Формы взаимодействия общества и природы и их развитие на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2011 в 10:32, контрольная работа

Описание

Окружающая природная среда служит условием и средством жизни человека, территории, на которой он проживает, пространственным пределом осуществляемой государственной власти, местом для размещения объектов промышленности, сельского хозяйства и других объектов культурно-бытового назначения. Таким образом, окружающая природная среда образует сложное понятие, в рамках которого исторически получили развитие две формы взаимодействия общества и природы.

Работа состоит из  1 файл

контрольная по прородопо.docx

— 105.03 Кб (Скачать документ)

   Экономический оптимум загрязнений достигается  в точке Х, где пересекаются кривые 1 и 2. В этой точке предельная чистая прибыль производителя равна  предельным экстернальным издержкам. При этом уровень производства равен Q, а уровень загрязнений — Z.

   Важно подчеркнуть, что в точке Х  достигается и социально оптимальный  уровень производства. Без учета  внешних издержек (только на основе внутренних издержек) оптимальный уровень  производства для предприятия-загрязнителя составил бы QB, а объем загрязнений — ZB. До достижения этих показателей предприятие получало бы прибыль (см. кривую 1 на рис. 12.2). В этом случае уровни производства и загрязнений превышали бы социально оптимальные (Q и Z) и обществу наносился бы некомпенсируемый ущерб.

   Покажем, что экономический оптимум достигается  именно в точке Х. Предположим, что  предприятие решило увеличить производство и производить продукцию в  объеме Qc, что больше оптимального количества Q (рис. 12.2). При этом производится и больше загрязнений Zc (Zc > Z). Однако в этом случае предельная чистая прибыль фирмы существенно ниже экологического ущерба, предельных экстернальных издержек всему обществу, наносимого предприятием, и который оно должно компенсировать. (На рисунке «площадь прибыли» фигуры QXX1QC меньше «площади издержек» QXCQc). То есть увеличенный уровень производства QC «социально неэффективен». Работа предприятия становится убыточной для него — сумма внутренних и внешних издержек превышает прибыль.

   Достижение  экономического оптимума еще раз  показывает важность роли государства  в регулировании природопользования. В условиях «чистого» рынка производилось  бы больше загрязнений и экологический  ущерб для общества был бы выше. Государство посредством экономического (налоги, платежи и пр.) или прямого (законы, стандарты) регулирования заставляет загрязнителя платить за причиняемый  им экологический ущерб (принцип  «загрязнитель платит»). Тем самым  достигается замыкание, интернализация экстерналий, превращение внешних  для фирмы издержек во внутренние. Подробнее роль государства в  охране окружающей среды будет рассмотрена  дальше.

12.2. Источники и объекты  загрязнения окружающей  среды

    Загрязнением окружающей среды называется прямое или косвенное негативное воздействие на нее, вызываемое антропогенной деятельностью.

   В принципе, загрязнение может происходить  и за счет естественных источников в результате природных процессов. Но большинство выбросов, связанных  с этими причинами, как правило, не приносит окружающей среде особого  вреда, так как не достигает опасных  для нее концентраций за счет рассеивания, растворения, поглощения. Исключение составляют природные катастрофы или опасные  природные явления, к которым  относятся наводнения, землетрясения, сильный ветер, оползни, снежные  лавины и засуха. 

   ВСТАВКА 12.1

   Территория  России испытывает на себе влияние  всего спектра опасных природных  явлений.  В последнее время  ежегодно фиксируется около 400 чрезвычайных ситуаций природного характера. 20% территории РФ подвержено воздействию землетрясений  силой более 7 баллов. Всего за период 1992—1996 гг. произошло 120 землетрясений, среди которых 2  имели катастрофические последствия. Землетрясения занимают первое  место по ущербу и по числу  человеческих жертв.

   На  втором месте по этим показателям  находятся наводнения. В России угроза наводнения актуальна для более, чем 700 городов. Площади затоплений колеблются от 50 до 400 тыс. км2.

   Наиболее  опасными с точки зрения природных  явлений в России являются Дальневосточный  и Северо-Кавказский регионы. 

   Однако  основные проблемы загрязнения связаны  с деятельностью человека, т.е. обусловлены  искусственно созданными источниками, которые делятся на стационарные (предприятия промышленности, сельского хозяйства и т.п.) и передвижные (транспорт).

   Выбросы от этих источников поступают в природную  среду в виде газообразных, жидких или твердых веществ. Это —  так называемые первичные загрязнители. В процессе выбросов эти вещества взаимодействуют между собой, а  также с элементами природы и  зачастую образуют новые вещества (синергетический  эффект), являющиеся вторичными загрязнителями.

   Основными объектами загрязнения являются атмосфера и вода. Все другие элементы окружающей среды (земля, лес, растения и т.д.), как правило, загрязняются опосредовано.

   Для того чтобы обеспечить контроль за загрязнением окружающей среды устанавливаются  стандарты воздействия на нее  и стандарты качества. При этом исходят из того, что уровни загрязнения  в пределах стандартов (часто их называют нормативами) находятся внутри ассимиляционного потенциала экосистемы, или иными словами, не оказывают отрицательного воздействия на окружающую среду.

   Начиная с 90-х гг. для каждого предприятия  устанавливается норматив допустимых выборов различных веществ в  единицу времени — обычно в  год. Для атмосферы — это предельно  допустимые выбросы (ПДВ). Для воды —  предельно допустимые сбросы (ПДС) как  в открытые водоемы, так и в  канализацию.

   Процесс стандартизации выбросов начался в  конце 80-х гг. и был растянут по времени. Далеко не все предприятия  оказались готовыми к жесткому контролю за своими загрязнениями, чему были и  объективные причины (в условиях централизованной, плановой экономики  от предприятия мало зависел выбор  технологии, объем инвестиций в ее обновление, а также объемы и ассортимент  выпускаемой продукции), и субъективное нежелание осуществлять дополнительные затраты на снижение валовых выбросов. В этих условиях при априори заданном положении о недопустимости не только закрывать, но и приостанавливать производства приходилось идти на компромиссы. Одним  из таких компромиссов можно считать  установление временных стандартов, превышающих предельно допустимые. Временными они назывались потому, что действовать должны были в  течение определенного времени, за которое предприятия обязаны  были реализовать программы для  достижения нормативных показателей. Такие стандарты называются временно согласованными выбросами или сбросами (ВСВ, ВСС). Устанавливались они обычно на один год, а затем зачастую продлевались.

   Расчет  предельно допустимых выбросов (сбросов) велся таким образом, чтобы в  результате загрязнения обеспечивались бы такие его размеры, которые  не приводили бы к нарушению нормативов содержания вредных веществ в  единицах объемов атмосферы или  воды. Такие стандарты называются предельно допустимыми концентрациями (ПДК). Они устанавливаются для  каждого вещества. По аналогии с  валовыми выбросами считается, что  концентрации загрязнителей в пределах нормативов не приводят к отрицательному влиянию на окружающую среду. ПДК  бывают максимально разовые, измеряемые в течение суток, и среднесуточные, из которых впоследствии рассчитываются среднегодовые показатели концентраций.

   Процессы  расчетов ПДВ (ПДС) и ПДК связаны  между собой. Сначала для источника  устанавливается первичное значение объема выбросов, которые суммируются  с фоновым загрязнением с учетом рассеивания. Затем в контрольных  точках измеряют концентрацию рассчитываемого  вещества. Если концентрация в контрольных  точках равна ПДК, то начальное значение ПДВ (ПДС) утверждается как стандартное. Если ПДК превышена, то начальное  значение ПДВ уменьшается до тех  пор, пока не будет обеспечиваться нормативная  концентрация. Если же она меньше, чем  допустимо, то норматив предельных выбросов может быть увеличен.

   Все выбросы, выходящие за рамки ПДВ (ПДС) или ВСВ (ВСС), если таковые установлены, считаются сверхнормативными или  сверхлимитными. Расчет предельно допустимых выбросов (сбросов) имеет вполне конкретный экономический смысл. Именно эти  нормативы лежат в основе платежей предприятий за загрязнение, применяемых  в нашей стране (подробнее об этом будет сказано в разделе, посвященном  хозяйственному механизму природопользования).

   Недостатки  практического воплощения в жизнь  идеи установления стандартов качества среды и воздействия на нее  заключаются в следующем. Во-первых, такие стандарты установлены  не для всех выбрасываемых в окружающую среду веществ (см. вставку 12.2); во-вторых, в них не учитывается синергетический  эффект, когда два или несколько  веществ, взаимодействуя между собой, дают суммарный результат, отличный от суммы сложения их независимых эффектов; в-третьих, до сих пор не доказано в полной мере, что установленные нормативы предельных концентраций действительно отражают тот порог, за которым не происходит вредного воздействия на окружающую среду; наконец, в-четвертых, многие предприятия обладают в настоящее время столь слабой техникой контроля, что говорить о точности измерений выбросов вредных веществ можно лишь достаточно условно. 

    ВСТАВКА 12.2

   В мире в массовых масштабах производится около 5 тыс. веществ, а в количествах  более 500 т. в год —  13 тыс. Всего  же человек научился  синтезировать  более 10 млн. веществ. Около 80% веществ, используемых человеком, не оценены  с точки зрения их влияния на окружающую среду, в том числе — и на живые организмы. 

12.3. Структуризация объема  загрязнений

   Рассматривая  общий объем загрязнений, его  можно структурировать в зависимости  от уровня развития «замкнутых» технологий, технологий очистки и экономических  структур, производящих эти загрязнения. Данный подход аналогичен подходу, примененному при анализе общего потребления  природных ресурсов в главе 5, где  были выделены рациональное и «структурное»  потребление природных ресурсов (формула 5.1). В общем объеме загрязнений (Zа) можно выделить «рациональное загрязнение» (Zr) и «структурное загрязнение» (Zs). Данное разделение является, конечно, достаточно условным, однако оно дает возможность анализировать возможности и резервы снижения загрязнения при структурных и технологических сдвигах, оценить уровень эффективности предотвращения загрязнений в России по сравнению с другими странами. Первый вид загрязнений образуется в условиях рациональных экономических структур, ориентирующихся на конечный результат, наличия прогрессивных технологических процессов и технологий очистки, эффективного использования ресурсов и пр. Это минимально неизбежный объем загрязнений при существующем уровне технологий и экономической эффективности. Структурные загрязнения обусловлены отсталым технологическим уровнем, нехваткой очистных сооружений, нерациональной структурой экономики с преобладанием природоэксплуатирующих отраслей и отставания обрабатывающих отраслей и т.д.

   С учетом такой структуризации загрязнений формулу общего объема загрязнений можно представить в следующем виде:

  • Zа = Zr + Zs. (12.1.)

   Формулу (12.1) и ее модификации можно использовать как для валовых показателей  загрязнения, так и для удельных, рассчитанных на единицу определенного  показателя (на один кубический метр воды или воздуха, единицу территории, конечной продукции и т.д.). В последнем  случае имеет место использование  показателей удельного загрязнения. В главе 2 в таблице 2.1 приводятся примеры показателей природоемкости в виде удельных загрязнений для  отдельных стран. Выбросы SOx в расчете  на единицу ВВП в России выше, чем в Японии в 20 раз, в Германии и Франции — примерно в 6 раз  и выше в среднем, чем в странах  ОЭСР в 3 раза. Высокий разрыв между  Россией и развитыми странами в показателях удельного загрязнения  наблюдается и по углекислому  газу — главному источнику глобального  изменения климата — в 3—5 раз.

   Разделим  показатели в формуле (12.1) на H (объем использования природного ресурса, общая территория загрязнения, конечная продукция и т.п.) и получим формулу структурных удельных загрязнений:

  • , (12.2)

   где h — общее удельное загрязнение; hr — «рациональное» удельное загрязнение; hs — «структурное» удельное загрязнение.

   В качестве примера для структуризации общего объема загрязнений в формуле (12.1) можно привести автомобильный  транспорт. Производимые в России автомобили обладают плохими экологическими характеристиками, сильно загрязняя воздух из-за отказа от установки достаточно дорогих  очистных фильтров, устаревшей конструкции  машин, применения неэкологичного бензина. Многих этих недостатков лишены автомобили, производимые в автомобильных компаниях  развитых стран. Тем самым общее  загрязнение воздуха в российских городах (Zа в формуле (12.1)) можно представить как сумму «рационального загрязнения» (Zr) (в том случае, если бы использовались автомобили современного технологического уровня) и избыточного «структурного загрязнения» (Zs), порождаемого «грязными» автомобилями. Очевидно, что переход к жестким экологическим стандартам в автомобилестроении, использование высокооктанового бензина позволило бы сократить транспортное загрязнение в городах страны в несколько раз.

Информация о работе Формы взаимодействия общества и природы и их развитие на современном этапе