Человек и природа в первобытном обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 21:05, контрольная работа

Описание

Процесс становления трудовой и общественной организации первобытных людей, развитие их умственной и коллективной дея¬тельности создавали основу для осознания не только самого фак¬та своего существования, но и для все большего понимания зави¬симости этого существования как от условий внутри своей обще¬ственной организации, так и от внешних природных условий.
Образ жизни первобытного человека давал ему сведения и о животных, на которых он охотился, и о пригодности или непри¬годности собираемых им плодов.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
1. Варианты периодизации древнейшей истории………………………….4
2. Охотничье-собирательская культура…………………………………….8
3. Эволюция взаимоотношений общества и природы…………………...11
Заключение………………………………………………………………………..13
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

реферат экология.doc

— 82.50 Кб (Скачать документ)

Воздействие внешних  условий и общий характер жизнедеятельности первобытных охотников и собирателей предопределили изменения в состоянии их здоровья. Так, в костных остатках первобытных людей антропологи и палеопатологи обнаружили характерные болезненные изменения: рахит, кариес зубов, заболевания челюстей, повреждения суставов позвоночника, деформирующие артриты и др. Возникновение большинства костных патологий специалисты связывают с увеличением и видоизменением нагрузок на опорно-двигательный аппарат в результате перехода предков человека к прямохождению.4

Средняя продолжительность  жизни мезолитического человека, установленная по костным останкам, равнялась примерно 26 годам. Одной из основных причин различных недугов человека был голод. Его жертвами преимущественно становились старики и дети.

И все же, несмотря на это, большие адаптационные возможности человеческого организма позволили человеку не только выжить на ранних этапах своего существования, пережить резкие изменения в природе Земли (похолодания, оледенения обширных районов, резкие потепления, изменения уровня морей и океанов), но и заселить все природные зоны планеты.

3. Эволюция взаимоотношений общества и природы

Первобытный человек активно, методом проб и ошибок, накапливал эмпирические знания об окружающем его мире. По мнению Л.Н. Гумилева, этот человек находился в состоянии «гомеостазиса» (равновесия) с окружающим его ландшафтом.5

Считается, что ведущими факторами, определяющими становление и характер развития взаимоотношений общества с природной средой на ранних этапах его развития, были общая природная обстановка и происходившие в ней геоморфологические, географические и экологические изменения. В раннюю пору формирования человеческого общества не человек преобразовывал и подчинял природу, а наоборот, природа подчиняла себе человека, определяла весь уклад его хозяйства, ставила его в зависимость от специфических особенностей природной среды. В начальный период взаимоотношений природы и общества в силу неразвитости и ограниченности производительных сил стихийные явления природы господствовали над человеком. Это господство идеально отражалось в древних религиях, магиях, народных верованиях, обожествивших эти явления и природу в целом. Осознание человеком своей полной зависимости от природы является важнейшей чертой общественного сознания той эпохи.6

Растения  и животные были одними из первых природных  компонентов, с которыми пришлось иметь  дело людям палеолита. Человек начинал познавать различные свойства растений и животных, возможности их использования в практических целях. Постепенно, по мере накопления знаний поиск и сбор растений стали приобретать целенаправленный характер и определяться потребностями человека. Одновременно появилось и отрицательное влияние первобытного человека на природу.  Сбор наиболее доступных видов приводил к определенному селективному воздействию - сокращению численности, уничтожению в первую очередь наиболее массовых, крупных особей популяций. Накопившиеся наблюдения за природой натолкнули человека на мысль о создании орудий, облегчающих сбор растений, добычу животных и транспортировку добытого.7

С развитием  технической и технологической  сторон еще более увеличилось влияние человеческой деятельности на природу. Однако в эту эпоху влияние человека-охотника на численность добываемых растений и животных, было малозаметным: его можно сравнить с естественным влиянием хищника на жертву. С изменением климатических условий происходили изменения в типе хозяйства первобытных людей и в их взаимоотношениях с окружающей природной средой. Смена природной обстановки послужила стимулом к развитию земледелия. Выращивание злаков потребовало создания прообраза современных полей, что послужило причиной преобразования естественных ландшафтов в антропогенные.

Наметившиеся  и получившие первоначальное развитие в палеолите взаимоотношения  между человеком и окружающим его животным и растительным миром  в мезолите и неолите расширялись  и углублялись. Изменение и совершенствование способов обработки материалов привело к созданию новых орудий труда и охоты, позволявших активно воздействовать на природу. В период неолита усиливаются такие направления хозяйства, как собирательство и рыболовство, приручение (одомашнивание) животных. Накопление огромного объема знаний об отдельных растениях и флоре в целом привело в период неолита к качественному скачку в развитии земледельческой культуры. Земледелие превратилось в главное занятие человечества, обработка земли приобрела систематический характер. Постепенно человечество освоило плодопеременную систему земледелия, террасированное земледелие, подсечное земледелие. Приручение диких животных и переход к элементарному возделыванию растений ознаменовали собой коренное изменение способа производства и производственных отношений. Человек перестал зависеть от природы, начал интенсивно использовать ее ресурсы. Накопленный практический опыт и знания положили начало преобразованию природы человеком.

 

Заключение

Период первобытной истории показывает, как человечество восходило от первых проблесков пробуждающегося разума к вершинам античной цивилизации, и на этом пути отношение к природе всегда являлось надежной мерой культурного уровня общества.

В своем мышлении первобытный человек целостно воспринимал мир, ощущая себя частью природы. В то же время он пытался сделать природу более понятной для себя. Люди должны были хорошо знать повадки и пути передвижения промысловых животных, рельеф охотничьих угодий, полезные и вредные свойства растений, особенности их местопроизрастания, свойства различных поделочных материалов. Они научились предсказывать погоду, ориентироваться по местным признакам и звездному небу, вести счет времени по лунному календарю, сезонам года и др.

Первобытный человек благодаря трудовой деятельности начал выделяться из природы, однако средства его воздействия, степень изменения им природы еще настолько незначительны, что он пока не может в своем мышлении противопоставить себя природе. Но уже здесь человек выделяет предметы окружающей его природы как нечто отличное от него.

Это было начальным моментом воздействия человека на природу, соответственно и начальным моментом становления  его мышления, в котором природа  фиксировалась в ее нерасчлененности, в ее непосредственной данности. И хотя человек уже начал выделять себя из окружающей его природы, однако она настолько могущественна, что его воздействие на нее незначительно в сравнении с ее силами.

Но в целом во времена  первобытнообщинного строя сохранялся замкнутый цикл в пользовании природными ресурсами. Достижение определенного равновесия в темпах использования продуктов Земли и естественного воспроизводства потребляемых ресурсов и обеспечивало как стабильность взаимоотношений первобытных людей с природой, так и исключительную устойчивость самого общества.

История человечества является также историей отношения человека к Земле и к окружающему его миру природы, растениям и животным. Человек - единственное существо на нашей планете, которое произвело глубокие изменения в природных сообществах (биоценозах), сформировавшихся за миллионы лет, нарушив и в значительной мере разрушив их. Судьбы человечества отныне во многом зависят от того, удастся ли нам достичь нового уровня равновесия между покоренной человеком природой и созданной им цивилизацией. 

Список  использованной литературы

  1. Благосклонов, К.Н. Охрана природы. М.: Высш. школа, 1998. - 442 с.

 

  1. Всемирная история:  Учебник для вузов/Под ред. Г. Б. Поляка, А. Н. Марковой. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2000. - 496 с.

 

  1. Гумилёв Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. СПб.: Кристалл, 2001.  – 206с.
  1. Козлова, Т.А. Экология России: рабочая тетрадь. Ч. 2-я [Текст] / Т.А. Козлова, А.Н. Мягкова, Н.И. Сонин. - М.: МДС, 1995. - 20 с.

 

  1. Марков Г.Е. История хозяйства и материальной культуры в первобытном и раннеклассовом обществе. М.: МГУ, 1999. – 302 с.

 

  1. Рахилин, В.К. Общество и живая природа. Краткий очерк истории взаимодействия [Текст] / В.К. Рохлин. - М.: Наука, 1999. - 214 с.

 

  1. Ситаров В. А., Пустовойтов В. В. Социальная экология: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. ¾ М.: Издательский центр «Академия», 2000. ¾ 280 с.

 

  1. http://geo-ecology.ru/

 

 

 

 

 

1 См.: Марков Г.Е. История хозяйства и материальной культуры в первобытном и раннеклассовом обществе. М.: МГУ, 1999. С. 192.

2 См.: Всемирная история:  Учебник для вузов/Под ред. Г. Б. Поляка, А. Н. Марковой. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2000. С. 9.

3  Шелльская культура – около 600-400 тыс. лет назад названа так по находкам близ г. Шелль (Франция).

4 См.: Ситаров В. А., Пустовойтов В. В. Социальная экология: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. ¾ М.: Издательский центр «Академия», 2000. с. 35.

5 См.: Гумилёв Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. СПб.: Кристалл, 2001. С. 15.

6 См.: Благосклонов К.Н. Охрана природы. М.: Высш. школа, 1998. С. 47

7 См.: Рахилин В.К. Общество и живая природа. М.: Наука, 1999. С. 82


Информация о работе Человек и природа в первобытном обществе