Взаимосвязь ценностных ориентаций детей старшего школьного возраста с ценностными ориентациями их родителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 00:48, курсовая работа

Описание

Целью нашего исследования является установление взаимосвязи между ценностными ориентациями родителей и ценностными ориентациями детей. Объектом исследования является мотивационная сфера.
Предметом – ценностные ориентации родителей, как фактор формирования ценностных ориентаций подростков.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………. 3

Глава 1. Теоретические основы взаимосвязи между ценностными ориентациями детей и ценностными ориентациями родителей ……………………………..5
1.1. Мотивационная сфера личности ………………………………............5
1.2. Онтогенетические аспекты мотивации и структуры мотива…….....10
1.3. Ценности и ценностные представления……………………………..12
1.4. Научные основы формирования ценностных ориентаций ………....14
1.5. Факторы, влияющие на формирование ценностных ориента-ций….24
1.6. Влияние семьи на развитие подростка…………………………….....26
Выводы по первой гла-ве……………………………………………….......31

Список использованной литературы………………………………………....33

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 177.50 Кб (Скачать документ)

Несмотря на то, что внутрисемейные детско-родительские отношения являются лишь одной из составных частей человеческой жизни, их следует особенно подчеркнуть, т. к. именно сферу семейной жизни ребенок впервые начинает понимать отношения человека с миром вокруг.

Таким образом, изначально человеку предлагается несколько вариантов норм поведения: общепринятые социальные нормы и внутрисемейные правила, образцы поведения, заимствованные из искусства, моральные принципы и т. д. К юношескому возрасту перед ним особенно остро стоит вопрос выбора своего, "третьего", индивидуального пути, вопрос собственной системы ценностей.

 

1.6. Влияние семьи на развитие подростка.

 

Значимость проблематизации личностного самоопределения, как центрального момента в характеристике подросткового возраста, подчеркивается как в отечественной, так и в зарубежной психологии (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, А.В. Петровский, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин, Э. Эриксон и др.).

Примерно для половины подростков личностное самоопределение сопряжено с переживанием негативных эмоциональных состояний. Предпосылкой к возникновению подобной «негативности» является диффузное, неоформленное социальное самоощущение, выражающееся в неуверенности, что жизнь сложится удачно и характеризующееся неопределенностью планов на будущее. Можно предположить, что такое «размытое» социальное самоощущение и связанные с ним отрицательные эмоции являются факторами, провоцирующими обращение подростка к девиантному поведению.

При анализе форм поведения, связанных с риском для здоровья, следует обратить особое внимание на наличие общей возрастной тенденции, которая заключается в явной трансформации на рубеже 9-го класса (пик подросткового кризиса) социального самоощущения подростка, что выражается в нарастании чувства неуверенности и неопределенности. Подросток, находясь в ситуации как социального, так и ценностного самоопределения, не имеет достаточных возможностей для профессиональной и личностной самореализации (в силу своего возраста, недостаточно высокого социального статуса и т. д.). Девиантное поведение является своеобразным «эффектом», сопровождающим качественную перестройку структуры ценностей на особом возрастном этапе социального развития.

Таким образом, мы можем сделать вывод о наличии содержательной взаимосвязи между ценностной и мотивационной структурами, когда трансформации, которые происходят на уровне мотивации, проявляются и на уровне ценностей, изменяя жизненную смысловую позицию. Так, наряду с принятием традиционалистских ценностей счастливой семейной жизни,  повышения образования, сохранения здоровья растет неопределенность относительно планов на будущее и сомнение в своей жизненной успешности.

Несмотря на то, что внутрисемейные детско-родительские отношения являются лишь одной из составных частей человеческой жизни, их следует особенно подчеркнуть, т. к. именно сферу семейной жизни ребенок впервые начинает понимать отношения человека с миром вокруг. К подростковому возрасту перед ним особенно остро стоит вопрос собственной системы ценностей.

В отношении к родительским планам относительно будущего образа жизни наиболее часто встречаются два варианта: некритичное принятие родительских планов или же не менее некритичное отвержение их. Это часто происходит не из-за несогласия, осознанного расхождения собственных и родительских планов на будущее, а просто из свойственного всем подросткам чувства противоречия. Создаются все условия , благоприятствующие развитию так называемого "конфликта ценностей" с родителями.

В сложный переходный период от советского общества к гражданскому, идет болезненный процесс переоценки ценностей, формирование новой идеологии, в основе которой лежит примат личности (ее прав и интересов), размывание традиционных коллективистских установок.

Как видим, в сознании родителей происходит переориентация на тип личности "критически мыслящий человек, способный брать на себя ответственность". Речь идет о смещении общественных приоритетов в сторону человека, индивида, личности — а также расширения возможностей его самодеятельности, его субъективной компетентности. Вместе с тем, сегодняшние родители являются носителями пропагандируемых представлений прежней социальной системы.

Довольно существенна разница социальных общностей "рабочие" и "предприниматели". Если для первых основным является подготовка своего ребенка к профессиональной деятельности и коллективистские установки, то для вторых характерна ориентация на индивидуалистический тип личности.

Хотя конфликты могут начаться и в подростковом возрасте, пик конфликтности приходится на возраст 15-17 лет.

Большой резонанс в зарубежной психологии вызвал термин "разрыв поколений" (generation gap). Это понятие было введено для того, чтобы ясно указать на поворот от родителей к сверстникам как главной референтной группе для детей в юности. Определяющую роль во введении этого термина в научный обиход, видимо, сыграл психоанализ. Согласно этой теории, с наступлением юности ребенок начинает переадресовывать собственные сексуальные импульсы от своих первичных объектов любви, свойственных детству (а именно, родителей) к заменам за пределами семьи. Помимо психоаналитической трактовки разрыва поколений известна также когнитивистская. Если, согласно психоаналитической мысли, юноши и девушки, разрывая детско-родительские связи, выключаясь из отношений с родителями, обращаются к неродительским фигурам – другим взрослым и сверстникам, то, с точки зрения когнитивных теоретиков, поворот в сторону от родителей осуществляется внутренний, умственный. Опираясь на собственную рассудочную деятельность, юноши и девушки сами ищут причины тех или иных событий, выстраивают взгляды, автономные от родительских. Сформировавшаяся к юношескому возрасту способность к формальному мышлению дает для этого основания [40: 124-125].

Результаты большинства эмпирических исследований опровергают гипотезу о существовании разрыва поколений. Эти результаты показывают, что в большинстве случаев родители продолжают оставаться важными партнерами для юношеского взаимодействия, чьи советы во многих ситуациях оцениваются столь же высоко, сколько и советы сверстников, если не оказываются предпочтительнее последних [8: 221-222 ].

Показательно в этом отношении эмпирическое исследование Т.П.Скрипкиной [40], в котором приняли участие 113 человек – учащиеся 8-9 классов. Полученные ею данные свидетельствуют о том, что старшеклассники в процессе взаимодействия с различными людьми в большей степени ориентированы на оценки близких им взрослых, особенно родителей. На первом месте по частоте обращения к ним стоит пункт "хочу знать мнение этого человека по важным для меня вопросам". При взаимодействии со сверстниками как ценность для старшеклассников выступает сам процесс доверительного общения – на первом месте стоит пункт "люблю просто поболтать". Было выявлено, что если отец включается в круг доверительного общения, то ребенок обсуждает с ним в первую очередь свои основные планы и устремления на будущее, конкретные средства достижения важнейших целей. С мамой, кроме этих тем, обсуждаются еще темы, связанные с учебой, особенностями взаимоотношений в семье. Группа сверстников стала рассматриваться в свете этих факторов не как антагонист родительских убеждений, а как группа, выполняющая функцию усиления, или "кристаллизации", установленных ранее родителями ценностей, поскольку юноши (девушки), как правило, выбирают друзей, чьи ценностные ориентации и поведенческие нормы сходны с их собственными .

Зачастую родительско- юношеский конфликт спровоцирован противоречиями в ценностных ориентациях самих родителей. Дети предпочитают развиваться в русле ценностных ориентаций своих родителей. Однако если родители живут в состоянии внутреннего конфликта, если их ценностные ориентации противоречивы, дети склонны целиком принимать на себя атрибуты одной из сторон внутреннего конфликта родителей и развивать соответствующую им модель поведения.

Если родители говорят одно, а делают другое: призывают к честности, но обманывают друг друга, требуют от ребенка сдержанности, а сами вспыльчивы, агрессивны и распущены, то почти неизбежно возникновение у ребенка обиды и протеста, когда требуемое от него поведение соответствует более высоким стандартам, нежели наблюдаемое у родителей. При этом ребенок может настолько расширить модель поведения, заданную ему родителями, что его собственное поведение окажется для них неприемлемым. Так, подростки, следуя примеру родителей, не признающих канонов и норм, принятых в обществе, расширяют протест и неприятие настолько, что отвергают и то, чем родители все-таки дорожат. Эти дети принимают модель нонконформизма и в отношении норм, признаваемых родителями [37: 175].

Наконец, в современной быстро изменяющейся социальной среде существует недостаток ясно определенных шагов, посредством которых юноша (девушка) завоевывает авторитет в глазах своих родителей.

Фактор отношений между детьми и родителями имеет длительный характер, поэтому является одним из важнейших по степени влияния на ребенка, и в частности - на его жизненные ценности. При этом семейные условия складываются из социального положения, рода занятий, достатка, уровня образования родителей. Они в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Но кроме сознательного, целенаправленного воспитания на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия превышает все остальные [30].

В современной ситуации социальной неопределенности подросток вынужден действовать в значительно большей степени, нежели раньше, с опорой на личностные диспозиции, ведущей из которых традиционно считается система ценностных ориентаций. Предпочитая ту или иную систему оценок и эталонов ценностей (материальных и духовных), семья в значительной степени определяет уровень и содержание эмоционального и социально-нравственного развития подростка [36].

 Родители остаются одним из важнейших факторов, определяющих успешность школьной социализации подростков. При этом семейные установки влияют на отношение подростков к школе, принятие (или непринятие) ее ценностей и норм и, главное, принятие образования, знаний как одной из важнейших жизненных ценностей.

Выводы по первой главе.

В порядке краткого резюме по главе в целом можно сказать следующее.

Ядром каждой личности является мотивационная сфера. Мотивационная сфера личности тесно связана с отношениями личности с другими людьми. Она зависит не только от непосредственных контактов человека с конкретными людьми, но и от опосредованных, а так же от сфер жизни общества, относящихся к общественному сознанию. Основа личности заключается в функции выбора. Выбор предполагает предпочтение одного мотива всем прочим. Но для этого должны быть основания, и таким основанием является ценность.

Свои выборы человек осуществляет на основе ценностного отношения к действительности, это значит, что каждый выбор предполагает реализацию и утверждение определенной жизненной ценности. Следовательно, ценностная ориентация является главным и наиболее глобальным фактором, благодаря своим взаимосвязям с мировоззрением, интересами и через них с коренными условиями бытия личности. Сложившаяся система ценностных ориентаций есть высший уровень регуляции по отношению к потребностям, интересам и мотивам поведения.

Исследователи проблемы выделяют  фактор отношений между детьми и родителями как один из важнейших по степени влияния на ребенка, и в частности - на его жизненные ценности.

Ценностные ориентации представляют собой сложное интегральное образова­ние; это форма и разные уровни взаимодействия общественного и индиви­дуального в личности; специфическая форма осознания личностью окру­жающего мира, своего прошлого, настоящего и будущего.

Изучение философской, социологической, психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод о том, что, являясь важным структурообразующим компонентом становления личности молодежи, ценностные ориентации определяют ее отношение к действительности и являются одним из важнейших механизмов развития взаимоотношений молодежи с окружающим миром.

Рассматривая структуру ценностных ориен­таций личности, мы выявили, что в их основе лежит определенная система ценностей, в том числе духовно-нрав­ственных, сформировавшаяся в ходе воспитания. Но кроме сознательного, целенаправленного воспитания на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия превышает все остальные.

Так как анализ литературы показал, что ценностные ориентации родителей рассматриваются как одно из условий формирования ценностных ориентаций детей, то необходимо выявить взаимосвязь между ценностными ориентациями детей старшего школьного возраста и ценностными ориентациями их родителей.

 

 

 

 

 

 

 

 


 



Информация о работе Взаимосвязь ценностных ориентаций детей старшего школьного возраста с ценностными ориентациями их родителей