Возрастной аспект проблемы психомоторного развития ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2011 в 02:23, курсовая работа

Описание

Развитие понятия «психомоторика» связано с именем великого русского физиолога И.М. Сеченова. Он впервые вскрыл важнейшую роль мышечного движения в познании окружающего мира. Идеи Сеченова сыграли решающую роль в понимании психомоторики как объективации в мышечных движениях всех форм психического отражения и в понимании двигательного анализатора, выполняющего гносеологическую и праксеологическую функцию, как интегратора всех анализаторных систем человека.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие психомоторного развития 6
1.1 Понятие психомоторики 6
1.2 история развития психомоторики 8
1.3 Роль двигательной активности и психомоторики в жизни человека 20
Глава 2. Психомоторика как средство общения (речь, мимика, жесты) 25
2.1 Предпочтение в использовании одной из симметричных конеч-ностей при осуществлении инструментальных действий 38
2.2 Соразмерность движений 42
Приложения 51

Работа состоит из  1 файл

Курсовая_.doc

— 283.00 Кб (Скачать документ)

ФУДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО  «НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕНЫЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ» 
 
 
 

Возрастной  аспект проблемы психомоторного развития ребенка  

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3
Глава 1. Понятие психомоторного развития 6
1.1 Понятие психомоторики 6
1.2 история развития психомоторики 8
1.3 Роль двигательной активности и психомоторики в жизни человека 20
Глава 2. Психомоторика как средство общения (речь, мимика, жесты) 25
2.1 Предпочтение в использовании одной из симметричных конечностей при осуществлении инструментальных действий 38
2.2 Соразмерность движений 42
Приложения 51
 

 

ВВЕДЕНИЕ

     Все многообразие поведенческих проявлений человека как в самых простых, так и в самых сложных формах выступает как его взаимодействие с объективным миром, опосредованное внешне двигательной активностью. Эта активность поведения, определяемого в широком смысле и как образ жизни, и как деятельность в ее различных видах, находит свое внешнее выражение через всевозможные движения, различные двигательные акты и действия.

     Двигательные  действия в составе различных видов человеческой деятельности выступают либо в качестве условий или средств их реализации либо как вспомогательный компонент, обеспечивающий саму возможность осуществления какой – либо деятельности. Кроме того, сочетания движений и двигательных действий могут быть направлены на достижение определенной моторной цели через решение ряда двигательных задач, представляя в этих случаях самостоятельный вид специфической человеческой деятельности – психомоторную деятельность. [10]

     Развитие  понятия «психомоторика» связано с именем великого русского физиолога И.М. Сеченова. Он впервые вскрыл важнейшую роль мышечного движения в познании окружающего мира. Идеи Сеченова сыграли решающую роль в понимании психомоторики как объективации в мышечных движениях всех форм психического отражения и в понимании двигательного анализатора, выполняющего гносеологическую и праксеологическую функцию, как интегратора всех анализаторных систем человека.

     Психомоторика непременно присутствует в самых различных проявлениях человеком активности:

  • речи (сокращения мышц гортани и полости рта, жестикуляция)
  • письма
  • эмоциональной экспрессии (мимика, поза, экспрессивные движения)
  • локомоции (ходьба, бег)
  • инструментальных двигательных действий.

В психомоторике находят отражение состояния человека, его типические особенности (экстраверсия-интроверсия, свойства нервной системы), поэтому двигательные методики широко используются в психодиагностике.

     Закономерности  психомоторных процессов особенно важны в изучении и освоении таких производственных действий, где требуются высокая точность, соразмерность и координация движений. Чем сложнее, мощнее и подвижнее машины, которыми приходится управлять рабочему, тем выше требования к его психомоторике. Да и в других видах производственной деятельности она имеет немаловажное значение.[24]

 

Глава 1

ПОНЯТИЕ ПСИХОМОРНОГО РАЗВИТИЯ 

1.1. Понятие  психомоторика

     Понятие «психомоторное развитие ребенка» достаточно широко в него входят оценка функций зрения, слуха, остальных видов чувствительности; двигательная сфера начиная от оценки мышечного тонуса и способности держать голову у новорожденного и заканчивая осознанными движениями рук и тонкой пальцевой моторикой. Кроме того, к сфере психомоторного развития относятся всевозможные социальные контакты ребенка: узнавание материнского голоса, игры с ролевыми сюжетами.[25]

     Психомоторика или психомоторные процессы это  объективизация всех форм психического отражения определяемыми ими  движениями. Это понятие в психологию ввел И. М. Сеченов, хотя термин «психомоторные центры» существовал и раньше. Сеченов писал: «Жизненные потребности родят хотения, и уже эти ведут за собою действия; хотение будет тогда мотивом или целью, а движение действием или средством достижения цели. Когда человек производит так называемое произвольное движение, оно появляется вслед за хотением в сознании этого самого движения. Без хотения как мотива или импульса движение было бы вообще бессмысленно. Соответственно такому взгляду на явление двигательные центры на поверхности головного мозга называют психомоторными» [24. стр 516].

     Сеченову  принадлежат слова, ставшие классическими: «Смеется ли ребенок при виде игрушки, улыбается ли Гарибальди, когда его гонят за излишнюю любовь к родине, дрожит ли девушка при первой мысли о любви, создает ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге везде окончательным фактом является мышечное движение» [24, стр 9]

     Иногда  говорят, что «психомоторика это  реализация психической деятельности

     Психомоторика - совокупность сознательно регулируемых двигательных актов. Совершенствуется и дифференцируется в течение всей жизни человека; состояние психомоторики отражает уровень физического и психического развития, развитие речи, особенности конституции и воспитания. Психомоторика является важным критерием оценки психического статуса, необходимым для диагностики заболевания.

     Изучение  характера психомоторики как конституционального свойства личности позволяет выделить четыре основных типа: циклотимически-пикнический, шизотимический, атлетический и лабильно-инфантильный. Для циклотимически-пикнического типа характерна естественная осанка, свободная выразительная мимика и жестикуляция, плавная ритмичная походка, способность к длительным физическим нагрузкам. Шизотимический тип отличается неравномерностью и угловатостью движений, особенностью походки (недостаточная ритмичность, чередование чрезмерной напряженности движений и расслабленности), невыразительностью мимики и быстрой истощаемостью. Атлетическому типу свойственна подтянутость осанки, твердость походки и высокая работоспособность. Лабильно-инфантильный тип характеризуется большой свойственной детям подвижностью, живой мимикой и жестикуляцией, при этом отсутствует точность движений и наблюдается повышенная истощаемость.

При различных  заболеваниях, прежде всего психических, могут возникать разнообразные общие или частичные нарушения психомоторики. К ним относится двигательный инфантилизм, недоразвитие (моторная дебильность), угнетение (гипокинезия и акинезия), усиление (гиперкинезия) и извращение психомоторики (паракинезия). Выраженные расстройства психомоторики возможны при психомоторном возбуждении и ступоре, при аффективных состояниях. Частным случаем нарушений психомоторики являются навязчивые движения и действия, пароксизмально протекающие, обычно с сумеречным помрачением сознания, психомоторные симптомы (например, оральные автоматизмы, сноговорение, сомнамбулизм). Выделяют также регрессивные расстройства психомоторики в виде возврата (временного или стойкого) к формам поведения, свойственным более ранним этапам нервно-психического развития (утрата навыков опрятности, самообслуживания, ползание вместо ходьбы, мутизм, двигательная расторможенность). Регрессивные расстройства психомоторики особенно ярко выражены при некоторых реактивных психозах (например, синдроме одичания и пуэрилизме). Распад психомоторики происходит при пресенильных и сенильных деменциях (например, болезни Альцгеймера, болезни Пика, старческом слабоумии) и других прогрессирующих органических заболеваниях головного мозга. [26] 

     1.2.История развития психомоторики

     Проблема  моторики и движений с давних пор  интересовала исследователей. Термин «психомоторика» был введен в психологию И.М. Сеченовым, раскрывшим роль мышечного движения в познании окружающего мира. Сеченов впервые связал двигательные функции с высшими отделами центральной нервной системы, предпринял попытку целостного описания психики человека через характеристики поведения. Большое значение он придавал изучению многообразных импульсов, поступающих в органы чувств, отмечая, что «нервная система представляет собрание разнообразных регуляторов деятельности» [24, стр. 21]Это изменило и существовавшее до него представление об исполнительной функции двигательных центров коры, называвшихся психомоторными.

     С развитием эксперимента в психологии в конце ХIХ века возрос интерес к изучению психомоторики. Это было обусловлено возможностью и относительной легкостью точной фиксации двигательной активности человека и ее соотнесения с психической деятельностью. Именно поэтому быстрота и точность реагирования на внешний стимул явились первыми психомоторными характеристиками, используемыми в психологическом исследовании . Необходимость подобных исследований детерминировалась, как развитием науки, так и запросами практики, поскольку двигательный ответ на тот или иной сигнал является составляющим элементом почти любой трудовой деятельности.

     История показала, что становление передовых  направлений в русской и советской  психологии было связано с развитием  и углублением идей, лежащих в основе учения И.М. Сеченова. Созданные в конце XIX – начале XX веков в России психофизиологические лаборатории сыграли большую роль в реализации сеченовской программы.

     После октябрьской революции в 20-е годы в качестве общенаучной методологии и основания объединения различных течений психологии выступила марксистская философия. Материалистически ориентированные направления в отечественной психологии были представлены рефлексологией В.М. Бехтерева, реактологией К.Н. Корнилова и рядом других направлений.

       Вслед за Сеченовым, Бехтерев внес большой вклад в обоснование необходимости использования для изучения психических процессов объективных экспериментальных методов исследования. Основной единицей анализа нервно-психической деятельности у него выступает рефлекс, рассматриваемый как универсальный динамический механизм, лежащий в основе всех реакций человека. Рефлекс, по его мнению, – «жизненный атом», элементарный акт поведения. Деятельность человека, сколь бы сложной она ни была, представляет собой, по мнению Бехтерева сумму рефлексов, различающихся по сложности, характеру, особенностям организации. Исходя из этого, сущность и задачи рефлексологии Бехтерев видел в изучении актов поведения личности (т. е. всех ее рефлексов) в их опосредованности, во-первых, внешними раздражителями и, во-вторых, нервно-психическими процессами, протекающими в организме.

     Согласно  К.Н. Корнилову, психология должна заниматься изучением реакций живого организма, охватывающих все формы его проявления в отношении окружающей среды. Жизнь есть ни что иное, как совокупность реакций, а каждая реакция представляет собой ту или иную форму взаимодействия живого организма с окружающей средой.

     Прикладной аспект изучения реакций Корнилов видел в их рассмотрении применительно к трудовым процессам и воспитанию человека. Трудовая жизнь и все трудовые процессы человека определялись им как частный вид реакций вообще, а психотехника – как научная дисциплина о трудовых реакциях человека [13]

     Трудовые  процессы человека, также как и  реакции, сводятся Корниловым к семи основным типичным формам:

     1) «натуральный тип» трудовых процессов, к которому относятся профессии, не требующие интенсивной мыслительной деятельности и интенсивного мускульного напряжения (каждый представитель такой профессии естественным образом реализует природную склонность к ускоренному или замедленному темпу своей работы, проявляя разную степень затраты энергии в действиях);

     2) «мускульный тип» трудовых процессов  характеризуется большим мускульным  усилием (требующимся в профессиях  шахтера, кузнеца, молотобойца и т. п.);

     3) «сенсорный тип» трудовых процессов  характерен для профессий, требующих длительной концентрации внимания (токаря, портного, часовщика и т. д.);

     4) образцом трудового процесса  «типа различения» является профессия, предполагающая распределение внимания на большее число объектов (например, наборщика в типографии); 5) трудовые процессы «типа выбора» характерны для деятельности шофера или вагоновожатого; 6) при трудовых процессах «типа узнавания» движения совершаются на раздражения, заранее неизвестные (например, корректор должен узнать ту или иную погрешность в печатном тексте); 7) трудовые процессы «типа ассоциаций» требуют проведения логических операций над предъявляемым материалом (так называемые «интеллектуальные» профессии).

     Таким образом, работами этих ученых в психологию вводилось новое понимание предмета психологии – поведение (или внешне выраженные реакции и рефлексы человека в ответ на внешние воздействия). [13]

     В начале XX века изучение психомоторики  было направлено, прежде всего, на описание конституциональных свойств личности. Особенности «двигательного облика» субъекта сопоставлялись с его телосложением и характером, в первую очередь, с конституциональными типами Кречмера. Соответственно трактовался и сам термин: «Термин «моторика” мы применяем в смысле структуры двигательных функций, подобно тому, как характер является структурой психических функций. … Моторика является, таким образом, конституциональным свойством личности и ее рассмотрение имеет особое значение в соотношении с другими конституциональными особенностями индивидуума» [9 стр 5]. Научное изучение двигательных функций осуществлялось путем установления их связей с анатомо-физиологическим субстратом.

Информация о работе Возрастной аспект проблемы психомоторного развития ребенка