Выявление особенностей внимания школьников методом наблюдения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 18:02, курсовая работа

Описание

Переориентация системы ценностей в обществе в современных социальных условиях требует осмысления с новых позиций целей и задач воспитания, обновление его содержания. Нужды социально-экономического развития и концепция модернизации отечественного образования ставят перед школой задачи подготовки современных просвещенных, этических, предприимчивых людей, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, умеют сотрудничать, владеют развитым ощущением ответственности за судьбу страны.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретико-методические основы воспитания организованности школьников 6
1.1 Психолого-педагогическая суть организованности как личного качества ребенка 6
1.2 Особенности организованности в учебном процессе 11
1.3 Самостоятельность как элемент организованности школьников 18
Глава 2. Методы и организация исследования 22
2.1 Методы исследования 22
2.2 Организация исследования 23
2.3 Оценка уровня развития организованности школьников 25
Заключение 31
Список литературы 32
Приложения 34

Работа состоит из  1 файл

№ 120.doc

— 306.00 Кб (Скачать документ)
 
 

Содержание  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 

     Переориентация  системы ценностей в обществе в современных социальных условиях требует осмысления с новых позиций целей и задач воспитания, обновление его содержания. Нужды социально-экономического развития и концепция модернизации отечественного образования ставят перед школой задачи подготовки современных просвещенных, этических, предприимчивых людей, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, умеют сотрудничать, владеют развитым ощущением ответственности за судьбу страны.

     К личным качествам, которых требует  современное общество принадлежит  организованность. Именно организованность позволяет человеку успешно справляться с теми требованиями, которые ставит перед личностью окружающая действительность, согласовывать их с собственными нуждами и интересами, освобождая себя от внешнего контроля, принудительных проверок.

     Сенситивным периодом в воспитании организованности выступает школьный возраст, поскольку именно на протяжении его усваиваются основы нравственности, происходит сознательное освоение социальной среды и образов деятельности, формируется направленность личности (Н.Н. Безруких, М.Н. Волокитина, Л.А. Высотина, В.В. Зеньковский, С.П. Ефимова).

     Проблемы  воспитания организованности учеников находят отражение в классических роботах А.С. Макаренко, К.Д. Ушинского и в общих положениях теории воспитания (Е.В. Бондаревская).

     Суть, содержание и структура организованности как качества личности рассматриваются в роботах Е.П. Ильина, А.Г. Ковалева.

     И.С. Мангутов, Л.И. Уманский рассматривают проблему организованности в процессе изучения особенностей организаторской деятельности; С.Л. Чернер - в процессе формирования деловых качеств личности; Ю.К. Васильев и И.А. Мельничук обращаются к организованности, исследуя вопрос экономического воспитания учеников.  Ряд ученых связывает организованность учеников с их учебной деятельностью. Так, А.Д. Алферов рассматривает организованность как необходимую предпосылку воспитания ответственного отношения школьников к обучению. По мнению Е.С. Рабунского, воспитание организованности учеников непосредственно связано с их самостоятельной учебной деятельностью. М.И. Шилова считает, что организованность в обучении отображает отношение школьника к умственному труду.

     Непосредственно вопросом воспитания организованности учеников посвящено небольшое количество работ. Среди них - исследование формирования организационных умений и навыков у младших школьников (Т.Я. Долгая); педагогических условий формирования организованности у школьников (Н.Ф. Прокина, Ц.Р. Якобсон) и старших дошкольников на материале занятий по ручной работе (К.С. Сейдекулова); воспитание организованности младших школьников в разновозрастных группах продленного дня (В.П. Ручкина).

     Таким образом, в педагогической науке  есть определенные предпосылки для  решения изучаемой проблемы. Однако воспитание организованности школьников в учебно-воспитательном процессе, с учетом социальных отношений, возраста, исследовано, на наш взгляд, недостаточно. Анализ социальной, психолого-педагогической литературы по проблеме организованности и изучение реального состояния сформированности данного качества у современных учеников позволили выявить основные разногласия:

     - необходимость воспитания организованности и отсутствие форм, методов ее целенаправленной реализации в процессе обучения;

     - высокий уровень педагогических требований к организованности учеников в средних классах и низкий уровень ее сформированности в начальных классах.

     Поиск путей решения данных противоречий составил проблему исследования.

     Объект  исследования - учебно-воспитательный процесс в средней школе.

     Предмет исследования - особенности организованности в средней школе у учеников разных возрастов.

     Целью исследования является выявить особенности организованности школьников младшего, среднего и старшего возраста.

     Задача  исследования:

     - определить теоретико-методические основы организованности школьников;

     - показать средства развития организованности школьников разных возрастов;

     - определить уровень организованности учеников младших, средних и старших классов.

      Структура работы.  Работа состоит из введения, двух глав, выводов, списка использованной литературы и приложений. Общий объем - …… страниц.

 

Глава 1. Теоретико-методические основы воспитания организованности школьников

1.1 Психолого-педагогическая суть организованности как личного качества ребенка

 

     Социально-экономические  преобразования, которые происходят в нашей стране, породили противоречивые тенденции. С одной стороны, при отказе от жесткого внешнего контроля у людей появилась возможность организации жизни согласно собственным взглядам, согласно своим склонностям, устремлениям. Сегодня жизнь человека, во многом зависит от его собственной активности, умения организовать и предоставить событиям желательное направление.

     С другой стороны, игнорирование моральных  ограничений, долгожданная свобода  обернулись вседозволенностью, этической  деградацией, разгулом грубости и насилия. Желая получить "борцов", способных выжить в условиях многоаспектного кризиса, забываем, что любая агрессия ведет к отторжению от окружающего мира.

     Сегодня обществу необходимы изменения в  сознании и поведении людей, которые в целом предъявляет более высокие требования к воспитанию подрастающего поколения. Возникают задачи перед воспитанием современного поколения. Это, прежде всего, формирование новых жизненных установок личности, способной самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора.

     Итак, общественные изменения и новые задачи, которые стоят перед современным человеком требуют отражения в учебно-воспитательном процессе школы воспитания организованности, которая позволяет справляться с требованиями окружающей действительности, согласовывать эти требования с собственными желаниями, освобождая себя от внешнего принудительного контроля, проверок.      Феномен „личности” всегда находился в центре внимания многих наук. С философской точки зрения личность - „человек со всеми социально обусловленными и индивидуально выраженными качествами: интеллектуальными, эмоциональными, волевыми" [37, 45]. В понятии „личность” фиксируются общественные и социальные отношения человека.

     Личность - это социальная функция человека, система ее социальной деятельности [17, 45]. Личность - действительность индивида как социального феномена, это субъект общественного отношения, который реализовывает себя в социальной деятельности.

     В философии личность возникает как  интегральное понятие, которое обосновывается социальную форму существования  индивида, в рамках которой он владеет внутренней целостностью и относительной самостоятельностью, которая дает возможность творчески проявлять себя. Чтобы оставаться самим собой, личность должна менять именно себя, с учетом всех изменений, которые происходят в обществе [14,99].

     Л.С. Выготский подчеркивал, что личность является понятием социальным, оно выражает все, что есть в человеке сверхъестественное и историческое. Личность не рождается, но возникает в результате культурного и социального развития [11, 25].

     По  определению В.А. Аверина, личность „... общественный индивид, объект и  субъект исторического процесса. Поэтому в характеристиках личности полнее всего раскрывается общественная суть человека, которая определяет все явления человеческого развития..." [2].

     По  мнению Л.И. Божович „личность - это человек, который достиг определенного, достаточно высокого уровня своего психического развития. Самая существенная его характеристика, когда он действительно становится личностью, заключается в том, что он способен властвовать над случайностями и менять обстоятельства жизни согласно своим целям и задачам; он способен также сознательно управлять и самим собой" [16]. В педагогике личность рассматривается как „участник исторически- эволюционного процесса, выступая носителем социальных ролей и владеет возможностью выбора жизненного пути", как феномен общественного развития, конкретный живой человек, который владеет сознанием и самосознанием, то есть личность характеризуется таким уровнем психического развития, которое позволяет ей управлять собственным поведением. По мнению П.Я. Гальперина: „... личность человека... есть дело рук самого человека, продукт его самовоспитания. Поскольку личность никогда не дана готовой, но всегда совершается, она есть не пассивная вещь, но творческий процесс” [12,27]. Итак, способность обдумывать свои поступки и отвечать за них, способность к автономной деятельности являются существенными признаками личности.

     Подводя итог вышесказанному, отметим, что как  личность человек является самостоятельным, творческим субъектом общественного сознания и деятельности, способным к самоопределению, саморегулированию, самоусовершенствованию.

     Личность  раскрывается через многочисленные „ характеристики". Созданный К.К. Платоновым „Алфавит черт личности" содержит 1301 единицу. С них 61% - негативные, 32% - хорошие, положительные, 7% - нейтральные [22].

     В.А. Блюмкин, Г.Н. Гумницкий, Т.В. Цирлина типологизировали моральные качества личности:

     1) мировоззренческие, идейно-политические, общеаксиологические (ценностные);

     2) моральные (этические);

     3) деловые;

     4) прагматические. Терминологический  массив, который характеризует наиболее  значительные личностные качества  как положительного, так и негативного  характера охватывает 544 термина.

     Д.Б. Эльконин, занимаясь изучением эффективности воспитательного процесса, отметил следующие качества, которые характеризуют воспитанность личности: патриотизм, коллективизм, общительность, интернационализм, почет к старшим, доброта, гуманность, честность, трудолюбие, добросовестное отношение к работе, активность, смелость, сила воли, самокритичность, скромность, ответственность, принципиальность, целеустремленность, бережливость, дисциплинированность, старательность, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным, ловким, закаленным, стремление к физическому совершенству [62].

     М.И. Шилова в своей минимальной диагностической программе изучения уровней воспитанности школьников выделяет следующие качества: патриотизм, старательность, ответственность, дисциплинированность, инициативность, бережливость, аккуратность, самокритичность, организованность [11].

     Из-за целостности человеческий личности, единства ее сознания, отношения и поведения „выделение” или „игнорирование” какого-нибудь личного качества не может не быть условным. Вместе с тем, в современных условиях перед образованием выдвигаются принципиально новые духовно-этические и социально-экономические требования, возникают новые задачи воспитания современного поколения. Это, прежде всего, формирование новых жизненных установок личности, способной самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора.

     По  мнению В.А. Аверина, „активность личности оказывается в том, как она  превращает обстоятельства, направляет ход жизни, формирует жизненную  позицию. Динамика жизни человека перестает быть случайной чередой событий, она начинает зависеть от своей активности, от способности организовать и предоставить событиям желательное направление" [2]. То есть, организованность, которая стала стойким качеством, позволяет личности легко справляться с требованиями окружающей действительности, которые возникают перед ней, согласовывать эти требования с собственными желаниями, освобождая себя от внешнего, принудительного контроля, проверок. Организованность возникает там, где существует доверие к личности. Там, где доверия нет, организованными можно назвать лишь отдельные формы поведения человека, отдельные действия, отдельные поступки. В этом случае организованность не становится качеством личности [2].

Информация о работе Выявление особенностей внимания школьников методом наблюдения