     4. Департамент управления делами и кадров

     Директор Департамента

     Заместители директора Департамента

     1. Отдел кадров

     2. Отдел делопроизводства

     3. Административно-хозяйственный отдел

     4. Спецотдел

Информация о работе Государственное управление природопользованием