Возростная психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 18:22, реферат

Описание

Возраст-это ключевое понятие для проектирования систем развивающего образования и соответственно - для периодизации нормативного развития человека в течение всей (индивидуальной) жизни. Основой понимания возраста может служить представление о соотношении генетически заданного, социально воспитанного и самостоятельно достигнутого (И.С. Кон), что неодинаково у разных индивидов, относимых к одной возрастной когорте.

Содержание

Вступление…………………….…..…………………….….………….….2
Пренатальное развитие…………………………….…..………………..2
Младенчество………..……………………………….….….…………….3
Раннее детство………………………………………….……..…………..5
Дошкольное детство……………….…………….….……….….…….….6
Кризис семи лет…………………………………….….………….…...….7
Младший школьный возраст……………..….……….….………….….9
Подросток……………………………….….………….….……….…..….10
Личность юноши……………………………….….………………….….12
Заключение…………………………………………….….……….…..….13
Литература………………..………………………………………….…....14

Работа состоит из  1 файл

Возростная психология.doc

— 120.50 Кб (Скачать документ)

    Содержание

  1. Вступление…………………….…..…………………….….………….….2
  2. Пренатальное развитие…………………………….…..………………..2
  3. Младенчество………..……………………………….….….…………….3
  4. Раннее детство………………………………………….……..…………..5
  5. Дошкольное детство……………….…………….….……….….…….….6
  6. Кризис семи лет…………………………………….….………….…...….7
  7. Младший школьный возраст……………..….……….….………….….9
  8. Подросток……………………………….….………….….……….…..….10
  9. Личность юноши……………………………….….………………….….12
  10. Заключение…………………………………………….….……….…..….13
  11. Литература………………..………………………………………….…....14

 

    ВСТУПЛЕНИЕ 

         Возраст-это ключевое понятие для проектирования систем развивающего образования и соответственно - для периодизации нормативного развития человека в течение всей (индивидуальной) жизни. Основой понимания возраста может служить представление о соотношении генетически заданного, социально воспитанного и самостоятельно достигнутого (И.С. Кон), что неодинаково у разных индивидов, относимых к одной возрастной когорте.

       Возрастные категории имеют не  одну, а три системы отсчета:

1)ИНДИВИДУАЛЬНОЕ  РАЗВИТИЕ (т.е. что может, и что не может делать ребенок в определенном возрасте - это соответствует представлению об уровне психобиологического созревания и соответствующих ему ограничениях);

2)ВОЗРАСТНАЯ  СТРАТИФИКАЦИЯ ОБЩЕСТВА (что должно  и что не должно делаться в рамках данного возраста - это соответствует возрастному делению поколений и соответствующим социокультурным нормативам);

3)ВОЗРАСТНАЯ  СИМВОЛИКА КУЛЬТУРЫ (что соответствует,  и что не соответствует данному  возрасту - понимается как совокупность  социальных ожиданий в сфере поведенческих актов, внешнего облика, форм отношений).

      В противовес традиционным представлениям  возраст - не структура или  результат, а ФОРМА РАЗВИТИЯ. Развитие  оформляется и результируется в возрасте, именно поэтому возраст ОБРАЗУЕТСЯ как форма, которая в силу своей целостности и завершенности может только сменяться другой формой и замещаться ею.

      Соответственно, освоение возрастного  пространства и переход от  одного возрастного этапа к  другому не осуществляются автоматически, "естественным" путем, а специально организуются в соответствии с решением совершенно определенных задач развития человеческой субъективности, задач, которые решают также вполне определенные исторические субъекты - участники этих событий. Именно в этом пункте представления о процессуальности развития должны быть дополнены и обогащены представлениями о ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАЗВИТИЯ всего универсума человеческих способностей.

      Сегодня уже очевидно, что культивирование  в разных возрастных периодах  специфических форм совместной образовательной деятельности в детско-взрослых общностях не определяется формальными социальными требованиями. Это деятельность - развивающая и образующая - должна специально проектироваться в качестве возрастно-нормативной в рамках определенных ценностных оснований и целевых ориентиров развития человеческой субъективности.

            В разработанной схеме периодизации  развития и номенклатуры возрастов  (В.И. Слободчиков, 1991) именно возраст  является исходной ЕДИНИЦЕЙ ПРОЕКТИРОВАНИЯ  развивающего образования, т.е. построения в соответствии с целями и задачами развития его нормативных моделей.

          Общие границы поколения не  совпадают с границами какого-то  возраста (возрастной когорты), более ранний возраст в определенный момент "догоняет" более поздний и входит в новое поколение. Само же поколение остается "в себе как есть" (безотносительно к составу конкретных возрастов) вплоть до ухода с исторической сцены. 

    Пренатальное  развитие (в утробе). 

    Беременность  длится 266 дней, от зачатия она делится на 3 периода: гермикальный, эмбриональный, фетальный.

    Гермикальный. Происходит дробление зиготных клеток. Длится до 2 недель. К концу 6 дня – больше 100 клеток. Более 50% клеток не приживаются. Из наружного слоя получается ткань, которая защищает плод, а внутри слой дает жизнь всем органам эмбриона.

    Эмбриональный. До конца 2-го месяца Формируются все главные структуры и органы, но еще не функционируют. К концу 4-ой недели бьется сердце, функционирует нервная система. Длинна зародыша 4мм. Образуются руки, ноги, прорези глаз. Ежедневно меняется строение лица.

    Фетальный. Длится до родов. В 7.5 недель плод имеет длину 15-17мм, 9 недель – 25мм, 11 недель – 5 см, 15 недель – 9 см. Добавляются губы, ногти на ногах, созревают сердце, легкие и мозг.

    На 4 месяц голова перестает выглядеть непропорционально, за счет увеличения размеров тела. Частота сокращения сердца возрастает до 120-160 ударов в минуту.

    На 5 месяце появляется хватательный рефлекс, возрастает объем и сила движений.

    На 6 месяце уже сформированы глаза, веки могут открываться. Интенсивно  развивается косная система, на голове растут волосы, ребенок распрямляется.

    Во  втором триместре мозг увеличивается  в 6 раз.

    В начале периода волновая активность отсутствует. Наблюдается состояние  клинической смерти. До 24 недели наблюдаются  только эпизодические вспышки активности мозга. А в конце триместра начинает ощущать боль, регулируется частота сна, дыхания. После 24-ой недели плод жизненноспособен при специальном уходе. Те, кто рождается на 25 неделе, выживают всего 80%, 69% из них не имеет отклонений. А на 29 неделе выживают 90%.

    Третий  триместр. В возрасте 7 месяцев плод весит 1.5 кг, нервная система развита  настолько, что ребенок может  управлять дыханием, глотанием, чувствует  прикосновение, начинает работать вестибулярный аппарат, слышит очень громкие звуки. На громкие звуки вздрагивает.

    С 15 недели способен хватать, двигать  глазами, морщиться.

    20-ая  неделя – развиваются органы  вкуса и обоняния.

    24-ая  неделя – чувствительность кожи  и реакция на звук.

    25-ая  неделя – реакция на звук устойчивая.

    27-ая  неделя – поворачивает голову  на источник света, направленный  на живот матери. К концу 7 месяца  все движения считаются условно  произвольными.

    Ученые  считают, что 8 месячный плод может видеть свои руки и окружающее пространство. Некоторые думают, что с 32 недели начинают осознавать происходящее, видеть сны.

    На 9-ый месяц поворачивается вниз головой, но не всегда, отпадает защитный слой. 
 

    Младенчество (до года) 

    Младенчество  начинается подпериодом новорожденности (до 1 месяца). Психоаналитики утверждают, что первичная травма, связанная с рождением влияет на всю последующую  жизнь. Акт рождения, как переход от паразитивной формы существования к форме индивидуальной жизни, это также и переход от темноты к свету, от тепла к холоду, от одной формы дыхания к другой. Весь период новорожденности считается критическим. В момент рождения ребенок наиболее беспомощен. На его беспомощность накидывается катастрофическое изменение условий жизни, и если не особая ситуация, которая складывается после рождения, ребенок погиб бы. Возникает ситуация отношений ребенка со взрослым и с рождения в условиях жизни становится социальноопосредованным. Но социальная ситуация развития складывается не сразу. Единство ребенка и взрослого сначала идет от матери и только, когда появляется специфическая реакция на лицо матери (улыбка) социальная ситуация сложилась. Единство ребенка и матери, при котором жизнь и деятельность ребенка вплетены в жизнь и деятельность матери. 80% суток новорожденные спят, 20% -- бодрствуют в полудремном состоянии. Поведения у новорожденного еще нет. Движения нельзя назвать движениями. Состояние определяется как состояние дисгармонического разлада, а поведение – это движения, связанные с выделением какого-либо предмета из окружающей среды. Оно имеет две части: ориентировочную и исполнительную. Первый объект, который ребенок выделяет – человеческое лицо. Концентрация глаз и улыбки – первый акт поведения. Из реакции сосредоточения на лице матери возникает важное новообразование «комплекс оживления». К месяцу это эмоционально положительная реакция со звуковым и двигательным сопровождением. В комплексе зарождается координация движений, это первый акт общения, попытка воздействовать на взрослого. «Комплекс оживления» свидетельствует о переходе к младенчеству.

    Социальная  ситуация «мы» изначально свершит противоречия. Ребенок нуждается во взрослом, но не имеет средств воздействия  на него. И это противоречие наблюдается  на протяжении всего периода. Как  только оно решится социальная ситуация распадается. Социальная ситуация приводит к возникновению нового типа деятельности, которая становится ведущей – деятельность непосредственно-эмоционального общения. Со второго месяца появляются новые формы воздействия на взрослого. Голосовые реакции приобретают характер хныканья, эмоционального призыва. Общение в этом периоде должно иметь эмоционально положительный характер. Это закладывает положительный тонус отношения к жизни, доверия или недоверия к окружающим. Госпитализм – дети лишенные матери, у них нарушается психика. При отрыве ребенка от матери в первые годы жизни у него наблюдаются нарушения в речевом развитии, они эмоционально холодны, неуверенны и т. д.

    Период  младенчества делят на два подпериода:

  1. до 5-6 месяцев
  2. с 5-6  до 12 месяцев.

    В первом идет интенсивное развитие сенсорных систем (у человека они развиваются раньше двигательных, а у животных наоборот). В 4 месяца появляется реакция на новизну (удерживает взгляд), слуховое восприятие, тактильная чувствительность, которая способствует развитию хватания и обследования предмета. Развиваются голосовые реакции, такие как буление, гукание, лепет.

       Во втором периоде возникает  хватание. Для возникновения хватания  надо, чтобы рука раскрывалась, т.е.  превратилась в орган осязания. Хватание осуществляется под контролем зрения. Ребенок, рассматривая свои руки, следит за приближением к предмету. С актом хватания связано возникновение предметного восприятия. Когда раздражитель подает на глаз, образа еще нет, он возникает после установления действенного контакта. До этого восприятие осуществлялось через рот. Благодаря хватанию появляется пространство вытянутой руки и предмет «вырывается» из общей схемы, начинает по-новому оцениваться. Благодаря хватанию развивается (противопоставление большого пальца). От 4-7 месяцев возникают результативные действия, т.е. простое перемещение предметов. С 7-10 месяцев --  соотносимые действия, он манипулирует одновременно двумя предметами. С 10-14 месяцев – этап функциональных действий (с разными предметами и разными способами). С 6 месяцев общение ребенка приобретает характер ситуативно-делового. Ему недостаточно со взрослыми обмениваться ласками, а требует «сотрудничества» взрослого с ребенком.

    Как только возникает указательный жест (протягивает руку) ребенок овладевает социальной категоризацией (различает «мы», «они», «я», «другие»). К 9 месяцам ребенок становится на ноги и пытается ходить. С ходьбой он отделяет себя от взрослого, пространство расширяется и ситуация «мы» распадается. Потом между ребенком и взрослым вырастает новое содержание – предметная деятельность. Основные новообразования младенчества: ходьба, первое слово, элементарные формы восприятия и мышления. Младенчество заканчивается кризисом 1 года: много впечатлений, но ребенок не может выразить их. 
 

    Раннее  детство (1-3 года) 

    Ребенок целиком поглощен предметом и  не замечает взрослого. Это явление  называется фитишизация. С одной  стороны ребенок за предметом  не видит взрослого, с другой стороны  без взрослого он не может овладеть способами его употребления. Это  противоречие решается в течении всего периода. В новом типе ведущей деятельности – предметной, направленной на усвоение выработанных в обществе способов действия с предметами. Общение становится формой организации этой деятельности, средством ее  осуществления. С 1-3 лет общение становится речевым. Эльконин рассматривал развитие предметного действия по двум направлениям:

  1. развитие действия от совместного со взрослым до самостоятельного исполнения.
  2. развитие средств и способов ориентации самого ребенка в условиях осуществления предметного действия.
    1. На первых этапах развития предметное действие осваивается только в ходе совместных действий. Ориентация, контроль, исполнение и оценка принадлежат взрослому, за тем возникает частичное или совместно-раздельное действие. Когда действия разделяются, ребенок начинает понимать цель действия. Дальше возникает возможность исполнять действия на основе показа. Взрослый отрывает ориентировочную часть действия от исполнительной. Дальше следует выполнение действия по речевому указанию.
    1. Еще к концу первого года ребенок употребляет предметы, ориентируясь на его физические свойства. Затем наблюдаются первые попытки специфического использования предметов, но отсутствует сформированный способ их употребления. На следующем этапе ребенок овладевает способом употребления предмета и переносит его в неадекватные ситуации. В результате у него формируется обобщение функций. Но так же он может переносить действия с одной ситуации на другую. Благодаря этому возникает отрыв действия от предмета, от ситуации и от себя как исполнителя. К концу этого возраста ребенок отделяет себя от взрослого, сравнивает и соотносит себя с ним. С помощью предметного действия вызывает взрослого на общение посредством игры. Таким образом общение становится деятельностью, предметом которой является взрослый.

Информация о работе Возростная психология