Взаимосвязь дисциплин «Деловое общение» и социальная психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 13:26, контрольная работа

Описание

В данной работе раскрыто два теоретических вопроса: соотнесите предмет изучения социальной психологии и делового общения; перечислите и охарактеризуйте основные функции дисциплины «Деловое общение», и решён тест

Содержание

1. Соотнесите предмет изучения социальной психологии и делового общения
2. Перечислите и охарактеризуйте основные функции дисциплины «Деловое общение»
3. Тест

Работа состоит из  1 файл

пделовое общение.doc

— 76.00 Кб (Скачать документ)

 

 

 

Вариант №5 на тему:

 

 

Взаимосвязь дисциплин  «Деловое общение» и социальная психология

 

План

 

 

1 . Соотнесите предмет изучения социальной психологии и делового общения.

2. Перечислите  и охарактеризуйте основные функции  дисциплины «Деловое общение»

3. Тест

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 . Соотнесите предмет изучения социальной психологии и делового общения.

 

 

 

Проблемы социальной психологии и науки «деловое общение» тесно взаимосвязаны. Именно в рамках социальной психологии началось обстоятельное исследование такого очень важного социально-психологического феномена, как общение. Были установлены специфика общения, его структура, содержание и основные функции. Общение имеет ряд характеристик:

   Во-первых, это особая форма проявления активности субъекта; во-вторых, это особый вид реальности межличностных отношений, в-третьих, общение всегда предполагает определенные формы совместной деятельности людей. Общение и деятельность тесно взаимосвязаны. Но между ними как видами человеческой активности существует и различие. Кроме создания какого-либо продукта (материального или духовного), что характерно для деятельности, общение предполагает еще и влияние людей друг на друга.

Одно из общепринятых определений общения предполагает его понимание как особой формы активности субъекта, результатом которой является не столько предмет, сколько межличностные отношения.

Общение это многомерный социально-психологический феномен, который включает в себя и определенные психологические механизмы познания и понимания субъектов общения. Были выделены четыре таких психологических механизма идентификация, эмпатия, рефлексия, аттракция. Все о участвуют в процессе делового общения.

Большое значение для  становления теоретических основ  делового общения имела разработка в социальной психологии проблемы конформизма —изменение поведения или убеждений в результате группового давления. Конформизм проявляется в двух формах: внешней и внутренней. Внешний конформизм есть уступчивость — «внешнее следование за группой при внутреннем несогласии». Внутренний конформизм — одобрение, «полное соответствие убеждений и поступков групповому давлению». Обычно выделяют две причины конформизма: нормативное и информационное влияние группы.

Одним из важных направлений  социальной психологии является исследование психологических механизмов межгруппового взаимодействия.. Исследования американских психологов Д. Майерса, Д. Тернера показали, что «отличительной особенностью межгрупповых отношений является субъективность и пристрастность межгруппового восприятия и оценивания».

Особое место в социальной психологии занимает исследование психических  процессов больших социальных групп  и массовых явлений. Выделение таких сфер психических процессов, как когнитивная, мотивационная, аффективная и регулятивно-волевая, позволило установить роль общегрупповых мотиваций и потребностей в формировании направленности психики личностей, включенных в большие социальные группы. 
          В деловом общении значение когнитивной сферы может проявляться в стремлении членов больших социальных групп (например, предпринимателей) к объединению в ассоциации, корпорации, союзы на основе общности своих интересов и потребностей.

Включение в предмет  исследования социальной психологии психических процессов, характерных для массовых скоплений людей, сообществ, больших диффузных групп, стало значительным шагом в развитии социально-психологической науки. Впервые исследование этих процессов было предпринято в конце XIX — начале XX веке в работах Г. Тарда, Г. Лебона. Анализ психологии толпы, проведенный в работе Г. Лебона «Психология народов и масс», показал, что толпа представляет собой особый социально-психологический феномен.

 Для нее характерны  такие психологические качества  и черты, как доминирование  бессознательных психических процессов, возрастание восприимчивости индивидов в толпе к внушению, психическому заражению, к аффективным эмоциональным реакциям и вместе с тем ослабление индивидуальной воли и осознанного контроля за своими действиями.

На основе этих характеристик Лебон формулирует психологический закон духовного единства толпы, который обнаруживается в коллективных действиях толпы, ее коллективной воле и душе.2 
Разработка психических процессов, характерных для массовых социальных скоплений людей, была продолжена в работах современного французского психолога Сержа «Московичи».

Таким образом, развитие такой фундаментальной психологической теории, как социальная психология, способствовало созданию теоретического базиса науки «деловое общение».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Перечислите и охарактеризуйте основные функции дисциплины «Деловое общение»

 

Деловое общение, т.е. общение, имеющее цель вне себя и служащее способом организации и оптимизации того или иного вида предметной деятельности: производственной, научной, коммерческой и т.д.

Любое общее дело предполагает общение  и взаимодействие участников как  необходимое средство обеспечения  его эффективности.

Функции общения выделяются в соответствии с содержанием общения. Различают четыре основные функции общения. Сочетаясь, они придают процессам общения конкретную специфику в конкретных формах.

  • Инструментальная функция характеризует общение как социальный механизм управления и передачи информации, необходимой для исполнения действия.
  • Интегративная функция раскрывает общение как средство объединения людей.
  • Функция самовыражения определяет общение как форму взаимопонимания психологического контекста.
  • Трансляционная функция выступает как функция передачи конкретных способов деятельности, оценок и т. д.

Среди других функций общения можно назвать: экспрессивную (функция взаимопонимания переживаний и эмоциональных состояний), социального контроля (регламентации поведения и деятельности), социализации (формирования навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами) и др.

 

 

 

 

 

Коммуникативная функция общения.

Во время процесса общения имеет место не просто движение информации, а взаимная передача закодированных сведений между двумя  индивидами – субъектами общения. Следовательно, имеет место обмен информацией. Но люди при этом не просто обмениваются значениями, они стремятся при этом выработать общий смысл. А это возможно лишь в том случае, если информация не только принята, но и осмыслена. В условиях человеческой коммуникации могут возникать коммуникативные барьеры. Они носят социальный или психологический характер.

Сама по себе исходящая  от коммуникатора информация может  быть побудительной (приказ, совет, просьба  – рассчитана на то, чтобы стимулировать  какое-либо действие) и констатирующей (сообщение – имеет место в различных образовательных системах).

Для передачи любая информация должна быть соответствующим образом  закодирована, т.е. она возможна лишь посредством использования знаковых систем. Самое простое деление  средств коммуникации – на вербальные и невербальные, использующие разные знаковые системы.

Вербальная коммуникация использует в качестве таковой человеческую речь. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации посредством речи менее всего теряется смысл сообщения. 

В современной коммуникации принято выделять 3 вида речевых  актов, в зависимости от ожидаемой  реакции адресата: вопросы, побуждения и сообщения.

Если со стороны собеседника  не предполагается никакой реакции, кроме «принятия к сведению» информации, то высказывание принадлежит к классу сообщения. Они должны формулироваться ясно, кратко, быть правдивыми.

Невербальная коммуникация. Установлено, что в процессе взаимодействия людей 60-80% коммуникации осуществляется путем применения невербальных выражений. Они развиваются как общественные знаки коммуникации, хотя некоторые элементы, составляющие их, врожденны. Жесты и мимика, позы наделены семантико-экспрессивной окраской, подчиняются этическим нормам. В условиях служебного взаимодействия тональность невербального поведения должна оставаться нейтральной. Чрезмерная жестикуляция при деловом разговоре может быть расценена как проявление фамильярности.

Визуальный контакт - визуалика, или контакт глаз. Установлено, что обычно общающиеся смотрят в глаза друг другу не более 10 секунд.

С помощью глаз мы получаем самые точные и открытые сигналы, поэтому во время делового разговора  важно контролировать выражение  глаз, встречаться взглядом с коммуникантом  не менее 60 - 70% времени контакта. Взгляд рекомендуется направлять на воображаемый треугольник на лбу собеседника и не отпускать ниже его глаз.

Понимание невербального  языка позволяет точно определить замыслы, позицию собеседника.

 

Интерактивная и перцептивная функции общения.

 

Интерактивная функция - это характеристика тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Есть два типа взаимодействий – кооперация и конкуренция.

Кооперативное взаимодействие означает Координацию сил участников. Кооперация является необходимым элементом совместной деятельности, порождается самой ее природой. Одной из наиболее ярких форм конкуренции является конфликт.

Перцептивная функция - это процесс восприятия и понимания людьми друг друга. 

Все три стороны общения  тесно переплетаются между собой, органически дополняют друг друга  и составляют процесс общения  в целом. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Укажите какое  из перечисленных определений относится  к дисциплине

« Социальная психология»

 

 

 

        а) наука изучающая закономерности поведения и деятельности людей включенных в различные социальные группы а так же психические характеристики

 

Ответ: А

 

Социальная  психология — раздел психологии, изучающий поведение человека в обществе (социуме), психические явления, происходящие во время взаимодействия различных групп людей. То есть она исследует закономерности поведения людей, входящие в состав различных групп, их мысли друг о друге, как они влияют друг на друга при этом, как относятся друг к другу. 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

  1. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов/Под ред.проф. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
  2. Майерс. Д. Социальная психология – М.: Питер, 2005
  3. Психология. Под ред. Дружинина В.Н. Учебник для гуманитарных вузов. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2009. - 656 с

 


Информация о работе Взаимосвязь дисциплин «Деловое общение» и социальная психология