Введение в социальную психологию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 19:34, реферат

Описание

Сегодня социальная психология – это наука, востребованная обществом. Поэтому она быстро развивается, постоянно расширяя направления своих практических исследований и самостоятельных отраслей. Например: этнопсихология, политическая психология, психология религии – их значение мы только сейчас начинаем правильно осмысливать.

Работа состоит из  1 файл

Реферат Введение в социальную психологию.doc

— 56.50 Кб (Скачать документ)

Федеральное агенство по образованию

Государственное образовательное учереждение высшего  профессионального образования 

Брянский  государственный  университет имени 

академика И.Г.Петровского 

Социально-педагогический факультет 
 
 
 
 

Реферат 

По  психологии 

на тему: 

«Введение в социальную психологию» 
 
 
 

                                                                                                                            Выполнила:

                                                                                                          Студентка 3 курса 1 группы

              СПФ ПИМНО

              Карпикова А.А. 

                  Проверила:

                                                                                                                        Винокурова М.А. 

Брянск 2012

Одно  из возможных определений предмета социальной психологии может быть сформулировано следующим образом: социальная психология - наука, изучающая как люди думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как они относятся друг к другу.

            При этом важно различать  предмет социальной психологии, с  одной стороны, и предмет социологии и психологии личности:

            Социология и социальная психология действительно имеют  общие интересы, изучая, как ведут  себя люди в группах. Однако каждая наука делает свой акцент в изучении поведения людей в группах. Социология изучает группы (от малых до очень больших - обществ). Социальная психология изучает - индивидов, людей, составляющих эти группы - что думает человек о других, как они на него влияют, как он относится к ним. Сюда входит и изучение влияния группы на отдельных людей, а индивида - на группу. Например, рассматривая супружеские отношения, социолог центром своего внимания сделал бы тенденции браков, разводов и т.п., а социальный психолог, в первую очередь, стал бы исследовать то, почему определенные люди привлекают друг друга.

            Сходство социальной психологии и психологии личности состоит  в том, что обе эти отрасли  психологической науки изучают  индивида. Однако, психологи, занимающиеся изучением личности, фокусируют внимание на индивидуальных внутренних механизмах и на различиях между индивидами, задавая вопрос, например, почему одни люди более агрессивны, чем другие. Социальные психологи концентрируются на том, как в целом люди оценивают друг друга, как социальные ситуации могут заставить большинство людей поступать гуманно или жестоко, быть конформными или независимыми и т.д. 
 
 

Само сочетание  слов "социальная психология" указывает  на специфическое место, которое  занимает эта дисциплина в системе  научного знания. Возникнув на стыке наук - психологии и социологии, социальная психология до сих пор сохраняет свой особый статус. Это приводит к тому, что каждая из "родительских" дисциплин довольно охотно включает ее в себя в качестве составной части. Такая неоднозначность положения научной дисциплины имеет много различных причин. Главной из них является объективное существование такого класса фактов общественной жизни, которые сами по себе могут быть исследованы лишь при помощи объединенных усилий двух наук: психологии и социологии. С одной стороны, любое общественное явление имеет свой "психологический" аспект, поскольку общественные закономерности проявляются не иначе как через деятельность людей, а люди действуют, будучи наделенными сознанием и волей. С другой стороны, в ситуациях совместной деятельности людей возникают совершенно особые типы связей между ними, связей общения и взаимодействия, и анализ их невозможен вне системы психологического знания.  

Другой причиной двойственного положения социальной психологии является сама история становления этой дисциплины, которая вызревала в недрах одновременно и психологического, и социологического знания и в полном смысле слова родилась "на перекрестке" этих двух наук. Все это создает немалые трудности как в определении предмета социальной психологии, так и в выявлении круга ее проблем.

Вместе с тем  потребности практики общественного  развития диктуют необходимость  исследования таких пограничных  проблем, и вряд ли можно "ожидать" окончательного решения вопроса  о предмете социальной психологии для их решения. Запросы на социально-психологические исследования в условиях современного этапа развития общества поступают буквально из всех сфер общественной жизни, особенно в связи с тем, что в каждой из них сегодня происходят радикальные изменения. Такие запросы следуют из области промышленного производства, различных сфер воспитания, системы массовой информации, области демографической политики, борьбы с антиобщественным поведением, спорта, сферы обслуживания и т.д. Можно утверждать, что практические запросы опережают развитие теоретического знания в социальной психологии.

Все это, несомненно, стимулирует  интенсивное развитие социальной психологии на современном этапе. Необходимость этого  усугубляется еще  двумя обстоятельствами. Во-первых, тем, что в истории существования советской социальной психологии как самостоятельной науки был довольно длительный перерыв и новый этап бурного оживления социально-психологических исследований начался лишь в конце 50-х - начале 60-х годов. Во-вторых, тем, что социальная психология по своему существу является наукой, стоящей весьма близко к острым социальным и политическим проблемам, а потому принципиально возможно использование ее результатов различными общественными силами. Социальная психология на Западе имеет весьма солидную историю, которая также убедительно подтверждает эту истину.

Сегодня социальная психология – это наука, востребованная обществом. Поэтому  она быстро развивается, постоянно расширяя направления своих  практических исследований и самостоятельных отраслей. Например: этнопсихология, политическая психология, психология религии – их значение мы только сейчас начинаем правильно осмысливать.

В своей повседневной жизни мы сталкиваемся с такими явлениями  как общение, ролевые, межличностные и межгрупповые отношения, конфликты, слухи, мода, паника, и т.д. В основе перечисленных и подобных им явлений лежат психическая деятельность людей, поведение людей, которые взаимодействуют друг с другом в качестве социальных субъектов. Иными словами, речь идет о явлениях, порождаемых взаимодействием как отдельных личностей, так и их объединений – социальных групп: семья, производственная бригада, компания друзей, спортивная команда, политическая партия и т.д.

Любой из перечисленных  явлений взаимодействует с социальными структурами с определенными закономерностями, имеющими психологическую и одновременно социальную природу. Поэтому объясняя взаимодействие людей в сообществе нельзя использовать только психологические знания о внутреннем мире одного человека, необходимо подразумевать и учитывать социальные аспекты данного сообщества, как необходимого условия для дальнейшего развития.

Например, на протекание конфликта  между двумя студентами, безусловно, будут  влиять особенности  их характеров, темпераментов, мотивов, целей, эмоций, социальных статусов, ролей, установок. Но, тем не менее, определяющими окажутся факторы совсем иного порядка: реальное поведение этих людей, их взаимное восприятие, взаимоотношения, а также социальная ситуация, в которой все это происходит.

Социальная  психология возникла на стыке двух самостоятельных  наук: психология и  социология, у которых  есть свой предмет  изучения, методы получения  информации. 

Каждая  из «родительских» дисциплин  включает в себя некоторые  элементы или составные части другой. Любое существование общественного явления имеет свой «психологический» аспект, т.к. общественные закономерности проявляются не иначе как через активную деятельность людей, а люди действуют, будучи наделенными с сознанием и волей. Анализ общения и взаимодействия людей не возможен вне системы психологического знания (типы темпераментов, особенности характеров, эмоции).

Например  обычный экзамен. С точки зрения социологии – это  вид взаимодействия представителей двух социальных групп (преподаватель и студент), направленного на реализацию их общественных и личных интересов и целей. С точки зрения общей психологии экзамен – это эпизод психической деятельности и поведения некоего индивида. С позиции педагогики экзамен представляет собой одну из форм контроля усвоения знаний обучаемыми, а с позиции информатики – частный случай обмена информацией. А для социальной психологии экзамен – это специфическое общение личностей в рамках их определенных социальных ролей и межличностных отношений. Другими словами, экзамен – это своеобразное общение (конфликтное, контактное, ролевое, межличностное), в ходе которого происходит взаимодействие его участников друг на друга, а также то или иное развитие их взаимных отношений.

Своим выделением в самостоятельную науку (область знания) социальная психология обязана проходившим на рубеже XIX-XX в.в. драматическим процессам: утверждения государств современного типа, индустриализации, урбанизации, которые обострили извечный конфликт индивида и общества; привели к небывалым активным движениям народных масс и тем самым сделали оправданными и необходимыми изучение психологических механизмов консолидации больших и малых социальных общностей, общественного сознания и поведения, социальной регуляции действий и поступков людей.

Конец XX века вывел социальную психологию в ряд  ведущих общественных наук. Она имеет  свою научную методологию, разработала эффективные  методики и способы  изучения личности и  групп людей во всевозможных социальных условиях, дает надежные советы. Социальная психология не останавливается на достигнутом, постоянно расширяет направления своих прикладных исследований, находит новые пути и способы, чтобы быть полезной человеку и обществу.

Итак, обобщая все выше сказанное можно  выделить определение: 

СОЦИАЛЬНАЯ  ПСИХОЛОГИЯ – это  наука о закономерностях  возникновения и  функционирования общественно-психологических  явлений. 

Каждая  наука имеет свой предмет, объект изучения, задачи, разрабатывает  свои теоретические  основы, категории  и методы исследования, выполняет определенные функции.

Объектом  социальной психологии являются конкретные социальные общности (группы) или отдельные  их представители (люди).

Предметом социальной психологии выступают социально-психологические  явления и процессы (общественно-психологические феномены), представляющие собой результат взаимодействия людей (их общественные отношения) как представителей различных социальных общностей.

Все виды общественных отношений  построены на психологических  отношениях людей, т.е. субъективных связях, возникающих в результате взаимодействия и сопровождаемых уже различными эмоциональными и другими переживаниями (симпатиями и антипатиями) индивидов, в них участвующих. Психологические отношения – это «живая человеческая ткань» любых социальных отношений.

Психологические отношения - Результат  непосредственных контактов  между конкретными  людьми, наделенных определенными особенностями, способных выражать свои эмоции, симпатии и антипатии, осознавать и переживать их (они  персонифицированы, т.к. сугубо личные). 

Общественные  отношения - Они являются следствием определенного  имущественного, социального  распределения ролей  в обществе (имеют  обезличенный характер).

Т.е. предметом социальной психологии являются социально-психологические  явления или как их еще называют в науке «СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХИКА» 

Методы  социальной психологии представляют собой совокупность способов и приемов исследования, конкретных социально-психологических явлений и процессов.

Наблюдение  – распространенный метод, с помощью  которого изучают социально-психологические явления и процессы в естественных условиях без вмешательства в их течение. Бывает житейское (регистрация фактов носит случайный неорганизованный характер) и научное (организованное, предполагает четкий план, фиксацию результатов): включенное (предусматривает участие исследователя в деятельности), не включенное (этого не требуется).

Информация о работе Введение в социальную психологию