Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 11:14, курсовая работа
Цель работы – исследовать степень зависимости уровня внимания и его произвольности от типа личности пользователя.
Задачи:
1)     Проанализировать разные подходы к изучению внимания человека;
2)     Проанализировать разные подходы к изучению типа личности пользователей компьютерных технологий;
Введение
Глава 1: Теоретические подходы к проблеме типа личности пользователя и его сопряжения со структурой и произвольностью внимания.
1.1 Классификации внимания и  развитие в онтогенезе, определение его свойств, функций и видов.
1.1.1 Свойства внимания.
1.1.2 Функции и виды внимания.
1.1.3 Развитие внимание в онтогенезе
1.2 Классификация типов личности пользователей компьютерных технологий.
1.2.1 Тип пользователя – «геймер»
1.2.2 Тип пользователя – «житель» Интернета
1.2.3 Тип пользователя – «хакер»
Глава 2: Опытно-экспериментальное исследование зависимости структуры внимания и его произвольности от типа личности пользователя компьютерных технологий
2.1 План исследования
2.2 Описание методик
2.3 Анализ данных исследования зависимости структуры внимания и его произвольности от типа личности пользователя компьютерных технологий. Теоретический и статистический анализ.
Заключение
Список литературы
Приложение
Целью эмпирического исследования является изучение степени зависимости уровня внимания и его произвольности от типа личности пользователя.
Задачами эмпирического исследования являются:
 Провести исследование структуры внимания подростков 13-14-ти лет с различными типами пользования компьютерными технологиями.
 Сделать выводы и практические рекомендации на основании полученных данных
Рабочая гипотеза: тип личности пользователей компьютерных технологий влияет на уровень функционирования у них произвольного внимания, его продуктивность.
Для решения поставленных задач в качестве базы исследования были выбраны учащиеся 7-8-ых классов МОУ Заволжской СОШ, располагающейся в поселке Заволжском Калининского района, в количестве 25 человек. Исследование проводилось с 10.03.2009 по 15.03.2009.
Исходя из поставленных задач исследования, применялись следующие методики: опросник на определение типа личности пользователей компьютерных технологий, методика «Красно-черная таблица», методика «Корректурная проба» (буквенный вариант), методика «Расстановка чисел».
В данной работе были использованы четыре методики, соответствующие цели исследования:
Опросник на определение типа личности пользователей компьютерных технологий (Приложение). Опросник составлен автором.
На основании данного опросника были выделены две группы подростков: увлекающиеся компьютерными технологиями и не интересующиеся ими. Подростки первой составили экспериментальную группу, разделенную на три типа личностей пользователей:
 «геймеры»
 «жители» Интернета
 «хакеры»
Подростки второй группы составили контрольную группу.
Описание методики «Красно-черная таблица»
Методика предназначена для оценки переключения внимания. Обследуемые должны находить на предложенной им таблице красные и черные числа попеременно и записывать только буквы, соответствующие этим числам, причем красные числа нужно находить в убывающем порядке, а черные – в возрастающем.
Перед началом исследования до испытуемых были доведены инструкции, по которым должна выполняться методика, а также цели исследования. Были обозначены временные рамки – пять минут на выполнении всей работы.
Методика оценивается по количеству правильно воспроизведенных пар букв [11].
Описание методики «Корректурная проба» (буквенный вариант)
Обследуемым предъявляется бланк с различными буквами в количестве сорок рядов по сорок букв в каждом. Испытуемые должны в каждом ряду вычеркивать определенную букву, которая стоит первой. Работа проводится на время с требованием максимальной точности. Время работы составляет пять минут.
Методика оценивает объем и концентрацию внимания. Объем внимания оценивается по количеству просмотренных букв, концентрация – по количеству сделанных ошибок (чем больше ошибок, тем ниже концентрация внимания). Таким образом, по представленной методике оцениваются два показателя [11].
Описание методики «Расстановка чисел»
Методика предназначена для оценки произвольного внимания. Испытуемым предлагаются два квадрата. В верхнем квадрате написаны числа в случайном порядке, которые нужно расставить в нижнем в возрастающем порядке. Числа записываются построчно, в верхнем квадрате никаких отметок делать нельзя.
Методика оценивается по количеству правильно записанных чисел.
На первом этапе исследования испытуемым предлагался опросник на определение типа личности пользователей компьютерных технологий. В работе был применен метод пассивного контроля зависимой переменной: из общей выборки были отобраны подростки с высокой и низкой степенью пользования компьютерными технологиями; испытуемые были включены в две группы:
На втором этапе испытуемым предлагалось, непосредственно, выполнить указанные выше методики.
На третьем этапе исследования обрабатывались методики, проводился теоретический и статистический анализ полученных данных, с учетом разделения испытуемых на контрольную и экспериментальную группу.
Выборка экспериментальной группы 15 человек, контрольной группы – 10 человек. Выборки подростков определялись по принципу пользующиеся и не использующие компьютерные технологии.
Результаты исследования контрольной группы по вышеуказанным методикам представлены в таблице №1. Средний показатель объема внимания – 1100; концентрации внимания – 2,6; переключения внимания – 12,2; произвольности внимания – 19,9.
Показатели внимания и его произвольности контрольной группы (не использующие компьютерные технологии).
Таблица 1.
Показатели внимания и его произвольности контрольной группы (не использующие компьютерные технологии)
Nr  | Объем внимания (просм.буквы)  | Концентрация внимания (кол-во ошибок)  | Переключение внимания (пары букв)  | Произвольность внимания (запис. буквы)  | 
1  | 720  | 3  | 8  | 18  | 
2  | 600  | 0  | 9  | 21  | 
3  | 1520  | 2  | 17  | 24  | 
4  | 1600  | 8  | 11  | 24  | 
5  | 840  | 4  | 16  | 25  | 
6  | 1160  | 2  | 8  | 22  | 
7  | 800  | 4  | 13  | 17  | 
8  | 1600  | 0  | 15  | 14  | 
9  | 1440  | 2  | 16  | 19  | 
10  | 720  | 1  | 9  | 15  | 
Сумма  | 11000  | 26  | 122  | 199  | 
Среднее  | 1100  | 2,6  | 12,2  | 19,9  | 
В таблице №2 представлены результаты исследования экспериментальной группы.
Таблица 2.
Показатели внимания и его произвольности экспериментальной группы (активно использующие компьютерные технологии).
Nr  | Объем внимания (просм.буквы)  | Концентрация внимания (кол-во ошибок)  | Переключение внимания (пары букв)  | Произвольность внимания (запис. буквы)  | 
1  | 1320  | 3  | 15  | 19  | 
2  | 1140  | 4  | 18  | 20  | 
3  | 1480  | 2  | 14  | 23  | 
4  | 1360  | 3  | 13  | 21  | 
5  | 1020  | 0  | 12  | 22  | 
6  | 1292  | 14  | 12  | 19  | 
7  | 1600  | 8  | 13  | 17  | 
8  | 1200  | 1  | 13  | 21  | 
9  | 1090  | 8  | 11  | 16  | 
10  | 960  | 0  | 14  | 18  | 
11  | 1060  | 10  | 12  | 15  | 
12  | 880  | 3  | 11  | 22  | 
13  | 1000  | 1  | 12  | 25  | 
14  | 1160  | 1  | 15  | 23  | 
15  | 1600  | 3  | 17  | 19  | 
Сумма  | 18162  | 61  | 202  | 300  | 
Среднее  | 1210  | 4  | 13,5  | 20  | 
Разница показателей внимания контрольной и экспериментальной групп является незначительной: объем внимания в контрольной группе – 1100, в экспериментальной – 1210; концентрация внимания соответственной – 2,6 и 4; переключение внимания – 12,2 и 13,5; произвольность внимания 19,9 и 20. На рисунке 1. Представлены средние показатели внимания по группам.
Рисунок 1. Средние показатели по группам
По данному графику видно, что у экспериментальной группы объем и переключение внимания выше, чем у контрольной. Количество ошибок больше у экспериментальной группы, следовательно, концентрация внимания выше у контрольной. Показатели произвольности внимания примерно равны у обеих групп.
Далее выясним, влияет ли тип личности пользователей компьютерных технологий на уровень объема внимания (Сводная таблица 1). Для этого условно обозначим «геймеров» цифрой 1; «жителей Интернета» – цифрой 2; «геймеров» – цифрой 3.
Сводная таблица 1.
Зависимость объема внимания от типа личности пользователя компьютерными технологиями
№  | Тип личности пользователя (х)  | Объем внимания (у)  | (Xi-Mx)  | (Yi-My)  | (Xi-Mx)²  | (Yi-My)²  | (Xi-Mx) (Yi-My)  | 
1  | 1  | 1320  | -1,5  | 110  | 2,25  | 12100  | -165  | 
2  | 2  | 1140  | -0,5  | -70  | 0,25  | 490  | 35  | 
3  | 2  | 1480  | -0,5  | 270  | 0,25  | 72900  | -135  | 
4  | 2  | 1360  | -0,5  | 150  | 0,25  | 22500  | -75  | 
5  | 2  | 1020  | -0,5  | -190  | 0,25  | 36100  | 95  | 
6  | 2  | 1292  | -0,5  | 82  | 0,25  | 6724  | -41  | 
7  | 2  | 1600  | -0,5  | 390  | 0,25  | 152100  | -195  | 
8  | 3  | 1200  | 0,5  | -10  | 0,25  | 100  | -5  | 
9  | 3  | 1090  | 0,5  | -120  | 0,25  | 14400  | -60  | 
10  | 3  | 960  | 0,5  | -250  | 0,25  | 62500  | -125  | 
11  | 3  | 1060  | 0,5  | -150  | 0,25  | 22500  | -75  | 
12  | 3  | 880  | 0,5  | -330  | 0,25  | 108900  | -165  | 
13  | 3  | 1000  | 0,5  | -210  | 0,25  | 44100  | -105  | 
14  | 3  | 1160  | 0,5  | -50  | 0,25  | 2500  | -25  | 
15  | 3  | 1600  | 0,5  | 390  | 0,25  | 152100  | 195  | 
∑  | 37/15≈2.5  | 18162/15=1210  | 
  | 
  | 5,75  | 710014  | -846  |