Взаимоотношения в семье как фактор эмоционального благополучия ее членов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2012 в 10:43, контрольная работа

Описание

ГСемья - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении, упрочении заинтересовано общество, государство, в прочной, надежной семье нуждается каждый человек независимо от возраста.

Содержание

лава I. Взаимоотношения в семье. Семья как социально-культурная среда воспитания и развития личности
1.1. Семья- социальный институт
1.2. Типы семейных взаимоотношений
1.3. Взаимоотношения родителей и детей как психолого-педагогическая проблема
1.4. Рациональные условия отношений родителей и детей
1.5. Основы формирования гармоничных отношений в семье
Глава II. Исследование характера взаимоотношений в семье как фактор, способствующий эмоциональному благополучию её членов
2.1 Взаимоотношения в семье как фактор благополучия её членов
2.2 Изучение характера взаимоотношений в семье. Анализ полученных результатов

Работа состоит из  1 файл

семья.doc

— 260.00 Кб (Скачать документ)

Социально-психологического начал в жизни человека. Им в  большей мере, чем другим, присущи  глубоко личный контакт, искренность, доверие, взаимное понимание, забота друг о друге.

Совокупность  этих отношений между членами  семьи, составляет нравственно-эмоциональную  сторону семейных отношений, а глубина  и насыщенность отношений этими  ценностями - их нравственно-эмоциональную  выразительность, которая не имеет  себе аналога и играет незаменимую роль в формировании личности.

Ученые  отмечают, что уникальной характеристикой  внутрисемейных отношений - супружеских  и между родителями и детьми - является близость, представляющая исключительную воспитательную ценность. Прежде всего  потому, что неповторимые интимные узы воспитателя и воспитанника, глубоко личный контакт между ними, что обусловливает эффективность общения, его воспитательную силу. С одной стороны, это находит выражение в интенсивности, прочности и глубине усвоения проявляющихся в их привычках, суждениях и оценках, в их отношении к другим людям, общественным событиям и т.д. С другой стороны, это проявляется в особой чувствительности, предрасположенности ребенка к внушению со стороны родителей, их сознательным установкам, касающимся его поведения. В атмосфере любви и близости, делающих общение ребенка с родителями эмоционально насыщенным, удовлетворяет его потребность в положительных эмоциях, в которых он нуждается с момента рождения.

Общение в семье оказывает сильнейшее влияние на детскую психику и в дальнейшем дает широкий простор для эмоциональных переживаний ребенка, реализации его потребностей, а тем самым становится для него подлинной школой социальных чувств. Вклад семьи в эмоционально-нравственное развитие личности становится особенно ощутим в современных условиях, когда интеллектуализация и рационализация человеческих взаимоотношений и форм общественной жизни весьма заметны и оборачиваются угрозой одностороннего развития человека, его "эмоциональной недостаточности". Внутрисемейные отношения, таким образом, - важнейший фактор превращения человека в активного участника общественной и культурной жизни. поведении и становятся моделью в их дальнейших контактах с окружающими.

2.1 Изучение характера  взаимоотношений  в семье. Анализ полученных результатов

Для изучения характера взаимоотношений в  семье были рассмотрены следующие  факторы:

1. Типовые  состояние семьи:

- эмоциональный  комфорт;

- тревожность

2. Стиль  семейного воспитания: либеральный,  демократический, авторитарный.

3. Особенности семейного воспитания:

- создание  условий родителями для правильного  развития ребенка: нормальные  жилищно-бытовые условия; организация  места для занятий; создание  домашней библиотеки; наличие игровых  уголков; контроль за соблюдением  санитарно-гигиенического режима.

- родители  развивают познавательные интересы  ребенка (вместе с детьми слушают  радиопередачи; читают книги;  беседуют о прочитанном; ходят  с детьми в кино; поощряют любимые  занятия ребенка).

- родители  оказывают помощь в организации  домашнего труда.

- дети  имеют конкретные трудовые обязанности  в семье соответствующие полу  ребёнка.

- родители  видят недостатки в воспитании  своих детей и корректно их  минимизируют.

Первая  часть практической работы по изучению характера взаимоотношений в  семье проводилась с помощью следующих методов:

-беседа  с родителями и детьми;

-тест -ОРО  (опросник родительского отношения  авторы А.Я. Варга, В.В. Столин), выполняемый родителями.

- опросник  «Удовлетворённость браком» (В.В.  Столин, Т.Л. Романова, Г.П. Бутенко)

-наблюдение

Исследование  проводилось в г. Тынде на базе детского сада МУП ДОУ «Радуга». Были отобраны 10 семей. Основным условием выбора семей являлось наличие детей  дошкольного возраста и полный состав семьи. Вся система работы направлена на выявление характера взаимоотношении в семье и уровня развития личностных качеств способствующих реализации социальной роли семьянина. Исследование направлено на ребенка дошкольного возраста. Следовательно, данные и результаты, полученные при проведении различных методов с детьми, имеют субъективную оценку детей т.е. отражают точку зрения детей дошкольного возраста.

Первым  методом, использованным в исследовании семьи, была беседа.

Цель  беседы: установить контакт с семьей; получить основные данные о семье (состав; количество детей, их возраст; образование и возраст родителей).

Код 01 . Состав семьи: полный. Мать -образование  высшее, 25 л. Отец -образование средне-специаль, 36 л. Дети: 1. Слава, 6,5 л Код 02 . Состав семьи - полный. Мать -образование среднее, 28 л.Отец -образование высшее, 27 л. Дети: 1. Маша, 10 л. 2. Валя, 7 л. Код 03. Состав семьи - полный. Мать - образование среднее 30 л. Отец -образование высшее 35 л. Дети: 1. Ваня, 6,2 л. Код 04. Состав семьи - полный. Мать -образование высшее, 37 л. Отец -образование средне-специаль, 37 л. Дети: 1. Ваня, 12 л. 2. Степа, 10 л. 3. Люда, 6 л.10 м. Код 05.Состав семьи - полный. Мать -образование высшее, 37 л. Отец -образование высшее, 39 л. Дети: 1. Валя, 11 л.2. Саша, 6 л.5 м. Код 06. Состав семьи -полный. Мать - образование средне-специал., 25 л. Отец - образование средне-специал, 26 л. Дети: 1.Света, 6 л. Код 07. Состав семьи - полный. Мать -образование среднее, 36 л. Отец -образование средне-специальное, 37 л. Дети: 1. Сережа, 7л.1м. Код 08. Состав семьи - полный. Мать - образование средне-специальное, 28 л. Отец - образование средне-специальное, 29 л. Дети: 1. Таня, 5 л.11м. Код 09. Состав семьи - полный. Мать - образование средне-специаль., 31 л. Отец - образование среднее, 32 л. Дети: 1. Антон, 6 л.3м. Код 10. Состав семьи - полный. Мать - образование высшее, 37 л. Отец -образование высшее, 37 л. Дети: 1. Лена, 7 л.

1). Общий  анализ данных выглядит следующим  образом: 1. 100% из 10 семей имеет полный  состав. 10% ( 1 семья - 06) формально  полная. В этой семье отец практически не участвует в воспитании детей из-за частых разъездов. 2. по количеству детей - 10% (04) имеет 3 детей, 20 % (02, 05) - 2 детей, 70% (01, 03,06, 07, 08, 09, 10) - 1 детей. Для родителей был предложен тест-опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин). (приложение 1)

Данный  тест представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление  родительского отношения к ребенку, которое понимается как система  разнообразных чувств по отношению  к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ними, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, и его поступков.

Опросник  состоит из 5 шкал:

I - “принятие  - отвержение”;

II - “кооперация”;

III - “симбиоз”;

IV - “авторитарная  гиперсоциализация”.

V - “маленький неудачник”.

1. «Принятие  - отвержение». Шкала отражает  интегральное эмоциональное отношение  к ребенку. Содержание одного  полюса шкалы: родителю нравится  ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность  ребенка, симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много времени вместе сребенком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы; родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его.

2. «Кооперация» - социально желательный образ  родительского отношения.

Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребёнку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.

3. «Симбиоз»  - шкала отражает межличностную  дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком. Содержательно эта тенденция описывается так -- родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться в силу обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.

4. «Авторитарная  гиперсоциализация» отражает форму  и направление контроля за  поведением ребенка. При высоком  балле по этой шкале в родительском  отношении данного родителя отчетливо  просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявления своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.

5. «Маленький  неудачник» -- отражает особенности  восприятия и понимания ребенка  родителем. При высоких значениях  по этой шкале в родительском  отношении данного родителя имеются стремления инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется не приспособленным, не успешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

Анализ  полученных результатов теста- опросника  родителей свидетельствуют о  том, что:

1. В  семье 01 по сумме параметров  наиболее выраженным является IV параметр- авторитарная гиперсоциализация.

2. В  семье 02 - V параметр «маленький  неудачник», инфантилизация.

3. В  семье 03 - V параметр «маленький  неудачник», инфантилизация.

4. В  семье 04 - III параметр, симбиоз.

5. В  семье 05 - III параметр, симбиоз.

6. В  семье 06 - II параметр, социальная  желательность.

7. В  семье 07 - IV параметр, гиперсоциализация.

8. В  семье 08 - III параметр, симбиоз.

9. В  семье 09 - V параметр «маленький  неудачник», инфантилизация.

10. В  семье 10 - IV параметр, гиперсоциализация.

Общий анализ:

По I параметру - 0 семей.

По II - 1 семья, 10%, 06

По III - 3 семьи, 30%, 04, 05, 08

По IV - 3 семьи, 30%, 01, 07, 10

По V - 3 семьи, 30%, 02, 03, 09

Таким образом, в исследованных семьях в основном отсутствует позитивное, грамотное в воспитательном плане  отношение к детям. Это -гиперсоциализация, инфантилизация.

Далее родителям было предложено заполнить  опросник «Удовлетворенность браком»  авторы -- В.В. Столин, Т.Л. Романова, Г.П. Бутенко. (приложение2), который позволяет  в общих чертах по сумме полученных баллов оценить удовлетворенность  браком у супругов :

1. полная неудовлетворенность - 0% семей

2. значительная  неудовлетворенность - 0%

3. скорее  неудовлетворенность, чем удовлетворенность- 10% (08)

4. частичная  удовлетворенность- 20% (02,03)

5. скорее  удовлетворенность, чем неудовлетворенность  - 30% (01,05,07)

6. значительная удовлетворенность- 20% (09,10)

7. практически  полная удовлетворенность - 20% (04,06).

Обследованные семьи разделили на 3 группы (для  возможности сопоставить результаты с предыдущим исследованием):

Информация о работе Взаимоотношения в семье как фактор эмоционального благополучия ее членов