В.П. Зинченко «Шепот раньше губ или что предшествует эксплозии детского языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 16:29, творческая работа

Описание

Статья начинается с описания значения слова. Слово, с ним мы взаимодействуем с самого рождения, a priory оно входит в нашу жизнь. Слово это все: «это Бог, слово — это целый мир слово есть архетип культуры, слова — воплощение разума, слово — микрокосм сознания, слово — плоть». Еще будучи в утробе матери младенец начинает взаимодействовать со словом: он слышит язык эмоций матери, язык отцовских чувств, появившись на свет он попадает в мир множества языков. Даже учитывая его подготовленность к этому событию, он все равно испытывает шок, он не понимает что с ним происходит,

Работа состоит из  1 файл

Эссе..docx

— 19.55 Кб (Скачать документ)

Эссе по статье:

В.П. Зинченко «Шепот раньше губ или 

что предшествует эксплозии детского языка».

 

 

Статья начинается с описания значения слова. Слово, с ним мы взаимодействуем  с самого рождения, a priory оно входит в нашу жизнь. Слово это все: «это Бог, слово — это целый мир слово есть архетип культуры, слова — воплощение разума, слово — микрокосм сознания, слово — плоть». Еще будучи в утробе матери младенец начинает взаимодействовать со словом: он слышит язык эмоций матери, язык отцовских чувств, появившись на свет он попадает в мир множества языков. Даже учитывая его подготовленность к этому событию, он все равно испытывает шок, он не понимает что с ним происходит, но вступает в мир, становясь частичкой этого мира языков, он кричит, кричит всем о своих чувствах.  Постепенно погружаясь в этот мир, он перестает так остро реагировать на такое многообразие, он учится тем языкам, которые ему нужны для коммуникации с себе подобными. Он не задумывается о том, что он делает, ведь если бы задумывался, у него вряд ли что-нибудь получилось бы, ведь: «Люди сначала научаются ходить, а потом задумываются, как им это удалось. А если задумываются, то останавливаются!». Человек «создает человек создает картину, образ или образно-концептуальную модель мира, точнее, — множества миров» по количеству языков. Эту картину человек использует в своем в поведении, деятельности, мышлении и созерцании таким образом, «сплетает язык внутри себя, он вплетает себя в него».

Автор статьи делает попытку  понять принцип сформулированный Г. Г. Шпетом, о том, что язык является principum cognoscendi, грубо говоря «язык – это основой, началом познания».

На примере самого Шпета, автор показывает как точено было его слова о том, что, в слове есть предметные, онтические, формы. Кроме того, подчеркивается его активность, ведь слово действует, сообщает смысл. Таким образом, видим уже 2 формы слова: морфологическую и онитическую. Кроме них, Шпет выделяет еще и внутреннюю форму, которая связывает предыдущие две. Эта форма таит в себе многообразие смыслов слова, его внутреннее содержание. Далее автор указывает на важность того, что Шпет рассматривает внешнее и внутреннее не как два различных содержания, он указывает на то, что между ними есть связь, которая ускользает от взглядов при переходе от одной формы к другой по вине зазоров, пауз возникающих в сознании между этими формами.

Очень интересной является мысль о том, что внутреннее и  внешнее связаны, по словам автора многие великие умы говорили о существовании  границ, о их характере, мысль Шпета нова в этом смысле. Но если представить ее истинной, то многое открывается по-новому. Автор статьи очень удачно приводит пример функциональная модель предметного действия, который так полно характеризует интересующую нас связь.

Поражает глубина рассмотрения проблемы автором, то как искусно он выделил интересные и интригующие моменты концепции. Так поражает описание процесса взаимного перехода внешнего и внутреннего, это помогает понять саму его сущность.

Автор делает выводы о неявном единстве смысла слова, образа и действия, что характеризует их глубинное сходство. «Слово, образ и действие — это не только разные проекции мира-текста, возникающие на пути к проникновению в смысл — смысл бытия». Для понимания сущности изначального единства структур, автор прибегает к анализу генезиса, чем явно дополняет, но идет несколько вразрез с Шпетом.

Автор постулирует, что у  человека нет «чистых» невербальных или довербальных языков коммуникации и интеллекта, как нет и чисто вербальных форм этих актов; человек при всем желании не может вернуться в свое довербальное состояние, «в докультурное сырое бытие». Что подтверждает, уповая на исследования Выготского. «Слово сопутствует человеку с момента рождения и до того, как проявиться во всей пышной красе (или уродстве) своих внешних форм, оно проникает, если угодно, интериоризируется или интроецируется во внутренние формы движений, действий, образов, аффектов ребенка». Как то, о чем мы говорили в начале, здесь находит свое подтверждение. Примеры различных взглядов предоставляет весьма удачно, ибо, такой прием наиболее красочно вырисовывает в сознании читающего сущность рассматриваемого вопроса. Они приводят нас вместе с автором к заключению, что у человека с самого раннего детства все языки становятся вербальными, поскольку их оплодотворяет проникающее в их внутреннюю форму слово. Что в свою очередь приводит нас к тому, что «слово изначально становится не только важнейшим жизненным фактом, но и актом — актом духовным и культурным, что ставит под сомнение наличие у ребенка не только «чистой» чувственности, но и наличие у него натуральных, низших, примитивных психических функций».

Следствием из этого становится более доступно понимание утверждения «слово не только придает форму чувственности и движению; оно объективирует их, позволяет понять». Таким образом, автор достигает своей цели.

Автор в своей статье еще  раз отмечает, что развитие ребенка начинается с «верхнего до». Иначе говоря достаточно рано и источником его становится материнская любовь. Автор говорит о том, что через мать и ее любовь мы узнаем все, начиная от собственного рождения, собственном естестве (второе рождение) и существовании всего окружающего и наличии у него имен.

Обращая внимание на слова Гумбольдта, автор приводит нас к пониманию  того, что в гранях слова-кристалла отражаются, естественно, в превращенном виде многие перцпетивные и операциональные категории, что предстает перед нами в совокупности бытия как форма. Слово не только придает форму чувственности и движению; оно объективирует их, позволяет понять. Продолжая обращаться к словам Гумбольдта, автор приводит нас к тому, что без языка было бы невозможно и мышление, а так же, за счет удлинения опыта, обучения, самообучения и эволюционирования. Вспоминая слова Выготского и Эльконина, автор отмечает биполярную направленность слова (Выготский) – слово оседает значением в мысли и смыслом в вещи и еще одна ориентация – на человека (Эльконин).  Благодаря слову, мы можем быть уверены, что нас окружают существа похожие на нас. А, кроме того, благодаря ему мы можем видеть себя и других, их действия и порывы. Слово, язык есть во всем, в игре актеров, в художественном произведении, важно не пропустить сензитивный период его развития.

Слово – главнейший принцип познания и  организации человеческой деятельности

Для нас было важно так  подробно рассмотреть содержание статьи, потому как весьма глубоко задевает манера автора, погружаться в суть проблемы не теряя нить рассуждения; сравнивать позиции различных авторов; приводить примеры литературного характера; так ловко выискивать золотые слова поэтов, добавляя тем самым красок описанию. Подобный подход объединяет два мира в удивительно гармоничное сочетание, что создает впечатление новизны и бесконечной актуальности.


Информация о работе В.П. Зинченко «Шепот раньше губ или что предшествует эксплозии детского языка