Возрастная психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июля 2011 в 11:17, реферат

Описание

Высшей ценностью нашего общества является человек. Внимание к воспитанию человека, забота о всестороннем развитии его способностей, совершенствование личных качеств входит в круг проблем современного общества.

Содержание

I. Теоретические основы вопроса об индивидуальном подходе к детям.
II. Возрастные и индивидуальные особенности различий между детьми.
III. Кризисы возрастных периодов ребенка.
IV. Учет индивидуальных способностей ребенка.
V. Единство осуществления индивидуального подхода в детском коллективе и семье.
VI. Список используемой литературы.

Работа состоит из  1 файл

Возрастная психология.docx

— 75.13 Кб (Скачать документ)

    Меланхолик. Отличается высокой чувствительностью, глубиной и устойчивостью эмоций при слабом их внешнем выражении. Склонен к мнительности и обидчивости. Нередко развиваются повышенная ранимость, замкнутость, отчужденность. Кажется пугливым. Не сразу входит  в общую игру, чаще наблюдает со стороны. В то же время всецело отдается игре, любит мечтать, фантазировать, очень хороший актер. В его действиях много непонятного, что обусловлено богатством внутреннего мира. Обычно ребенок грустит, слишком рассудителен и часто ведет себя как маленький взрослый. Очень привязчив и отзывчив на ласку, чисто сердечен и общителен, но лишь с теми, кого любит. С посторонними скрытен, раним и замкнут, обижается по любому поводу. Круг общения узок, связи не многочисленны, но глубоки и искренни. Кажется не уверенным, замкнутым и осторожным. Долго не может заснуть. Чувствителен к страданиям других. В игре одинок из-за мнительности и страха предложить свое общество другим, боится неожиданности.

    Холерик. Нестабилен, активен. Не спокоен, импульсивен и изменчив. В деятельности и общении возбудим, нервозен, вспыльчив, порывист, склонен к резким сменам настроений, подвержен эмоциональным срывам, иногда бывает агрессивен. Движения быстрые и энергичные. Речь громкая, частая, быстрая. Энергичен и активен, но не всегда внимателен, особенно когда возбужден. Плохо переносит монотонную работу. Активно включается в новое дело, но увлечение и энтузиазм быстро угасает, если работа не интересная. В то же время, если деятельность привлекательна, работает энергично и долго. Решения самостоятельны, но часто не обдуманны. Рано встает, ест и спит немного. 

    Свойство  нервной системы каждого человека не укладываются в какой-то один «чистый» тип высшей нервной деятельности. Как правило, индивидуальная психика  отражает смешение типов или проявляется  как промежуточный тип (например, между сангвиником и флегматиком, между меланхоликом и флегматиком, между холериком и меланхоликом).

    При учете возрастных особенностей развития детей педагог или психолог во многом опирается на обобщенные данные педагогики и возрастной психологии. Что же касается индивидуальных различий и особенностей воспитания отдельных  детей, то здесь приходиться полагаться лишь на этот материал, который получается в процессе личного изучения воспитанников.

    III. Кризисы возрастных периодов ребенка.

    Существуют  некоторые психологические особенности  возрастных периодов.

    Кризис  новорожденности.

    Первый  критический период развития ребенка  — период новорожденности.

    Психоаналитики  говорят, что это первая травма, которую  переживает ребенок, и она настолько  сильна, что вся последующая жизнь  проходит под знаком этой травмы.

    Кризис  новорожденности — промежуточный  период между внутриутробным и внеутробным  образом жизни. Если бы с новорожденным  существом не было взрослого человека, то через несколько часов это  существо должно было погибнуть. Переход  к новому типу функционирования обеспечивается только взрослым. Взрослый охраняет ребенка  от яркого света, защищает его от холода, оберегает от шума, обеспечивает питанием и т. д.

    Ребенок наиболее беспомощен в момент своего рождения. У него нет ни единой сложившейся  формы поведения. В ходе антропогенеза  практически исчезли какие бы то ни было инстинктивные функциональные системы. К моменту рождения у  ребенка нет ни одного заранее  сформированного поведенческого акта. Все складывается при

    жизни. В этом и заключается биологическая  сущность беспомощности.

    Наблюдая  новорожденного, можно видеть, что  даже сосанию ребенок учится. Терморегуляция отсутствует. Правда, у ребенка есть врожденные рефлексы (хватательный, рефлекс  Робинсона и др.). Однако эти рефлексы не служат основой для формирования человеческих форм поведения. Они должны отмереть для того, чтобы сформировался  акт хватания или ходьба.

    Таким образом, период времени, когда ребенок  отделен от матери физически, но связан с ней физиологически, и составляет период новорожденности. Этот период характеризуется катастрофическим изменением условий жизни, помноженным на беспомощность ребенка. Все это могло бы привести к гибели ребенка, если бы не сложилась особая социальная ситуация его развития. С самого начала возникает ситуация объективно необходимых отношений между ребенком и взрослым. Все условия жизни ребенка сразу же социально опосредованы.

    Первый  объект, который ребенок выделяет из окружающей действительности, —  человеческое лицо. Может быть, это  происходит потому, что это раздражитель, который чаще всего находится  с ребенком в самые важные моменты  удовлетворения его органических потребностей.

    Из  реакции сосредоточения на лице матери возникает важное новообразование периода новорожденности — комплекс оживления. Комплекс оживления — это эмоционально-положительная реакция, которая сопровождается движениями и звуками. До этого движения ребенка были хаотичны, некоординированы. В комплексе зарождается координация движений. Комплекс оживления — это первый акт поведения, акт выделения взрослого. Это и первый акт общения. Комплекс оживления — это не просто реакция, это попытка воздействовать на взрослого.

    Комплекс  оживления — основное новообразование  критического периода. Оно знаменует  собой конец новорожденности  и начало новой стадии развития —  младенчества. Поэтому появление  комплекса оживления представляет собой психологический критерий конца кризиса новорожденности. Физиологический критерий конца  новорожденности — появление  зрительного и слухового сосредоточения, возможность появления условных рефлексов на зрительные и слуховые раздражители.

      Стадия младенчества.

    Социальная  ситуация неразрывного единства ребенка  и взрослого содержит в себе противоречие: ребенок максимально нуждается  во взрослом и в то же время не имеет специфических средств  воздействия на него. Это противоречие решается на протяжении всего периода  младенчества.

    Социальная  ситуация общей жизни ребенка  с матерью приводит к возникновению  нового типа деятельности — непосредственного  эмоционального общения ребенка  и матери. Специфическая особенность  этого типа деятельности состоит  в том, что предмет этой деятельности — другой человек. Но если предмет  деятельности — другой человек, то эта деятельность суть общение. Со стороны  взрослого ребенок становится предметом  деятельности. Со стороны ребенка  можно наблюдать возникновение  первых форм воздействия на взрослого. Так, очень скоро голосовые реакции ребенка приобретают характер эмоционально активного призыва, хныканье превращается в поведенческий акт, направленный на взрослого человека. Это еще не речь в собственном смысле слова, пока это лишь только эмоционально-выразительные реакции.

    Общение в этот период должно носить эмоционально-положительный характер. Тем самым у ребенка создается эмоционально-положительный характер. Тем самым у ребенка создается эмоционально-положительный тонус, что служит признаком физического и психического здоровья.

    Большинство исследователей отмечали, что отрыв  ребенка от матери в первые годы жизни вызывает значительные нарушения  в психическом развитии ребенка, что накладывает неизгладимый отпечаток  на всю его жизнь. Описаны многочисленные симптомы нарушения поведения и  задержки психического и физического  развития детей, воспитывавшихся в  детских учреждениях. Несмотря на то, что уход, питание, гигиенические  условия в этих учреждениях были хорошими, процент смертности был  очень большим. Во многих работах  указывается, что в условиях госпитализма страдает предречевое и речевое  развитие, разлука с матерью сказывается  на развитии познавательных функций, на эмоциональном развитии ребенка. Способность  ребенка любить окружающих тесно  связана с тем, сколько любви  он получил сам и в какой  форме она выражалась.

    Социальная  ситуация психического развития ребенка  младенческого возраста — ситуация неразрывного единства ребенка и взрослого, социальная ситуация комфорта.

    К 9 месяцам (начало кризиса первого  года) ребенок становится на ножки, начинает ходить. Главное в акте ходьбы не только то, что расширяется  пространство ребенка, но и то, что  ребенок отделяет себя от взрослого. Впервые происходит раздробление единой социальной ситуации «Мы», теперь не мама ведет ребенка, а он ведет маму, куда хочет. Ходьба — первое основное новообразование младенческого возраста, знаменующее собой разрыв старой ситуации развития.

    Второе  основное новообразование этого  возраста — появление первого слова. Особенность первых слов в том, что они носят характер указательных жестов. Ходьба и обогащение предметных действий требуют речи, которая бы удовлетворяла общение по поводу предметов. Речь, как и все новообразования возраста, носит переходный характер. Это автономная, ситуативная, эмоционально окрашенная речь, понятная только близким. Это речь специфическая по своей структуре, состоящая из обрывком слов. Но какой бы ни была эта речь, она представляет собой новое качество, которое может служить критерием того, что старая социальная ситуация развития ребенка распалась. Там, где было единство, стало двое: взрослый и ребенок. Между ними выросло новое содержание — предметная деятельность.

    Ранний  возраст.

    Как подчеркивал Д. Б. Эльконин, в конце  первого года жизни социальная ситуация полной слитности ребенка со взрослым взрывается изнутри. В ней появляются двое: ребенок и взрослый. В этом суть кризиса первого года жизни. В этом возрасте ребенок приобретает  некоторую степень самостоятельности: появляются первые слова, ребенок начинает ходить, развиваются действия с предметами. Однако диапазон возможностей ребенка  еще очень ограничен.

    Социальная  ситуация развития в раннем возрасте такова: «Ребенок—ПРЕДМЕТ—взрослый». В этом возрасте ребенок целиком поглощен предметом.

    Социальная  ситуация совместной деятельности ребенка  и взрослого содержит в себе противоречие. В этой ситуации способ действия с  предметом, образец действия принадлежит  взрослому, а ребенок в то же время  должен выполнять индивидуальное действие. Это противоречие решается в новом  типе деятельности, который рождается  в период раннего возраста. Это  предметная деятельность, направленная на усвоение общественно выработанных способов действия с предметами. Общение в этом возрасте становится формой организации предметной деятельности. Оно перестает быть деятельностью в собственном смысле слова, так как мотив перемещается от взрослого на общественный предмет. Общение выступает здесь как средство осуществления предметной деятельности, как орудие для овладения общественными способами употребления предметов. Несмотря на то, что общение перестает быть ведущей деятельностью в раннем возрасте, оно продолжает развиваться чрезвычайно интенсивно и становится речевым. Общение, связанное с предметными действиями, не может быть только эмоциональным. Оно должно стать опосредованным словом, имеющим предметную отнесенность.

    Речь  имеет чрезвычайно существенное значение для развития восприятия. Без языка, например, выделение фигуры из фона было бы задержано. В предметной деятельности происходит развитие восприятия. Никакое развитие предметных действий невозможно без ориентации на отдельные  признаки предмета. Важно выделение  в предмете свойств, которые ориентируют  предметные действия. Происходит выделение  пространственных отношений между  предметами, что также важно для  осуществления предметных действий.

    Итак, что же главное в развитии ребенка  раннего возраста? Все основные новообразования  связаны с развитием основного  типа деятельности: развитие восприятия, интеллекта, речи. Благодаря отделению действия от предмета происходит сравнение Своего действия с действием взрослого человека (ребенок называет себя другими именами). Как только ребенок увидел себя в другом, он увидел себя самого — и появился феномен «Я сам». Его возникновение приводит к полному распаду прежней социальной ситуации, что проявляется в кризисе трех лет.

    Кризис  трех лет.

    Знаменитый  кризис трех лет впервые был описан Эльзой Келер в работе «О личности трехлетнего ребенка». Ею были выделены несколько важных симптомов этого  кризиса.

    1. Негативизм. Это отрицательная реакция,  связанная с отношением одного  человека к другому человеку. Ребенок отказывается вообще  подчиняться определенным требованиям  взрослых. Негативизм нельзя смешивать  с непослушанием. Непослушание  бывает и в более раннем  возрасте.

    2. Упрямство. Это реакция на свое собственное решение. Упрямство не следует смешивать с настойчивостью. Упрямство состоит в том, что ребенок настаивает на своем требовании, на своем решении. Здесь происходит выделение личности и выдвигается требование, чтобы с этой личностью считались.

    3. Строптивость. Близка к негативизму и упрямству, но имеет специфические особенности. Строптивость носит более генерализованный и более безличный характер. Это протест против порядков, которые существуют дома.

    4.  Своеволие. Стремление к эмансипации от взрослого. Ребенок сам хочет что-то делать. Отчасти это напоминает кризис первого года, но там ребенок стремился к физической самостоятельности. Здесь речь идет о более глубоких вещах — о самостоятельности намерения, замысла.

    5.  Обесценивание взрослых.

Информация о работе Возрастная психология