Антропогенное воздействие на атмосферу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 18:51, курсовая работа

Описание

Цель работы – рассмотреть вопросы антропогенного воздействия на атмосферу.

Содержание

Введение
Глава 1. Особенности загрязнения атмосферы
1.1. Классификация источников загрязнения атмосферы
1.2. Основные загрязняющие атмосферу вещества
1.3. Влияние антропогенного загрязнения окружающей среды на здоровье человека
Глава 2. Нормирование антропогенного воздействия на атмосферу
2.1. Принципы экологического нормирования
2.2. Основные понятия и методика установления предельно допустимых концентраций (ПДК) в атмосфере
2.3. Инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух
2.4. Проблема контролирования выброса в атмосферу загрязняющих веществ, промышленными предприятиями
Глава 3. Глобальные проблемы загрязнения атмосферы и пути их решения
3.1. Парниковый эффект
3.2. Разрушение озонового слоя
3.3.Выпадение кислотных дождей
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая 3.docx

— 127.54 Кб (Скачать документ)

Разные негативные перемены атмосферы Земли связаны  главным образом с изменениями  концентраций второстепенных компонентов  атмосферного воздуха. Существует два  главных источника загрязнения  атмосферы: природное и антропогенное.

Природные источники - это вулканы, пылевые бури,  лесные пожары, процессы разложения растений и животных. Наиболее значительными из выше указанных загрязнителей являются лесные пожары, особенно в наше время, когда из-за высокой температуры они приобретают угрожающие масштабы, особенно летом13.

К основным антропогенным источникам загрязнения  относят предприятия топливно-энергетического  комплекса, транспорт, разные машиностроительные предприятия, предприятия тяжелой промышленности.

Наиболее  значительные из них:

1. Тепловые  электростанции загрязняют атмосферу  выбросами, которые содержат сернистый ангидрид, двуокись серы, оксиды азота, сажу, пыль и золу, которые содержат соли тяжелых металлов.

2. Комбинаты  черной металлургии, которые включают в себя доменное, сталеплавильное, прокатное производство, агломерационные фабрики, коксохимические заводы и др.

3. цветная  металлургия, которая загрязняет атмосферу соединениями цветных и тяжелых металлов, парами ртути, сернистым ангидридом, окисями азота, углевода и др.

4. Машиностроение  и металлообработка. Выбросы этих предприятий содержат аэрозоли соединений цветных и тяжелых металлов, в том числе паров ртути. Нефтеперерабатывающая и нефтехимическая промышленность является источником таких загрязнителей атмосферы как сероводород, сернистый ангидрид, окись углерода, аммиак, углеводород и бензаперен. 14.

5. Предприятия органической химии. Выбросы большого количества органических веществ, которые имеют сложный химический состав, соляной кислоты, соединений тяжелых металлов, содержат сажу и пыль.

6. Предприятия  неорганической химии. Выбросы  в атмосферу от этих предприятий  содержат окиси серы и азота,  соединения фосфора, свободный  хлор, сероводород.

7.Автотранспорт. 

Географические  закономерности распространения загрязнителей, которые от него поступают очень сложные и определяются не только конфигурацией сети автомагистралей и интенсивностью автотранспорта, но и большим количеством перекрестков, где транспорт стоит определенное время с включенными двигателями. Количество транспорта во всем мире составляет630 млн. единиц.

Загрязнение окружающей среды автотранспортом - одно из наиболее небезопасных для здоровья человека, так как выхлопные газы поступают в атмосферу, где затруднено их рассеивание. В составе отработанных газов автомобилей находится большое количество оксида азота, неспаленные углероды, альдегиды и сажа, а также монооксид углерода.

В связи с  огромным количеством автотранспорта он оказывает огромное влияние на состояние атмосферы и здоровье людей. Считается, что из-за выхлопных газов ежегодно умирают тысячи людей, а ущерб, который они наносят окружающей среде, оценивают в миллиарды долларов. Выбросы выхлопных газов влияют на развитие многих болезней.

Промышленные  выбросы оказывают негативное влияние  на здоровье людей, разрушают материалы и оборудование, снижают продуктивность лесного и сельского хозяйства.

В наше время  ученые активно работают над созданием  технологий по утилизации выбросов,  экологически чистого производства, топлива. Созданы технологии по утилизации выбросов. Для очищения выбросов необходимо сооружать очистительные сооружения. Если бы все химические предприятия собирали выбросы производства, они бы получили десятки тысяч тонн таких ценных веществ, как азотная и серная кислота, сернистый ангидрид, фтор и др15.

К сожалению, созданные эффективные технологии производства не применяются на большинстве предприятий из-за их дороговизны, а иногда, из-за пренебрежения экологической проблемой.

Выбросы в  атмосферу загрязняющих веществ  характеризуются по четырем признакам: по агрегатному состоянию, химическому составу, размеру частиц и массовому расходу выброшенного вещества. Загрязняющие вещества выбрасываются в атмосферу в виде пыли, дыма, тумана, пара и газообразных веществ. Наиболее распространенными загрязняющими веществами, поступающими в атмосферный воздух от техногенных источников являются: оксид углерода, диоксид серы, оксиды азота, углеводороды, пыль, оксид углерода - самая распространенная и наиболее значительная примесь атмосферы, называемая в быту угарным газом. Содержание СО в естественных условиях от0,01 до 0,2 мг.м3,но в крупных городах содержание его колеблется в пределах1-210мгм3.наиболее высокая концентрация наблюдается на улицах и площадях городов с интенсивным движением, особенно у перекрестков. Его удельный вес составляет более 50% от общего объема выбросов.

Диоксид серы - бесцветный газ с острым запахом. До 70% его выбросов образуются в результате сжигания выбросов, мазута - около15%.

Выбросы, содержащие примеси в виде частиц дыма, тумана или пара называются аэрозолями. Общее число разновидностей загрязняющих атмосферу аэрозолей исчисляется сотнями. Аэрозоли оказывают губительное влияние на озоновый слой атмосферы16.

 

Глава 2. Нормирование антропогенного воздействия  на атмосферу

2.1. Принципы экологического нормирования

Нормирование  – это деятельность по установлению предельно допустимых влияний человека на природу.   Под нормированием в области природопользования и охраны окружающей среды понимается установление уполномоченными государственными органами экологических нормативов в соответствии с требованиями законодательства.

Совокупность  правовых норм, регулирующих отношения  по разработке, принятию и обеспечению  соблюдения экологических нормативов и стандартов, образует институт экологического права.

 Другими  словами, нормирование и стандартизация  являются одной из функций  государственного управления охраной  окружающей среды и природопользованием.

В Российской Федерации имеется немало нормативных  правовых актов, регулирующих отношения  в области экологического нормирования и стандартизации. В числе основных следует назвать Закон РСФСР  «Об охране окружающей природной  среды», разд. IV которого - «Нормирование  качества окружающей природной среды  » - определяет систему экологических  нормативов и стандартов, критерии их установления, органы, ответственные  за разработку и утверждение этих нормативов. Законом РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определяются требования к санитарно-гигиеническому нормированию в области охраны среды  обитания. Правовые основы экологической  стандартизации устанавливаются Законом  РФ «О стандартизации».

Применительно к использованию отдельных природных  ресурсов и их охране нормирование регулируется соответствующим природ ресурсным законодательством - земельным, водным, лесным, об охране атмосферного воздуха, о животном мире и др.

Важную  роль в экологическом нормировании играет порядок разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов, утвержденный постановлением Правительства РФ от 3 августа 1992г.

В системе  нормативных правовых актов, регулирующих отношения в рассматриваемой  области, имеется значительное число  норм по экологическому нормированию и стандартизации, определяющих компетенцию  государственных органов в данной сфере. Они содержатся, например, в  положениях о конкретных государственных  органах. Речь идет, в частности, о положении, о государственном комитете РФ по охране окружающей среды,  в утвержденном постановлении  правительства РФ от 30 мая 1997 г. Положении о Министерстве здравоохранения РФ, утвержденном постановлением правительства РФ от 3 июня 1997г. Положение о государственном комитете РФ по стандартизации, метрологии и сертификации, утвержденном постановлением Правительства РФ от 25 декабря 1992 г. и др.

Система экологических нормативов и стандартов предопределяется практическими потребностями  в использовании разных видов  нормативов применительно к видам  экологически значимой деятельности или  продукции как инструментов для  решения задач охраны окружающей среды. В систему экологических  нормативов и стандартов входят:

    • нормативы качества окружающей среды;
    • нормативы предельно допустимого вредного воздействия на состояние окружающей среды;
    • нормативы использования природных ресурсов;
    • экологические стандарты;
    • нормативы санитарных и защитных зон.

 

Экологические нормативы устанавливаются Министерством  природных ресурсов РФ, другими специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации в  области охраны окружающей среды  и использования природных ресурсов, органами санитарно-эпидемиологического надзора в соответствии с их компетенцией.

Проекты нормативов разрабатываются самими предприятиями, учреждениями и организациями - природопользователями с учетом предложений органов местного самоуправления, научных учреждений, общественных организаций  и мнения населения. Предприятиям, учреждениям  и организациям - природопользователям устанавливаются нормативные объемы предельно допустимых и временно согласованных выбросов и сбросов  загрязняющих веществ в окружающую природную среду с указанием  этапов и сроков достижения нормативов предельно допустимых выбросов и  сбросов. Лимиты размещения отходов  устанавливают место их размещения, предельные размеры выделяемой площади (объемов) для складирования, способы  и условия хранения отходов и  другие показатели, связанные с предотвращением  или ограничением отрицательного влияния  на состояние окружающей природной  среды и условия жизни населения. Лимиты использования природных  ресурсов устанавливаются на определенный срок по каждому виду используемых (изымаемых) природных ресурсов и  могут пересматриваться с учетом развития техники, усовершенствования технологических процессов, изменения  потребности в данном виде ресурса  и его состояния, а также других факторов. В соответствии с установленными нормативами предприятиям, учреждениям  и организациям - природопользователям в установленном порядке выдается разрешение на выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную  среду, использование (изъятие) природных  ресурсов, размещение отходов.

Министерство  природных ресурсов РФ осуществляет общее методическое обеспечение  работ по установлению экологических  нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную  среду, лимитов использования природных  ресурсов, размещение отходов.

При установлении нормативов должны учитываться передовые  достижения науки и техники в  области рационального и комплексного использования природных ресурсов и охраны окружающей природной среды, международные правила и стандарты в области охраны окружающей среды, технико-экономические возможности предприятий, учреждений и организаций - природопользователей, природно-климатические особенности территорий. Нормативы, как правило, разрабатываются по результатам завершенных, специально проведенных научных исследований, изыскательских и проектных работ. В отдельных случаях, при отсутствии достаточного объема научно-обоснованной информации, при установлении нормативов допускается использование экспертных оценок.

Статья 20 ФЗ «Об охране окружающей среды» закрепляет требования к разработке нормативов в области охраны окружающей среды. В частности:

проведение  научно-исследовательских работ  по обоснованию нормативов в области  охраны окружающей среды;

проведение  экспертизы, утверждение и опубликование  нормативов в области охраны окружающей среды в установленном порядке;

установление  оснований разработки или пересмотра нормативов в области охраны окружающей среды;

осуществление контроля над применением и соблюдением нормативов в области охраны окружающей среды;

формирование  и ведение единой информационной базы данных нормативов в области  охраны окружающей среды;

оценку  и прогнозирование экологических, социальных, экономических последствий  применения нормативов в области  охраны окружающей среды.

Базовые принципы существующей системы нормирования были разработаны в социально-экономических  и политических условиях, значительно  отличающихся от современных. В них не были учтены многие принципиальные положения современной системы природоохранного регулирования17.

 

Уровень загрязнения воздуха - особенно в  крупных промышленных городах, уже  превышает все мыслимые нормы, а  площадь нарушенных земель России составляет сегодня более миллиона гектаров. Все эти факты говорят только об одном: нужно срочно менять систему  государственного контроля над экологией. России необходима новая система экологического нормирования.

2.2. Основные понятия и методика  установления предельно допустимых концентраций (ПДК) атмосферы.

Количество атмосферного воздуха  – это совокупность его свойств, определяющих степень воздействия физических, химических, биологических факторов на людей, растительный и животный мир, а также на материалы, конструкции и окружающую среду в целом. Качество атмосферного воздуха считается удовлетворительным, если содержание примесей в нем не превышает предельно допустимой концентрации (ПДК) - максимальной концентрации примесей в атмосфере, отнесенные к определенному времени осреднения, которые при периодическом воздействии или на протяжении всей жизни человека не оказывает на него и на окружающую среду в целом прямого или косвенного воздействия, включая отдаленные последствия. Под прямым воздействием понимается нанесение организму человека временного раздражающего воздействия, вызывающее ощущение запаха, кашель, головную боль. При накоплении в организме вредных веществ выше указанной дозы могут возникать патологические изменения отдельных органов или организма в целом. Под косвенным воздействием понимаются такие изменения в окружающей среде, которые, не оказывая вредного влияния на живые организмы, ухудшают обычные условия обитания: поражаются зеленые насаждения, увеличивается число туманных дней.

Информация о работе Антропогенное воздействие на атмосферу