"Я-концепция" как системы психологических особонностей отношения человека к себе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Августа 2012 в 21:32, реферат

Описание

отношение человека к себе, других людей к нему, оценка этого отношения

Содержание

Введение cтр.1

Социально-психологическая характеристика Я-концепции как научного феномена cтр. 2-4



Проблема "Я-концепции" в отечественной психологии cтр.5-9



Проблема "Я-концепции" в зарубежной психологии cтр.10-12



Заключение cтр.13



Список использованной литературы cтр.14

Работа состоит из  1 файл

Реферат по психологии.docx

— 35.35 Кб (Скачать документ)

Схему тела можно  назвать телесным Я образом личности. Она является базисом, на котором  развертывается дальнейшее развитие Я-концепции. Исходя из такою понимания схемы  тела, мы не можем согласиться с  мыслью, будто схема тела и самочувствие личности не входят в структуру Я, поскольку, как выражается В. Столин, "они встроены непосредственно в психическую структуру организма". Схема тела и самочувствие (как переживание актуального восприятия собственного тела и его функционального состояния) являются не "аналогами Я на уровне организма", а полноценными "блоками" или подструктурами Я-концепции. Схема тела является относительно устойчивой подструктурой Я-концепцин, ситуативно выражающейся в сходных (в основных чертах) Я-образах (особенно после юношеского возраста.

2. Настоящее (актуальное) Я. В структуру настоящего Я включают то, каким человек кажется себе в действительности в данный момент. Развитая человеческая личность имеет систему представлений о себе, которые она считает соответствующими реальности. Это система приписываемых себе в данный "момент" ее жизни качеств. Настоящее Я участвует в адаптации личности в актуальных социальных ситуациях, но если ситуации меняются то настоящее Я претерпевает некоторые изменения, обеспечивающие гибкое реагирование и регулирование поведения и, тем самым, адаптацию личности.

3. Динамическое  Я, Динамическое Я представляет  собой тот тип личности, каким  индивид поставил перед поставил  перед собой цель стать. Это  уже относительно устойчивая  подструктура Я-концепции которая  зависит от социального статуса  личности и возможности успехов.

4. Фантастическое  Я. В эту подструктуру входит  представление о том, каким  хотел бы стать человек, если  бы все было возможно, т.е. если бы можно было отвлекаться от реальных условий жизнедеятельности и развития.

Поскольку с  достижением зрелости человек обычно все в большей степени становится реалистом, то мы предполагаем, что структура фантастического Я, начиная с конца юношеского возраста, постепенно свертывается. В повседневной жизни.

5. Идеальное  Я, адаптивные возможности личности  и "синдром Пеле". Идеальное Я как подструктура личности включает представление человека о том типе личности, каким он должен был бы стать, исходя из усвоенных моральных норм, идентификаций и образцов.

Идеальное Я  становится целью человека, к которой  он стремится более или менее  последовательно. Это те нормы, которые  желательны для наиболее значимых социальных

6. Будущее  или возможное Я. Эту подструктуру  Я-концепции М. Розенберг определил  как представление индивида о  том типе личности, каким он  может стать. Считается, что  этот тип может резко отличаться  от идеального Я: человек может  стремиться стать героем, в то  же время чувствует, что становится  мещанином. Иначе говоря, к своему  будущему Я человек в определенной  мере идет непроизвольно, помимо  своего желания и идеального  Я.

7. Идеализированное  Я. Такое наименование получил  тот образ, каким человеку приятно  видеть себя сейчас, каким ему  приятно выглядеть сейчас.

8. Представляемые  Я. Под названием представляемых  Я-образов понимают такие образы  и маски, которые индивид выставляет  напоказ, чтобы скрыть за ними  какие-то отрицательные или болезненные  черты, идиосинкразии, слабости  своего реального Я.

9. Фальшивое  Я и его защитно-адаптивные  последствия. Поскольку самопознание - очень сложное и тонкое явление,  осуществляемое в значительной  степени социально опосредованными  путями, то человек нередко приобретает  искаженное представление о себе. Это чаще всего искаженное  настоящее (актуальное) Я, хотя в принципе любая из описанных подструктур Я-концепции может быть искаженной, неадекватной структуре реальной личности. Искаженное актуальное Я называют также фальшивым Я. Для поддержания фальшивых (но желательных) Я личность систематически использует такие механизмы, как самообман, дискредитация и вытеснение В результате этих процессов личность приобретает такие отрицательные черты самосознания и характера, как боязнь негативной самооценки, ожидание негативного отношения от других, неспособность к поступкам, обеспечивающим самоуважение и т д.

10. Соотношения  между центром Я и подструктурами  Я-концепции. Для понимания динамики  человеческой психики следует  иметь представление о том,  каким образом центральная инстанция  Я осуществляет контрольное управление  психической деятельностью. Бернс сосредотачивает свое внимание на трех основных составляющих Я-концепции. Когнитивной, поведенческой и оценочной составляющих Я-концепции

Когнитивная Я-концепция по мнению Бернса это  представления индивида о самом  себе, как правило, кажутся у убедительными  независимо от того, основываются ли они  объективном знании или субъективном мнении, являются ли я истинными  или ложными. Конкретные способы  самовоспитания, ведущего к формированию образа Я, могут быть самыми разнообразными.

Описывая  какого-то человека, мы обычно прибегаем  к помощи прилагательных: "надежный", "общительный", "сильный", и т.д. Все это - абстрактные характеристики, которые никак не связаны с конкретным событием или ситуациями. Как элементы обобщенного образа индивида они отражают, с одной стороны, устойчивые тенденции в его поведении, а с другой - избирательность нашего восприятия. То же самое исходит, когда мы описываем самих себя: мы в словах пытаемся выразить основные характеристики нашего привычного восприятия. Их можно перечислять до бесконечности, ибо им относятся любые атрибутивные, ролевые, статусные, психологические характеристики индивида, описание его имущества жизненных целей и т.п. Все они входят в образ Я с различным сдельным весом - одни представляются индивиду более значимыми, другие - менее. Причем значимость элементов самовоспитания и соответственно их иерархия могут меняться в зависимости от контекста, жизненного опыта индивида или просто под влиянием момента.

Проблема "Я-концепции" в зарубежной психологии

 

Есть разные подходы к пониманию Я - концепции  и ее структуры в работах зарубежных авторов:

В. Джеймс рассматривает  глобальную Я-концепцию как совокупность установок индивида - направленных на самого себя, эти установки имеют  разные модальности:

реальное  Я - это установки связанные с  тем как индивид воспринимает свои способности, свои роли, свой актуальный статус, т.е. те установки, которые связаны с представлениями о том какой он на самом деле.

зеркальное  я (социальное я) - это установки связанные с преставлениями индивида о том, как его видят другие.

идеальное я - это установки связанные с  представлениями индивида о том, каким бы он хотел стать.

Майерс Д. он добавляет к этим трем еще одну модальность это Возможное я - это установки связанные с  представлениями индивида о том, каким он боится стать в будущем. Функциями Я - концепции Я-концепции являются способность достижения внутренней согласованности личности Я-Конценция является источником ожидания личности - если бы у нас не было Я-Конценции - мы бы просто не росли.

Уильям Джемс  первым из психологов начал разрабатывать  проблематику Я-концепции. Глобальное, личностное Я (Self) он рассматривал как двойственное образование, в котором соединяться Я сознающее и Я как объект (Ме). Это - две стороны одной целостности, всегда существующие одновременно. Одна из них являет собой чистый опыт (Я-сознающее), а другая - содержание этого опыта (Я-как-объект). Это различие ясно зафиксировано в языке, поэтому говорить, что человек, с одной стороны, обладает сознанием, а с другой - осознает и, один из элементов действительности, - значит сложно объяснить очевидную вещь. Но подобное различие не так просто учесть в психологической теории. Поскольку всякий рефлексивный акт предполагает идентификацию Я-как-объекта и в то же самое время устанавливает нерасторжимую связь познаваемого и познающего: одно без другого в данном случае немыслимо. Поэтому личностное Я - это всегда одновременно и Я-сознающее. и Я-как-объект.

По мысли  Джемса, Я-как-объект - это все то, что человек может назвать  своим. В этой области Джемс выделяет четыре составляющие п располагает  их в порядке значимости: духовное Я, материальное Я, социальное Я и  физическое Я. Джемсу принадлежит первая и весьма глубокая концепция личностного  Я, рассматриваемого в концепцию  самопознания; он выдвинул гипотезу о  двойственной природе интегрального  Я.

Чарлз Кули. Первоначально точка зрения Кули заключалась в том, что индивид первичен по отношению к обществу. Однако позже он пересмотрел этот взгляд и в большей степени акцентировал роль общества, утверждая, что личность и общество имеют общий генезис и, следовательно, представление об изолированном и независимом эго-иллюзия. Действия индивидов и социальное давление оказывают взаимное модифицирующее влияние. Позже произошел дальнейший сдвиг в основах этой теории, когда Мид пришел к выводу о том, что личность фактически определяется социальными условиями.

Экспериментально  можно показать, что главным ориентиром для Я-концепции является Я другого  человека, то есть представление индивида о том, что думают о нем другие. Как неоднократно было показано, "Я-каким-меня-видят-другие" и "Я-каким-я-сам-себя-вижу" весьма сходны по своему содержанию. Кули первым подчеркнул значение субъективно интерпретируемой обратной связи, получаемой нами от других людей, как главного источника данных о собственном Я.

В 1912 году Кули предложил теорию "зеркального Я", утверждая, что представления индивида о том, как его оценивают другие, существенно влияют на его Я-концепцию.

Зеркальное  Я возникает на основе символического взаимодействия индивида с разнообразными первичными группами, членом которых  он является. Такая группа, характеризующаяся  непосредственным общением ее членов между собой, относительным постоянством и высокой степенью тесных контактов  между небольшим количеством  членов группы, приводит к взаимной интеграции индивида и группы. Непосредственные отношения между „членами группы предоставляют индивиду обратную связь  для самооценки. Таким образом, Я-концепция формируется в осуществляющемся методом проб и ошибок процессе, г. ходе которого усваиваются ценности, установки и роли.

Джордж Мид. В соответствии с концепцией "зеркального 'Г Кули Мид считал, что становление человеческого Я как много психического явления, в сущности, есть не что иное, как происходящий "внутри" индивида социальный процесс, в рамках которого возникают впервые выделенные Джемсом 'I сознающее и Я-как-объект. Далее Мид предположил, что через усвоение культуры (как сложной совокупности символов, падающих общими значениями для всех членов общества) человек способен предсказывать как поведение другого человек как и то, как этот другой человек предсказывает наше собственное поведение. Мид полагал, что самоопределение человека как носителя той или иной роли осуществляется путем осознание и принятия тех представлений, которые существуют у людей относительно этого человека. Мид считал, что Ме образуют усвоенные человеком установки (значения и ценности), а I - это то, как человек в качестве субъекта психической деятельности спонтанно воспринимает ту часть своего Я, которая обозначена как Ме. Совокупность I и Ме образует собственно личностное, или интегральное Я (Self). I трактуется Мидом скорее как импульсивная неупорядоченная тенденция психической жизни индивида, почти аналогичная фрейдовскому бессознательному. Любое поведение начинается в качестве импульсивно реагирующего, но далее развивается и заканчивается как Ме, поскольку оказывается под влиянием социо-культурных факторов. I дает импульс к движению психической жизни; Ме направляет его в определенные рамки.

Карл Роджерс  ситал, что ммногочисленные психологические эксперименты показали, что чем тщательнее мы проверяем свои теории и объясняем, почему они могли быть истинными, тем в большей степени мы становимся, закрыты для информации, которая способна пошатнуть наше мнение. Неверно мнение о других людях и даже о самом себе может продолжать существовать даже после дискредитации.

 

Заключение

 

Я концепция - имеет структурно - динамический характер. Образ Я складывается из когнитивных  составляющих установок: статусные, имущественные, ценностные характеристики и в целом  эти установки находятся в  определенной иерархии (для кого то деньги важнее чем водка).

Источником  оценочных суждений индивида о самом  себе, являются:

1. Социокультурные  стандарты и нормы социального  окружения (пример: если ты воспитывался в среде ненормативной лексики, вряд ли тебе будут резать слух, некоторое выражения).

2. Социальная  реакция других людей к индивиду, их субъективная интерпретация

3. Индивидуальные  критерии и стандарты, усвоенные  индивидом в жизни.

Индивид реализует 2 процесса самооценки:

Сравнение я  реального - с я идеальным.

Сравнение я  реального - с процессом я социальным или я зеркальным.

Источник  формирования Я концепции:

1. Представление  о своем теле

2. Язык - развивающая  способность выражать словами  и формировать представление  о себе и др. людях.

3. Субъективная  интерпретация обратной связи  от значимых других, о себе (значимые другие - учителя, друзья, т.е. мнение близких о себе).

4. Идентификация  с приемлемой моделью половой  роли и усвоение с связанной  с этой ролью стереотипов (мужчина - женщина).

 

Список использованной литературы

 

  1. Психологія особистості: Словник-довідник / За редакцією П.П. Горностая, Т.М. Титаренко. - К.: Рута, 2001. - 320с.
  2. Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб.: Издательство "Питер", 2000. - 480с.
  3. Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. - Самара: Издательский дом "БАХРАХ-М", 2003. - 656с.
  4. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб.: Питер, 2000. - 608с.
  5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М.: ВДАДОС, 1987.
  6. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. - М., 1989.
  7. Швалб Ю.М. Целеполагающее сознание (психологические модели исследования). - К.: Милленниум, 2003. - 152с.
  8. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. - М.: Наука, 1977. - 143с.

Информация о работе "Я-концепция" как системы психологических особонностей отношения человека к себе