Формирование эстетического восприятия окружающего мира как задача ознакомления дошкольников с природой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2011 в 09:07, реферат

Описание

О влиянии красоты (эстетика, как известно, наука о прекрасном, а эстетическое воспитание есть приобщение к прекрасному во всех его проявлениях) написано и сказано немало. Еще древние греки полагали, что красота, мера, гармония - это не только эталоны явлений природы или произведений искусства, но и принципы общественной жизни.

Нам представляется, что эстетическое воспитание легче и проще осуществлять тогда, когда все вокруг человека прекрасно: улицы, по которым он спешит по делам, дома, в которых живет и т.д.

Содержание

Введение 2


Основная часть


Формирование эстетического восприятия окружающего мира
как задача ознакомления дошкольников с природой. 4

Содержание и принципы организации педагогического процесса. 5
Методы и приемы эстетического воспитания при ознакомлении
с природой. 9

Отражение детьми знаний и впечатлений о природе
в творческой деятельности. 12


Заключение 17


Список литературы

Работа состоит из  1 файл

к.р. по эко воспит..doc

— 133.00 Кб (Скачать документ)

Содержание 

  1. Введение                                                                                                          2
 
  1. Основная  часть
 
        1. Формирование  эстетического восприятия окружающего  мира

как задача ознакомления дошкольников с природой.                                       4

        1. Содержание и принципы организации педагогического процесса.            5
        2. Методы и приемы эстетического воспитания при ознакомлении

 с природой.                                                                                                            9

        1. Отражение детьми знаний и впечатлений о природе

 в творческой деятельности.                                                                                12 

  1. Заключение                                                                                                   17
 
  1. Список  литературы                                                                                     18
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     В последние годы возросло внимание к  проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

     ГЛУБОКИЕ  ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ЧУВСТВА, СПОСОБНОСТЬ ВОСПРИНИМАТЬ, ПРЕКРАСНОЕ В ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ И В ИСКУССТВЕ - ВАЖНОЕ УСЛОВИЕ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА.

     Природа - источник ощущения прекрасного. Чувствовать природу человек начинает с колыбели.

     Важнейшая задача - ввести ребенка в природу, научить видеть, понимать и чувствовать ее красоту. Сделать это - значит, открыть путь к обогащению человеческой личности, ее эстетической, интеллектуальной и моральной сфер.

     Человек, ощущающий прекрасное в природе, удивляется ее совершенству, испытывает стремление разгадать ее тайны.

     Эстетическое  отношение к природе делает человека лучше и в нравственном отношении, так как человек, наделенный чувством прекрасного, стремиться жить по законам  красоты. Кто отдаляется от природы, тот лишается не только многих знаний, но и ощущений прекрасного, наполняющих жизнь счастьем.

     Очень важно обращать внимание ребенка  на прекрасное в природе.

     Р.Тагор  говорил: «Нельзя растить полноценного человека без воспитания в нем чувства прекрасного...»: в этих словах просто и ясно выражена мысль о нерасторжимости нравственного и эстетического воспитания, о связи между эстетическими идеалами и пониманием красоты как меры всех вещей...

     О влиянии красоты (эстетика, как известно, наука о прекрасном, а эстетическое воспитание есть приобщение к прекрасному во всех его проявлениях) написано и сказано немало. Еще древние греки полагали, что красота, мера, гармония - это не только эталоны явлений природы или произведений искусства, но и принципы общественной жизни.

     Нам представляется, что эстетическое воспитание легче и проще осуществлять тогда, когда все вокруг человека прекрасно: улицы, по которым он спешит по делам, дома, в которых живет и т.д.

     Наши дети уже пришли в этот мир, вот почему особые надежды мы возлагаем на эстетическое воспитание как целенаправленную систему мер, призванных пробудить в душе каждого человека тягу к красоте, восхищение перед прекрасным во всех его проявлениях, которое не позволит ему творить зло, так как зло безобразно. Мы считаем, что начинать приобщать человека к искусству надо как можно раньше - с дошкольного возраста, причем воспитывать его не только как созерцателя и слушателя, но и как активного творца красоты.

     Ребенок с раннего детства открывает  и исследует окружающий мир, он тянется  к красивому, яркому испытывает радость общения с природой. Он открывает для себя мир в разнообразных красках и звуках. В.А. Сухомлинский писал «Мир, окружающий ребенка, - это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.»

     Проблема  эстетического воспитания вызывает интерес у специалистов различных отраслей: воспитателей, педагогов, психологов. Ведь глубокие эстетические чувства, способность воспринимать прекрасное в окружающей действительности и в искусстве - важное условие духовной жизни человека. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Формирование эстетического  восприятия окружающего  мира как задача  ознакомления дошкольников  с природой 

          «А  воля, а простор, природа,

          прекрасные  окрестности городка,

          а эти душистые поля, а розовая

          весна и золотистая осень разве

          не  были нашими воспитателями!»

                      К.Д. Ушинский 

     Всестороннее  развитие и воспитание детей осуществляется развитыми средствами. Одно из них - ознакомление с природой.

     Природа - неиссякаемый источник духовного обогащения.

     Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытал на себе, и знает, что она является источником первых конкретных знаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.

     Дети  всегда и везде в той или  иной форме соприкасаются с природой. Зеленые леса и луга, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейки, даже лужицы после летнего дождя - все это привлекает внимание детей, радует их, дает богатую пищу для их развития.

     Игры  в лесу, на лугу, на берегу озера или  реки, сбор грибов, ягод, цветов, уход и наблюдение за животными и растениями дают детям много радостных переживаний.

     Ознакомление  дошкольников с природой - это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней.

     Для того чтобы дети правильно воспринимали явления природы, необходимо направлять процесс восприятия ими природы. Без приближения детей к природе  и широкого использования ее в  воспитательно-образовательной работе детского сада нельзя решать задачи всестороннего развития дошкольников - умственного, эстетического, нравственного, трудового и физического.

     Отсюда  вытекает необходимость уделить  особое внимание вопросу взаимосвязи  умственного и нравственного  воспитания при ознакомлении старших дошкольников с природой. Это обусловлено двумя принципиальными положениями: во-первых, воспитание нравственных чувств и отношений невозможно без определенных знаний; во-вторых, простое накопительство представлений не служит задаче всестороннего развития личности ребенка.

     В соответствии с «Программой воспитания и обучения в детском саду»  в процессе ознакомления детей с  природой осуществляются образовательные  и воспитательные задачи, которые  неразрывно связаны между собой. Наряду с природоведческими сведениями, необходимыми для решения познавательных задач (усвоение знаний о названиях, свойствах предметов природы; понимание некоторых связей и зависимостей и др.), педагог должен сообщать детям знания, определяющие правила поведения людей в природной среде. Представления о взаимодействии человека с природой, способах ее охраны станут предпосылкой воспитания у детей гуманного отношения к живым объектам, желании трудиться в природе, стремлении к созиданию.

     Пример  воспитателя оказывает решающее влияние на воспитание у детей трудовых навыков. В процессе формирования у детей знаний о природе, эстетического чувства громадное значение имеет желание и умение самого воспитателя находить в природе красивое и наслаждаться им. Владея необходимыми знаниями, а также основными методами работы, воспитатель, любящий природу, сумеет сделать ее могучим фактором всестороннего развития ребенка.  

  1. Содержание  и принципы организации  педагогического  процесса
 

   Воспитатель должен уметь правильно отобрать познавательный материал и продумать методы и приемы, с помощью которых он сможет лучше всего передать его содержание.

   «Программа  воспитания и обучения в детском  саду рекомендует проводить работу по ознакомлению детей с природой по сезонам. Это позволяет педагогу знакомить детей с различными явлениями природы в определенной последовательности, соответствующей естественной смене времен года, а также помогает осмыслению детьми самого понятия «времен года».

   Красота и многообразие природы во всякое время года, изменения внутри каждого из них непосредственно влияют на эмоциональное состояние детей, вызывают у них желание наблюдать, спрашивать, рассуждать, рассказывать.

   Наблюдая  за яркими, красочными явлениями (листопад, снегопад, метель, гроза), дети хотят  постичь их, задают вопросы и постепенно подходят к их пониманию, могут объяснить, почему осенью птицы улетают, почему сегодня замерзли лужи, почему снег тает и т.д. Это создает благоприятные условия для развития логического мышления и речи.

   За  время пребывания в детском саду ребенок должен научиться замечать и выделять характерные особенности сезона, устанавливать простейшие связи и зависимости между предметами и явлениями, приобрести достаточно систематические знания о жизни животных и растений. Это общие задачи, которые конкретизируются в зависимости от возраста детей: постепенно расширяются и усложняются.

   В средней группе - дети должны знать, какие явления характерны для  каждого времени года, выделять некоторые признаками сезона. Например: характерные явления осенней погоды (похолодание, дождь, ветер), листопад; различать и называть некоторые осенние цветы (золотой шар, георгины, ноготки), листья знакомых деревьев (клен, дуб, береза и др.), овощи и фрукты; выделять их характерные особенности, устанавливать связь между внешними признаками овощей, фруктов и степенью их зрелости. Между свойствами снега и состоянием погоды, между трудом людей и временем года.

   Воспитатель подводит ребят к пониманию зависимости  жизни животных от сезона, необходимости  создания определенных условий для роста растений.

   В старшей группе - дети должны знать  и самостоятельно выделять несколько  характерных признаков сезона, особенности  его начала и конца; знать последовательность времен года; устанавливать зависимость  между состоянием неживой природы, растительным миром, трудом и бытом людей.

   В подготовительной группе - ребята могут  уже объяснить некоторые причинные, последовательные и временные связи: сравнивать не только резко отличающиеся, но и сначала похожие «смежные»  сезоны, находя «отличительные», схожие и общие признаки; давая характеристику сезона, могут выделять признаки неживой природы и т.д.

   Воспитатель подводит детей к пониманию периодичности  времени года, учит их отличать особенности  его начала, середины и конца.

   Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, потому что она своей яркостью, многообразием, динамичностью воздействует на все его чувства. Ребенок радуется, видя зеленую траву, слушая щебетание птиц или стрекотание кузнечиков, ощущая запах цветов.

Информация о работе Формирование эстетического восприятия окружающего мира как задача ознакомления дошкольников с природой