Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 21:36, контрольная работа
воображение, понятие, характеристика
Введение: значение воображения.       2
 
1. Определение  воображения.                                                                                  4 
 2. Функции воображения.                                                                                         6 
 3. Виды воображения.                                                                                               8 
 4. Воображение и личность.                                                                                   12 
 Заключение.                                                                                                              14
Содержание: 
Введение: значение воображения. 2
1. Определение 
воображения.                               
2. Функции воображения.                               
3. Виды воображения.                               
4. Воображение и личность.                     
Заключение.                               
Список 
литературы.                   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение: значение воображения.
Человек постоянно вступает в контакт с окружающей его средой. Ежесекундно на наши органы чувств воздействуют десятки и сотни разнообразных стимулов, многие из которых надолго остаются в памяти человека. Причем одним из самых любопытных феноменов психики человека является то, что полученные в предшествующей практике впечатления от предметов и явлений реального мира не только сохраняются в памяти длительное время, но и подвергаются определенной обработке. Существование данного феномена обусловило возможность человека воздействовать на окружающую среду и целенаправленно изменять ее.
Образы, которые использует и создает человек, не ограничиваются воспроизведением непосредственно воспринятого. Перед человеком в образах может предстать и то, что он непосредственно не воспринимал, и то, чего вообще не было, и даже то, чего быть не может. Это означает только то, что не всякий процесс, протекающий в образах, может быть понят, как процесс воспроизведения, потому что люди не только познают и созерцают мир, они его изменяют и преобразуют. Но для того, чтобы преобразовывать действительность на практике, нужно уметь делать это и мысленно. Именно этой потребности и удовлетворяет воображение.
Воображение — это важнейшая сторона нашей жизни. Если бы человек не обладал фантазией, мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства, образов, создаваемых величайшими писателями, и изобретений конструкторов. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. А как они смогли бы усваивать школьную программу без воображения?
            
Благодаря воображению человек творит, 
разумно планирует свою деятельность 
и управляет ею. Почти вся человеческая 
материальная и духовная культура является 
продуктом воображения и творчества людей.  
Воображение выводит человека за пределы 
его сиюминутного существования, напоминает 
ему о прошлом, открывает будущее. Вместе 
с уменьшением способности фантазировать 
у человека обедняется личность, снижаются 
возможности творческого мышления, гаснет 
интерес к искусству и науке.  
            Воображение 
является высшей психической функцией 
и отражает действительность. Однако с 
помощью воображения осуществляется мысленный 
отход за пределы непосредственно воспринимаемого. 
Основная его задача — представление 
ожидаемого результата до его осуществления. 
С помощью воображения у нас формируется 
образ никогда не существовавшего или 
не существующего в данный момент объекта, 
ситуации, условий.  
            Проще 
сказать — стоит лишить человека фантазии, 
и прогресс остановится! Значит воображение, 
фантазия являются высшей и необходимейшей 
способностью человека. Однако фантазия, 
как и любая форма психического отражения, 
должна иметь позитивное направление 
развития. Она должна способствовать лучшему 
познанию окружающего мира, самораскрытию 
и самосовершенствованию личности, а не 
перерастать в пассивную мечтательность, 
замену реальной жизни грезами.
Как субъект действия человек не только созерцает и познает, но и изменяет мир, преобразует природу, создает предметы, которых в ней нет. Но человек не смог бы всего этого совершать, если бы не представлял себе ясно результата своих действий. Чтобы преобразовать мир на практике, надо уметь преобразовывать его мысленно, в представлении.
Таким образом, «рассматривая процесс создания человеком чего-либо нового, мы сталкиваемся еще с одним феноменом психики человека. Его суть состоит в том, что человек создает в своем сознании образ, которого пока в реальности еще не существует, а основой создания подобного образа является наш Прошлый опыт, который мы получили, взаимодействуя с объективной реальностью. Вот этот процесс — процесс создания новых психических образов — и получил название воображения».*
Воображение - психический процесс создания образов предмета или ситуации путем перестройки имеющихся представлений. Это часть сознания личности, один из познавательных процессов. В нем своеобразно и неповторимо отражается внешний мир, оно позволяет программировать не только будущее поведение, но и представлять возможные условия, в которых это поведение будет осуществляться.
Воображение присуще только человеку. Оно порождено трудовой деятельностью и развивается на ее основе. Специфика воображения состоит в переработке прошлого опыта. В этом отношении оно неразрывно связано с процессом памяти. Оно преобразует то, что есть в памяти. Воображение тесно взаимосвязано и с процессом восприятия. Оно включается в восприятие, влияет на создание образов воспринимаемых предметов. Оно обогащает новые образы, делает их более продуктивными. Самые тесные связи существуют между воображением и мышлением. Особенно это проявляется в проблемной ситуации. Важнейшее значение воображения - в том, что оно позволяет представить результат труда до его начала, тем самым, ориентируя человека в процессе деятельности.
Обладая богатым воображением, человек может "жить" в разное время, что не может себе позволить никакое другое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях.
Воображение является основной наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны или нежелательны.
Воображение может, предвосхищая будущее, создать образ, картину того, чего вообще не было. Так космонавты могли в своем воображении представить полет в космос и высадку на Луну тогда, когда это было только лишь мечтой, еще не осуществленной и неизвестно, осуществимой ли.
Воображение может, наконец, совершить и такой отлет от действительности, который создает фантастическую картину, ярко отклоняющуюся от действительности. Но и в этом случае оно в какой-то мере отражает эту действительность. И воображение тем плодотворнее и ценнее, чем в большей мере оно, преобразуя действительность и отклоняясь от нее, все же учитывает ее существенные стороны и наиболее значимые черты.
С.Л. Рубинштейн пишет: «Воображение - это отлет от прошлого опыта, это преобразование данного и порождение на этой основе новых образов».*
“Философский словарь” определяет воображение как “способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в человеческом сознании на основе преобразования полученных от действительности впечатлений”.
Многие исследователи отмечают, что воображение есть процесс создания новых образов, протекающий в наглядном плане. Такая тенденция относит воображение к формам чувственного отражения, другая же считает, что воображение создает не только новые чувственные образы, но и продуцирует новые мысли.
Одна из черт, характерных для воображения, состоит в том, что оно связано не только с мышлением, но и чувственными данными. Воображения нет без мышления, но оно не сводится и к логике, так как в нем всегда предполагается преобразование чувственного материала.
            
Таким образом, очевидно, что воображение 
есть и создание новых образов, и преобразование 
прошлого опыта, и то, что такое преобразование 
совершается при органическом единстве 
чувственного и рационального. 
 
2. Функции воображения.
Люди так много мечтают потому, что их разум не может быть “безработным”. Он продолжает функционировать и тогда, когда в мозг человека не поступает новая информация, когда он не решает никаких проблем. Именно в это время и начинает работать воображение, остановить которое человек по своему желанию не может.
            
В жизни человека воображение выполняет 
ряд специфических функций: 
            
Первая из них состоит в том, чтобы представлять 
действительность в образах и иметь возможность 
пользоваться ими, решая задачи. Эта функция 
воображения связана с мышлением и органически 
в него включена.  
            
Вторая функция воображения состоит 
в регулировании эмоциональных состояний. 
При помощи своего воображения человек 
способен хотя бы отчасти удовлетворять 
многие потребности, снимать порождаемую 
ими напряженность. Данная жизненно важная 
функция особенно подчеркивается и разрабатывается 
в психоанализе. 
            
Третья функция воображения связана 
с его участием в произвольной регуляции 
познавательных процессов и состояний 
человека, в частности восприятия, внимания, 
памяти, речи, эмоций. С помощью искусно 
вызываемых образов человек может обращать 
внимание на нужные события. Посредством 
образов он получает возможность управлять 
восприятием, воспоминаниями, высказываниями.  
            
Четвертая функция воображения состоит 
в формировании внутреннего плана действий 
– способности выполнять их в уме, манипулируя 
образами.  
            Наконец, 
пятая функция – это планирование и 
программирование деятельности, составление 
таких программ, оценки их правильности, 
процесса реализации.  
            С 
помощью воображения мы можем управлять 
многими психофизиологическими состояниями 
организма, настраивать его на предстоящую 
деятельность. Известны также факты, свидетельствующие 
о том, что с помощью воображения, чисто 
волевым путем человек может влиять на 
органические процессы: изменять ритмику 
дыхания, частоту пульса, кровяное давление, 
температуру тела. 
 
Рис.1 Функции 
воображения 
 
 
 
 
 
 
 
 
3. Виды воображения.
Различие видов воображения производится по степени активности и осознанности человеком создания им новых образов. В зависимости от этого различают пассивное и активное воображение (см. рис.2). Активное воображение в свою очередь делится на воображение воссоздающее и творческое, а пассивное – на преднамеренное и непреднамеренное.
Рис.2 Виды 
воображения 
Такое деление отчасти относительно, ибо каждый из этих видов содержит элементы другого. Процессы воображения, как и мышления, памяти и восприятия, имеют аналитико-синтетический характер. Основная тенденция воображения – преобразование представлений памяти, обеспечивающее, в конечном счете, создание заведомо новой, ранее не возникавшей ситуации.
Активное воображение - создание новых образов с помощью волевых усилий. Оно представляет собой преднамеренное построение образов в связи с сознательно поставленной задачей в том или другом виде деятельности. К активному воображению относятся мечты и фантазии. Активное воображение, в свою очередь, подразделяется на творческое и воссоздающее (репродуктивное) воображение.
Воссоздающее воображение – воображение, которое развертывается на основе описания, рассказа, чертежа, схемы, символа или знака. Имеет в основе создание тех или иных образов, соответствующих описанию. Человек наполняет исходный материал имеющимися у него образами. Воображение имеет место в тех случаях, когда человек по одному описанию должен представить себе предмет, который никогда им раньше не воспринимался, Например, он никогда не видел моря, но, прочтя описание его в книге, может себе представить море в более или менее ярких и полных образах.
Творческое воображение - воображение, которое предполагает самостоятельное создание образа, вещи, признака, не имеющих аналогов, новых, реализуемых в оригинальных и ценных продуктах деятельности. Неотъемлемая сторона технического, художественного и иного творчества. При этом различаются: 1) новизна объективная - если образы и идеи оригинальны и не повторяют чего-либо, имеющегося в опыте других людей; 2) новизна субъективная - если они повторяют ранее созданные, но для данного человека являются новыми и оригинальными.