Выдающиеся деятели отечественной психологической науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 14:00, контрольная работа

Описание

Познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражение отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Однако в последнее время все больше внимания уделяется интеллектуальному развитию ребенка, процессу сенсорного развития внимания уделяется явно недостаточно. Хотя, известно, развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). Развитая сенсорика - основа для совершенствования практической деятельности современного человека.

Содержание

Введение 3
Сенсорная культура и умственное развитие ребёнка 4
Особенности системы сенсорного воспитания Ф.Фребеля 5
Особенности системы сенсорного своспитания М.Монтесори 8
Особенности системы сенсорного воспитания Тихеевой Е.И. 9
Заключение 11
Литература 12

Работа состоит из  1 файл

контрольная.docx

— 42.31 Кб (Скачать документ)

РОССИЙСКАЯ  ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФГБОУ ВПО  «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ  ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «Социально- культурный сервис и туризм »

 

                                                     К О Н Т Р О Л Ь Н А Я    Р А Б О Т А

По дисциплине: Педагогика а психология

  На  тему: Выдающиеся деятели отечественной психологической науки

Выполнила:

 Студент  3  курса

 Сагадиева Светлана

5 семестр

 

 

 

                                                                г. Мегион, 2013

Оглавление

Введение 3

Сенсорная культура и умственное развитие ребёнка 4

Особенности системы сенсорного воспитания Ф.Фребеля 5

Особенности системы сенсорного своспитания  М.Монтесори 8

Особенности системы сенсорного воспитания Тихеевой Е.И. 9

Заключение 11

Литература 12

 

 

Введение

Познание человеком окружающего  мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражение отдельных  свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Однако в последнее время все больше внимания уделяется интеллектуальному развитию ребенка, процессу сенсорного развития внимания уделяется явно недостаточно. Хотя, известно, развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). Развитая сенсорика - основа для совершенствования практической деятельности современного человека.

Формирование многих способностей, например музыкальных, изобразительных, также связано с развитием  ощущений и восприятий. Поэтому сенсорному развитию дошкольников должно уделяться  значительно больше времени в  воспитательном процессе.

Исследованиям в области  сенсорного воспитания дошкольника  уделяли многие отечественные и  зарубежные ученые. В последнее время  методисты все больше направляют свое внимание именно на зарубежных авторов. Однако наиболее важный вклад в развитие исследований в этом направлений  внесли такие отечественные авторы как А.П. Усова, А.В. Запорожец, А.Г. Рузская, Н.А. Ветлугина, Л.А. Венгер, В.П. Зинченко и многие другие.

Сенсорное развитие ребенка  — это развитие его восприятия и формирование представлений о  внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в  пространстве, а также запахе, вкусе  и т. п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве  трудно переоценить. Именно этот возраст  наиболее благоприятен для совершенствования  деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, О. Декроли, М.Монтессори), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Сакулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Поэтому на сегодняшний день существует необходимость исследования и обобщения опыта сенсорного воспитания в работах русских  и зарубежных педагогов.

Сенсорное развитие, с одной  стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с  другой стороны, имеет самостоятельное  значение, так как полноценное  восприятие необходимо и для успешного  обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.

Сенсорная культура и умственное развитие ребёнка

Развитие  сенсорного  восприятия  в  дошкольном  возрасте  влияет  на  мышление,  речь,  эстетическое  восприятие  окружающего  мира,  воображение, и  как  следствие  творческие  способности  ребенка.  Ведь  только  тонко  чувствующий, замечающий  малейшие  оттенки  цветов  или  звуков  ребенок  способен  по-настоящему  насладиться  красотой  музыкального  или  художественного  произведения,  а в  последствии  и создать его самостоятельно.

 

     Значение  сенсорного  развития  ребенка  для  его   будущей  жизни  выдвигает  перед  теорией  и  практикой   дошкольного  воспитания  задачу  разработки  и  использования   наиболее  эффективных  средств   и  методов  сенсорного  воспитания  в  детском  саду. Главное   направление  сенсорного  воспитания  должна  состоять в  вооружении  ребенка  сенсорной  культурой.  Сенсорная  культура  ребенка- результат усвоения  им  сенсорной культуры, созданной   человечеством.

 

      Речь идет  о воспитании сенсорной культуры  детей в области восприятия  формы, величины и цвета. Ознакомление  с этими свойствами составляет  основное содержание сенсорного  воспитания в детском саду. И  это естественно, так как именно  форма, величина и цвет имеют  определяющее значение для формирования  зрительных представлений о предметах  и явлениях действительности. Правильное  восприятие формы, величины, цвета  необходимо для успешного усвоения  многих учебных предметов в  школе, от него зависит и  формирование способностей ко  многим видам творческой деятельности . Что касается сенсорного воспитания в области слухового восприятия, то оно в настоящее время не выделено в особую область, являясь составной частью работы по развитию речи, обучению грамоте и музыкальному воспитанию дошкольников.

 

      Большое  значение в сенсорном воспитании  имеет формирование у детей  представлений о сенсорных эталонах - общепринятых образцах внешних  свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы - геометрические фигуры, величины - метрическая система мер. Свои виды эталонов имеются в слуховом восприятии (это фонемы родного языка, звуковысотные отношения), свои - во вкусовом, обонятельном восприятии.

 

        Усвоение  сенсорных эталонов - длительный  и сложный процесс, не ограничивающийся  рамками дошкольного детства  и имеющий свою предысторию.  Усвоить сенсорный эталон - это  вовсе не значит научиться  правильно называть то или иное свойство (как иногда считают не слишком искушенные педагоги). Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов - это использование их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ.

 

      В  детском   саду  ребенок  обучается   рисованию,  лепке, конструированию,  знакомится  с  явлениями   природы,  начинает  осваивать   основы  математики  и  грамоты.  Овладение  знаниями  и  умениями  во  всех  этих  областях  требует  постоянного  внимания  к   внешним  и  внутренним  свойствам   предметов. Так,  для  того  чтобы  получить  в  рисунке   сходство  с  изображаемым  предметом, ребенок  должен  достаточно  точно  уловить   особенности  его  формы,  цвета, материала.

 

    В раннем  детстве   еще  нет  возможности   и  необходимости  знакомить   детей с  общепринятыми   сенсорными  эталонами,  сообщать  им  систематические  знания  о  свойствах  предметов.  Однако проводимая  работа  должна  готовить  почву  для  последующего  усвоения  эталонов, т.е.  строиться   таким  образом,  чтобы  дети  могли  в  дальнейшем,  уже   за  порогом  раннего  детства,  легко  усвоить  общепринятые  расчленении  и  группировку   свойств. 

 

Особенности системы сенсорного воспитания Ф.Фребеля

Идея выделения дошкольной педагогики в отдельную отрасль  педагогической науки принадлежит  немецкому педагогу Фридриху Фребелю (1782—1852). Ф. Фребель является создателем первой системы дошкольного воспитания и основателем детских садов. До него существовали детские приюты, задачи которых сводились к присмотру и уходу за маленькими детьми, но не включали их образование. Фребель одним из первых привлек внимание общественности к необходимости именно педагогической работы с детьми до семи лет. Ему же принадлежит и сам термин «детский сад», который стал общепринятым во всем мире. В самом названии детского учреждения, а также в том, что воспитательницу Фребель называл «садовницей», проявилось особое отношение Фребеля к ребенку, как к цветку, который нужно бережно и заботливо выращивать, не меняя его врожденной природы.

Идеологические основания и педагогические принципы системы Ф. Фребеля

Система дошкольного воспитания Фребеля имеет мощный философский и духовно-религиозный фундамент, который восходит к немецкой классической философии.

Опираясь на философскую  систему Ф. Гегеля, которая была крайне популярна в то время в Германии, Фребель подчеркивал внутреннюю связь всех вещей, поскольку в каждой из них так или иначе выражает себя абсолютный дух. Любая вещь может открыть ребенку все законы мира, которые универсальны и восходят к единому началу. Теоретически обосновывая свою систему, Фребель постоянно подчеркивал мысль о бесконечном развитии в природе и о развитии человека на протяжении всей его жизни. Периодом наиболее интенсивного и эффективного развития человека он справедливо считал дошкольное детство.

Высшим проявлением детской  деятельности Фребель справедливо считал игру. Он фактически был первым, кто оценил важнейшее значение игры в жизни и развитии ребенка. На детской любви к играм и занятиям он построил всю свою систему. Признавая человека существом творческим и стремящимся к творчеству с первых лет жизни, Фребель, естественно, видел в играх детей проявление их стремления к творческой самостоятельности и придавал играм огромное значение в развитии ребенка. «Игра, — пишет он, — есть высшая ступень человеческого развития в это время, ибо игра есть свободное выражение внутреннего... Игра есть чистейшее, духовнейшее произведение человека на этой ступени развития и есть в то же время образец и копия всей человеческой жизни... Источники всего доброго находятся в игре и исходят из нее»3. Именно в игре ребенок выражает свой внутренний мир, получает и наиболее остро переживает внешние впечатления, проявляет себя как деятель и творец, поэтому в основу педагогической системы Фребеля были положены игры, которые он стремился сделать увлекательными, яркими и осмысленными.

Важная составная часть  педагогической системы Ф. Фребеля - методика воспитания ребенка в семье и детском саду. Для образовательно-воспитательных занятий с детьми Фребель придумал шесть «даров». Первый дар - шесть цветных шерстяных мячиков синего, красного, желтого, фиолетового, оранжевого и зеленого цветов, которые следует подвесить над постелью ребенка двух - трех месяцев, чтобы с их помощью он выучился различать цвета, воспринимать различные направления движений.

Второй дар - деревянный шар, цилиндр и куб - предназначался для  детей трех - четырех лет. Играя  этими предметами, ребенок, по замыслу  Фребеля, будет знакомиться с основными формами тел, с их весом, твердостью, подвижностью.

Третий, четвертый дар - для  детей старше четырех лет - деревянный куб, разделенный на 8 одинаковых кубиков. С его помощью ребенок получает представления о понятиях «число», «целое» и «часть», учится считать, строить из кубиков различные  предметы.

Пятый дар - это 27 кубиков, причем 21 - цельный; три разделены по диагонали, образуя 6 призм; еще три разделены  на четыре призмы каждый. Всего 39 фигур. Шестой дар - 27 деревянных кирпичиков. Из них 21 - целый, три разделены пополам (поперек), а еще три разделены вдоль. Всего 33 бруска. Пятый и шестой дар применялся и для развития творческих способностей детей (построение фасада церкви, загородного дворца, римского водопровода).

Благодаря таким игрушкам ребенок, по мнению Фребеля, «получает собственно и ключ к уразумению внешнего мира, а также приобретает стимул к проявлению своего собственного внутреннего мира»; для ребенка «уже первые занятия с самим собой способствуют не только упражнению и укреплению тела… но… прежде всего развитию чувств и образованию ума, а также пробуждению внутреннего смысла и настоящей рассудительности». (Справедливости ради заметим: ознакомлению с предметами различной формы Фребель придавал мистический характер, считая, что через постоянное общение с «дарами» можно подвести детей к уяснению божественной идеи единства и многообразия мира.) Развитию же представлений о плоскости, линии, выработке ловкости, сноровки, усидчивости, внимательности помогут выкладывание из палочек, переплетение лучин, плетение из полосок бумаги, складывание из колец и полуколец, вырезание из бумаги, выкалывание и вышивание по картону, мозаика, нанизывание бус, работы с горохом.

Заслуга Фребеля в том, что он разработал и целую серию подвижных игр для детей, построенных на основе подражания явлениям природы, животным, деятельности людей (например, игры в бабочку, в цветы, в звезды, венки, «Лисица ходит кругом», «Кошки - мышки»). Все игры его сопровождались исполнением песенок. Их написал сам Фребель и даже выпустил сборник. Невысокую художественную ценность и примитивизм песенок автор понимал и неслучайно призывал читателей воспользоваться его идеями для составления более совершенных стихов и мелодий.

Догматизм в манипулировании  с дарами и в проведении игр (определенные движения, сентиментальные песенки, полные дидактизма, строгая последовательность движений) вызывали справедливую критику  со стороны прогрессивных педагогов. Однако отметим: заслуга Фридриха Фребеля в том, что он не только занимался теоретическими вопросами детской игры, но и разработал ее методику, более того, осуществил свои идеи практически в созданных им детских садах. Фребель был убежден: заложив основы формирования личности в дошкольном возрасте в процессе правильно организованной игры, можно обеспечить дальнейшее воспитание ребенка. Ведь неслучайно он подчеркивал: «Дитя, которое играет самодеятельно, спокойно, настойчиво, даже до телесного утомления, непременно сделается также способным, спокойным, настойчивым, самоотверженно радеющим о чужом и собственном благе».

Информация о работе Выдающиеся деятели отечественной психологической науки