Формирование эстетических чувств у детей средствами природы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 18:02, реферат

Описание

В последнее время слова о необходимости эстетического воспитания все чаще можно прочитать на страницах газет и журналов и услышать с экрана телевизора. Уже примелькавшейся и от этого потерявшей свой первозданный смысл стала известная фраза Ф.М. Достоевского о красоте, которая спасет мир. А ведь действительно мир надо спасать. Цивилизация, давшая человечеству много житейских благ, породила и проблемы глобального масштаба; экологические кризисы, кровавые братоубийственные конфликты и т.д. Мы считаем, что одной из причин всего этого являются прагматизм и техницизм современного человека, его удаление от своей колыбели - природы, которая поистине прекрасна, так как красота, мера и гармония - три кита эстетики присущи ей изначально.

Работа состоит из  1 файл

реферат по экологии.docx

— 38.99 Кб (Скачать документ)

Введение 

    В последнее время слова о необходимости эстетического воспитания все чаще можно прочитать на страницах газет и журналов и услышать с экрана телевизора. Уже примелькавшейся и от этого потерявшей свой первозданный смысл стала известная фраза Ф.М. Достоевского о красоте, которая спасет мир. А ведь действительно мир надо спасать. Цивилизация, давшая человечеству много житейских благ, породила и проблемы глобального масштаба; экологические кризисы, кровавые братоубийственные конфликты и т.д. Мы считаем, что одной из причин всего этого являются прагматизм и техницизм современного человека, его удаление от своей колыбели - природы, которая поистине прекрасна, так как красота, мера и гармония - три кита эстетики присущи ей изначально.

  Нам представляется, что эстетическое воспитание легче и проще осуществлять тогда, когда все вокруг человека прекрасно: улицы, по которым он спешит по делам, дома, в которых живет и т.д.

  Ребенок с раннего детства открывает  и исследует окружающий мир, он тянется  к красивому, яркому испытывает радость общения с природой. Он открывает для себя мир в разнообразных красках и звуках. В.А. Сухомлинский писал «Мир, окружающий ребенка, - это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.»

  Проблема  эстетического воспитания вызывает интерес у специалистов различных  отраслей: воспитателей, педагогов, психологов. Ведь глубокие эстетические чувства, способность  воспринимать прекрасное в окружающей действительности и в искусстве - важное условие духовной жизни  человека.

  Особенностями эстетического восприятия детьми прекрасного, в частности природы, занимались специалисты по дошкольному воспитанию (Л. Шлегер, В.Шмидт, Д. Лазуткина, Е. Тихеева, Р. Орлова, А. Суровцева) и деятели общей психологии, педагогики, физиологии (С. Шацкий, П. Блонский, Е. Архин, К. Корнилов и др.). Доклады по этим вопросам делались специалистами, деятельность которых не ограничивалась узко-методическими исканиями, они прекрасно знали теорию и имели опыт работы с детьми (Г. Рошаль, В. Шацкая, М. Рушель, Н. Долманова и др.). 

  К 60-м годам на основе проведенных  научных исследований и обобщения  передового опыта окончательно складывается система эстетического воспитания детей дошкольного возраста, получившая отражение в «Программе воспитания в детском саду» (1962 г.). В этом документе впервые сделана попытка  показать весь процесс воспитания, единство психического и физического  развития ребенка с первых месяцев  его жизни до семи лет, определить формы организации детской деятельности в игре и на занятиях, в быту и  труде и, таким образом, помочь выявлению  художественных способностей детей  различных возрастов.

Работа  по эстетическому воспитанию в детском  саду тесно связана со всеми сторонами  воспитательного процесса, формы  организации ее очень разнообразны, и результаты проявляются в различных  видах деятельности. Работа эта предусматривает:

  - воспитание эстетического отношения  к окружающей действительности  через ознакомление с общественными  и природными явлениями в быту, в процессе труда, игры; эстетическое  воспитание средствами искусства.

  Эстетическое  воспитание не может решать суммой отдельных мероприятий. Оно представляет сложный процесс формирования личности, активного освоения явлений жизни  и искусства, что требует создания научно разработанной системы. Эстетическое воспитание вытекает из ее сущности и  задач, она определяется содержанием  эстетического и художественного  воспитания. Важной стороной ее является эстетическое воспитание действительностью, жизнью.

  Трудно  представить себе эстетическое воспитание детей без привлечения в помощники  воспитателю природы - этого самого естественного источника красоты. Природа является одним из факторов, влияющих на развитие и формирование эстетических чувств, она неисчерпаемый источник эстетических впечатлений и эмоционального воздействия на человека. В жизни людей природа занимает значительное место, способствует формированию и развитию эстетических чувств и вкусов.

  Любовь  к родной природе воспитывается  с раннего возраста. «Именно в  это время необходимо прививать  детям любовь к красоте, гармонии, целесообразности, единству, которые  царят в ней»8.

  Главная задача в эстетическом развитии средствами природы - это пробуждение у детей  эмоционального отношения к ней. Эмоциональное отношение к природе  помогает сделать человека выше, богаче, внимательнее.

    В объяснительной записке к  программе по дошкольному воспитанию  отмечается необходимость развивать  у детей следующие умения:

    -видеть красоту природы, уметь радоваться ей (голубое небо с белыми облаками, окраска бабочек разная, яркая, цветы хорошо пахнут);

  -воспринимать  красоту звуков в природе: журчание  ручья, пение птиц, и т.д.;

  -замечать  смену времен года в природе:  нежную зелень весной, яркие краски  цветов летом, золотые листья  осенью, белизну снега зимой и  т.д. 
 

    
 
 
 
 

Формирование  эстетических чувств у детей средствами природы 

   Природа - один из важных факторов эстетического развития личности. Сложный мир общественных явлений в их эстетическом выражении также оказывает существенное влияние на формирование эстетических воззрений детей.

  Архитектурный облик городов, садов, парков, детских  садов и т.д. создают эстетическую атмосферу, способствуют формированию художественного вкуса.

  Трудовые  занятия, труд дошкольников несомненно имеют свои эстетические свойства.

  Жизненный уклад, быт, традиции находят свое выражение  в эстетике быта, красоте традиций.

  В научно-теоретической разработке системы  эстетического воспитания, ее практическом осуществлении необходимо учитывать  возрастные психологические особенности  детей, интересы, запросы, современный  уровень художественного развития молодого поколения, доступность, систематичность  и последовательность содержания.

  Важнейшим условием полноценного эстетического  воспитания является среда, которая  окружает ребенка в детском саду: здание детского сада, участок с  его оборудованием и зелеными насаждениями, предметная среда: мебель, игрушки.

  Своим внешним видом, гармонией линий  и форм, цветом, разнообразием содержания они способствуют формированию эстетического  восприятия, эстетических чувств, оценок, основ эстетического вкуса.

  Природа - не только великий учитель и  великий воспитатель. «Природа - источник творческого вдохновения, источник подъема всех духовных сил человека, не только взрослого, но и подрастающего»7. Природа помогает окрашивать в эмоциональные тона все восприятия окружающей действительности. Вот это эмоциональное отношение к окружающей природе, неисчерпаемому источнику красоты, и должна воспитывать система образовательных учреждений у детей.

  Во  все времена и эпохи природа  оказывала огромное влияние на человека, на развитие его творческих способностей, являясь в то же время неиссякаемым источником для всех самых смелых и глубоких дерзаний человека. Великий  критик Белинский считал природу  «вечным образцом искусства». Композитор Чайковский, высоко ценя искусство  в жизни человека, писал: «Восторги  от созерцания природы выше, чем  от искусства». Многоголосое звучание земли русской нашло отражение  в творчестве талантливых русских  композиторов С.В.Рахманинова, Н.А.Римского-Корсакова, М.П.Мусоргского и других. Неповторимое богатство красок природы запечатлели в своих полотнах И.И.Левитан, И.И.Шишкин, И.Грабарь, М.Сарьян, С.Герасимов и другие.

  Прекрасное в природе безгранично и неисчерпаемо. Поэтому природа - источник для искусства. Прекрасное в природе было и остается предметом художественного освоения ее. Поэтому великие художники - всегда первооткрыватели прекрасного в окружающем мире.

  Уровень экономического развития общества, общественные отношения людей отложили значительный отпечаток на восприятие природы. В  отдельные эпохи это восприятие выражало эстетический интерес людей к природе или, наоборот, прекрасное воспринималось искаженно.

  В античный период древние греки рассматривали  прекрасное как гармонию, разлитую в природе. Естественный порядок в природе считался всеобщим эстетическим свойством ее.

  Религиозное средневековье из-за фантастической веры в бога не хотело видеть красоты  в природе. И только позже, в эпоху  Возрождения, вновь люди полюбили формы  и краски природы и стали создавать  гимны в честь ее красоты.

  В империалистическую эпоху ненависть  к человеку, чисто эгоистические  интересы соединяются с безразличием и ненавистью к природе.

  Из  многих проявлений красоты природы  люди воспринимают то, что соответствует их миропониманию и настроению. Облик природы, если ее не изменяет человек, остается практически постоянным. Однако меняется общественно-историческая практика людей, поэтому люди в объективную красоту природы вносят свой общественно-исторический смысл.

  В системе по эстетическому воспитанию дошкольников большое место должно быть отведено природе. Она лучше, чем  что-либо обогащает психику ребенка, совершенствует его органы чувств и  эстетический вкус. Воспитание любви  к природе, умение чувствовать ее красоту и восхищаться ею имеет  огромное значение не только для эстетического  развития детей, но и для нравственного  воспитания, в частности, для пробуждения  у дошкольников патриотических чувств, чуткости к окружающему, потребности  к труду, способствует физической закалке, а так же расширению умственного  кругозора.

  Умение  видеть природу - первое условие воспитания мироощущения единства с ней, первое условие воспитания через природу. Оно достигается лишь при постоянном общении с природой. Чтобы ощущать  себя частью целого, человек должен не эпизодически, а постоянно находиться во взаимоотношениях с этим целым. Вот  почему гармония педагогических воздействий  требует постоянного общения  с природой.

  Если  семья живет в селе или в  небольшом городке, то общение с  природой, кажется, не представляет затруднений. Ну а если ребенок живет в большом  индустриальном городе, на каком-нибудь 12-м этаже? Что же, и здесь есть небо и солнце, и звезды. Нужно  научить ребенка видеть их.Ведь смотреть - еще не значит видеть. Воспринимается далеко не все то, что отпечатывается на сетчатке глаз, а лишь то, на чем сосредотачивается внимание. Мы видим лишь тогда, когда осознаем. Детей нужно учить видеть. Это значит не только показать, но и описать словесно. Описать краски и оттенки закатного неба и зари, описать форму облаков и их окраску, описать звездное небо или луну, показывая все это. Если жители высоких этажей могут видеть небо из окна или с балкона, то другие увидят его, выйдя во двор. Небо чрезвычайно разнообразно и всегда прекрасно. Созерцать его ежедневно, в течение всей жизни, не может надоесть, как не может надоесть дышать.

  Наоборот, каждый день такое созерцание, хотя бы в течение нескольких минут, освежает душу. Так же нужно «увидеть» снегопад или дождь, или грозу.

  Редко встречаются города, где нет реки, пруда или озера. Вода не так разнообразна, как небо, но и она богата красками, оттенками. А ведь есть города и селения, расположенные на берегах морей.

  В доме всегда должны быть цветы, за которыми ребенок ухаживает, наблюдает и  красоте которых радуется.

  В самом промышленном городе есть деревья  во дворах, бульвары, скверы, парки. И  здесь нужно учить детей «видеть» деревья, цветы, кустарники: замечать особенности  и оттенки лепестков, листьев, наблюдать как набухают и распускаются почки или начинают желтеть листья, как зацветают цветы и созревают семена. Нужно, чтобы ребенок выбрал в ближайшем окружении дерево, которое ему кажется самым привлекательным, и наблюдал за его увяданием и зимним сном. Пусть он относится к любимому дереву как к дружественному существу - навещает его, замечает новые побеги, помогает ему.

  Покажите  ребенку особенности поведения  воробьев, галок, голубей, научите описывать  их оперение, глаза, форму тела и  лапок, расскажите ребенку об их жизни, заботах, о строгих правилах стаи и т.п. Устройте кормушку на окне, и  пусть ребенок подкармливает  птиц зимой. Прекрасно, если он сможет узнать двух-трех птиц. Ведь животное становится ближе, когда мы видим своеобразие  его поведения, его гнев, страх  или радость, его отношение к  другим птицам, к нам самим.

Информация о работе Формирование эстетических чувств у детей средствами природы