Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 05:02, реферат
Общество всегда уделяет особое внимание проблеме поведения людей, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам. Религия, литература, искусство, наука, философия с различных сторон рассматривают и оценивают это явление. Актуальность проблемы насилия по отношении к детям обусловила возникновение в рамках психологии особого направления (специальной психологической теории) – психологии девиантного поведения.
Введение 4
Глава 1. Рост насилия в  социально-неблагополучных слоях общества 5
1.1 Изменения в современном  российском обществе и их воздействие  на ребенка 5
1.2 Причины и последствия  роста агрессивности населения  8
Глава 2. Жестокое обращение  в семье и школе 12
2.1 Вербальные и невербальные  отношения в семье и психологическая  заброшенность 12
2.2 Психологические последствия  плохого обращения в неблагополучных  семьях 17
2.3 Школа и насилие в  школе – критическое отношение  20
Глава 3. Виктимность поведения  ребенка 23
Глава 4. Новые тенденции  в вопросах насилия по отношению  к детям 27
4.1 Связь юриспруденции,  психологии и социологии в  вопросах насилия по отношению  к детям 27
4.2 Анализ позиций насилия  33
Заключение 41
Список литературы 45
Соответственно, общим законам 
подчиняются и механизмы 
«Строгий стиль» воспитания в качестве основного средства воздействия на личность подразумевает наказание. Проблеме наказания посвящено немало отечественных исследований, которые обращают внимание на недостаточную эффективность наказания как метода воспитания. Многие данные говорят о том, что при определенных обстоятельствах применение наказания может способствовать обучению агрессии, которую взрослый пытается подавить с помощью наказания.
Влияние наказания на человеческое 
поведение чрезвычайно 
Выявлена тесная связь между родительским воздействием и проявлениями детской враждебности. Наказание способствует проявлению агрессивных побуждений за пределами той ситуации, где оно имело место, а сдерживающий эффект наказания проявляется в границах узкого круга обстоятельств.
В настоящее время, подавляющее 
большинство исследователей признает, 
что применяемое по отношению 
к детям наказание (особенно физическое) 
выступает как модель агрессивного 
поведения. Во многих случаях агрессия 
в виде наказания не осуждается окружающими. 
В результате оно способствует не 
столько преодолению агрессии, сколько 
вызывает ее трансформацию и побуждает 
ребенка к поиску приемлемых оправданий 
совершенных агрессивных 
Агрессивность и жестокость 
в воспитании детей формирует 
людей малообразованных, не умеющих 
трудиться, создавать семью, быть хорошими 
родителями, гражданами своей страны, 
ведет к воспроизводству 
Глава 2. Жестокое обращение в семье и школе
2.1 Вербальные и невербальные 
отношения в семье и 
Социальный портрет 
В соответствии с динамикой разводов с 1989 по 1995 год в 1,14 раза возросла доля неполных семей с одним родителем с детьми до 18 лет.
Социальная динамика современной 
семьи характеризуется 
В рамках этих кризисных явлений 
укорачивается период полноценной 
и оптимальной семейной социализации, 
ослабляется роль родительского 
авторитета, нарушаются ценности устойчивой 
полной семьи как социальной нормы. 
В целом это приводит к тому, 
что семья утрачивает свой социализирующий 
потенциал по выхаживанию и воспитанию 
детей. По мнению ведущих как отечественных, 
так и зарубежных специалистов, занимающихся 
ключевыми проблемами сохранения семьи, 
описанные социологические 
В основе динамики семьи, как основного фактора жестокого обращения с детьми, необходимо выделить два взаимосвязанных типа воздействия на ребенка: семейные отношения (вербальные отношения) и семейное воспитание (невербальные отношения).
Для здоровой семьи характерна:
Опору семьи создают взаимно солидарные и поддерживающие друг друга родители. Они же обеспечивают и чувство безопасности для детей.
Для конфликтной (дисфункциональной) 
семьи типичны «запутанные 
В таких семьях часто наблюдаются 
проблемы с алкоголем. Постоянно, особенно 
у женщин, встречаются психосоматические, 
т.е. связанные с психогенными причинами 
нарушения со стороны здоровья, поэтому 
могут наблюдаться «
Во многом это определяет 
и невербальную сторону семейных 
отношений. В таких семьях дети переживают 
тревогу перед 
Для распавшейся семьи 
характерно соединение неприязненных 
отношений с застывшими, уходящими 
в прошлое конфликтами. Такая 
ситуация утяжеляется в тех случаях, 
если поведение ребенка, связанное 
с употреблением алкоголя или 
наркотиков, помогает сохранить замкнутый, 
конфликтный круг отношений, т.к. за 
этим может стоять неосознаваемое ребенком 
желание восстановить распавшиеся 
отношения. В подобных случаях дети 
и подростки могут прибегать 
к использованию наркотиков для 
своеобразного «шантажа» и 
Для асоциальной семьи с наркологическими проблемами и противоправным поведением членов семьи характерны:
Дети, проживающие в такой семье, испытывают различные формы психологического давления:
Они вынуждены соизмерять свое поведение с «двойным стандартом правил» – аморальным как нормой поведения внутри своей семьи и моральными требованиями, правилами поведения вне семьи – в школе, в общении с другими. В такой ситуации дети стремятся перенести стиль внутрисемейных «образцов поведения» на свои взаимоотношения с окружающими, навязать его, если не встречают отпора.
Большой интерес для исследования 
агрессивности ребенка как 
Формирующаяся под воздействием 
тоталитарного сознания взрослых двойная 
идентификация ребенка (когда есть 
разделение «я для себя» и «я для 
семьи») оказывается мощной основой 
для внутреннего отчуждения ребенка 
от семьи. И даже при сохранении высокой 
эмоциональной привязанности 
Отсюда нередки случаи психологического насилия в современной семье, а сексуальное, физическое насилие, жестокость по отношению к ребенку представляют собой крайнее выражение психологического насилия.
Можно добавить, что «строгий 
стиль» воспитания, ориентированный 
на воспитание детского послушания, приводит 
к возникновению у ребенка 
повышенной эмоциональности, делая 
для него маловероятными размышления 
о своих действиях или 
Все вышесказанное заставляет серьезно задуматься над следующими проблемами: способны ли современные родители адекватно проявлять свою любовь к ребенку, быть искренними в отношениях с ним.
2.2 Психологические последствия 
плохого обращения в 
Главным вопросом о психологических 
последствиях плохого обращения, который 
встает перед специалистом, обращающимся 
к анализу вербальных и невербальных 
семейных отношений, является вопрос о 
характере семейного 
Настоящее время российское 
общество характеризуется таким 
положением, когда каждая отдельная 
семья остается одни на один с проблемами 
своих детей (уходы из дома и бродяжничество, 
алкоголизация и наркотизация, нарушения 
сексуальной ориентации и другие, 
грозящие риском проблемного развития 
нарушения поведения) и вынуждена 
действовать вслепую. При этом неблагополучные 
семьи демонстрируют образцы 
злоупотребления алкоголем и 
наркотиками; в дисфункциональных, 
конфликтных семьях, вследствие запутанности 
семейных отношений, доминирует стремление 
ограничиться эпизодическим вмешательством 
в проблемное поведение детей. В 
благополучных семьях, как правило, 
преобладает тревога за складывающуюся 
ситуацию. Однако обычно сочетается с 
конфронтацией по отношению к 
влиянию сверстников, друзей ребенка 
по классу и по двору, т.е. доминирует 
установка на изоляцию от детско-подростковой 
среды, что фактически невозможно и 
не предупреждает различных форм 
проблемного, рискованного поведения 
и саморазрушающих «