Анализ проектной деятельности школьников в экологическом обучении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 19:16, доклад

Описание

Анализ литературных данных позволил выявить отличительные черты проектной деятельности в сфере экологии, осуществляемой с целью обучения [1-3]. Во-первых, основной целью учебного проекта является приобретение учащимися опыта организации собственной деятельности, т.е. получение процедурных знаний. Такая цель, как получение новой информации об объекте или изменение его содержания, занимает подчиненное положение.

Работа состоит из  1 файл

УДК 541.doc

— 32.50 Кб (Скачать документ)

УДК 631.28

АНАЛИЗ ПРОЕКТНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ  ОБУЧЕНИИ.

Таштемирова З. – студентка группы ФК-10-5Р

Оспанова Г.С. – к с-х.н, доцент

     Анализ литературных данных позволил выявить отличительные черты проектной деятельности в сфере экологии, осуществляемой с целью обучения [1-3]. Во-первых, основной целью учебного проекта является приобретение учащимися опыта организации собственной деятельности, т.е. получение процедурных знаний. Такая цель, как получение новой информации об объекте или изменение его содержания, занимает подчиненное положение.

     Во-вторых, обязательным  участником проектной деятельности  учащихся является педагог. При этом диапазон его ролей может варьировать от полноправного участника на всех этапах выполнения проекта до консультанта или наблюдателя.

     В-третьих, любая деятельность  в сфере экологии, в том числе  исследовательская, осуществляемая  в рамках учебных проектов, имеет  выраженный социальных характер. Результаты проектной деятельности  обладают свойством объективной (социальной) новизны, так как могут быть использованы для решения экологических проблем.

     В-четвертых, важным  аспектом проектной деятельности  в сфере экологии является  обязательное публичное представление  ее результатов. Это значимо  не только для приобретения учащимися опыта, но и для формирования общественного экологического сознания.

     Исходя из этого,  мы предлагаем выделить в проектной  деятельности два основных направления:

     -деятельность в сфере  биологической экологии, которую  можно определить как форму целесообразной активности учащихся, направленную на добывание, усвоение, использование или передачу добытых знаний о взаимосвязях живых систем (организмов, популяций, сообществ живого вещества биосферы) и сред их обитания;

     -деятельность в сфере прикладной экологии (природопользования и охраны природы), которую можно определить как форму целесообразной общественно значимой активности учащихся, направленную на добывание, усвоение, использование или передачу добытых знаний о закономерностях общественных отношений, прямо или косвенно связанных с природой.

     В зависимости от  принятого основания для классификации  проектов можно выделить следующие  виды проектов [4]:

     -по числу учащихся: индивидуальный, парный, групповой  проекты;

     -по доминирующему методу: игровой, исследовательский, творческий проекты;

     -по предметной области:  монопредметный, межпредметный, непредметный  проекты;

     -по продолжительности:  краткосрочный, средней продолжительности,  долгосрочный проекты. 

     В реальной  практике чаще всего приходится  иметь дело со смешанными типами  проектов, в которых имеются признаки  исследовательских и творческих  проектов, каждый тип проекта  имеет свои сроки исполнения, этапность, количество участников. В школе-лицее №15 им. Д.И.Менделеева используются преимущественно групповые исследовательские межпредметные проекты разной продолжительности. Особое место занимают социальные проекты. При этом социальное проектирование ставит две лавные цели:

     -привлечение  внимания школьников к актуальным социальным проблемам данного местного сообщества;

     -включение  старшеклассников в реальную  практическую деятельность по  разрешению одной из этих проблем  силами самих учащихся.

    Основными  задачами социального проектирования  мы считаем следующие:

     -повышение  общего уровня культуры школьников  за счет получения дополнительной  информации;

     -формирование  навыков «разумного социального»  поведения в сообществе;

     -закрепление  навыков командной работы;

     -совершенствование  полезных социальных навыков и умений (планирование предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов и т.п.).

     Технология  разработки социального проекта  осуществляется пошагово. Начинается  работа с изучения общественного мнения о состоянии социальной ситуации в местном сообществе в данное время. Затем выявляется противоречие, на основании которого формулируется социальная проблема, актуальная в данном местном сообществе; определяются цели и задачи социального проекта.

Литература.

  1. Аутаева А.Н. Комплексные самостоятельные исследования учащихся  в процессе экологического образования. –СПБ.,1992.
  2. Кальней В.А., Мищенко Е.А и др. Структура и  содержание проектной деятельности // Стандарты и мониторинг в образовании, 2004.-№4
  3. Кошкарова Н., Лаврушко О., Чудов В. Проектно-исследовательская деятельность школьников // народное образование , 2005.-№5
  4. Сергеев И.С. как организовать проектную деятельность учащихся : практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2006.

Информация о работе Анализ проектной деятельности школьников в экологическом обучении