Возрастные особенности взаимосвязи экстраверсии-интроверсии с креативностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 14:48, курсовая работа

Описание

Цель исследования – рассмотреть возрастные особенности взаимосвязи экстраверсии-интроверсии с креативностью.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. На основе анализа зарубежной и отечественной литературы, монографических источников изучить понятие креативности.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретическая часть
1.1. Понятие интроверсии и экстарверсии в психологии
1.2. Экстраверты и интроверты: основные черты
1.3. Отличие интроверта и экстраверта
1.4. Достоинства и недостатки экстравертов и интровертов
1.5.Понятие креативности
Глава 2. Эмпирическое исследование
2.1. Цели и задачи исследования
2.2.Методика исследования
2.3. Интерпретация результатов
Заключение
Список использованной литератур

Работа состоит из  1 файл

Возрастные особенности .doc

— 197.00 Кб (Скачать документ)

При попытке выделить «креативогенные» черты характера, сравнивая две группы с высоким и низким уровнями творческой активности, оказалось, что первая группа показала значительно более высокую вариативность и неповторимость в сочетании индивидуальных личностных качеств, чем вторая. При исследовании когнитивных процессов обеих групп испытуемых была выявлена более высокая перцептивная активность у лиц с более высокой творческой активностью.

Оптимальным для развития творческого мышления являются, с одной стороны, конкретность и полнота восприятия, а с другой – видение возможных трансформаций объекта и внесение творческого начала в сам акт восприятия. В результате комплексных исследований не удалось выявить «генеральный» фактор, определяющий степень творческой активности.[7]

Таким образом, проявление творческой активности человека не связано с социальными условиями его воспитания, не имеет жесткой психофизиологической детерминации и не отражается в типичности личностных проявлений. Единственными общими чертами творчески активных людей являются ярко выраженная индивидуальность и эмоциональная гибкость.

 

Глава 2. Эмпирическое исследование

 

2.1. Цели и задачи исследования

Целью данной работы является выявление зависимости возрастных особенностей взаимосвязи экстраверсии-интроверсии с  креативностью.

Исходя из цели, были определены следующие задачи:

1.   Изучить возрастные особенности взаимосвязи экстраверсии-интроверсии с  креативностью.

2.  Провести комплексную психодиагностику влияния возрастных особенностей экстраверсии-интроверсии на  креативность.

3.   Провести статистическую обработку результатов исследования.

Объектом исследования является группа из 50 человек. Предварительно был проведен тест на определение личностных качеств по пятифакторной модели.  Результаты теста:

Экстраверсия-интроверсия (общительный, ассертивный, энергичный, активный) – ( 13+15)-экстраверт, (12+10) – интроверт)

Предмет исследования – ученики ХСОШ№1 7 и 11 классов.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что существует возрастная взаимосвязь экстраверсии (интраверсии) с креативностью.

 

 

2.2.Методика исследования

В настоящее время для изучения уровня развития творческого мышления (креативности) детей дошкольного и школьного возраста наиболее часто применяются следующие психодиагностические методики: вербальные и образные тесты творческого мышления Торренса и батарея тестов креативности Туник. Последняя создана на базе креативных тестов Гилфорда.

Отсутствует экспресс-метод, позволяющий быстро и качественно провести психодиагностику креативности. Для достижения данной цели был адаптирован опросник креативности Джонсона.

Под креативностью мы понимаем способность порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации. Креативность охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, необходимых для становления способности к творчеству.

Опросник креативности основан на двух подходах к данной проблеме.

По Торренсу, креативность проявляется при дефиците знаний; в процессе включения информации в новые структуры и связи; в процессе идентификации недостающей информации; в процессе поиска новых решений и их проверки; в процессе сообщения результатов.

По Джонсону (1973), креативность проявляется как неожиданный продуктивный акт, совершенный исполнителем спонтанно в определенной обстановке социального взаимодействия. При этом исполнитель опирается на собственные знания и возможности.

Данный опросник креативности (ОК) фокусирует наше внимание на тех элементах, которые связаны с творческим самовыражением. ОК — это объективный, состоящий из восьми пунктов контрольный список характеристик творческого мышления и поведения, разработанный специально для идентификации проявлений креативности, доступных внешнему наблюдению.

При работе с ОК можно быстро самостоятельно произвести подсчеты. Заполнение опросника требует 10–20 минут. Для оценки креативности по ОК эксперт наблюдает за социальными взаимодействиями интересующего нас лица в той или иной окружающей среде (в классе, во время какой-либо деятельности, на занятиях, на собрании и т.д.). Данный опросник позволяет также провести самооценку креативности (учащимися старшего школьного возраста).

Каждое утверждение опросника оценивается по шкале, содержащей пять градаций (возможные оценочные баллы: 1 - никогда, 2 - редко, 3 - иногда, 4 - часто, 5 - постоянно.). Общая оценка креативности является суммой баллов по восьми пунктам (минимальная оценка — 8, максимальная оценка — 40 баллов). В таблице представлено соответствие суммы баллов уровням креативности.

Уровень креативности

Сумма баллов

Очень высокий

40–34

Высокий

33–27

Нормальный, средний

26–20

Низкий

19–15

Очень низкий

14–8

 

Текст опросника

Творческая личность способна:

Ощущать тонкие, неопределенные, сложные особенности окружающего мира (чувствительность к проблеме, предпочтение сложностей).

Выдвигать и выражать большое количество различных идей в данных условиях (беглость).

Предлагать разные виды, типы, категории идей (гибкость).

Предлагать дополнительные детали, идеи, версии или решения (находчивость, изобретательность).

Проявлять воображение, чувство юмора и развивать гипотетические возможности (воображение, способности к структурированию).

Демонстрировать поведение, которое является неожиданным, оригинальным, но полезным для решения проблемы (оригинальность, изобретательность и продуктивность).

Воздерживаться от принятия первой пришедшей в голову, типичной, общепринятой позиции, выдвигать различные идеи и выбирать лучшую (независимость, нестандартность).

Проявлять уверенность в своем решении, несмотря на возникшие затруднения, брать на себя ответственность за нестандартную позицию, мнение, содействующее решению проблемы (уверенный стиль поведения с опорой на себя, самодостаточное поведение).

Лист ответов

Дата _____________

Школа___________Класс___________Возраст______________

Респондент (Ф.И.О.) __________________________________________ (заполняющий анкету)

В листе ответов c номерами от 1 до 8 отмечены характеристики творческого проявления (креативности).

Пожалуйста, оцените, используя пятибалльную систему, в какой степени у каждого ученика проявляются вышеописанные характеристики.

Возможные оценочные баллы:

1 - никогда,

2 - редко,

3 - иногда,

4 - часто,

5 - постоянно.

Ф. И. О.

Характеристики креативности

1  2  3  4  5  6  7  8

 

 

 

 

2.3. Интерпретация результатов

 

 

 

              Результаты теста, на определение креативности у учеников 7 класса.

 

              Таблица №1.

 

Экстра/Интра

Уровень креативности

 

1.       

Экстра

Очень высокий

 

2.       

Экстра

Очень высокий

 

3.       

Экстра

Очень высокий

 

4.       

Интра

Высокий

 

5.       

Интра

Высокий

 

6.       

Интра

Высокий

 

7.       

Интра

Высокий

 

8.       

Экстра

Высокий

 

9.       

Интра

Нормальный, средний

 

10.  

Экстра

Нормальный, средний

 

11.  

Интра

Нормальный, средний

 

12.  

Интра

Нормальный, средний

 

13.  

Интра

Нормальный, средний

 

14.  

Интра

Нормальный, средний

 

15.  

Экстра

Нормальный, средний

 

16.  

Экстра

Нормальный, средний

 

17.  

Экстра

Нормальный, средний

 

18.  

Экстра

Нормальный, средний

 

19.  

Экстра

Низкий

 

20.  

Экстра

Низкий

 

21.  

Экстра

Низкий

 

22.  

Экстра

Низкий

 

23.  

Интра

Очень низкий

 

24.  

Интра

Очень низкий

 

25.  

Интра

Очень низкий

 

 

                            Таким образом, среди учеников 7 класса большинство имеет средний уровень креативности.

 

 

 

Результаты теста, на определение креативности у учеников 11 класса.

 

              Таблица №2.

 

Экстра/Интра

Уровень креативности

 

1.       

Экстра

Очень высокий

 

2.       

Экстра

Очень высокий

 

3.       

Экстра

Очень высокий

 

4.       

Экстра

Очень высокий

 

5.       

Интра

Очень высокий

 

6.       

Интра

Очень высокий

 

7.       

Интра

Очень высокий

 

8.       

Интра

Высокий

 

9.       

Интра

Высокий

 

10.  

Экстра

Высокий

 

11.  

Экстра

Высокий

 

12.  

Экстра

Высокий

 

13.  

Интра

Высокий

 

14.  

Интра

Высокий

 

15.  

Экстра

Высокий

 

16.  

Экстра

Высокий

 

17.  

Экстра

Нормальный, средний

 

18.  

Экстра

Нормальный, средний

 

19.  

Экстра

Нормальный, средний

 

20.  

Экстра

Нормальный, средний

 

21.  

Экстра

Нормальный, средний

 

22.  

Экстра

Нормальный, средний

 

23.  

Интра

Нормальный, средний

 

24.  

Интра

Низкий

 

25.  

Интра

Низкий

 

 

 

              Таким образом, среди учащихся 11 класса большинство имеют очень высокий и высокий уровень креативности.

              Влияние типа личности (экстра- интра- верты) на креативность не наблюдается.

Таким образом, гипотеза исследования в предположении о том, что существует возрастная взаимосвязь экстраверсии (интраверсии) с креативностью, подтвердилась.

 

               Заключение

Интроверсия — Экстраверсия — распространённое в психологии основание категоризации или измерения черт личности. Наиболее известны два несколько отличающихся понятия интроверсии-экстраверсии, принадлежащих Карлу Густаву Юнгу и Гансу Юргену Айзенку.

Экстраверты — люди, которые направляют либидо (жизненную энергию) вовне, на внешние события и других людей. Люди подобного типа обычно подвержены воздействию окружения, легко приспосабливаются к обществу, в котором живут, и уверены в себе в широком диапазоне различных ситуаций.

У интровертов либидо направлено на внутренний мир. Такие люди склонны к созерцательности, интроспекции. Они мало поддаются внешним влияниям, менее уверены во взаимоотношениях с другими людьми и внешним миром и менее социально приспосабливаемы, нежели экстраверты.

В каждом человеке полярные типы, как правило, сосуществуют вместе, однако, какой-то один из них доминирует. Тем не менее, доминирующий тип реакции в определенной степени зависит от ситуации. Например, обычно интроверт может оказаться достаточно социально гибким в ситуации, затрагивающей его интересы.

─                 Исследователи выделяют, по крайней мере, три причины того, почему человек занимается творчеством: удовлетворить потребность в новой и разнообразной стимуляции, улучшить способности передавать свои идеи и ценности, разрешать проблемы. Множество определений креативности, данных разными учеными, помогают понять ее суть.

─                 Ряд исследователей пришли к выводу, что люди, будучи потенциально творческими, подавляют свои действия, потому что они противоречат принятым или традиционным представлениям. Идея о потенциально творческом настрое всех согласуется с тем фактом, что в определенных условиях не отличающиеся креативностью люди неожиданно демонстрируют способность к творчеству.

─                 К личностным особенностям, связанным с креативностью, относят интеллектуальные и художественные способности, широта интересов, предпочтение сложности, энергичность, увлеченность работой и заинтересованность в достижении высоких результатов (мотив успеха), независимость суждений, автономия, уверенность в себе, толерантность к неопределенности, готовность разрешить конфликт, креативный Я-образ, открытость новому опыту и новым точкам зрения.

Информация о работе Возрастные особенности взаимосвязи экстраверсии-интроверсии с креативностью