Взаимосвязь детско-родительских отношений и личностных качеств дошкольника в разных типах семей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 00:20, курсовая работа

Описание

Цель исследования-выявить взаимосвязь детско-родительских отношений и личностных качеств дошкольника в разных типах семей. Задачи исследования:1)подобрать комплекс методик для выявления родительской позиции и уровня психологического благополучия детей в семьях принимающих участие в эксперименте;
2) определить тип детско-родительских отношений и выявить взаимосвязь с личностными качествами ребёнка.
3) рассмотреть и апробировать на практике методики по выявлению психологического состояния детей;

Содержание

Введение
Глава 1. Психолого-педагогический анализ исследований формирования личности и развития детско-родительских отношений
1.1 Психологическая характеристика личности дошкольника
1.2 Детско-родительские отношения в семье
1.3 Взаимоотношения старшего дошкольника с родителями
Выводы по главе 1

Работа состоит из  1 файл

Дошкольный возраст является предметом пристального внимания ученых и практиков как важный и ответственный период в жизни человека.doc

— 192.50 Кб (Скачать документ)

Чем гордится ребенок, чего он стыдится – решающую роль в этом играют окружающие и в первую очередь  – родители, воспитатели, их отношение к ребенку, оценка его достижений. Дошкольник не безразличен к прекрасному и безобразному, он способен откликнуться на музыку, художественную картину, поэзию, на прекрасное в природе, проявить чувство юмора. В дошкольный период развиваются и познавательные чувства, ребенок проявляет не только любопытство, но и любознательность, стремление утвердиться в истине. Чувства к концу дошкольного возраста нередко становятся мотивом поведения ребенка. Постепенно происходит и интеллектуализация детских чувств. Развивается способность к эмоциональному предвосхищению. Видоизменяются и формы выражения чувств.

В проводившихся исследованиях  Е.И. Захарова выявлена зависимость  эмоций от содержания и структуры  детской деятельности, от особенностей взаимодействия с окружающими людьми, от того, как он усваивает нравственные нормы и правила поведения [18, с.10].

Первоначально эмоциональная  сфера формируется и видоизменяется в ходе практической деятельности, в процессе реального взаимодействия с людьми и предметным миром. В дальнейшем на этой основе складывается особая психическая деятельность - эмоционального воображения. Она представляет собой сплав аффективных и когнитивных процессов, т. е. единство аффекта и интеллекта, которое Л.С. Выготский считал характерным для высших, специфически человеческих чувств [6, с.56].

К 1,5-2 годам у детей  формируются симпатии и антипатии  к отдельным людям, закрепляются чувства стыда и огорчения  при поступках, вызывающих осуждение  со стороны окружающих.

В 2-3 года у ребенка  под влиянием коллективных игр и занятий в детском саду начинают формироваться общественные чувства. В этом возрасте радость и нежность вызывает поведение животных. На дальнейшее развитие интеллектуальных чувств указывает обилие задаваемых ребенком вопросов "что?", "почему?". Продолжают развиваться эстетические чувства, можно наблюдать интерес детей к явлениям природы.

В 3,5-4 года чувства к  близким и знакомым ребенок переносит  на персонажи сказок. Дети проявляют  к ним активное сочувствие, а попавшему  в беду стремятся "оказать помощь". В условиях неудачи дети обращаются к взрослым, одобрение которых служит мотивацией интересов детей.

В 4-5 лет получает дальнейшее развитие чувство привязанности  к сверстникам. Новым в этом возрасте является чувство юмора, понимание  комического. Дети понимают шутки и сами любят шутить. В эти годы формируются и проявляются возможности детей сдерживать свои эмоции, а также произвольно с помощью мимики и пантомимики выражать внешние признаки эмоций. Однако эмоции детей в целом остаются импульсивными, что в физиологическом плане определяется преобладанием возбуждения над торможением.

В 5-6 лет дети начинают по-разному реагировать на приближение  времени поступления в школу: у некоторых это вызывает чувство  тревоги, у некоторых – радости (дети любуются школьными принадлежностями, имитируют свои ответы учителю).

А.Н. Белоус подчёркивает, что воля ребенка – сложное  образование [38, с.58]. Оно состоит  из относительно самостоятельных качеств (целеустремленность, настойчивость, выдержка, решительность, самостоятельность, инициативность). Самое главное новообразование в 1,5-2 года - возникновение постоянной инициативы, которая четко проявляется в его фразе "Я сам". Детей в этом возрасте интересует сам процесс действия. На третьем году жизни произвольные действия ребенка содержат в зачаточной форме все признаки сознательного волевого действия: постановку цели и организацию исполнения. Приобретенный опыт дает ему возможность предвидеть некоторые последствия своих действий, сознательно затормаживать действия, мешающие достижению цели.

Способность отодвинуть поступок на более позднее время  уже выступает показателем развития воли 3-4-летних детей. Несформированность такого качества – показатель определенного  отставания развития волевых действий у детей.

К 4-5 годам появляется способность постепенно преодолевать импульсивность своего поведения. Пятилетний ребенок уже может поступать обдуманно.

К 5-6 годам ребенок  осуществляет речевое планирование, стремится выполнять правила  игры и поведения, побуждает взрослых и сверстников делать так, как он задумал, совершает усилия, соотносит цели и результаты. Ребенок мало-помалу эмансипируется в своих действиях от непосредственных влияний материальной среды, в основу действия кладутся уже не одни чувственные побуждения, помыслы, но и моральное чувство, само действие получает через это определенный смысл и становится поступком.

К концу дошкольного  возраста происходит оформление основных элементов волевого действия – ребенок  способен поставить цель, принять  решение, наметить план действия, исполнить его, проявить определенное усилие в случае преодоления препятствия, оценить результат своего действия. Воля становится компонентом психологической готовности к школе. Но все компоненты волевого действия еще недостаточно развиты. И взрослым следует это учитывать, соблюдая постепенность в повышении требований к детям, опираясь на его возможности, интересы, потребности.

Все исследователи развития воли отмечают, что в дошкольном возрасте цель достигается успешнее при игровой мотивации и при оценке поведения со стороны сверстников (в случае командной игры). Важным новообразованием дошкольного детства является и способность соподчинять мотивы своего поведения.

Развитие дисциплинированности, организованности и других качеств, помогающих дошкольнику управлять своим поведением, в большой мере зависит от степени его восприимчивости к требованиям взрослого как носителя социальных норм поведения. Среди факторов, обусловливающих развитие этого рода восприимчивости, важное место занимает характер взаимоотношений ребенка и взрослого, овладение содержанием требований взрослых посредством "словесных инструкций, знаковых средств" [57, с. 151] 

Следует иметь в виду и  тот факт, что отличительной чертой волевой регуляции поведения  дошкольников является характерное для ребенка отношение к трудностям и типичные для него способы их преодоления.

 

1.2. Детско-родительские отношения в семье  

 

Семейная среда — это сочетание  личностных особенностей родителей, условий, в которых живет семья, стиля  воспитания и т.п . Существенное влияние на формирование личности ребенка оказывает стиль организации жизни, преобладающий в семье[ 44, с.8 ]. Родительские представления о детях, зафиксированные в культурных ценностях, важны для понимания того, как семья формирует социо-культурное окружение, в котором развивается ребёнок [42, с.51].

 

В каждой культуре имеются свои представления  о детстве и воспитании детей. Многочисленные кросс-культурные исследования выявляют следующие особенности  родительского поведения. Матери англосаксонского происхождения предпочитают словесные объяснения, часто хвалят и поощряют своих детей. В латиноамериканских семьях матери чаще опираются на отрицательное подкрепление, используют физический контроль, шире употребляют зрительную подсказку, простейшее моделирование.

Американские матери ожидают от детей с самого раннего возраста развития социальных умений в общении  со сверстниками. Напротив, японские матери ожидают от детей того же возраста эмоциональной зрелости и послушания, хороших манер. Рассматривая, что влияет на школьные успехи в большей степени — усилия ребенка или его способности, американские матери указывали на равную важность двух этих факторов. Японские и китайские матери отдавали приоритет собственным усилиям ребенка.

Было выявлено, что контроль и принятие своих детей у европейских матерей выше, чем у китайских родителей; у китайских родителей контроль выше принятия, причем выраженность этих обоих факторов родительского стиля способствует социальной активности детей. У европейских родителей, напротив, отсутствует зависимость между принятием, контролем и детской социализацией.

Структура отношений, как отмечает Г.А. Широкова с которой ребенок  впервые сталкивается в своем  опыте, – это структура семьи, где ребенок занимает определенное место. Позиции во внутрисемейной структуре находятся в отношении дополнительности, у каждой позиции есть своя особая функция, а в новой, незнакомой ситуации ребёнок, производит процедуру переноса или замещения [59, с.159].

Теоретически это положение  подтверждается идеей Д.Б. Эльконина о том, что замещение впервые возникает при необходимости дополнить привычную ситуацию недостающим в данный момент объектом. На фоне выраженной привязанности и любви к матери одновременно происходит и процесс отождествления себя с родителями того же пола. Поскольку родители состоят друг с другом в ролевых отношениях мужа и жены, то понимание этого создает у ребенка потребность в подражании [56, с.98].

Педагоги и психологи рассматривают  благополучие ребенка в семье, как  одну из важнейших функций семьи – создание условий для воспитания здоровой личности. Для этого необходимо учитывать, что ребенок сам осмысливает семью и себя в ней, определяет свое поведение, отношение к семье и к себе самому. Дети вследствие своего ограниченного опыта, своеобразного мышления иначе воспринимают и оценивают происходящее вокруг. Понять их поведение, эмоции, переживания и помочь им можно, лишь взглянув на мир их глазами. На детей влияют не только преднамеренные и целенаправленные воспитательные воздействия, но в равной или даже большей степени все особенности поведения родителей.

К шестилетнему возрасту  завершается для современного ребенка период дошкольного детства. Влияние семьи на дошкольника проявляется в заложенных необходимых умениях и навыках, человеческих начал в формирующейся личности ребенка. Это означает, что дети  шести лет:

1) естественно проходят  фазы своего развития и решают  закономерные возрастные проблемы;

2) испытывают чувства  привязанности, нежности и любви  в ответ на аналогичные чувства  родителей;

3) реализуют свою потребность  в авторитете и уважении, понимании  со стороны близких и значимых  для них лиц;

4) обладают устойчивым  чувством «Я», уверенностью в  себе, адекватной самооценкой, в  том числе уровнем притязаний  и возможностей;

5) способны к сопереживанию;

6) не проявляют выраженных  чувств ревности и зависти  при наличии ведущего чувства  доброжелательности к людям;

7) контактны и общительны, стремятся к взаимодействию со  сверстниками на равных.

Все эти приобретения личности ребенка — результат  положительного влияния семьи на его личностное развитие, итог разумного воспитания и любви к детям [22, с.35 ].

Как показывают данные исследований, начало активного этапа воспитания в семье приходится на возраст ребенка, составляющий в среднем 5 — 7 лет. Этот возраст ребенка благоприятен для зарисовки общего контура готовности самого родителя осуществлять различные виды воспитания.

Во взаимодействии «ребенок-родитель», основными показателями в оценке воспитательного процесса в семье могут быть в дошкольном возрасте для ребенка (3 — 7 лет):

характер проявления первых признаков нравственных качеств;

общее физическое развитие;

способность к игре;

уровень внушаемости;

тенденции развития половой  идентичности;

характер проявления доминирующих способностей;

способность к подражанию; предрасположенности к игре;

 реакции на принятые  нормы поведения; характер проявления  детской ответственности и т.п;[ 17, с.106 ]

Показателем в оценке родителя:

мотивация воспитания;

уровень родительских знания об особенностях этого возрастного периода;

умение формировать  целевые и смысловые установки;

понимание особенностей различных видов воспитания;

характер и силу собственных  психогенных отклонений для этого  периода и т. п.

Таким образом, доступность  родителей к оценке своих воспитательных возможностей предоставляет им широкие условия их реализации и коррекции, а значит, устранения возникающих проблем в жизнедеятельности семьи.

В исследовании Е.Т.Соколовой  основные стили детско-родительских отношений были выделены на основании анализа взаимодействия матери и ребенка при совместном решении задач: сотрудничество псевдосотрудничество; изоляция; соперничество [51, с.103 ].

Сотрудничество предполагает тип отношений, в которых потребности ребенка учитываются, ему дают право «на автономию». Помощь оказывается в сложных ситуациях, требующих участия взрослого. Варианты решения той или иной возникшей в семье проблемной ситуации обсуждаются вместе с ребенком, принимается во внимание его мнение.

Псевдосотрудничество может осуществляться в разных вариантах, таких, как доминирование взрослого, доминирование ребенка. Для псевдосотрудничества характерно формальное взаимодействие, сопровождающееся откровенной лестью. Псевдосовместные решения достигаются за счет поспешного согласия одного из партнеров, испытывающего страх перед возможной агрессией другого.

При изоляции полностью отсутствует кооперация и объединение усилий, инициативы друг друга отклоняются и игнорируются, участники взаимодействия не слышат и не чувствуют друг друга.

Для стиля соперничества характерна конкуренция при отстаивании собственной инициативы и подавлении инициативы партнера.

Информация о работе Взаимосвязь детско-родительских отношений и личностных качеств дошкольника в разных типах семей