Явления стресса и его влияние на поведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 08:22, контрольная работа

Описание

Эмоции кратковременные, а чувства длительные и устойчивые, эмоциями мы реагируем на ситуацию, например, разрядился аккумулятор у сотового в самый неподходящий момент, возникает эмоция гнева или досады, эти эмоции кратковременные, когда Вы приедете домой, этих эмоций уже не будет. А чувства — это долгосрочное отношение к кому-либо или чему-либо, чувства устанавливают тесную эмоциональную связь с предметом (объектом), который имеет мотивационную значимость для человека, т.е. при встрече с объектом, или при воспоминании о нем, чувство каждый раз актуализируется с новой силой.

Содержание

Введение.................................................................................................................2
Чувства как устойчивые психические состояния, их виды………...................4
Значение эстетических чувств в развитии личности……………………..…...5
Различие собственно чувств и эмоций…………………………………………8
Фундаментальные эмоции………………………………………...…………….9
Эмоциональная жизнь человека……………………………………………….11
Функции эмоций………………………..………………………………………13
Связь эмоциональных и волевых процессов………….………………………16
Управление эмоциями…………………………………………………………..17
Явления стресса и его влияние на поведение…………………………………19
Заключение……………………………………………………………………....23
Литература…………………………...………………

Работа состоит из  1 файл

эмоции и чувства.doc

— 140.50 Кб (Скачать документ)

Содержание 

Введение.................................................................................................................2

Чувства как устойчивые психические состояния, их виды………...................4

Значение  эстетических чувств в развитии личности……………………..…...5

Различие  собственно чувств и эмоций…………………………………………8

Фундаментальные эмоции………………………………………...…………….9

Эмоциональная жизнь человека……………………………………………….11

Функции эмоций………………………..………………………………………13

Связь эмоциональных и волевых процессов………….………………………16

Управление  эмоциями…………………………………………………………..17

Явления стресса и его влияние на поведение…………………………………19

Заключение……………………………………………………………………....23

Литература…………………………...…………………………………………..24 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     В жизни часто смешивают такие понятия, как эмоции и чувства, однако явления эти разные и отражают разный смысл. Эмоции не всегда осознаются, иногда достаточно четко человек не может сформулировать какие эмоции он испытывает, например, люди говорят «во мне все закипает», что это означает? Какие эмоции? Гнев? Страх? Отчаянье? Тревога? Досада? Не всегда человек может определить сиюминутную эмоцию, зато чувство человек осознает практически всегда: дружба, любовь, зависть, враждебность, счастье, гордость.

     Эмоции  человек не всегда осознает: почему он их испытывает и какие конкретные эмоции, чувства же всегда осознаваемы, человек осознает почему он дружит или гордится, чувства — это личностное отношение к окружающей действительности (объектам и предметам).

     Наши  эмоции связаны с конкретной ситуацией, только «здесь и сейчас» возникает эмоция, т.е. эмоции — ситуативные и отражают наше оценочное отношение к ситуации (настоящей или будущей, или только возможной). Чувства — это устойчивое эмоциональное отношение к предмету (объекту), т.е. чувства — предметные и не связаны с ситуацией. А вот выражаются чувства через эмоции, в зависимости от того в какой ситуации человек оказывается. При этом эмоции и чувства могут не совпадать или противоречить друг другу, например, горячо любимый человек может в определенной ситуации вызвать эмоцию гнева.

     Эмоции  кратковременные, а чувства длительные и устойчивые, эмоциями мы реагируем на ситуацию, например, разрядился аккумулятор у сотового в самый неподходящий момент, возникает эмоция гнева или досады, эти эмоции кратковременные, когда Вы приедете домой, этих эмоций уже не будет. А чувства — это долгосрочное отношение к кому-либо или чему-либо, чувства устанавливают тесную эмоциональную связь с предметом (объектом), который имеет мотивационную значимость для человека, т.е. при встрече с объектом, или при воспоминании о нем, чувство каждый раз актуализируется с новой силой. Например, когда мы думаем о любимом человеке, мы можем улыбаться, испытывать некое волнение, радость, ощущать «теплое чувство» внутри.

     Чувства и эмоции тесно связаны между собой, но это не одно и тоже, эмоции сиюминутные, проявляются «здесь и сейчас» и относятся к конкретной ситуации, чувства — устойчивое, постоянное отношение человека к чему либо или чему либо, чувства не зависят от ситуаций. Таким образом, чувства как бы «выделяют» из ситуации конкретный объект, независимо от того, что происходит вокруг, а эмоции «срабатывают» на ситуацию в целом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Чувства как устойчивые психические  состояния, их виды.

     Чувства – особый вид эмоциональных переживаний, носящих отчетливо выраженный предметный характер и отличающихся сравнительной устойчивостью.

     Чувства – высший продукт культурно-эмоционального развития человека. Они связаны с определенными входящими в сферу культуры предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека.

     Чувства выполняют в жизни и деятельности человека, в его общении с окружающими людьми мотивирующую роль. В отношении окружающего его мира человек стремится действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства. Они всегда связаны с работой сознания, могут произвольно регулироваться. Проявление сильного и устойчивого положительного чувства к чему-либо или к кому-либо называется страстью. Устойчивые чувства умеренной или слабой силы, действующие в течение длительного времени, именуются настроениями.

По силе стремления к объекту выделяются страсти и увлечения.

     Особую  группу чувств составляют высшие чувства: нравственные, эстетические и интеллектуальные.

Моральным (нравственным) чувством называется эмоциональное отношение личности к поведению людей и своему собственному. К моральным чувствам относятся чувства симпатии и антипатии, привязанности и отчужденности, уважения и презрения, признательности и неблагодарности, любви и ненависти. Среди моральных чувств особо следует выделить чувство товарищества и дружбы, чувство долга и совести.

     Переживания, возникающие в процессе умственной деятельности, называют интеллектуальными чувствами. Любопытство, любознательность, удивление, уверенность в правильности решения задачи и сомнение при неудаче, чувство нового, побуждающее к поискам более глубоких знаний – вот примеры такого чувства. Интеллектуальные чувства выражают отношение человека к своим мыслям, процессу и результатам интеллектуальной деятельности. Интеллектуальные чувства связаны с умственной, познавательной деятельностью человека и постоянно сопровождают ее.

     Эстетическое  чувство – это непосредственное эмоциональное переживание человеком своего отношения к действительности, закрепляемое во всех видах его деятельности, включая художественное творчество. Как только переживание утрачивается, эстетическое отношение человека к действительности гаснет либо переходит в план суждения. Эстетическое чувство стимулирует социальную активность человека, оказывает регулирующее влияние на его поведение и воздействует на формирование общественно-политических, эстетических, этических и других идеалов личности. В эстетическом чувстве представлен весь духовный мир человека, его и индивидуальность и социальный опыт. Оно всегда имеет избирательно-оценочный характер. В эстетическом чувстве всегда преобладает положительная эмоция. На его базе формируется устойчивое, положительно окрашенное чувство радости, духовного комфорта. Луначарский говорил, что «эстетическое чувство – это чувство наслаждения жизнью».

Значение  эстетических чувств в развитии личности.

     Трудно  представить себе человека без радости, доставляемой ему искусством, без счастья эстетических переживаний. Эстетические чувства в обыденной жизни помогают нам воспринимать окружающую действительность как близкую нам, не чуждую, не враждебную. Эстетические чувства делают бытие многоцветным.

     Эстетические  чувства – сложное психическое  образование. Oни присущи лишь человеку как социальному существу. При этом их социальная природа определяется не только тем, что они возникли исторически, но и тем, что в онтогенезе личности они становятся человеческими лишь благодаря её участию в общественной жизни.

     Эстетические  чувства, как и вся эмоционально-чувственная  сфера человеческой психики, – своеобразная форма отражения действительности, в которой объект-субъектные отношения существенно отличаются от этих же взаимоотношений в познавательном отражении действительности.

     Субъективные  переживания личности – это часть  её собственной индивидуальной жизни, кровь и плоть её реального бытия. В эмоциях нет отделения объективного содержания, отражающего окружающую действительность, от внутренних состояний субъекта. В них мир не выступает чем-то существующим объективно, сам по себе, не имеющим отношения к жизни субъекта. Чувства и эмоции являются той формой психической деятельности, в которой человек присваивает себе объективный мир, делает его частью себя, придаёт ему субъективную значимость. И объективные свойства действительности в данном случае не имеют никакого значения для человека.

     Посредством эстетических чувств мы открываем красоту  мира и человека. Связь эстетических чувств с предметами, вызывающими их, настолько глубока, что некоторые психологи и эстетики стали утверждать, что эстетические чувства являются “вчувствованием” в предмет.

     Под влиянием эстетических чувств происходят существенные изменения в личности человека. Они оставляют неизгладимый след в нашей памяти, который сохраняется зачастую на всю жизнь. Этим объясняется надолго запоминающееся воздействие подлинных произведений искусства. Мы иногда лучше помним социальные явления, события, описанные художником, чем те, которые видели собственными глазами.

     Эстетические  чувства оказывают положительное, тонизирующее и оптимизирующее влияние на все психофизиологические процессы человека. Как правило, они стимулируют нашу творческую социальную активность. Эстетические переживания складываются в нашем сознании как мозаика. Это сложное сочетание и переплетение различных, как правило, противоположно направленных, более элементарных эмоциональных реакций, образов, идей, которые закономерно выстраиваются в нашем сознании. Поэтому их нельзя охарактеризовать какой-либо одной простой эмоцией. Смех и слезы, любовь и ненависть, симпатия и отвращение, счастье и горе, печаль и радость – все эти эмоции в каждом отдельном эстетическом переживании у человека сочетаются своеобразно, дополняя, уравновешивая, умеряя и облагораживая  друг друга. Так, например, смех, вызываемый произведениями искусства комедийного характера, сопровождается целой гаммой эмоций самой разной направленности и интенсивности. Известно, что Н. В. Гоголь характеризовал свой юмор как смех сквозь невидимые миру слезы. У  А. П. Чехова смешное всегда одновременно и печально, часто вызывает боль и у автора, и у читателя.

     При восприятии произведений искусства  человек не пассивно переживает те или иные эмоции. Он  всей душой, всей своей сущностью участвует в описываемых художником событиях. В эстетических чувствах присутствует волнение за судьбы героев, имеющее определённую линию развития: от зарождения чувства к его максимальной интенсивности и разрядке. Мы радуемся торжеству справедливости, победе героев, которым симпатизируем, испытываем страх, когда их жизни угрожает опасность, по-настоящему плачем, когда они погибают.

     Существенной  особенностью эстетических чувств является сложное взаимодействие в них эстетических и этических моментов в нашей психике.

Нравственно воспитанным человеком является не тот, кто лишь твердо знает нормы  и правила поведения, а тот, у кого знания неразрывно сливаются с чувством, превращаясь в убеждения, составляющие сущность человеческой личности. Именно благодаря эстетическим переживаниям наши знания о нормах поведения, наши представления о том, что хорошо и что плохо в жизни, получают своё эмоциональное “подкрепление” и становятся убеждениями, побудительными силами.

     Таким образом, мы видим, что эстетические чувства возникают в процессе эстетического освоения действительности. Они способствуют формированию определенных черт личности, принимают самое активное участие в ее социально-этическом воспитании и играют большую роль в саморегуляции психических и физиологических функций организма.

Различие  собственно чувств и  эмоций

Таблица   1 Сравнительная характеристика эмоций и чувств

Эмоции Чувства
Возникли  в процессе эволюции Возникли в  процессе эволюции
раньше. позже.
Присущи животным и человеку. В основном присущи  человеку.
Привязаны к ситуациям и событиям. Привязаны к  объектам.
Ситуативны  и кратковременны. Устойчивы и длительны.
Выделяют  явления, имеющие зна- Выделяют явления, имеющие стабиль-
чение «здесь и сейчас». ную мотивационную  значимость.
Одна  и та же эмоция проявляется Одно и то же чувство проявляется
в разных чувствах. в разных эмоциях.

     Если  дать сравнительную оценку соотношений между тремя основными составляющими эмоциональной сферы - эмоциональным тоном ощущений, эмоциями и чувствами, то можно сказать, что эмоциональный тон ощущений - еще не эмоция, а чувство - уже не эмоция.

Информация о работе Явления стресса и его влияние на поведение