Финансовые вопросы охраны окружающей природной среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 17:14, реферат

Описание

Цель работы - показать в комплексе методологическое и нормативно-методическое обеспечение формирования, развития и возможные направления совершенствования экономического механизма природопользования и охраны окружающей среды в условиях осуществления рыночных реформ.
В соответствии с этой целью в работе рассматриваются вопросы становления экономических механизмов природопользования в условиях формирования государственной природно-ресурсной и экологической политики, анализируется практика применения платежей за природные ресурсы и загрязнение окружающей природной среды, методов финансирования охраны и воспроизводства природных ресурсов и природоохранных мероприятий, организационно-экономических механизмов регулирования природопользования и охраны окружающей среды, а также развитие некоторых рыночных направлений в сфере экономики природопользования.

Содержание

Введение 3
1. Роль финансов в организации охраны окружающей природной среды 5
1.1. Система государственного финансирования охраны окружающей природной среды 5
1.2. Анализ финансовых аспектов охраны окружающей среды в России 6
2. Финансовая политика в области охраны окружающей природной среды 13
2.1. Механизмы и методы экономического регулирования в области охраны окружающей природной среды 13
2.2. Целевые программы и мероприятия в области охраны окружающей природной среды 14
2.3. Лицензирование отдельных видов деятельности в области охраны окружающей природной среды 15
2.4. Целевые бюджетные экологические фонды 17
Заключение 20
Список используемых источников и литературы 22
Приложение 23

Работа состоит из  1 файл

Реферат - Финансовые вопросы охраны окружающей природной среды.doc

— 141.00 Кб (Скачать документ)

В целях обеспечения финансирования работ по воспроизводству и охране природных ресурсов следует аккумулировать платежи и отчисления, направляемые на воспроизводство природных ресурсов, в бюджетах с защищенной строкой или формировать целевые бюджетные фонды на федеральном и территориальном уровнях с отработкой механизма по полноте зачисления средств и их строго целевого использования бюджетами всех уровней.

Введение экономических механизмов в сферу природопользования позволит принципиально улучшить наполнение доходной части бюджета: существующие органы государственного управления природопользованием объективно и точно определяют объем добычи и использования природных ресурсов (минеральных, водных, лесных, рыбных, охотничье-промысловых и т.д.). Контроль исполнения этих платежей требует существенно меньших усилий налоговых органов, чем в случае традиционных налогов (НДС, налог на прибыль и т.д.).

Целесообразно также ввести в практику реализации расходной части бюджетов для незащищенных статей минимальные гарантированные уровни финансирования. Фактически речь идет об условном секвестировании, позволяющем:

- предоставить возможность для  проведения конкурсов и заключения контрактов под государственные заказы на установленный уровень (пусть он будет составлять даже 40-60% от утвержденных цифр бюджета);

- планировать работы текущего года, особенно связанные с сезонностью, под минимальный уровень;

- не остановить небольшие, но  важнейшие для государства отрасли  и подотрасли, финансирование которых в настоящее время вообще непредсказуемо и не осуществляется по несколько месяцев;

- погасить массовое недовольство  работников государственных предприятий, запрещенных к приватизации и выполняющих, в основном, государственные заказы, по поводу невыплачиваемой по 5-6 месяцев заработной платы.

Подобная практика уже  существует в отдельных отраслях. С 1997г. В составе федерального бюджета существует Федеральный фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы, аналогичные фонды созданы во многих субъектах РФ. С 1999 г. в федеральном бюджете появились еще два фонда: Федеральный фонд управления, изучения и воспроизводства водных биологических ресурсов и Федеральный фонд восстановления и охраны водных объектов. Требуется до конца отработать механизм наполнения фондов, расходование средств и обеспечения контроля.

Необходимо пересмотреть методологию формирования федеральных программ отраслей природно-ресурсного комплекса. Следует сократить их число за счет близких по проблеме программ, концентрации «родственных» программ в крупных программах, отказаться от программ не представляющих федеральное значение. Работу эту целесообразно провести поэтапно с тем, чтобы не прервать финансирование существующих мероприятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Финансовая политика  в области охраны окружающей  природной среды

2.1. Механизмы и методы экономического регулирования в области охраны окружающей природной среды

 

Механизмами экономического регулирования в области охраны окружающей природной среды являются:

  • установление платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ и другие виды вредных воздействия на окружающую природную среду, размещение отходов;
  • установление платы за изъятие компонентов окружающей природной среды;
  • проведение мероприятий по обеспечению выполнения природоохранных нормативов, норм, правил и стандартов за счет средств хозяйствующих субъектов;
  • поэтапное внедрение новых технологий и технических нормативов, направленных на снижение загрязнения окружающей природной среды при наличии планов природоохранных мероприятий по уменьшению выбросов, сбросов загрязняющих веществ и других видов негативного воздействия на окружающую природную среду;
  • эколого-экономическая оценка и прогнозирование, планирование, финансирование и реализация природоохранных мероприятий и программ;
  • возмещение в установленном порядке вреда (ущерба), причиненного окружающей природной среде;
  • формирование рынка работ (услуг) природоохранного назначения;
  • экологическое страхование;
  • развитие предпринимательской деятельности в области охраны окружающей природной среды;
  • экологическая сертификация;
  • иные экономические механизмы, направленные на совершенствование и эффективное осуществление охраны окружающей природной среды.

Методами экономического стимулирования охраны окружающей природной среды являются:

  • установление дифференцированных размеров платы за воздействие на окружающую природную среду с учетом природоохранных нормативов;
  • предоставление в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации налоговых льгот для субъектов хозяйственной деятельности при обеспечении ими в процессе хозяйственной деятельности природоохранных нормативов ниже установленных показателей;
  • предоставление в соответствии с законодательством Российской Федерации юридическим и физическим лицам налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении ими малоотходных и ресурсосберегающих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов, а также осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей природной среды.

2.2. Целевые программы и мероприятия в области охраны окружающей природной среды

 

1. Одним из методов  реализации мер по охране окружающей  природной среды являются целевые  программы.

Порядок разработки, финансирования и реализации целевых программ в  области охраны окружающей природной  среды осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Проекты целевых  программ в области охраны  окружающей природной среды могут выноситься на обсуждение граждан и общественных объединений в целях учета их предложений при планировании и осуществлении мероприятий по охране окружающей природной среды.

3. Планирование и разработка  государственных мероприятий по  охране окружающей природной среды осуществляется с учетом прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации, целевых программ в области охраны окружающей природной среды, научных исследований и новых разработок, необходимых для решения природоохранных задач.

4. Юридические лица  и индивидуальные предприниматели,  оказывающие своей хозяйственной  деятельностью воздействие на  окружающую природную среду, вызывающие  ухудшение ее качества, разрабатывают  и осуществляют согласованные  с территориальными органами  специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды мероприятия по охране окружающей природной среды.

2.3. Лицензирование отдельных видов деятельности в области охраны окружающей природной среды

 

1. Отдельные виды деятельности в области охраны окружающей природной среды, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба окружающей природной среде, законным интересам граждан и экологической безопасности подлежат лицензированию.

2. Лицензирование отдельных видов деятельности в области охраны окружающей природной среды осуществляет специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды.

3. Порядок лицензирования  и перечень отдельных видов деятельности в области охраны окружающей природной среды, подлежащих лицензированию, устанавливаются законодательством Российской Федерации.

За воздействие на окружающую природную среду предусмотрена система плат:

1. За воздействие на  окружающую природную среду — выбросы и сбросы загрязняющих веществ, другие виды вредного воздействия на окружающую природную среду, размещение отходов взимается плата (экологический налог).

2. Плата за выбросы  и сбросы загрязняющих веществ,  другие виды вредного воздействия на окружающую природную среду, размещение отходов взимается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

3. Плата за выбросы  и сбросы вредных веществ, размещение  отходов и другие виды вредного  воздействия на окружающую природную  среду перечисляется юридическими и физическими лицами в бесспорном порядке:

19 процентов — в  доход федерального бюджета, в  том числе 9 процентов — на  формирование целевого бюджетного  федерального экологического фонда  Российской Федерации; 

81 процент — в доход бюджетов субъектов Российской Федерации, с последующим их распределением:

35 процентов — на  реализацию природоохранных мероприятий  органами государственной власти  субъектов Российской Федерации; 

65 процентов — на  реализацию природоохранных мероприятий  органами местного самоуправления;

4. Базовые ставки платы  за выбросы, сбросы загрязняющих  веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и иные виды вредного воздействия на окружающую природную среду в пределах допустимых нормативов, порядок их установления, условия и сроки действия ставок платы за временно согласованные негативные воздействия на окружающую природную среду в пределах установленных нормативов (лимитов) устанавливаются Правительством Российской Федерации.

5. Для регионов Российской Федерации, в зависимости от экологической ситуации, к базовым ставкам платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и иные виды вредного воздействия на окружающую природную среду в пределах допустимых нормативов применяются соответствующие коэффициенты, устанавливаемые Правительством Российской Федерации по представлению специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды.

6. Внесение платы за  выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия на нее не освобождает субъект хозяйственной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей природной среды и возмещения вреда (ущерба), причиненного экологическим правонарушением.

7. Условия и порядок  возмещения вреда (ущерба), причиненного  окружающей природной среде в результате нарушения природоохранного законодательства Российской Федерации, регулируются законодательством Российской Федерации.

2.4. Целевые бюджетные экологические фонды

 

1. Для решения неотложных  природоохранных задач, компенсации  причиненного ущерба и вреда и других природоохранных задач создается система целевых бюджетных экологических фондов, объединяющая целевой бюджетный федеральный экологический фонд Российской Федерации, целевые бюджетные экологические фонды субъектов Российской Федерации, целевые экологические фонды муниципальных образований (город, район).

2. Система целевых  бюджетных экологических фондов действует на единых принципах организации, управления, планирования их деятельности, создания информационных связей между фондами различных уровней, а также механизма формирования средств фондов, контроля за их расходованием, процедуры принятия решений о приоритетности использования средств и единой отчетности.

Порядок организации  и деятельности целевых бюджетных  экологических фондов определяется законодательством Российской Федерации.

3. Средства целевого  бюджетного федерального экологического  фонда Российской Федерации, целевых бюджетных экологических фондов субъектов Российской Федерации и целевых экологических фондов муниципальных образований формируются за счет:

  • платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, другие виды вредного воздействия на нее и размещение отходов;
  • штрафов за экологические правонарушения, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
  • добровольных взносов юридических и физических лиц;
  • иных поступлений, источники которых не противоречат законодательству Российской Федерации.

4. Средства экологических  фондов расходуются на природоохранную  деятельность:

— оздоровление окружающей природной среды,

— обеспечение экологической  безопасности;

— реализацию мероприятий  и целевых программ по охране окружающей природной среды;

— научные исследования, проектные и опытно-конструкторские  разработки в области охраны окружающей природной среды;

— внедрение экологически чистых, малоотходных и безотходных  технологий;

строительство очистных сооружений и иных объектов хозяйственной и иной деятельности, включая переработку и захоронение отходов;

— контроль и мониторинг окружающей природной среды;

— совершенствование  материально-технической базы территориальных  органов специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды, необходимой для выполнения основных функций в области охраны окружающей природной среды и государственного контроля в области охраны окружающей природной среды;

Информация о работе Финансовые вопросы охраны окружающей природной среды