Вопросы по психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 14:36, шпаргалка

Описание

Ответы на вопросы к ГОСам по психологии

Работа состоит из  1 файл

Психология.doc

— 425.50 Кб (Скачать документ)

1.Общая  характеристика научных  психологических  школ

Бихевиоризм - одно из ведущих направлений в  психологии, предметом изучения которого является поведение как совокупность отношений «стимул - реакция». Выделение  поведения в качестве основного  предмета изучения в бихевиоризме призвано было преодолеть ограниченность круга изучаемых психологией явлений «внутренними рамками» сознания. Поведение рассматривалось как совокупность реакций на внешние и внутренние стимулы, а развитие человека сводилось к образованию условных реакций. Провозглашая поведение в качестве основного явления, наглядного и доступного для изучения, бихевиористы, по сути дела, отрицали творческую сущность человека, оставляя за рамками изучения его богатый и противоречивый внутренний мир.

На эту противоречивость внутреннего мира обратил внимание автор другого теоретического направления - психоанализа - австрийский врач и психолог Зигмунд Фрейд. Богатая медицинская практика позволила ему сделать вывод о том, что источником многих заболеваний являются неосознаваемые больными комплексы. Будучи вытеснены из сознания, эти психические образования вызывают патологические симптомы. На этом основании З.Фрейд высказал предположение, что решающую роль в организации поведения играют бессознательные проявления психической жизни, прежде всего сексуальные. В работах «Исследования истерии» и «Толкование сновидений» он выдвинул основные положения психоанализа как концепции личности и техники лечения нервно-психических расстройств.

Значительно расширив рамки представлений о психическом, показав его сложную динамику, 3. Фрейд, тем не менее, склонил чашу весов значимости элементов в оппозиции «сознательное - бессознательное» в пользу последнего. Связь человека с социумом и его влияние на человека представлялось в значительной мере негативно окрашенным. Социум порождал травмирующие переживания, аффективные комплексы. Одновременно и само социальное окружение оказывалось подверженным воздействию иррациональных, зачастую негативных влечений и инстинктов индивида.

Такая трактовка вызывает оправданную критику со стороны многих психологов, в том числе и учеников 3.Фрейда. Фрейдизм - общее обозначение различных школ и учений, возникших на базе психологического учения 3. Фрейда, объясняющего через бессознательное детерминацию и специфику психических явлений.

Наиболее  выраженной оппозицией признанию зависимой  от различных факторов природы человека (от внешних стимулов - в бихевиоризме; от вытесненных из сознания травмирующих переживаний - в психоанализе) явились  идеи гуманистической психологии. Реализуя гуманитарную парадигму в психологической науке, ее представители признавали за человеком право на его уникальность, способность к управлению собственным развитием и творческую самореализацию. Одной из основ гуманистической психологии стало философское течение экзистенционализма с его ориентированностью на проблемы и трудности личностного выбора и ответственности в определении смысла существования.

Еще одним  направлением, характеризующим социальную ориентированность психологии, стало  использование в отечественной психологии в качестве системообразующей такой интегральной категории, как предметная деятельность. Деятельность - форма психической активности субъекта, заключающаяся в мотивационном достижении сознательно поставленной цели познания или преобразования объекта. Именно продуктивная деятельность по преобразованию окружающего мира отличает человека от всех других живых существ. В продукте деятельности оказывается воплощенным тот «идеальный образ», который существует в сознании человека. Таким образом, деятельность способна выступить в качестве того объективного фактора, с помощью которого возможно воссоздание «идеального план» человеческого сознания.

Реализуя  преобразующие действия с предметным миром, осуществляя сознательную регуляцию своим поведением и действиями, человек изменяет и свою психическую природу. Посредством деятельности он включается в систему общественных связей и отношений. При этом усвоение общественного опыта в ходе совместной деятельности приводит к «перенесению внутрь» (интериоризации) внешних действий и реализуемых ими социальных отношений. А это в конечном итоге приводит к формированию социально обусловленных качеств человека, к развитию высших психических функций, характеризующихся произвольностью и осознанностью.

Представленные  основные точки зрения на объект и  предмет психологической науки  показывают, что реально существующие на сегодняшний день школы и учения свидетельствуют о многоплановости  и неоднородности психологической  науки.

Можно ли считать развитие психологических знаний процессом, определяемым лишь собственной логикой познания в соответствии с природой изучаемого объекта - психики? Как и всякая другая наука, психология обладает лишь относительной самостоятельностью, а психологи как ученые находятся под господствующим влиянием экономического развития. Сложные отношения науки и общества охарактеризовал Л.С. Выготский: «Закономерность в смене и развитии; идей, возникновение и гибель понятий, даже смена классификаций и т. п. - может быть объяснено на почве связи данной науки с общей социально-культурной подпочвой данной эпохи, с общими условиями и законами научного познания, с теми объективными требованиями, которые предъявляет к научному познанию природа изучаемых явлений на данной стадии их исследования».

Анализ развития психологических знаний требует  изучения исторического фона. Однако простой синхронизации их с показателями уровня социально-экономического развития недостаточно: социальные условия в  значительной степени влияют на выбор  проблемы, а также на характер ее решения. История психологии должна также учитывать особую ситуацию в науке в изучаемый период. Факт взаимосвязи психологии с другими науками характеризует ее развитие на всех этапах истории. Влияния математики, физики, астрономии, языкознания, физиологии, биологии, этнографии, логики и др. наук на психологию разнообразны. Во-первых, в рамках этих наук накапливались знания о психических явлениях. Во-вторых, в психологии испоользовались методы этих наук, в частности, эксперимент был заимствован В. Вундтом из физиологии органов чувств, психофизики и психометрии. В-третьих, происходило использование научной методологии. Так, развитие механики в XVII и XVIII вв. обусловило возникновение механистической модели поведения животных Р. Декарта, механистической концепции ассоциаций Д. Гартли, «ментальной физики» Дж. Милля. Взаимодействие психологии с другими науками продолжается и в наши дни. Ж. Пиаже считал междисциплинарные связи особенностью как современного этапа в развитии психологии, так и ее будущего. В то же время он говорил, что будущее психологии - это прежде всего ее собственное развитие. Здесь нет противоречия: связь с другими науками не должна превратиться в редукционизм, т. е. сведение психологических закономерностей к закономерностям других наук. 
1.Понятие личности в психологии. Структура в личности. Самосознание личности. Характеристика образа «Я».

Индивидом рождаются, личностью становятся, за индивидуальность сражаются.

В психологии употр.близкие, но не тождественные понятия индивид(представитель биологического вида), личность(индивид как субъект межличностных и социальных отношенийи сознательной деятельности), индивидуальность(личность в ее своеобразии). основные отечественных исследователи: Рубинштейн С.Л., Петровский А.В., Ананьев Б.Г., Асмолов А.Г.

Понимание природы  индивидуальности тесно связано  с выяснением роли биологического и  социального в личности. Биологизаторы: С.Холл главным з-ном развития считал «з-н рекапитуляции»(развитие повторяет  стадии развития человечества, т.е. охота и т.д.) Кречмер считал, что между типом телосложения  и особенностями развития лежит связь. Фрейд говорит, что все поведение личности обусловлено бессознательными био влечениями, инстинктами(сексуальными). Социогенетическая теория старается объяснить особенности личности, исходя из структуры общества, способов социализации, взаимоотношений. Здесь теория научений Скиннера,Торндайка(жизнь личности-результат подкрепляемого научения, усвоения знаний и навыков).Теория социализации – от взаимодействия с обществом. Теория ролей – жизня дает способы поведения и эти роли накладывают отпечаток. Психодинамические концепции(Эриксон) – поведение через эмоции, влечения и т.д. Персонологические(Маслоу,Бюлер) – развитие личности в целом. Биологическое(тип нервной сист., половые ос-ти и т.д.) надо рассматривать как социально обусловленное. Основные этапы развития личности по А.В.Петровскому: адаптация, индивидуализация, интеграция.

Основу личности составляет ее структура. Есть несколько  точек зрения, я выделю Рубинштейна: 1.направленность(проявл.в потребностях, интересах, идеалах, убеждениях и т.д.) 2.ЗУНы(приобретаются в ходе жизни и познавательной деятельности) 3.индивидуально-типологические особенности(проявл.в темпераменте, характере, способностях). Фрейд говорит, что источником активности явл.инстинктианые побуждения.2 потребности-либидо и агрессия.

Переживания наличия  своего «Я» является результатом  длительного процесса формирования личности, которая начинается в младенческом возрасте. Взаимодействия и общения с людьми, человек выделяет сам себя из окружающей среды, ощущает себя субъектом своих психологических и физических состояний, действий процессов. У старших школьников формируется образ собственного «Я». В психологии образ собственного «Я» обозначает понятия «Я-образ» или «Я-концепция».

«Я-образ» относительно устойчивая, в большей или меньшей  степени осознанная, переживаемая как  неповторимая система представления  индивида о самом себе, на основе которого он строит свое взаимодействие с другими. В «Я-образе» встраивается отношение и к самому себе.

«Я-образ» включает в себя 3 компонента:

1.Когнитивный  – представление о своих способностях, внешности, соц. значимости.

2.Эмоционально-оценочный  – самоуважение, самокритичность,  себялюбие.

3.Поведенческий  – стремление быть понятым, завоевать симпатию, уважение, повысить свой статус, уклониться от оценки критики, скрыть свои недостатки.

«Я-образ» может  обозначаться как:

1)«Реальное Я»- сеюминутное, текущее

2) «Идеальное  Я» - каким бы он должен быть  по его мнению, чтобы соответствовать соц. Нормам и ожиданиям окружающих

3)«Фантастическое  Я» - то, каким человек желал бы  стать, если бы это оказалось  для него возможным.

Степень адекватности Я-образа выясняется при изучении одного и важнейших его компонентов  – самооценка личности – оценка личности самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Психологи называют самооценку личности «ядром личности». Самооценка играет существенную роль в организации целесообразного поведения, деятельности, взаимоотношение с окружающими людьми.

Хар-ки самооценки:

1.Адекватность

2.Устойчивость

3.Взаимоотношение  когнитивного и эмоционального  компонентов в ее структуре.

Самооценка возникает  на основе самопознания, оценки окружающих , а т.ж. на основе сравнения себя с идеальным образом.

1.Адекватная самооценка –позволяет человеку отнестись к себе в меру критически, правильно соотнести свои силы с задачами различной трудности и требование окружающих.

Заниженная самооценка проявляется в повышенной тревожности, постоянной боязни «-» мнения о себе, повышенной ранимости. Заниженная оценка разрушает у человека надежду на хорошее. Реальные успехи и «+» оценки окружающих он воспринимает как временные и случайные. Он остро реагирует на критику, смех. Недооценивает свою полезность, что приводит к снижению активности, комплексу неполноценности.

2.Достотолчно  высокая самооценка – проявляется  в том, что человек руководствуется  своими принципами, независимо от  мнения окружающих. Если самооценка  не слишком завышенная, она «+»  влияет на самочувствие и порождает устойчивость критики вследствие этого, критика не вызывает защитной реакции.

3.Завышенная  самооценка – человек самоуверенно  берется за работу, превышающую  его реальные возможности, что  при неудаче может привести  его к разочарованию и стремление  переложить ответственность на обстоятельства и др. людей.

Самооценка тесно  связана с уровнем притязаний – желаемый уровень самооценки личности, проявляется в степени трудности  цели, которые индивид ставит перед  собой. Стремление к повышенной самооценке порождает конфликт двух тенденций.

С одной стороны  – стремлении повысить притязание, чтобы пережить максимальный успех.

С другой стороны  понизить притязания, чтобы избежать неудач. В случаи успеха уровень  притязания повышается, человек проявляет  готовность решать более трудные задачи; при не успехе соответственно снижается.

Формула С/О Джеймса:  С\О=успех/притязание. Сказать об определении уровня притязаний(тест из практики с Вили) 
 
 

2.Понятие  индивидуальности  с современной  психологии. Темперамент, характер, способности как проявления индивидуальных различий.

Индивид – факт принадлежности живого существа к человеческому  роду.

Индивидуальность  – личность в ее своеобразии –  это, то чем та или иная личность отличается от окружающей. Особенностью интеллекта, чувствами и др. свойственны личности, проявляющиеся в деятельности. Но индивидуальность говорит не только о непохожести личности; она позволяет выявить творческие возможности в меру соц. Инициативы, активности и оригинальности личности.

Индивидуально психологические основы личности:

1.Темперамент – индивидуально-своеобразное природно – обусловленное динамическое проявление психики. Свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с др. психологическими особенностями человека.

Основные компоненты темперамента:

1)общая психологическая  активность 2)моторика 3)эмоциональность

От темперамента зависят:

1.Скорость возникновения  психологических процессов и  их устойчивость.

2.Темп и режим  деятельности поведения.

3.Интенсивность  психологических процессов.

Большой вклад в изучение темперамента внес И.П Павлов. Он считал, что три свойства нервной системы определяют тип ВНД:

Информация о работе Вопросы по психологии