Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 22:34, статья
На первый взгляд ответ на вопрос о том, что считать трудом очевиден, ведь каждый из нас сталкивается с этим понятием ежедневно. Однако, в специальной литературе нет четкого однозначного определения понятия труда. В русском языке под словом труд понимается несколько значений: 1) целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей, необходимых для жизни людей; 2) работа, занятие; 3) усилие, направленное к достижению чего-нибудь; 4) результат деятельности работы, произведение.
Значение труда в жизни человека и общества
На первый взгляд ответ на вопрос о том, что считать трудом очевиден, ведь каждый из нас сталкивается с этим понятием ежедневно. Однако, в специальной литературе нет четкого однозначного определения понятия труда. В русском языке под словом труд понимается несколько значений: 1) целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей, необходимых для жизни людей; 2) работа, занятие; 3) усилие, направленное к достижению чего-нибудь; 4) результат деятельности работы, произведение.
В экономической литературе доперестроечного периода широко распространенным являлось определение труда, которое дал К. Маркс. Труд - "это процесс совершающийся между человеком и природой, т.е. целесообразная деятельность человека, в процессе которой он своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой, создает необходимые потребительные стоимости”. Это определение не утратило своего значения по настоящее время, и его использует большинство экономистов (в том числе и автор).
Труд как всеобщее условие обмена веществ между человеком и природой, представляет неотъемлемое условие человеческой жизни. Труд является основой жизнедеятельности и развития человека. История человечества свидетельствует, что благодаря труду человек выделился из мира животных. Воздействуя на окружающую среду и изменяя ее, люди, побуждаемые все возрастающими потребностями, развивают способности к труду, обогащают свои знания, увеличивают сферу своей трудовой деятельности. Объективные условия существования побуждают человека трудиться. Труд в этом смысле не зависит от какой бы то ни было определенной общественной формы жизни, т.е. он как отношение человека к природе одинаков для всех общественных форм, для всех способов производства, для любого общественного строя.
“Труд” 
и “работа” не являются понятиями 
равнозначными или 
Обязательными элементами труда являются:
Рабочая сила - совокупность физических и духовных способностей человека, которые используются им в процессе труда. Это главная производительная сила общества.
Средства производства, которые состоят из предметов труда и средств труда. Предметы труда - это продукты природы, которые подвергаются тем или иным изменениям и превращаются в потребительные стоимости. К предметам труда относятся земля и ее недра, флора и фауна, сырье и материалы, энергетические и информационные потоки и т.д. Средства труда - это орудия производства, при помощи которых человек воздействует на предметы труда (машины, приборы, оборудование, инструменты и т.д.).
“Процесс труда” - есть процесс объединения и потребления рабочей силы и средств производства в целях создания новых потребительных стоимостей. Процесс труда осуществляется в определенной окружающей среде, которая характеризуется различными условиями труда. Причем процесс труда - это не просто механическое соединение трех его основных элементов, а органическое их единство, решающий фактор которого человек. В процессе труда человек при помощи средств труда осуществляет заранее намеченные изменения в предмете труда. Результатом процесса труда является продукт труда.
Труд - это деятельность человека обладающая следующими свойствами:
1. Осознанностью действий. Это означает, что человек, прежде чем начать трудиться создает в своем сознании проект, т.е. мысленно идеально представляет результат труда. Например, как товаропроизводитель он определяет какие продукты, в каком количестве и когда надо производить. Не осознанные, инстинктивные действия не являются трудом. Для иллюстрации этого К. Маркс образно сравнивал труд архитектора и пчелы. Он писал, что самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. Пчела же совершает свои действия интуитивно.
2. Целесообразностью действий. После того как создан проект человек продумывает модель действий, а затем уже приступает к осуществлению заранее выработанных намерений. В нашем примере это означает: как эти продукты надо производить, из каких ресурсов, какой технологией.
3. Результативностью действий. Любая деятельность завершается определенным результатом, но труду свойственен не просто результат, а общественно полезный результат, поэтому труд должен обладать следующим свойством.
4. Общественной полезностью действий. Люди производят блага не в одиночку, изолированно друг от друга, а сообща, объединившись в трудовые коллективы или на основе более или менее прочных контактов между собой, производя продукт для себя и для общества.
5. Энергозатратностью действий. Это проявляется в том, что на осуществление трудовой деятельности затрачивается определенная физическая и умственная энергия.
Чтобы существовать, человек 
должен не только познавать окружающий 
мир, но и изменять его, заниматься трудовой 
деятельностью. 
«Труд,— писал Маркс,— есть 
прежде всего процесс, совершающийся между 
человеком и природой... Для того чтобы 
присвоить вещество природы в форме, пригодной 
для его собственной жизни, он приводит 
в движение принадлежащие его телу естественные 
силы: руки и ноги, голову и пальцы. Воздействуя 
посредством этого движения на внешнюю 
природу и изменяя ее, он в то же время 
изменяет свою собственную природу». 
Труд представляет собой 
деятельность, целью которой является 
создание общественно полезного продукта, 
материального или духовного (к последнему 
относятся, например, произведения искусства). 
Труд тесно связан с познавательной деятельностью, 
так как любая работа требует знаний и 
опыта. Труд людей, как правило, имеет общественный 
характер. 
В трудовой деятельности 
проявляются качества личности, особенности 
психических процессов и свойства человека. 
Вместе с тем труд является главным средством 
совершенствования этих процессов и формирования 
качеств личности. Благодаря трудовой 
деятельности у человека развиваются 
мышление, способности, интересы, приобретаются 
знания, умения и навыки, укрепляется воля, 
формируется характер. 
Труд вызывает различные 
чувства, в зависимости от объективных 
условий, в которых человек работает. При 
капитализме трудящиеся, чтобы не умереть 
с голоду, принуждены продавать свою рабочую 
силу владельцам земли, фабрик и заводов. 
При социализме каждый трудится для себя 
и общества, ради благополучия всех его 
членов, и отношение к труду у человека 
иное. 
О радостных переживаниях, 
которые дает труд, в особенности успешный, 
говорят представители всех профессий. 
Недаром поэт В. Я. Брюсов писал: 
Великая радость — работа 
В полях, за станком, за столом! 
Работай до жаркого пота, 
Работай без лишнего счета, 
Все счастье земли — за трудом! 
Посильная физическая и 
умственная работа, проводимая ради разумно 
поставленной цели, благоприятно влияет 
на здоровье и психику человека, делает 
его жизнерадостным, уравновешенным, создает 
у него хорошее внутреннее состояние, 
повышает общий жизненный тонус, способствует 
долголетию. 
Академик И. П. Павлов писал: 
«Всю мою жизнь я любил и люблю умственный 
труд и физический и, пожалуй, даже больше 
второй. А особенно чувствовал себя удовлетворенным, 
когда в последний вносил какую-нибудь 
хорошую догадку, т. е. соединял голову 
с руками». 
С. П. Королев, Главный конструктор 
космических кораблей, тоже увлекался 
физической работой. Дом, в котором он 
жил, окружали фруктовый сад и кусты роз. 
В книге «Дорога в космос» Юрий Гагарин 
писал о Королеве: «Всю эту пышную растительность 
он посадил своими руками. Он любил запахи 
взрыхленной почвы... Любил физический 
труд, часто с лопатой в руках копался 
в земле».
Информация о работе Значение труда в жизни человека и общества